Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Конспект Экономическое развитие Китайской Народной Республики



 

К началу XX столетия Китай по существу был превращен в аграрно-сырьевой придаток империалистических держав.

Победа Великой Октябрьской социалистической револю­ции в России оказала огромное влияние на развитие револю­ционной борьбы китайского народа против гнета империализ­ма и феодализма. В начале 20-х годов в Китае возникают первые профсоюзы, объединившие вскоре значительное количество рабочих. В июле 1921 г. прошел первый съезд Коммунистичес­кой партии Китая (КПК).

В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и ста­ла быстро опережать другие империалистические государства в борьбе за установление контроля над страной.

В 1937 г. Япония начала осуществлять план, направленный на захват всего Китая. Началась Национально-освободительная война китайского народа. Уже в 1937 г. Япония захватила об­ширные районы Китая. Но в районах, не оккупированных япон­цами, огромные материальные и людские ресурсы, которыми располагал Китай, не были должным образом использованы для борьбы с японскими агрессорами. Экономика разваливалась.

Советский Союз оказывал поддержку Китаю в его борьбе с японскими империалистами (крупные займы, поставка воору­жений, а советские летчики-добровольцы совместно с китайс­кими летчиками обороняли города). В течение всей войны на Даль­нем Востоке были сосредоточены крупные силы Советской Ар­мии, что сковывало японские вооруженные силы. После победы над гитлеровской Германией в 1945 г. Советская Армия нанесла решающий удар по Квантунской армии Японии. После капитуляции Японии и начала гражданской войны, развязанной гоминьданом, Коммунистическая партия Китая заявила усилия на быстрейшее восстановление хозяйства в освобожденных районах и мобилизацию всех сил для полного разгрома врага. С лета 1947 г. демократические силы во главе с КПК стали одерживать решающие победы над чанкайшистскими реакционерами.

Накануне победы народно-демократической революции экономика Китая сохраняла свой аграрно-сырьевой характер. Главную роль в ней играло сельское хозяйство. Удельный вес промышленности в валовой продукции в 1949 г. составлял все­го 30,1%. На территории Китая, освобожденной Народно-ос­вободительной армией (НОА), начинали проводиться аграр­ные преобразования.

К осени 1949 г. НОА освободила всю территорию Северо-Западного и Центрального Китая, значительную часть терри­тории Южного и Юго-Западного Китая. 21—30 сентября 1949 г. в Пекине состоялась 1-я сессия Народного политического кон­сультативного совета Китая (НПКСК) — высшего органа Еди­ного народно-демократического фронта, которая сформиро­вала центральные органы власти и утвердила Общую програм­му НПКСК. Сессия 1 октября 1949 г. провозгласила образова­ние Китайской Народной Республики (КНР).



В ходе революции была ликвидирована старая система государственной власти и утвердилась власть народной демократии. В экономической области решающими мероприятиями яви­лись национализация имущества крупных представителей мо­нополистического (компрадорско-бюрократического) капита­ла и военных преступников, врагов народа.

Были национализированы крупные лесные массивы, ир­ригационные сооружения, целинные и пустующие земли, во­доемы и реки, крупные рудники и копи, все железные дороги, средства связи, крупнейшие банки.

Национализация обеспечила создание государственного сектора, ставшего экономической опорой народно-демокра­тического государства. В 1950 г. на долю государственного сектора приходилось 71,3% добычи угля, 100% добычи нефти, 74% выработки электроэнергии, 97% производства стальных изде­лий, 45% продукции машиностроения и значительная часть продукции легкой и пищевой промышленности.

Опираясь на государственный сектор, народно-демократическое государство проводило огромную работу по организа­ции народных масс на восстановление народного хозяйства. Процесс восстановления органически сочетался с глубокими социально-экономическими преобразованиями.

В 1952 г. производство электроэнергии уже более чем и 1/5 превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения страны. В 1950 г. был превышен максимальный довоенный уровень хлопчатобумажного производства, а в 1952 г оно почти удвоилось.

Для роста сельскохозяйственного производства огромное значение имела земельная реформа. Закон о земельной реформе был принят 28 июня 1950 г. Революционно-аграрные преобразования осуществлялись постепенно. Важнейшими из них стали: снижение арендной платы до уровня ссудного процента, широкое вовлечение крестьян в крестьянские со­юзы, распределение конфискованных помещичьих земель и имущества, проверка правильности проведенного раздела земли.



Помещики также могли получать землю в соответствии с нормами, принятыми для крестьян, кроме помещиков-контр­революционеров. К началу 1953 г. более 300 млн крестьян, ко­торые в прошлом владели жалкими клочками земли или не имели ее вовсе, получили около 700 млн му (46,6 млн га), большое количество сельскохозяйственных орудий и скота. Крестьяне в своей массе стали собственниками важнейшего средства производства — земли.

Во многих районах страны доля середняков в общем числе крестьян с 20% до реформы возросла до 53—80%, а доля батра­ков и бедняков уменьшилась соответственно с 70 до 10—20%.

За короткий срок (1950—1952 гг.) в важнейших отраслях сельского хозяйства был достигнут довоенный уровень.

За три года были полностью восстановлены транспорт и связь и достигнуты новые успехи в развитии этих отраслей народного хозяйства.

С первых же дней народная власть приняла меры для ук­репления финансов и предотвращения инфляции. Была созда­на единая общегосударственная финансовая система, центра­лизовано руководство финансами и денежным обращением, установлена государственная валютная монополия.

К концу 1952 г. все основные отрасли промышленности и сельского хозяйства, а также транспорт были восстановлены' Наметились сдвиги в структуре народного хозяйства.

Был разработан первый пятилетний план развития нароД' ного хозяйства КНР на 1953—1957 гг.

Одновременно с индустриализацией началась подготовка проведению социалистических преобразований во всех отраслях экономики.

Экономическое и научно-техническое сотрудничество КНР оциалистическими странами облегчило китайскому народу решение проблемы накопления и получения необходимых для промышленного строительства оборудования, машин и мате­риалов.

14 февраля 1950 г. между СССР и КНР был подписан Дого­вор о дружбе и сотрудничестве.

Одновременно был заключен ряд экономических соглаше­ний, важных для Китая.

Для ликвидации недостатка в квалифицированных про­мышленных кадрах в КНР в годы первой пятилетки была создана широкая сеть промышленно-технического обучения сотен тысяч рабочих. Были организованы новые научные учреждения.

В первой пятилетке были созданы новые отрасли промыш­ленности: автомобилестроение, тракторостроение, транспорт­ное машиностроение (производство мощных паровозов), стан­костроение, производство энергетического и металлургичес­кого оборудования, высококачественных легированных сталей; заложена основа отечественного авиастроения.

В результате выполнения первого пятилетнего плана удель­ный вес современной заводской промышленности в валовой продукции народного хозяйства повысился с 26,7% в 1952 г. до 40% в 1957 г.

В годы первой пятилетки были созданы условия для массо­вого кооперирования, чему способствовали: финансовая по­мощь сельскому хозяйству со стороны государства; организа­ция крупных государственных сельскохозяйственных предпри­ятий (госхозы, МТС, агротехнические станции); распростра­нение снабженческо-сбытовой и кредитной кооперации как переходных форм кооперирования.

За годы первой пятилетки удельный вес орошаемых земель вырос (в 1949 г. орошаемые поля составляли 20,7% сельскохо­зяйственных угодий, а в 1957 г. - 31%).

В годы первой пятилетки была в основном решена чрез­вычайно важная и сложная задача социалистического преоб­разования капиталистической промышленности и торговли Утем использования различных форм государственного капитализма. В конце 1955 г. был взят курс на преобразование частной промышленности и торговли. При этом для национальной буржуазии были установлены высокая заработная плата тем ее представителям, которые согласились работать на Ham. онализированных предприятиях, и высокий уровень процентов, выплачиваемых бывшим владельцам предприятий за национализированные средства производства на смешанных государственно-капиталистических предприятиях.

С 1953 г. были введены централизованные плановые заго­товки и распределение зерна, хлопка, растительного масла. Были приняты основные плановые задания на вторую пяти­летку (1958—1962 гг.).

В 1949 г. доля промышленности в валовой продукции на­родного хозяйства составила 30%.

С 1971 г. Китай формально приступил к выполнению чет­вертой пятилетки, но ее задания остались столь же мифичес­кими, как и в третьей пятилетке.

В январе 1975 г. в выступлении Чжоу Эньлая на сессии ВСНП был выдвинут лозунг модернизации сельского хозяй­ства, промышленности и национальной обороны, науки и тех­ники для достижения цели занять одно из первых мест в мире в экономическом развитии.

Возвращение к лозунгу модернизации означало отказ от ир­рациональной экономической и социальной политики, которая проводилась в последние годы «культурной революции», но в то же время указывало на сохранение главной националистичес­кой цели — превращения Китая в военную сверхдержаву.

В августе 1977 г. состоялся XI съезд КПК, объявивший о завершении «культурной революции», начатой в 1966 г.

В феврале—марте 1978 г. проходила сессия ВСНП. Ей пред­шествовал пленум ЦК КПК, утвердивший доклад о работе правительства, проект 10-летнего плана развития националь­ной экономики и новую конституцию.

В 10-летнем плане экономического развития определялось к 1985 г. достичь производства зерна в объеме 400 млн. т, вып­лавку стали довести до 60 млн. т. С 1978 по 1985 гг. валовой объем сельскохозяйственного производства должен был расти ежегодно на 4—5%, а валовый объем промышленного произ­водства — не более чем на 10% в год.

В руководстве КПК возобладала группировка «прагмати­ков», которая начала проводить некоторые реформы в рамках социально-экономической системы Китая.Была восстановлена деятельность съездов КПК, Всекитайского собрания народных представителей, Государственного Совета КНР, всех министерств и ведомств; работа всех этих субститугов была парализована или прервана в период «культурной революции». Была возобновлена деятельность органов планирования экономики, профсоюзов, молодежных организаций, творческих объединений.

В 1979 г. программы модернизации были скорректированы курсом на урегулирование», который был рассчитан на 1979—1981 гг.

В июле 1979 г. Госсовет КНР принял ряд документов отно­сительно реформ, касающихся руководства экономикой, пра­ва промышленных предприятий на самоопределение. Эти меры имели специальной целью ликвидацию более чем 20-миллион­ной армии безработных в крупнейших городах Китая.

Проблема прибыльности и рентабельности становится цен­тральной в деятельности предприятий. Государство преобразо­вало, а частью закрыло, в 1979 г. 3600 промышленных объектов, поскольку они были убыточными и дорогостоящими.

Ряду предприятий и объединений разрешалось сохранять часть своей прибыли и использовать ее для закупки нового оборудования, а также для расширения программы социаль­ного обеспечения рабочих или для их премирования.

Примерно 1500 предприятиям и компаниям было разре­шено продавать свою продукцию не только государству, но и непосредственно на рынке.

Наиболее важные преобразования стали проводиться в сель­ском хозяйстве. В «коммунах», созданных в 1958 г., основной единицей стала производственная бригада — хозрасчетное объе­динение, распространенное, как правило, на всю деревню. Хозрасчетная бригада сдает государству установленную вели­чину продукции, остальное остается в ее распоряжении. В пос­ледующем широкое распространение получил «семейный подряд», появились «специализированные дворы» и «новые хо­зяйственные объединения». В результате улучшилось снабжение населения продовольственными товарами и через государствен­ную систему, и через свободный рынок.

По признанию государственного статистического управления КНР, в целом экономические показатели страны за 1980 г. Нельзя считать удовлетворительными»: примерно 23% государственных промышленных предприятий и 40% сельских гос­тов оказались убыточными. В декабре 1982г. Всекитайским собранием народных представителей был одобрен шестой пятилетний план экономического и социального развития КНР на 1981—1985 гг.

Принятие плана только в конце второго года пятилетний, объяснялось на сессии «отсутствием объективных условий для составления более или менее целостного плана» вследствие «разрушительной 10-летней смуты» (так называют теперь в Китае «культурную революцию»), когда «работа по составле­нию плана была почти парализована».

Шестая пятилетка должна была стать начальным этапом выполнения задачи, поставленной XII съездом КПК в сентябре 1982 г., — к концу столетия увеличить объем промышленного и сельскохозяйственного производства в 4 раза. Была выдвинута задача большей сбалансированности государственного бюджета. В последние годы народное хозяйство КНР получило опре­деленное развитие.

За пять лет, с 1979 по 1983 гг., среднегодовые темпы при­роста промышленного и сельскохозяйственного производства составили 7,9%. Товарность зернового хозяйства удалось под­нять с 20 до 30%. В 1984 г. сбор зерна составил 47 млн. т.

В мае 1984 г. вновь говорилось о нехватке энергии и сырья, крайне напряженном положении на транспорте, низкой эф­фективности и отсталой структуре производства, дефиците государственных финансов.

Проблемы экономики КНР предполагалось решать «путем ускорения широкой и всесторонней реформы» — наряду с ме­рами по совершенствованию планирования и управления, воз­рождением многоукладности экономики, методов конкурент­ной борьбы, поощрением развития единоличного сектора.

Одно из средств развития экономики видят в проведении курса на привлечение государством ссудного и предпринима­тельского капитала (в 1979—1982 гг. реально было привлечено из-за рубежа в виде банковских ссуд 10,8 млрд. долл. и 1,8 млрд долл. прямых инвестиций). В 1984 г. с участием иностранного капитала в КНР осуществлялось более 3 тыс. различных проек­тов. Зарубежным вкладчикам полностью принадлежали 53 пред­приятия, а на паевой основе.

Для привлечения иностранных инвестиций на территории КНР были созданы четыре «специальные экономические зоны», «открыты» 14 приморских городов.

Несмотря на ряд хороших урожаев последних лет, произ­водство зерна на душу населения составляет в КНР около 400 кг, что едва обеспечивает минимальные потребности в продовольствии. Начавшееся в последние годы повышение жизненного уровня сельского населения пока реально затронуло примерно треть крестьянских семей.

Средняя заработная плата городских рабочих и служащих пятилетие (1979—1983 гг.) увеличилась в целом на 15,3%, возросли доходы крестьян. За тот же период в городах и посел­ках было трудоустроено около 40 млн. человек. После более чем двадцатилетнего периода застоя несколько расширилось жилищное строительство.

В экспорте КНР в социалистические страны главное место в этот период принадлежало сырьевым материалам, продоволь­ствию и промышленным товарам народного потребления.

С начала 60-х годов руководство КНР свертывает внеш­неэкономические связи с социалистическими странами и на­лаживает широкие торговые связи с капиталистическим ми­ром.

В последующие годы процесс переориентации внешнеэко­номических связей Китая на капиталистические страны уси­лился. В 1977—1979 гг. удельный вес капиталистических стран то внешнем товарообороте КНР повысился с 83 до 88%, а социалистических стран — снизился с 17 до 12% (в 1980 г. — до 10%).

Внешнеторговый оборот КНР в 1980 г. составил 37,82 млрд долл., в 1981 г. — 43,13 и в 1982 г. — 40,88 млрд долл. При этом в 1982 г. произошло некоторое увеличение товарооборота с со­циалистическими странами по сравнению с 1981 г., хотя в це­лом его доля оставалась по-прежнему небольшой (7,4%). Доля развитых капиталистических стран во внешнеторговом обороте КНР в 1982 г. составляла 54,9%. Китай стремился осуществлять экспортную экспансию в развивающиеся страны, и в 1982 г. его экспорт в эти государства достиг 5,9 млрд долл., импорт — 2,76 млрд долл.

В целом для внешней торговли Китая с развитыми капита­листическими странами характерен резкий рост дефицита внеш­неторгового баланса. Только за три года (1979—1981 гг.) дефицит торгового баланса КНР со странами Запада и Японией Равнялся 18,5 млрд. долл. В 1982 г. пассив во внешней торговле и с этими государствами вновь составил 3,7 млрд долл.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!