Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Критерии классификации и виды правовых норм



 

1. Наблюдая право в жизни общества, писал по поводу его нормативного содержания Г.Ф. Шершеневич, «мы обнаруживаем прежде всего, что оно всегда выражается в виде правил. Всякий закон, в какую бы грамматическую форму он ни был облечен, всегда представляет собой норму или правило поведения».

При этом все нормы права, или правила поведения выступают, с одной стороны, как весьма сходные между собой общеродовые явления, а с другой — как значительно отличающиеся по своему содержанию друг от друга видовые явления. В силу этого глубокое и разностороннее познание норм права с неизбежностью предполагает необходимость рассмотрения не только их общих родовых черт, но и одновременного изучения их особенных — видовых и индивидуальных черт. Последнее, в свою очередь, логически ведет к необходимости предварительной классификации норм права по разным критериям.

2. В отечественной и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации норм права в соответствии с такими критериями, как характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности их структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность норм к тем или иным институтам и отраслям права.

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классификаций норм права является их подразделение в зависимости от характера регулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права.

Нормы материального права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения; определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности. С помощью материальных норм регулируются взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями. Материальные нормы права опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц. Ими определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства. Материальные нормы права устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.



Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в других отраслях права.

В юридической литературе материальные нормы права вполне обоснованно считаются как бы первым слоем права, правовой основой общества и государства, а процессуальные — как бы вторым слоем, определяющим юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления первого слоя.

Нормы права классифицируются также в зависимости от их отраслевой принадлежности и их прямого отношения к тем или иным институтам права. По отраслевому принципу нормы права подразделяются соответственно на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и иных отраслей права.

В зависимости от их прямой связи и принадлежности к различным институтам нормы права определяются соответственно в рамках каждой в отдельности отрасли права.



Например, в рамках конституционного права нормы права подразделяются на нормы, регулирующие отношения, возникающие по поводу гражданства, прав и свобод граждан, формы правления и формы государственного устройства, порядка формирования и деятельности государственных органов. В гражданском праве в зависимости от принадлежности к различным институтам выделяются группы норм права, регулирующие отношения, касающиеся ценных бумаг, различных гражданско-правовых сделок, исков, права собственности и других вещных прав.

Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация норм права в зависимости от характера содержащихся в них предписаний. По этому критерию нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Под управомочивающими понимаются нормы права, предоставляющие возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. В них акцентируется внимание на правах субъектов, на допустимости совершения ими определенных действий.

Специфика обязывающих норм права, как это следует уже из их названия, заключается в том, что они обязывают субъекта права совершить определенные положительные действия. В случае отказа лица совершить эти действия наступают негативные для него юридические последствия. В ст. 24 ГК РФ закреплено, что «гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством». Примером обязывающей нормы может служить и норма ст. 331 ГК, обязывающая заключать соглашение сторон о неустойке в письменной форме «независимо от формы основного обязательства». Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность соглашения о неустойке.

Особенность запрещающих норм права заключается в том, что они устанавливают обязанность не совершать определенные действия, запрещают определенные варианты поведения. К запрещающим нормам относятся все нормы уголовного права, значительная часть норм административного права. Содержатся такие нормы и в других отраслях права.

Например, в конституционном праве России имеются нормы, которые запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13 Конституции Российской Федерации).

Классификация правовых норм проводится и в зависимости от характера актов, в которых содержатся нормы права. По этому основанию различают нормы права, которые содержатся в законах и подзаконных актах (постановлениях правительства, приказах министров и т.д.). В свою очередь, нормы, содержащиеся в законах, подразделяются на нормы конституционных и нормы текущих (обычных) законов.

Такая классификация, определяющая место и роль каждой нормы в общей системе правовых норм и их иерархию, имеет огромное значение для поддержания принципа законности и конституционности.

Режим законности и конституционности в любой стране неизбежно предполагает не только строгое и неуклонное соблюдение предписаний правовых норм, но и строгое соответствие их самих друг другу, а именно: норм, содержащихся в подзаконных актах, нормам законов, норм текущих законов нормам конституционных законов.

Важное теоретическое и практическое значение имеет классификация правовых норм по времени и месту их действия, а также по кругу лиц, на которые распространяется действие норм права.

В зависимости от времени действия нормы права подразделяются на нормы постоянного действия, или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке), и нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу).

По месту действия нормы права подразделяются на нормы, распространяющиеся на всю территорию страны, и нормы, действующие на части территории. В России это нормы, действующие на всей территории Федерации, нормы, действующие на территории ее субъектов, нормы местного значения (в пределах определенной административно-территориальной единицы или региона, скажем, Крайнего Севера).

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм права, они подразделяются на общие и специальные нормы. Первые охватывают всех лиц, проживающих на данной территории. Регулятивное воздействие вторых распространяется лишь на определенную категорию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров.

Широко распространена в научной литературе классификация норм права в зависимости от характера составных элементов их структуры — гипотезы, диспозиции и санкции.

В зависимости от особенностей гипотезы нормы права подразделяют на определенные и относительно определенные. Определенная гипотеза отличается четкостью и ясностью обстоятельств, которые необходимы для осуществления содержащихся в правовой норме предписаний. Относительно определенная гипотеза не содержит в себе четких указаний на обстоятельства, при которых начинает действовать норма права. Она называет лишь общие условия действия нормы. Конкретные же обстоятельства в каждом конкретном случае определяются уполномоченным государственным органом — субъектом правоприменения.

По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные нормы.

Нормы с абсолютно определенной диспозицией отличаются тем, что вполне определенно, исчерпывающе устанавливают права и обязанности сторон — субъектов правоотношений. В качестве примера можно сослаться на ст. 393 ГК Российской Федерации (часть первая), устанавливающую, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства».

Особенностью норм с относительно определенной диспозицией является то, что они, устанавливая права и обязанности сторон, в то же время предоставляют им возможность в рамках действующего права проявлять свою собственную инициативу. Одним из многочисленных примеров может служить ст. 14 ГК, допускающая, наряду с установленными этим же законом способами защиты гражданских прав (ст. 12), различные способы самозащиты гражданских прав при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».

Бланкетные нормы отличаются от других правовых норм тем, что они устанавливают правила поведения лишь в самой обшей форме, никак не конкретизируя их. Что же касается конкретизации этих правил, то она содержится в специальных нормативно-правовых актах, существующих отдельно от бланкетных норм. На них указывается в рассматриваемых нормах. Примерами бланкетных норм могут служить нормы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов. В них указывается лишь на то, что за нарушение этих правил и ГОСТов наступает определенный вид ответственности, тогда как сами правила и ГОСТы излагаются в специальных актах.

В зависимости от характера и степени определенности предусмотренных в норме санкций нормы права подразделяют на нормы с абсолютно определенными, относительно определенными, альтернативными и кумулятивными санкциями.

В нормах права с абсолютно определенными санкциями содержатся точные указания на то, какие меры наказания должны быть применены к правонарушителям. Это могут быть меры уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовые меры (неустойка, возмещение убытков и пр.), административно-правовые меры (например, штраф). Общим для них являются точность и строгая определенность вида и меры наказания.

Нормы с относительно определенными санкциями предполагают применение за допущенные правонарушения различных мер государственного воздействия с учетом тяжести совершенного деяния, личности правонарушителя и других обстоятельств. Довольно типично для таких норм указание на минимальные и максимальные меры государственного воздействия (например, лишение свободы от одного года до трех лет) или указание на возможность применения одного из нескольких видов наказания (например, лишение свободы на определенный срок или же исправительные работы).

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Выбор той или иной меры в каждом случае обусловливается конкретными обстоятельствами, касающимися данного дела. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Особенностью норм с кумулятивными санкциями является то, что они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Например, согласно новому Уголовному кодексу Франции оставление без помощи лица, которое не в состоянии себя защитить «по причине своего возраста или своего физического или психического состояния», наказывается пятью годами тюремного заключения и штрафом в 500 тыс. франков.

В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы права подразделяются на:

1) нормы-принципы, закрепляющие установочные по своей сути положения, которые лежат в основе организации и деятельности государственных органов и других субъектов права. К таковым относятся, например, нормы, содержащиеся в законах о Конституционном Суде или о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, где закрепляются принципы независимости судей, подчинения их только закону и др.;

2) нормы-определения (дефиниции), которые могут как содержаться в различных статьях того или иного нормативного акта, так и составлять отдельную статью. Примером могут служить нормы-определения, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», где закрепляются понятия «избиратель», «кандидат», «избирательное объединение» и др.;

3) нормы-цели, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность как государственных органов, так и всего государства. К такого рода нормам можно отнести, в частности, нормы ст. 7 Конституции Российской Федерации, указывающие на целевое направление деятельности Российской Федерации как социального государства; нормы ст. 40, предписывающие органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище;

4) нормы-расчеты, содержащие в себе количественные или качественные показатели деятельности государственных органов или организаций. Типичным примером может служить закон о бюджете на тот или иной год. В нем содержатся статьи — показатели доходов и расходов, предельный размер дефицита бюджета и т.д.

Существуют и иные классификации норм права, которые не имеют принципиального значения.

3. Помимо общепринятой в отечественной и зарубежной литературе классификации норм права, их можно подразделять и по иному, нетрадиционному для отечественной юридической науки критерию. А именно — в зависимости от принадлежности тех или иных юридических норм к публичному или частному праву.

В истории развития теории государства и права в нашей стране начиная с октября 1917 г. и кончая 90-ми годами не было даже попыток деления системы права на публичное и частное и соответствующей этому классификации норм права. Одна из главных тому причин — отсутствие в стране частной собственности и хотя бы зачаточных рыночных отношений. Со времени появления в России того и другого в полный рост встала проблема определения и выделения публичного и частного права, а вместе с ней и классификации по этому критерию норм права.

Что собой представляют публичное право и частное право? Нормы
каких отраслей права относятся к ним?

Публичное право, по определению Ю.А. Тихомирова, представляет
собой своего рода функционально-структурную подсистему права, выражающую государственные, межгосударственные и общественные отношения. Публичное право, поясняется в Юридическом энциклопедическом словаре, выступает как «совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес господствующего класса, трактуемый как общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника».

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное, административное, муниципальное, уголовное и др. Нормы, составляющие содержание данных отраслей права, и являются нормами публичного права.

Частное право представляет собой другую функционально-структурную подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие
частные интересы, автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях.

К отраслям права, формирующим подсистему частного права, относятся гражданское право, коммерческое, торговое, международное частное право и др. Соответственно нормы, составляющие содержание данных отраслей права, являются нормами частного права.

Кроме названных существуют и иные виды классификации норм права. Они, дифференцируя нормы, способствуют их более глубокому познанию и пониманию.

 


Просмотров 2344

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!