Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Раздел 2. Тема ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА



В 1995г. наФедеральном уровене был представлен Национальный план действий в интересах детей. Как указано в данном документе, необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами, а также конкретные проблемы положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующих направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации: 1) укрепление правовой защиты детства; 2) поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; 3) обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; 4) улучшение питания детей; 5) обеспечение воспитания, образования и развития детей; 6) поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Каждое из направлений представлено в следующих аспектах: обобщенная оценка состояния проблемы; обобщенная оценка государственных мер с точки зрения их достаточности; цели, задачи и необходимые меры. Практическая реализация осуществлялась на основе принятия законодательных и правовых актов, разработки и реализации федеральных целевых программ, ежегодных планов действий федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Другими программными документами стали Президентские федеральные программы "Дети России" и "Молодежь России".

Программа "Дети России", состоящая из целевых программ "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Безопасное материнство", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха", была впервые разработана как комплексная социальная программав 1993 году. В 1994 году Программа получает статус президентской, что предполагает непосредственный патронаж Президента РФ. Будучи федеральной, программа вносится в государственный бюджет отдельной строкой. Её цель - создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации программы.



Программа "Дети-инвалиды" направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями

здоровья и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создание системы реабилитации, организации, разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе.

Программа "Дети-сироты"включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке; предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-экономическому обеспечению детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.



Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" включает ряд мер, направленных на формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повышение эффективности работы с дезадаптированными детьми и подростками, несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Программа "Одаренные дети" объединяет меры по осуществлению разработки концепции психолого-педагогических основ одаренности, выявлению и обучению одаренных и талантливых детей и подростков; формированию федерального банка данных по различным направлениям работы с одаренными детьми; подготовке программно-методических документов и пособий для учителей, воспитателей, работающих с одаренными детьми и их родителями; укрепление материально-технической базы организаций, работающих с одаренными детьми.

Впервые программа "Молодежь России"была принята в 1994году. Она была направлена на формирование условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. В 1998 году Программа приобретает статус президентской. По структуре программа разделена на отдельные целевые программы, объединенные в направления:

1) формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи); 2) решение социально-экономических проблем молодежи (жилищной проблемы; поддержка молодой семьи; содействие молодежному предпринимательству; решение вопросов занятости молодежи); 3) интеллектуальное и физическое развитие молодежи; 4) социальная поддержка и защита молодежи (правовая защита и социальная адаптация молодежи; формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодежи; развитие системы молодежного, детского и семейного отдыха). Специфика данной программы и всей государственной молодежной политики заключается в том, что она содержит инновационный аспект, опирающийся на трудовой и творческий потенциал молодого поколения.

Очередным этапом становления нормативно-правовой базы защиты детства стало принятие в 1998 году федерального закона РФ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", объединившего ранее разрозненные положения в единый свод законоположений. В качестве основных приоритетов государственной заботы о детях названы: а) подготовка детей к полноценной жизни в обществе; б) развитие у детей общественно-значимой и творческой активности; в) воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. В законе обозначены основные направления и организационные основы гарантий прав ребенка и разрешения споров при исполнении закона, показана роль каждого звена государственной структуры в обеспечении ведущих гарантий.

Ст. 9. раскрывает «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания»:

- при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка;

- администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций. Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях. Администрация образовательных учреждений может заключать с органами общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка;

- обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством РФ требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

В местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Логическим продолжением законотворческой деятельности в интересах детства стала разработка другого федерального закона – "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999). В законе уточнены основные понятия (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, безнадзорный, беспризорный, несовершеннолетний; семья, находящиеся в социально опасном положении), определены категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также задачи и субъекты профилактической работы, обозначен круг полномочий последних:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждения совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихявляются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Принципы: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержка семьи и взаимодействия с ней, индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

1 июня 2012 г. указом Президента РФ утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017гг, реализацию которой предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

  • семейная политика детствосбережения;
  • доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
  • здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
  • равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
  • создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.

 

Вспомогательный материал 3

РАЗДЕЛ 2 . Тема: Международные источники образовательного права (нормативно-правовового обеспечения образования)

1. Документы ООН об образовании.

2. Источники международного права по вопросам образования, устанавливаемые региональными международными сообществами.

3 Интернационализация образования: Болонский процесс.

 


Просмотров 830

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!