Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 2 Основные элементы экономики



Методические указания к практическим занятиям

Для студентов гуманитарных и технических специальностей

Омск 2009

 
 


УДК 330 (07)

ББК 65. 5я73

Г 68

 

Рецензенты:

 

 

Г68 Экономика: методические указания к практическим занятиям / А.Д.Косьмин, Т.И.Гордиевич., В.С.Ефремов, И.А.Романов, Е.С.Александрова. Омск: «Омский государственный технический университет» , 2009. – стр.

 

Предлагаемое студентам практическое пособие «Экономика: методические указания к практическим занятиям» включает планы семинарских занятий и методические рекомендации для подготовки к ним. Пособие предназначено для обучения по дисциплине «Экономика» для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной и дистанционной технологий.

 

 

ISBN

 

 

©

Составители: А.Д. Косьмин, д.э.н., профессор

Т.И.Гордиевич, к.э.н., доцент

Е.С Александрова

И.А.Романов

В.С. Ефремов

 

Рецензенты:

 

 

Предлагаемое студентам практическое пособие «Экономика: методические указания к практическим занятиям» включает планы семинарских занятий и методические рекомендации для подготовки к ним. Пособие предназначено для обучения по дисциплине «Экономика» для студентов технических и гуманитарных специальностей заочной и дистанционной технологий.


Предисловие

В методических указаниях дано последовательное изложение всех тем, изучаемых в рамках дисциплины «Экономика», которая является обязательным федеральным компонентом цикла гуманитарных дисциплин для всех специальностей. Методическое пособие разработано с учётом требований образовательного государственного стандарта по дисциплине «Экономика» и обобщения опыта преподавания экономической теории в вузе.

Главной задачей методического пособия является оказание помощи студентам в овладении базовыми положениями экономической теории, её методологическими принципами и прикладными аспектами. Пособие позволит студентам наиболее эффективно организовать самостоятельную работу по подготовке к семинарским занятиям, которые являются одним из основных этапов процесса изучения экономической теории.

Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским занятиям в соответствии с предложенными рекомендациями способствует систематизации учебной информации и овладению определёнными интеллектуальными умениями: анализ, оценка, классификация, сравнение, обобщение и т.д.



Пособие предназначено для подготовки студентов, изучающих дисциплину «Экономика» и обучающихся по заочной и дистанционной технологиям.

Тема 1. .Введение в экономическую теорию

1. Предмет и функции экономической теории

2. Основные этапы развития экономической теории

3. Методы познания экономической науки

 

Цель данной темы – изучить основные этапы развития экономической теории, сформировать представление о предмете исследования, определить задачи и функции экономической теории, выявить методы познания экономических явлений.

Методические указания

1. Предмет и функции экономической теории.Приступая к изучению первого вопроса, следует дать определение предмета экономической теории, подчеркнув, что, развиваясь в определённых условиях, наука изменяет и предмет своего исследования. Необходимо показать, что в развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Важно подчеркнуть, что вся история экономической теории показывает поиск целостного системного взгляда на хозяйство общества, стремление описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы наиболее рациональных экономических решений.

При изучении предмета экономической теории целесообразно выделить сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – экономические отношения в обществе.

Далее следует показать структуру экономической теории - микроэкономику, макроэкономику, мезаэкономику, мегаэкономику; выявить их особенности. Важно показать место экономической теории в системе экономических и социальных наук. После изучения темы раскройте содержание функций экономической теории используя свои личные наблюдения и примеры из профессиональной деятельности. Сравните роль и значение в жизни общества экономики как гуманитарной науки и технических, естественных наук.



2. Основные этапы развития экономической теории.Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о законах ведения домашнего хозяйства. Становление капитализма обусловило рождение самостоятельной науки – политической экономии, в которой можно выделить политическую экономию богатства и политическую экономию труда.

Важно отметить, что в нашей стране до 90-х годов преобладающее место в формировании экономического мировоззрения занимала марксистская политическая экономия, рассматривавшая в качестве предмета своего исследования производственные отношения. Дайте описание направлений и этапов экономической науки: меркантилизма, физиократизма, классической политэкономии, неоклассической теории, кейнсианства, институционализма, монетаризма. Рассмотрите экономические идеи наиболее ярких представителей этих направлений.

3.Методы познания экономической науки.Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем. Достигается это с помощью соответствующих методов.

Необходимо выделить три группы методов: всеобщие (диалектика, метафизика), общенаучные (исторический, логический, статистический и математический методы) и специфические методы. Наиболее важно подробно рассмотреть индуктивный метод, дедуктивный, позитивный, нормативный, метод научной абстракции (абстрагирование), метод анализа и синтеза,моделирование, т. е. построение моделей.

Обратите внимание, что для построения экономических моделей необходимо провести функциональный анализ – выявление функциональных или причинно-следственных связей между экономическими явлениями. Приведите примеры использования выдающимися экономистами и мыслителями прошлого методов научной абстракции, индукции, дедукции, анализа и синтеза.

 

Основные понятия и категории.Экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, мезоэкономика, методы научного познания, диалектический метод, метафизический метод, системный метод, метод единства исторического и логического, метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, экономические модели, метод функционального анализа, графический метод, метод «предельных выгод – предельных затрат», статистический метод, меркантилизм, классическая политэкономия, теория трудовой стоимости К.Маркса, теория предельной полезности, кейнсианство, монетаризм, институционализм, экономические агенты, домашние хозяйства, предприятия, государство, кругооборот доходов и расходов экономических субъектов, экономические законы, общие и специфические экономические законы, позитивный и нормативный анализ.

Требуемые представления.После изучения темы требуется иметь представление: об экономистах (название и сущность экономической школы, название и год опубл. научных трудов) - А.де Монкретьен, Ф.Кенэ, У.Пети, А.Смит, Д. Риккардо, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, Т.Веблен, Дж. К. Гэлбрейт, М.Фридмен.

Требуемые умения и навыки.После изучения темы необходимо уметь строить график производственных возможностей; решать задачи на нахождение экономической эффективности

Контрольные вопросы.

1. Чем отличается предмет «экономикс» от предмета «политическая экономия» в традиционном понимании?

2. В чем сходства и различия позитивного и нормативного метода познания?

3. В чем заключается методология экономической теории?

4. В чем заключается особенность экономической теории как науки по сравнению с другими экономическими дисциплинами?

5. Чем определяется появление того или иного направления экономической теории?

6. Что объединяет представителей одного направления (единство исходных положений и выводов, методология)?

7. Как определяют предмет исследования представители разных направлений экономической теории?

8. Какова основная проблема экономической теории?

 

Тема 2 Основные элементы экономики

1. Потребности, блага, ресурсы

2. Экономический выбор и экономические отношения

3. Экономические системы

 

Цель данной темы – уяснить основные элементы экономики, дать общую характеристику общественного производства, рассмотреть проблему экономического выбора и связанные с ней понятия альтернативных издержек, производственных возможностей общества.

Методические указания

1. Потребности, блага, ресурсы.Изучение первого вопроса следует начать с рассмотрения категории «потребность». Необходимость постоянно удовлетворять потребности – свойство как отдельного человека и общества в целом. Далее следует рассмотреть различные классификации потребностей. С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству. Появляются новые потребности, изменяется соотношение между видами потребностей. Это находит выражение в законе возвышения потребностей. Возрастание потребностей и их измерение создаёт сильнейший побудительный мотив для создания благ, то есть предметов как материальных, так и нематериальных, способных удовлетворить определённые потребности или быть использованными для соответствующих целей. Раскройте содержание и специфику категории «экономические потребности».

Потребности удовлетворяются как созданными человеком, так и дарованными природой благами. Объясните смысл деления благ на экономические и неэкономические, соотношение понятий «благо» и «товар». Возможности для постоянного удовлетворения потребностей создаются лишь благодаря наличию у страны и общества, необходимых ресурсов.

Ресурсы – это имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Рассмотрите существующие классификации ресурсов, их ограниченность, что связано с редкостью, исчерпаемостью и воспроизводимостью ресурсов. Покажите особенности каждой разновидности ресурсов и их общую значимость в качестве факторов производства.

2. Экономический выбор и экономические отношения. Раскрывать существо данного вопроса необходимо начать с сопоставления безграничности потребностей и ограниченности ресурсов. Покажите способ решения проблемы ограниченности ресурсов на примерах. Приведите определение понятия «эффективность». Покажите содержание указанного понятия с помощью кривой производственных возможностей. Объясните экономический смысл данной кривой через категорию «выбор». Раскройте особенности поведения экономических субъектов в условиях альтернативности и ограниченности. На кривой производственных возможностей покажите варианты полного использования имеющихся возможностей, неполного использования, недостижимый вариант.

Кривая трансформации иллюстрирует возможности некоего общества по переходу с одной кривой трансформации на другую, даётся определение понятия Парето-эффективности и полной занятости как целей развития и рационализации поведения субъектов в рыночных условиях. С помощью кривой трансформации раскрывается содержание закона возрастающих затрат, когда за каждый дополнительный элемент одного блага надо отказаться от большего количества альтернативных благ (понятие упущенных возможностей).

Далее следует показать, что хозяйственные отношения характеризуют соединение факторов производства со стороны его организации, как выражение общих, не зависящих от общественно-экономической системы условий производства. Отсюда логично выяснить, в чём состоят данные отношения. Показать, что проявляются они в виде разнообразных хозяйственных связей: разделения, кооперирования и комбинирования труда, концентрации, централизации и интеграции производства и др. Желательно подчеркнуть постоянное движении и развитии этих связей и что уровень зрелости и субординированность их свидетельствуют об уровне развития производительных сил общества, указывают на наличие или отсутствие в нём объективных предпосылок для определённого типа собственности, соответственно, и типа производства.

3. Экономические системы.Рассмотрение вопроса целесообразно начать с выяснения сущности социально-экономических систем. Следует обратить внимание на классическую точка зрения на экономические системы и два признака. Для отличия одной экономической системы от другой необходимо проанализировать форму собственности на средства производства; различные способы производства - они отличаются не тем, что производится, а тем, как производится, то есть каким образом соединяются факторы производства друг с другом и как они распределяются по отраслям экономики.

Далее следует показать критерии выделения экономических систем и разницу между системами. Следует вспомнить, что отношения собственности проявляются в соответствующей экономической системе системой производственных отношений, которые неоднородны по своему составу. Названные виды отношений по-разному связаны с собственностью, а через неё – и с сущностью экономической системы. Социально–экономические отношения связанны на прямую с собственностью, а организационно–экономические – косвенно. И надо разобраться, в чем это выражается. А каков тип собственности, таков и экономический строй общества, то есть его экономическая система.

Следует показать, что хозяйственные отношения характеризуют соединение факторов производства со стороны его организации, как выражение общих, не зависящих от общественно-экономической системы условий производства той или иной экономической системы. Из сказанного можно сделать вывод, что если социально – экономические отношения воплощают содержание отношений собственности и суть экономической системы, то хозяйственные отношения выражают объективные основы возникновения, функционирования и смены типов собственности и общественно – экономических систем.

Сравните способы координации в экономических системах, поясните разницу между иерархией и спонтанным порядком. Раскройте признаки традиционной экономической системы, чистого капитализма, командно-административной экономики и смешанной экономики.

 

Основные понятия и категории

Экономические ресурсы, факторы производства, земля, капитал, труд, предпринимательство, общественное производство, производство, потребление, распределение, обмен, потребности, экономические потребности, блага, экономические блага, закон возвышения потребностей, ограниченность ресурсов, предмет труда, средства труда, рабочая сила, производительные силы, богатство, хозяйствование, экономический выбор, альтернативные издержки, кривая производственных возможностей, производственные возможности общества, экономическая эффективность.

Требуемые представления

После изучения темы требуется иметь представление:

Требуемые умения и навыки

После изучения темы необходимо уметь

 

Контрольные вопросы

1. Назовите критерии классификации и виды потребностей.

2 Почему правомерно рассматривать качество ресурсов и их многообразие как исходную и основную предпосылку экономической деятельности?

3. В чём проявляется многообразие ресурсной базы экономики?

4. Что, с Вашей точки зрения, в большей степени влияет на удовлетворение потребностей: объём имеющихся в наличии ресурсов или характер их использования?

1. Почему блага имеют экономическую ценность?

2. Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени (т.е. по мере истощения ресурсов и роста потребностей)?

3. В чём состоит различие между понятиями "ограниченность ресурсов" и "редкость ресурсов".

4. Приведите в соответствие марксистскую трактовку вещественного и личного факторов производства с неоклассической трактовкой четырёх факторов производства.

5. Что собой представляет система экономических отношений в обществе?

6. Чем определяется необходимость выбора в экономике?

7. Почему кривая производственных возможностей называется кривой трансформации?

8. Почему неизбежны альтернативные издержки выбора?

9. Как определяются результаты хозяйствования?

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!