Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Технологии в управленческом консультировании





Memo Об экспедиторских функциях

1. Завод дает экспедиторов только на нерутинные закупки. Случаи необхо­димости посылки экспедиторов определяет директор завода и назначает их из своего персонала.

2. На собственном транспорте фирмы функции экспедиторов выполняют
водители.

3. В случаях использования наемного транспорта надо стремиться к заклю­
чению с поставщиками т. н. "Договора обязательности", целесообразность и воз­
можность такого договора выясняет служба снабжения фирмы "С".

Схема "Договора обязательности":

- транспорт фирмы "С" идет только на склад поставщика, минуя его офис;

- офис поставщика вовремя пересылает на свой склад пакет отгрузочной до­
кументации;

- поставщик берет на себя ответственность за идентификацию товара (ого­
ворить штрафы и компенсации в случае ошибок); *

- диспетчер (или иное уполномоченное лицо) фирмы "С"должен получить от
службы снабжения заявку по установленной форме с отметкой о проплате с
точным адресом и схемой проезда на место получения.
Примечание. Рассмотреть возможность доплаты сторонним водителям за

выполнение заказа (доставку).

4. Экспедиторы-профессионалы нужны только на наемном транспорте для
"необязательных" поставщиков, т. е. тех, с кем нельзя заключить "Договор обя­
зательности".

5. Оплата транспорта - за счет подразделения-заказчика.

6. По возможности и необходимости запрашивать у поставщика поставку на
условиях "франко-склад "покупателя.

ВЫСОКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Итак, вышеречь шла о бизнес-технологиях вообще. А что мы будем назы­вать управленческими технологиями? Ответ таков: управленческие техно­логии есть методические средства регулирования бизнес-процессов. Это зна­чит, что если мы предоставляем нашим клиентам-руководителям специально подготовленный методический аппарат по созданию бизнес-технологий, то мы технологизируем управление. Так что управленческие технологии есть част­ный случай бизнес-технологий, но особо важная и ответственная их разновид­ность. Ведь качество названного выше аппарата определяет и качество техно-логизации бизнес-процессов.

Возьмем, к примеру, командообразование. Многие руководители так или иначе опытным путем, по догадкам и взаимным советам формируют свои уп­равленческие команды, организуют работу совещаний и пр. То есть они по-своему регламентируют эту работу. Но вот консультант предлагает ему специ­ально разработанные методы подбора членов команды, построения их взаимо­действия, коллективной выработки решений и т. п. Но эти методы созданы на основе анализа опыта командообразования во множестве организаций, экспе­риментов, удачных и неудачных советов, обмена разработками между консуль­тантами. Наконец они доведены до высокого качества платежеспособным спро-



•3-7940



Глава XX


сом на весьма строгом рынке весьма дорогостоящих услуг первой необходи­мости.

Иначе говоря, мы предлагаем клиентуре высокие управленческие тех­нологии. Их отличия от самодеятельных управленческих технологий, при­думываемых или стихийно складывающихся в практике руководителей, со­стоят:

1) в большей эффективности;

2) дополнительных затратах времени, сил, средств руководителей на их
освоение;

3) меньшей зависимости их от индивидуальности конкретных руководи­
телей.

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Однако высокие управленческие технологии имеют сугубо консультаци­онное происхождение. Им просто неоткуда больше появиться. Вряд ли оши­бусь, утверждая, что консультационные технологии есть основной продукт, который поставляет консультант своей клиентуре помимо знаний, обучения, тренингов, да и там технологизация продвигается все глубже.

Здесь нам снова придется разбираться с основными понятиями, а их здесь целый ряд.

МЕТОДОЛОГИЯ - набор концептуальных принципов работы с органи­зациями, отражающих ценности и взгляды их сторонников. То, что в консуль­тационной среде получило название OD - Organization Development, есть, ко­нечно, самостоятельная методология консультирования. То же - т. н. "живая методология", "обучающаяся организация" и т. д. На основе наиболее разви­тых методологий возникают консультационные школы.



ТЕХНОЛОГИЯ - применительно к управленческому консультирова­нию (ибо раньше речь шла о бизнес-процессах) означает совокупность вза­имосвязанных методов работы в организации, направленных на решение определенного класса управленческих задач. Например, диагностические или мотивационные технологии. В менее строгом смысле говорят о техно­логиях разработки стратегии организации; растет число инновационных технологий.

МЕТОД, МЕТОДИКА- регламентируемые действия консультанта по ре­шению частных консультационных задач - диагностическое интервью, наблю­дение, построение графов проблем, проведение модерации и пр.

ПРОЦЕДУРА, ТЕХНИКА - эмпирическое описание какого-либо мето­дического элемента - задавание вопросов, заполнение пустографок, пробле-матизация респондента, составление контракта и т. п.

Где-то рядом витают слова "прием", "способ", "подход", которые не стоит специально определять. Тем более что и приведенные уже понятия отличают­ся между собой не столь уж ясно. Я и сам иногда по-разному их использую. Такие дефиниции нужны, но для условного обозначения.

Как распределяются эти понятия от общего ко все более частным, конк­ретным, см. на рис 16. Каждое следующее входит в состав предыдущего:


Технологии в управленческом консультировании



 



методологии

 


Рис. 16. Соотношение понятия "консультационная технология" со смежными понятиями

Договорившись о примерном содержании понятия "консультационные технологии", введем различия внутри их.

Во-первых, кабинетные технологии, включающие методы, процедуры ана­лиза консультантом материалов, полученных им в клиентной организации: поиск корреляций между различными данными, построение схем, графов и т. п. Выполняет он эту работу у себя за столом.

Во-вторых, лабораторные технологии, предназначенные для создания не­которых искусственных временных ситуаций, проблематизирующих, разви­вающих персонал клиентной организации с целью получения или производ­ства новой информации. Лабораторные технологии вводятся в организацию на сравнительно короткое время для конкретной задачи и затем прекращают свое действие, оставляя содержательный след. Например, исследование дей­ствием, эксперимент, деловая игра, самодиагностика организации и т. д. Не­редко такие технологии используются в режиме резиденциальной работы, т. е. с выездом или вне помещения данной организации.

В-третьих, полевые консультационные технологии, врастающие в ткань реальных организаций в качестве необходимых новшеств. Полевые техноло­гии передаются консультантами в руки руководителей для практического ис­пользования. К ним стоит отнести мотивационные технологии, методы рабо­ты над стратегией, построения сценариев и т. п. Именно отсюда появляются те высокие управленческие технологии, о которых говорилось выше. Да, именно отсюда.

Консультационные технологии - ценнейшее достояние консультанта по управлению, важнейшая составляющая его профессионализма. На управлен­ческом рынке самый большой спрос на полевые технологии. Почему? Если ценность кабинетных технологий видна только консультанту (лабораторные технологии впечатляют клиента, но их конструкция и замысел ему мало дос­тупны), то содержание и эффективность полевых он воспринимает достаточ­но полно, ибо сам ими овладевает и пользуется в своей практике неопределен­но долго.

Такова реакция рынка: требовать понятное и близкое. Однако для самого консультанта развитие аналитического аппарата как средства производства цен­ной новизны не менее значимо. Правда, этот приоритет появляется у консуль­танта высокой квалификации, способного ориентироваться не только на пря­мой спрос руководителей, но и нате потребности организаций, которые не впол-



Глава XX


не осознаны руководителями. И через свои кабинетные технологии такой кон­сультант выдает клиенту проблемы, возможности, информацию, материал для саморефлексии, которые никак иначе не появятся. Впрочем, тут мы выходим на уровень глубокого консультирования, а это тема специального разговора.

Теперь систематизируем соотношение всех рассматриваемых видов тех­нологий (табл. 16):

Таблица 16 Соотношение бизнес-технологий

Бизнес-технологии
исполнительские управленческие ; консультационные
жесткие мягкие самодея­тельные полевые, высокие лаборатор­ные кабинетные
           

Что мы видим? Между управленческими и консультационными техноло­гиями граница очень условна, ибо посредством вторых консультанты произ­водят первые. Дальше. Полевые, т. е. передаваемые от консультанта руководи­телям технологии, названные ранее высокими, относятся и к консультацион­ным, и к управленческим. Это одни и те же технологии. А вот относятся ли определения - жесткие, мягкие - только к исполнительским бизнес-техноло­гиям - вопрос, наверное, спорный. И пусть.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!