Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Документы ООН об образовании



В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования, либо содержащих отдельные нормы. Это документы, принятые:

- Ассамблеей Организации Объединенных наций

- его специализированным учреждением – Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

- Международной организацией труда (МОТ)

- региональными международными организациями – Советом Европы и Содружеством Независимых государств

- двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Общепризнанные нормы по вопросам образования содержатся в таких документах ООН, как

Устав ООН(1945)

Глава IX. Международное экономическое и социальное сотрудничество.

Ст. 55 : ООН содействует

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Всеобщая декларация прав человека (1948)

Согласно ст. 26 образование призвано решить четыре взаимосвязанных задачи:

1) способствовать полноценному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности ООН по поддержанию мира.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966.) придает основополагающее значение праву личности на образование, впервые уравнивает его и другие экономические, социальные и культурные права с политическими и гражданскими. Пакт называет пять конкретных направлений, по которым каждое государство обязуется развивать образование в соответствии с задачами, поставленными Декларацией. Среди них особенно актуальными для нашей страны является обязанность государств обеспечить постепенное введение бесплатного высшего образования, установление удовлетворительной системы стипендий, постоянное улучшение материальных условий преподавательского состава.



Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Данный документ, в своем роде единственный, охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран. Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Охватывая весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она показывает, что необходимая ребенку для развития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей, что свобода зависит, помимо всего прочего, от здоровой и безопасной окружающей обстановки, наличия доступа к здравоохранению и обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.

Недискриминация является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его или родителей /законных опекунов/, или иных обстоятельств. Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. Она содержит конкретные положения с целью защиты прав детей, вовлеченных в преступную деятельность. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Согласно данному документу, основными правами ребенка являются право на выживание, право на развитие и право на защиту, на активное участие в жизни общества.



Исходными являются следующие положения Конвенции:

- несовершеннолетние, ввиду умственной и физической незрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

- вместе с тем, они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления;

- в решении любых вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, приоритет отдается этим интересам;

- семья рассматривается как естественная среда для развития и благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой государства с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе;

- целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН: в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности; традиций и культурных ценностей каждого народа;

- должно проявляться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

Конвенция о правах ребенка, наряду с закреплением права ребенка на образование, предусматривает комплекс прав и свобод, призванных гарантировать реальное действие права на образование. В частности, Конвенция содержит специальную норму, согласно которой ребенок вправе иметь уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Одновременно запрещается экономическая эксплуатация ребенка, поручение ему работы, представляющей опасность для его здоровья или создающей препятствия в получении образования. На государство и его органы возлагается обязанность обеспечивать реальное действие названного запрета, привлекать виновных лиц к юридической ответственности и проводить иные мероприятия.

 

Среди фундаментальных документов ЮНЕСКО по вопросам образования следует назвать

Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960)

- дискриминация в области образования является нарушением прав, изложенных в Декларации,

- ЮНЕСКО должна, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных станах, не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в этой области,

- выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования и, в частности:

a) Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

b) Ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

c) Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо отдельных случаев,

d) Положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

В настоящей Рекомендации слово «образование» относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

Положения не рассматриваются как дискриминационные:

a) Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

b) Создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое или образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении образования одной и той же ступени;

c) Создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.

В целях ликвидации или предупреждения дискриминации всех видов, подпадающей под определение, данное в настоящей Рекомендации, государствам-членам следует:

a) Отменить все законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования;

b) Принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения;

c) Не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся-гражданам данной страны, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях;

d) Не допускать в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;

e) Предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, как и своим гражданам.

Государствам-членам следует, кроме того, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы для осуществления равенства возможностей и отношения в области образования и, в частности:

a) Сделать начальное образование обязательным и бесплатным; сделать среднее образование в различных его формах всеобщим достоянием и обеспечить его общедоступность; сделать высшее образование доступным для всех, на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения;

b) Обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения;

c) Поощрять и развивать подходящими методами образование лиц, не получивших начального образования или не закончивших его, и продолжение их образования, в соответствии со способностями каждого;

d) Обеспечить без дискриминации подготовку к преподавательской профессии.

Принципы:

a) Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и всеми расовыми или религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;

b) Родители и в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, в рамках, определенных законодательством каждого государства, свободно посылать своих детей не в государственные, а в другие учебные заведения, отвечающие минимальным требованиям, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, и, во-вторых, обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями; никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;

c) За лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, следует признавать право вести собственную просветительную работу, включая руководство школами, и, в соответствии с политикой каждого государства в области образования, использовать или преподавать свой собственный язык, при условии, однако, что:

i) Осуществление этого права не мешает лицам, принадлежащим к меньшинствам, понимать культуру и язык всего коллектива и участвовать в его деятельности и что оно не подрывает суверенитета страны,

ii) Уровень образования в такого рода школах не ниже общего уровня, предписанного или утвержденного компетентными органами;

iii ) Посещение такого рода школ является факультативным.

Среди других важных документов – Рекомендация о развитии образования взрослых (1976), а также Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (1966), согласно которой

педагогическую деятельность следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства, приобретенных и поддерживаемых в результате систематического и непрерывного образования. Она обязывает также иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях.

Условия работы учителей должны быть максимально благоприятными для эффективного обучения и должны позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач.

Оговариваются вопросы:

- отбор для обучения;

- требования к профессиональному образованию:

Целью программы подготовки учителей должно быть расширение общеобразовательной подготовки и повышение личной культуры каждого студента, овладение им умением обучать и воспитывать других, знанием принципов, лежащих в основе установления хороших человеческих отношений в национальном и международном плане, воспитание сознания необходимости содействовать как преподаванием, так и личным примером социальному, культурному и экономическому прогрессу.

Программы подготовки учителей должны включать в своей основе следующее:

a) общие дисциплины;

b) изучение основ философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой, изучение теории и истории педагогики, сравнительной педагогики, школоведения, методики преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики;

c) изучение предметов, относящихся к будущей области преподавания;

d) педагогическую практику по учебной, внеклассной и внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей.

- усовершенствование учителей;

- условия работы и продвижение оп работе, включая дисциплинарные меры за нарушение норм профессионального поведения, медицинские осмотры, особые условия для учительниц, имеющих семью;

- права и обязанности учителей;

- условия, необходимые для обеспечения эффективного процесса обучения: число учащихся в отдельных классах, вспомогательный персонал, учебные пособия, продолжительность рабочего времени, ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска для повышения квалификации, специальные отпуска, отпуска по болезни и беременности, обмен учителями, школьные здания, специальные условия для учителей в сельских и отдаленных районах;

- заработная плата учителей, социальное страхование, медицинское обслуживание; пособия наследникам;

- нехватка учителей.

Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997)


Просмотров 4500

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!