Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1. Современная микроэкономика: предмет и метод 1 часть



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

БУЯНОВА М.Э., ТИМОФЕЕВА Г.В., КОПЫЛОВА Ю.Г.

 

 

ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

ВОЛГОГРАД – 2010


Рецензент:

д.э.н., профессор ВолГУ Л.Ю. Богачкова

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

 

 

Буянова М.Э., Тимофеева Г.В., Копылова Ю.Г.

Основы микроэкономического анализа: Рабочая тетрадь / М. Э. Буянова, Г. В. Тимофеева, Ю.Г. Копылова. Издание 2-е перераб. и доп. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – 141 с.

 

 

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой подготовки бакалавров и специалистов, является дополнением к учебно-методическому пособию «Основы микроэкономического анализа» М.Э. Буяновой, Г.В. Тимофеевой.

Содержит основные понятия, задания, тесты, задачи, проблемы по основным темам курса.

Приводится полный список основной и дополнительной литературы.

Предназначено для студентов-бакалавров экономического профиля, специалистов, преподавателей, а также для тех, кто интересуется проблемами современного микроэкономического анализа.

Подготовлено при финансовой поддержке факультета мировой экономики и финансов в рамках издательского проекта «Подготовка и переиздание учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины «Микроэкономика. Вводный курс» -2010 г.

 

 


(Ф. И. О. студента)

 

(факультет)

 

(№ группы)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….…………6

Тема 1. Современная микроэкономика: предмет и метод ………………………7

Основные понятия …………………………………………………………...….7

Задания ………………………………………………………………………..…8

Тесты ……………………………………………………………………………10

Задачи ………………………………………………………………………..…10

Проблемы ………………………………………………………………….…. 13

Тема 2. Теория потребительского выбора …………………………………….…17

Основные понятия ……………………………………………………………..17

Задания …………………………………………………………………………18

Тесты ……………………………………………………………………………22

Задачи ………………………………………………………………………..…23

Проблемы …………………………………………………………………..…. 29

Тема 3. Теория производства ………………………………………….……….….32

Основные понятия …………………………………………………………….32

Задания …………………………………………………………………………33

Тесты ……………………………………………………………………………37

Задачи ………………………………………………………………………..…37

Проблемы …………………………………………………………………..…. 41



Тема 4. Теория издержек …………………………………………………………...44

Основные понятия ……………………………………………………………..44

Задания …………………………………………………………………………45

Тесты ……………………………………………………………………………48

Задачи …………………………………………………………………………..48

Проблемы ………………………………………………………………………52

Тема 5. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Теория краткосрочного предложения ……………………………………………55

 

Основные понятия …………………………………………………………….55

Задания …………………………………………………………………………56

Тесты …………………………………………………………………………....59

Задачи …………………………………………………………………………..60

Проблемы ………………………………………………………………………65

 

Тема 6. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Теория долгосрочного равновесия ……………………………………………….69

 

Основные понятия …………………………………………………………….69

Задания …………………………………………………………………………70

Тесты ……………………………………………………………………………73

Задачи …………………………………………………………………………..74

Проблемы ………………………………………………………………………80

Тема 7. Модель поведения предприятия в условиях несовершенной конкуренции: чистая монополия ………………………………………………...84

Основные понятия …………………………………………………………….84

Задания …………………………………………………………………………84

Тесты ……………………………………………………………………………88

Задачи …………………………………………………………………………..89

Проблемы ………………………………………………………………………93

Тема 8. Модель монополистической конкуренции ……………………………..97

Основные понятия …………………………………………………………….97

Задания …………………………………………………………………………97

Тесты …………………………………………………………………………..100

Задачи …………………………………………………………………………100

Проблемы ……………………………………………………………………..104

Тема 9. Олигополия ………………………………………………………………..108

Основные понятия ……………………………………………………………108

Задания ………………………………………………………………………..109

Тесты …………………………………………………………………………..112

Задачи …………………………………………………………………………112



Проблемы ……………………………………………………………………..118

Тема 10. Анализ общего равновесия и эффективность ………………………121

Основные понятия ……………………………………………………………121

Задания ………………………………………………………………………..122

Тесты …………………………………………………………………………..124

Задачи …………………………………………………………………………124

Проблемы ……………………………………………………………………..129

Подготовка эссе по микроэкономике……………………………………………133

Требования к написанию эссе ………………………………………………133

Перечень тем …………………………………………………………………136

Литература к курсу ……………………………………………….........................137

 

ВВЕДЕНИЕ

Цели курса:

Основная цель курса – дать студентам глубокое понимание принципов микроэкономики.

Умение использовать приемы микроэкономического анализа помогает понять закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, то, как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных товаров. Микроэкономика может объяснить, как устанавливаются цены на одежду и автомобили, нефть и зерно, услуги адвоката и биржевого брокера; как определяется и отчего зависит уровень зарплаты; какие средства инвестируются предпринимателями в производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается в экономике различных благ и кто их получит. Все эти знания необходимы практически каждому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления.

Требования к студентам:

Контрольные задания, тесты, задачи, проблемы, представленные в рабочей тетради, основаны на использовании знаний, полученных студентами при изучении курса «Основы экономической теории и хозяйственной практики» и других экономических дисциплин. Это позволяет значительно углублять выводы и их применение по вопросам рационального поведения экономических субъектов, развивать у будущих специалистов навыки решения актуальных экономических задач, самостоятельно анализировать экономическую реальность.

Методические рекомендации студентам:

Предлагаемая рабочая тетрадь является приложением к учебно-методическому пособию «Основы микроэкономического анализа» (М. Э. Буянова, Г. В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 198 с.).

Сборник предназначен для использования как на семинарских занятиях, так и в самостоятельной работе.

Изучение курса требует постоянной самостоятельной работы. Предварительное знакомство с литературой, указанной в данном сборнике, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем.

Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, позволяет эффективно выполнить домашние задания и написать эссе.

Постоянная активность на занятиях, готовность ставить и обсуждать актуальные проблемы курса – залог вашей успешной работы.

Авторы надеются, что данное пособие станет помощником студентам для закрепления программы курса, а преподавателям – для быстрого и объективного контроля усвоения материала.

Тема 1. Современная микроэкономика: предмет и метод

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Составим словарик

Термин Определение Математическое описание
  Микроэкономика         _
  Макроэкономика         _
  Позитивная экономическая наука       _
  Нормативная экономическая наука       _
  Метод         _
  Чистый выигрыш         _

 


ЗАДАНИЯ

1. Дайте характеристику основных этапов развития микроэкономической теории.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте определение следующим понятиям:

Анализ –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Синтез –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индукция –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дедукция –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предельный анализ –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позитивный анализ –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нормативный анализ –

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.

а) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какова цель построения экономической модели?

Каковы поведенческие предпосылки, наиболее часто используемые в микроэкономических моделях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ТЕСТЫ

Определите, верны (Да) или неверны (Нет) следующие утверждения:

1. Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае. _____________________

2. Экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем. ________________________

3. Экономика, не являясь точной наукой, не может использовать научные методы анализа. _____________________

4. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса «что должно быть?», а не на констатацию «что есть». ___________________

5. Роль экономики значительна, в частности, и потому, что она доказывает правомерность тезиса: «что правильно для конкретных людей, то правильно для всего общества». ______________________

6. Если гипотеза подтверждена практикой (эмпирически), то используемые в ней теоретические посылки всегда верны. __________

7. Если практика свидетельствует о неверности заключения, вытекающего из экономического анализа, то обоснованность в нем теоретического похода также подвергается сомнению. _____________

 

ЗАДАЧИ

 

5. С помощью понятий “предельная выгода” и “предельные издержки” объясните, почему некоторым профессиональным спортсменам платят значительно больше, чем другим?

Какие факторы определяют, выигрывает ли, с точки зрения прибыли, команда, приглашая “суперзвезду”, а не игрока среднего уровня?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Укажите, позитивными или нормативными являются следующие утверждения, и объясните почему:

1) если бы цена на мужские костюмы возросла на 20%, объем их продукции упал бы на 30%;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) следует ввести тарифы на иностранные автомобили;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) тарифы на иностранные автомобили повысят зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) следует проводить политику, которая повышает национальный доход, так как она полезна для страны;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) следует устранить дефицит государственного бюджета;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7*. Согласно концепции российского экономиста А. В. Чаянова в крестьянской экономике количество земли, обрабатываемой каждым работником, прямо пропорционально соотношению числа потребителей и работников в крестьянских семьях. Во время этнографических исследований начала 1960-х гг. в деревне Мазулу (Северная Родезия) были получены следующие данные о двух группах домохозяйств.

 

Количество потребителей/количество работников 1,00 - 1,24 1,25 - 1,49
Обрабатываемая площадь/количество работников, акров/чел. 1,96 2,16

 

Выведите формулу зависимости интенсивности труда африканских крестьян деревни Мазулу от структуры их домохозяйств.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­__________________

 

8*.В докладе сановника Ли Куя правителю древнекитайского царства Вэй (V—IV вв. до н.э.) дана следующая информация о сборах зерна. Автор доклада выделяет хорошие урожаи трех степеней и плохие урожаи тоже трех степеней.

При сборе сам-четыре (первая степень хорошего урожая) избыток у средней крестьянской семьи составляет 500 даней (1 дань равен примерно 70 литрам), при сборе сам-три (вторая степень) — 300 даней, при сборе сам-два (третья степень) — 100 даней. Когда в стране неурожай первой степени, то собирают всего 100 даней, при неурожае второй степени — 70 даней, при неурожае третьей степени (самый худший сбор) — всего 30 даней. Автор доклада предлагал создавать страховые запасы зерна: при хорошем урожае первой степени закупать 3/4 избытка, при урожае второй степени — 2/3, при урожае третьей степени — 1/2.

Затем при неурожае первой степени государство должно выбрасывать на рынок запасы хорошего урожая третьей степени, при неурожае второй степени — запасы хорошего урожая второй степени и т. д.

Попробуйте по этим данным рассчитать примерные величины фонда потребления и посевного фонда, составляющие в совокупности необходимый продукт крестьянской семьи, а также величину потребляемых крестьянской семьей продуктов при различных степенях урожая и неурожая.

Сделайте выводы о специфике экономико-математического моделирования в традиционной китайской экономической мысли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ПРОБЛЕМЫ

 

9. Часто говорят, что хороша та теория, которая может быть проверена практикой, на основе фактических данных. Объясните, почему теория, которую нельзя проверить эмпирически, не является хорошей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. В чем сходство и различие позитивного и нормативного подходов в экономике?

В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 


 

НА ЗАМЕТКУ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!