Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Это итог и сущность всего, что стремящемуся к Истине необходимо знать. Категорическое требование к нему — вести ревностный и однонаправленный поиск источника ахам-вритти3



И: Какова должна быть практика у начинающего?

М: Ум может стать спокойным только посредством иссле­дования «Кто я?». Мысль «Кто я?», разрушающая все ос­тальные мысли, в конце концов сгорит и сама подобно пал-


Практика само-исследования 95

ке, используемой для перемешивания погребального костра. При появлении других мыслей надо не следовать за ними, а спрашивать: «Дл-я кого они возникают?» Какое имеет зна­чение, что поднимается множество мыслей? Если в момент возникновения каждой мысли прилежно исследовать: «Для кого возникла эта мысль?», то ответ будет: «Для меня». Ес­ли же после этого спросить «Кто я?», то ум возвращается к своему источнику [Атману] и возникшая мысль успокаи­вается. При повторении такой практики ум развивает силу пребывать в своем источнике.

Хотя склонности к объектам чувств [вишайя васаны], накопленные в безначальном прошлом, возникают, бесчис­ленные, подобно волнам океана, они все погибнут, как толь­ко медитация на истинной природе станет все более и более интенсивной. Не оставляя места сомнениям, возможно ли уничтожить все эти склонности [васаны] и оставаться толь­ко как Атман, следует неуклонно поддерживать внимание к «я».

Пока в уме сохраняются тенденции к объектам чувств,. практика исследования «Кто я?» обязательна. По мере воз­никновения мыслей их следует разрушать — здесь и теперь — в самом источнике их появления, используя исследование. Отсутствие внимания к «другому» [анъя] есть непривязан­ность [вайрагья] или отсутствие желаний [нйраса]. Неос­тавление Атман а — это Знание [джняна]. Воистину, оба [отсутствие желаний и Знание] — одно и то же. Подобно ловцу жемчуга, прикрепляющему к поясу камень, чтобы опуститься на дно моря за жемчужиной, каждый из нас, вооружаясь непривязанностью и ныряя глубоко внутрь себя, может достать жемчужину atm а на. Если применять не­прерывное воспоминание истинной природы [сварупа-сма-рана], пока Атман не будет достигнут, то одного этого бу­дет достаточно.

Исследование «Кто я, находящийся в оковах?» и позна­ние своей действительной сущности [сварупа] — одно есть Освобождение. Постоянное удержание ума установленным в atm а не только и называется «само-исследование», в то


96 Исследование и отдача себя

время как медитация [дхьяна] есть размышление о том, что медитирующий есть Абсолют [Брахман], Бытие-Сознание-Блаженство [Сат-Чит-Ананда]4.

И: Последователи йоги говорят, что при желании найти истину необходимо отвергнуть мир и уйти в джунгли для уединения.



М: Отрекаться от деятельной жизни нет необходимости. Если вы медитируете * час или два ежедневно, то сможете справиться со всеми своими обязанностями. При правильной медитации вызванное ею течение ума будет продолжаться и во время вашей работы. Здесь как бы два пути выраже­ния одной идеи; та же линия, которую вы принимаете в ме­дитации, будет выражена и в вашей деятельности.

И: И каков будет результат?

М: Если вы будете продолжать, то обнаружите, что ваше отношение к людям, событиям и объектам постепенно изме­няется. Ваши действия будут стремиться самопроизвольно следовать вашим медитациям.

И: Значит, вы не согласны с йогинами?

М: Человеку следует отказаться от личного эгоизма, ко­торый привязывает его к этому миру. Отбрасывание ложного «я» есть истинное отречение.

И: Возможно ли стать неэгоистичным, ведя активную мирскую жизнь?

М: Между работой и мудростью противоречия нет.

И: Вы подразумеваете, что можно продолжать все преж­ние активности, профессиональные например, и в то же время получить Просветление?

М: Почему же нет? Однако в таком случае человек не станет думать, что это прежняя личность выполняет работу, ибо его сознание будет постепенно перемещаться, пока не окажется центрированным на ТОМ, что лежит за пределами маленького «я».

И: Если человек погружен в работу, то для медитации у него остается очень мало времени.

См. примечание на с. 93.


Практика само-исследования 97"

М: Выделение времени для медитации необходимо толь­ко для явных духовных новичков. Продвинутый духовно, достигший успеха, начнет радоваться глубокому блаженству независимо от того, работает он или нет. В то время как его-руки заняты деятельностью в миру, голова сохраняет спо­койствие уединения.



И: Значит, вы не учите пути йоги?

М: Йогин пытается привести свой ум к цели, как пастух пригоняет быка палкой, а искатель на этом пути задабри­вает быка, протягивая пригоршню травы.

И: Как это делается?

М: Вы должны задать себе вопрос: «Кто я?». Это рассле­дование приведет в конце концов к открытию внутри вас чего-то, находящегося за умом. Решите эту великую проблему, и вы решите все остальные5.

И: При поиске Я ничего не видно.

М: Вы привыкли отождествлять себя с телом, а зрение-с глазами и поэтому говорите, что ничего не видите. Что следует увидеть? Кто видящий? Как видеть? Существует только единое Сознание, которое, проявляясь как «я»-мысль, отождествляет себя с телом, проецирует себя посредством глаз и видит объекты вокруг. Индивидуум ограничен бодр­ствующим состоянием и рассчитывает увидеть что-нибудь не­похожее. Свидетельства его чувств служат ему авторитетом. Однако он никогда не допускает мысли, что видящий, ви­димое и процесс видения — проявления одного и того же сознания, а именно — «Я—Я». Размышление помогает ему преодолеть иллюзию, что Атман должен быть видимым. Воистину, нет ничего видимого. Как вы сейчас чувствуете «я»? Разве вы держите перед собой зеркало, чтобы знать свое собственное существование? Сознание есть Я. Осознай­те его, и это суть Истина.

И: При поиске источника мыслей есть восприятие «я»,, но оно не удовлетворяет меня.

М: Совершенно верно. Восприятие «я» связано с формой, может быть — тела. С чистым Я ничто связывать не сле­дует. atm а н ни с чем не связан, чистая Реальность, в чьем

7 Будь тем, кто ты есть!


Исследование и отдача себя

Свете сияют тело и эго. При успокоении всех мыслей оста­ется чистое Сознание.

Как раз при пробуждении от глубокого сна и перед со-знаванием мира имеет место это чистое «Я—Я». Держитесь за него, не засыпая и не позволяя мыслям овладеть вами. Если ЭТО твердо удерживается, то даже видение мира не имеет значения. Видящий остается незатронутым феноме­нами 6.

Что такое эго? Исследуйте. Тело — не чувствующее и не может сказать «я». Атман — чистое Сознание, и Он не­двойствен. Он не может говорить «я». Никто не говорит «я» в глубоком сне. Что же тогда есть эго? Оно есть нечто про­межуточное между инертным телом и Атманом. Оно не имеет точки опоры. При поиске оно исчезает, словно приви­дение. Ночью из-за игры теней человек может вообразить ря­дом с собой привидение. Он обнаружит, что в действитель­ности привидения нет, это просто тень дерева или столба, •если внимательно осмотрится. Иначе он может сильно испу­гаться. Чтобы привидение исчезло, требуется внимательно осмотреться. Впрочем, его никогда и не было. Точно так же и с эго. Оно — неосязаемая связь между телом и чистым Со­знанием, оно нереально. До тех пор пока его внимательно не рассматривают, оно причиняет затруднения, но при по­иске выясняется, что эго не существует.

Вот пример. Индусские свадьбы часто длятся пять-шесть дней. На одной из них посторонний человек был ошибочно принят стороной невесты за почетного гостя, и ему стали оказывать особые знаки внимания. Видя это, сторона жени­ха тоже посчитала его какой-то важной персоной и начала демонстрировать свое уважение. Незнакомец чувствовал се­бя прекрасно, но все время сознавал сложившуюся ситуа­цию. Как только сторона жениха решила выяснить, кто этот человек, посторонний сразу почувствовал опасность и слов­но испарился. Точно так же и с эго. Если искать, то оно ис­чезает, а если нет — продолжает причинять беспокойство 7.

И: Если я пытаюсь выполнять исследование «Кто я?», то засыпаю. Что мне нужно делать?


Практика само-исследования __________99"

М: Упорствуйте в исследовании, когда бодрствуете. Это­го вполне достаточно. Если вы продолжаете исследование вплоть до момента засыпания, то оно будет длиться также и во сне. Начинайте исследование снова, как только просне­тесь 8.

И: Как я могу добиться внутреннего мира? Кажется? мне не получить его посредством практики вичары.

М: Мир является вашим естественным состоянием, но оно блокируется умом. Если вы не переживаете Покой, то это-означает, что ваша вичара направлена только на ум. Иссле­дуйте, что такое ум, и он исчезнет. Отдельно от мысли не существует такой вещи, как ум. Тем не менее, поскольку мысли возникают, вы предполагаете наличие какого-то их источника и называете его умом. Если же вы углубитесь, вовнутрь, исследуя, что это, то обнаружите, что в действи­тельности ума не существует. Когда, таким образом, ум ис­чезнет, вы обретете вечный Мир 9.

И: Когда я занимаюсь исследованием, касающимся ис­точника, из которого возникает «я», то достигаю стадии спо­койствия ума, за пределами которой не могу продолжать практику. Нет никаких мыслей, только пустота, бессодержа­тельность. Распространяется мягкий свет, и я чувствую себя бестелесным. У меня нет ни познания, ни видения тела и форм. Переживание длится около получаса и доставляет удовольствие. Правилен ли мой вывод, что единственно не­обходимым для обеспечения вечного счастья, то есть сво­боды, или спасения, или как бы это ни называлось, является продолжение подобной практики до тех пор, пока такое пе­реживание не будет сохраняться подряд часами, днями и месяцами?

М: Это состояние не означает спасения, оно называется мандлайя, или преходящее спокойствие мысли. Манолайя — концентрация, временная остановка движения мыслей. Как только эта концентрация прекращается, мысли —старые и новые — устремляются как обычно; и даже если такое вре­менное успокоение ума продлится тысячу лет, оно никогда не приведет к общему уничтожению мысли, называемому/

7*


100 Исследование и отдача себя

освобождением от рождения и смерти. Поэтому практику­ющий должен быть всегда настороже и исследовать внутри, чье это переживание, кто осознает его приятность. Без та­кого исследования он впадает в длительный транс или глу­бокий сон [йога нйдра]. Из-за отсутствия правильного руко­водства на этой стадии духовной практики многие впадали в заблуждение, становясь жертвой ошибочного чувства Ос­вобождения, и только некоторым удавалось безопасно до-•стичь цели.

Следующая история очень хорошо иллюстрирует это по-.ложение. Некий йогин многие годы выполнял тапас на бе­регах Ранги. Когда он достиг высокой степени концентра­ции, то уверовал, что продолжительное пребывание в этой стадии является Освобождением, и практиковал ее. Однажды перед входом' в глубокую концентрацию он почувствовал жажду и попросил ученика принести ему немного воды из Ранги. Но прежде чем тот вернулся с водой, он впал в йога нидру и оставался в таком состоянии бесчисленные годы. Когда он очнулся от этого переживания, то сразу крикнул: «Воды! Воды!», но уже не было видно ни ученика, ни Ранги.

Первым делом он вспомнил о воде, ибо перед входом в глубокую концентрацию высшим слоем мысли * в уме бы­ла мысль о воде, а концентрация, независимо от ее глубины и длительности, могла только временно успокоить ум. При возвращении в исходное состояние сознания эта «верхняя» мысль ринулась со скоростью и силой половодья, прорвав­шего дамбу. Если такое случилось с мыслью, сформировав­шейся непосредственно перед медитацией, то нет сомнений, что мысли, зародившиеся ранее, также остались не уничто­женными. Если уничтожение мыслей — Освобождение, то можно ли того йогина назвать достигшим спасения?

Садхаки [искатели] редко понимают разницу между этим временным успокоением ума [манолайя] и постоянным разрушением мыслей [манонаша]. В манолайе на какой-то период имеет место спад мысле-волн, и хотя этот период

* Вритти.


Практика само-исследоеания 101

может длиться даже тысячу лет, мысли, успокоенные лишь временно, поднимутся, как только манолайя прекратится. Поэтому практик должен очень осторожно наблюдать за •своим духовным прогрессом, не позволяя себе быть застиг­нутым такими периодами покоя мысли. При возникновении описанного переживания необходимо сразу оживить созна­ние и исследовать внутри, кто ощущает этот покой. Не до­пуская вторжения мыслей, необходимо в то же самое время предупредить погружение в глубокий сон [йога нидра] или самогипноз. Хотя эта манолайя — знак прогресса на пути к цели, однако она является также точкой, от которой идут две дороги — к Освобождению и к йога нидре. Легкий, пря­мой и кратчайший путь к спасению — это метод исследова­ния. С его помощью вы ведете силу мысли все глубже и глубже, пока она не достигает своего источника и не слива­ется с ним. И тогда вы получите отклик изнутри и обнару­жите, что покоитесь там, уничтожив все мысли сразу и на­всегда ш.

И: Эта «я»-мысль истекает из меня, но я не знаю Себя, Ат м а н а.

М: Все это только умственные представления. Сейчас вы отождествляете себя с фальшивым «я», которое есть «я»-мысль. Эта «я»-мысль поднимается и спадает, тогда как Я — по ту сторону подъемов и спадов. В вашем бытии не может быть перерыва. Раньше вы спали, сейчас бодрствуете. В глубоком сне нет несчастья, тогда как при бодрствовании оно существует. За счет чего имеется это различие в пере­живании? В вашем глубоком сне «я»-мысли не было, тогда как она присутствует в настоящем. Я не очевидно, и «я» де­монстрирует себя. Оно препятствует вашему правильному знанию. Найдите, откуда поднимается «я». Тогда оно исчез­нет, и вы будете только тем, кто вы есть, то есть абсолют­ным Бытием.

И: Как это сделать? Пока у меня нет успеха.

М: Ищите источник «я»-мысли. Это все, что нужно де­лать. Вселенная существует из-за «я»-мысли. Если последняя заканчивается, то наступает также конец и страданию. Фаль-


Исследование и отдача себя

шивое «я» закончится, как только его источник будет най­ден п.

Люди часто спрашивают, как контролировать ум. Я отве­чаю: «Покажите мне ум, и тогда вы узнаете, что делать». Факт в том, что ум — это только связка мыслей. Как вы мо­жете погасить его мыслью или желанием сделать это? Ваши: мысли и желания являются частью и участком ума. Ум про­сто откармливается новыми возникающими мыслями. Поэто­му глупо пытаться убить ум посредством ума. Единственный, путь к этому — найти его источник и крепко держаться за него. Тогда ум постепенно исчезнет сам собой, йога учит: чйтта врйтти нирддха [контроль активностей ума]. Но я го­ворю: Атма-вичара [само-исследование]. Это — практический путь. Читта врйтти ниродха достигается в глубоком сне, об­мороке или при голодании. Как только любая из названных, причин устранена, вспыхивают новые мысли. Какая же от этого польза? В состоянии оцепенения присутствует мир к нет страдания, но оно возобновляется, когда ступор удален. Поэтому ниродха [контроль] бесполезна и не может дать по­стоянной пользы.

Как же тогда сделать эту пользу постоянной? Нахожде­нием причины страдания, которое вызвано восприятием объ­ектов. Если их нет, то случайных мыслей не будет и поэто­му страдание стирается. Как добиться исчезновения объек­тов — это уже следующий вопрос. Шрути [Писания] и Муд­рецы говорят, что объекты — просто творения ума, не име­ющие самостоятельного существования. Исследуйте этот во­прос и убедитесь в истинности последнего утверждения. Ре­зультатом будет вывод, что объективный мир находится в субъективном сознании. Таким образом, Атман — един­ственная реальность, которая пронизывает мир, а также окутывает его. Ввиду отсутствия двойственности, мысли не будут возникать и нарушать ваш покой. Это есть Само-реализация. Атман — вечен и Реализация также-вечна.

Абхьяса [духовная практика] выражается во внутреннем возвращении в Атман каждый раз, когда вы обеспокоены


Практика само-исследования ЮЗ

мыслью. Это не концентрация или разрушение ума, но воз­вращение обратно в Атман12.

И: Почему концентрация не эффективна? М: Просить ум убить ум — все равно, что брать вора в качестве полицейского, чтобы поймать вора, которым он сам и является. Он пойдет с вами, притворяясь, что ловит вора, но результата не будет. Поэтому вы должны обратить­ся вовнутрь, увидеть, откуда ум возникает, и тогда он пре­вратит существование.

И: Но разве мы не используем ум, поворачивая его во­внутрь?

М: Конечно, мы применяем ум. Хорошо известно и при­знано, что только с помощью ума можно убить ум. Однако вместо разговоров о том, что существует ум и вы собирае­тесь его убить, вы начинаете искать источник ума и обнару­живаете, что ума вообще нет. Ум, обращенный вовне, ре-зультируется в мыслях и объектах; обращенный вовнутрь, он сам становится А т м а н о м 13.

И: Пусть так, но вот чего я не понимаю. Вы говорите, что «я» сейчас является ложным. Как уничтожить это лож­ное «я»?

М: Вам не нужно уничтожать ложное «я». Как может «я» уничтожить себя? Все, что вам нужно сделать, это найти его источник и пребывать там. Ваши усилия могут простираться только до этих пор. Потом Потустороннее возьмет заботы на себя. Вы уже беспомощны там. Никакое ваше усилие не мо­жет достичь ТО.

И: Если Я есть всегда, здесь и теперь, то почему я не чувствую этого?

М: Вот что. Кто говорит, что Оно не чувствуется? Гово­рит ли это Я или «я»? Исследуйте, и вы обнаружите, что это голос ложного «я», которое и есть препятствие. Его надо удалить, чтобы Я могло быть открыто. Чувство «я еще не осознал» само препятствует Реализации. Фактически Оно уже осознано, и нет более ничего для осознания. В против­ном случае Реализация будет чем-то новым. Если , она не присутствует до сих пор, то должна иметь место в будущем.


104 Исследование и отдача себя

Что рождено — также и умрет. Если Реализация не вечна, то грош ей цена. Следовательно, мы ищем совсем не то, что должно явиться чем-то новым. Она — единственное, что веч­но, но сейчас неизвестна из-за препятствий. Она — то, кото­рое мы ищем. Все, что требуется сделать,— это удалить пре­пятствие. Бытие вечного неизвестно вследствие неведения. Неведение — это препятствие. Покончите с неведением, и: все будет хорошо.

Неведение тождественно «я»-мысли. Найдите ее источник,, и она исчезнет.

Сама «я»-мысль напоминает дух, хотя и не осязаемый,, но поднимающийся одновременно с телом, расцветающий и: исчезающий с ним. Сознание тела — это «я». Откажитесь от этого сознания поиском источника «я». Тело не говорит: «я есть». Это вы говорите: «я есть тело». Найдите, кто есть этот «я». При поиске его источника оно пропадет и.

И: Как долго ум может оставаться или удерживаться в Сердце?

М: Этот период увеличивается по мере практики.

И: Что происходит в конце этого периода?

М: Ум возвращается к нынешнему обычному состоянию.. Единство в Сердце заменяется множеством воспринимаемых феноменов. Это и называется вовне обращенным умом. Ум, пребывающий в Сердце, называется покоящимся умом 15.

Когда человек ежедневно практикует, все более и более, то ум делается особенно чистым благодаря удалению его де­фектов, и эта практика становится столь легкой, что очи­щенный ум погрузится в Сердце сразу после начала иссле­дования 16.

И: Может ли человек, уже получивший в медитации пе­реживание Сат-Чит-Ананды, отождествлять себя с телом после медитации?

М: Да, это возможно, но он постепенно утрачивает это отождествление в течение своей практики. В свете прожек­тора Атмана темнота иллюзии рассеивается навсегда17.

Переживание, приобретенное без искоренения всех ва-сан, не может оставаться устойчивым, и для этого должны


Практика само-исследования

прилагаться усилия. Знание будет оставаться непоколеби­мым только после удаления всех васан 18.

Мы должны бороться с вековыми склонностями ума, и они все уйдут сравнительно быстро у тех, кто выполнял садхану еще в прошлом, и позднее у всех остальных.

И: Эти склонности пропадут постепенно или они вдруг •все исчезнут в один день? Я спрашиваю об этом потому, что хотя и остался здесь на длительный срок, но каких-либо по­следовательных изменений в себе не ощущаю.

М: Когда солнце встает, то темнота уходит постепенно или вся сразу? 19

И: Как я могу судить о прогрессе в исследовании?

М: Степень отсутствия мыслей и есть мера вашего про­движения к Само-реализации. Она неизменна и понятие «прогресс» к ней не применимо. Атман всегда Реализован. Препятствуют мысли, и прогресс измеряется степенью уда­ления помех к пониманию того, что Атман всегда Реали­зован. Поэтому нужно контролировать мысли, выясняя, для кого они возникают. Идите к их источнику, где они уже не поднимаются.

И: Сомнения постоянно возникают. Поэтому я и задал этот вопрос.

М: После прояснения одного сомнения появляется дру­гое, которое, будучи разрешенным, прокладывает дорогу следующему и так далее. Поэтому все сомнения развеять невозможно. Ищите, для кого они возникают. Идите к их источнику и пребывайте в нем. Тогда они перестанут появ­ляться. Вот как следует прояснять сомнения 20.

И: Нужно ли мне продолжать спрашивать: «Кто я?», не давая ответа? Кто спрашивает и кого? Какую бхавану [от­ношение] должен принимать ум во время исследования? Что такое «я» — Атман или эго?

М: При вопрошании «Кто я?» «я» — это эго. На самом деле спрашивается, что является источником или началом эго? Вам не нужно иметь какую-либо бхавану [отношение] в уме. Требуется просто отбросить бхавану, что вы тело, имеющее такой-то вид, носящее такое-то имя и т. д. Нет


106 Исследование и отдача себя

нужды иметь бхавану о вашей истинной природе, которая пребывает такой, как всегда.'Она есть Реальность, а не бха-вана21.

И: Но разве не странно, что «я» должно искать «я»? Не обратится ли, в конце концов, вопрошание «Кто я?» в пу­стую формулу? Или я должен ставить себе этот вопрос бес­конечно, повторяя его словно какую-то мантру?

М: Само-исследование, конечно, не является пустой фор­мулой, оно серьезнее, чем повторение любой мантры. Если бы вопрос «Кто я?» был только вопрошанием в уме, он не имел бы большой ценности. Настоящая цель само-исследо-вания состоит в том, чтобы сфокусировать цельный ум на его источнике. Следовательно, это не тот случай, когда одно «я» ищет другое «я». Само-исследование менее всего явля­ется пустой формулой, ибо оно включает интенсивную дея­тельность цельного ума по сохранению его устойчивого пре­бывания в чистом Само-сознавании22.

И: Достаточно ли уделять Атма-вичаре некоторое время утром и вечером? Или я должен практиковать ее постоянно,, даже когда пишу или прогуливаюсь?

М: Какова ваша истинная природа? Она в том, чтобы писать, прогуливаться или быть? Бытие — это единственная неизменяемая Реальность, и пока вы не осознали это состоя­ние чистого Бытия, следует продолжать исследование. Если удалось утвердиться в нем, то дальше беспокоиться незачем..

Никто не будет искать источник мыслей, если они не воз­никают. Пока вы думаете: «я гуляю» или «я пишу», ищите,, кто это делает23.

И: Если я упорно продолжаю отбрасывать мысли, то могу ли назвать это вичарой?

М: Такая практика может быть промежуточной ступенью, но фактически вичара начинается, только когда вы приле­пились к Атману и уже ушли от движения ума, волн мысли.

И: Значит, вичара не связана с деятельностью интел­лекта?


Практика само-исследования 107

М: Да, не связана; она представляет собой антара ви-

•чару— внутренний поиск24.

Только начинающему дается совет удерживать и иссле­довать ум. Но, в конце концов, что такое ум? Лишь проек­ция Атмана. Ищите, для кого он появляется и откуда воз­никает. Тогда обнаружите, что коренная причина — «я»-мысль. Идите глубже, и «я»-мысль исчезнет, оставляя одно бесконечно распростертое сознание Я 25-

И: Я задал Матери * в Шри Ауробиндо Ашраме такой

•вопрос: «Почему я ничего не воспринимаю, хотя и поддер­живаю пустоту ума без возникающих мыслей так, чтобы, Бог мог показать Себя в истинном бытии?» Ответ был та­ков: «Позиция правильна и Сила придет свыше. Это и есть прямое переживание». Следует ли мне что-нибудь еще де­лать?

М: Будьте тем, кто вы есть. Нечему снисходить или про-

•являться. Необходимо только потерять эго. ТО, которое ЕСТЬ, всегда здесь присутствует. Даже сейчас вы — ТО и не отдельны от НЕГО. Пустота видима вами, и вы находи­тесь тут, чтобы видеть ее. Зачем ждать? Мысль «я еще не увидел», надежда увидеть и жажда обрести что-нибудь — все это работа эго. Вы попались в силки эго, оно говорит все это, а не вы. Будьте собой — и только!

После рождения вы что-то приобрели, но полученное должны также и вернуть. Поэтому оставьте все это много-

•словие. Будьте тем, кто вы есть. Узнайте, кто вы есть, и ос­тавайтесь самим Собой, atm а ном, свободным от рожде­ния, смерти и возвращения 26.

И: Как познать А т м а н?

М: Познать Атман значит БЫТЬ СОБОЙ. Разве мож­но сказать, что вы не знаете Себя? Вы не видите собствен­ных глаз и не имеете зеркала, но это ведь не повод для от­рицания их наличия? Подобным же образом вы осознаёте Атман, хотя Он и не является объектом. Разве вы отри­цаете свой Атман, пусть и не воспринимаемый как объект?

* Урожденная Мирра Альфасса (1878—1973).


108 Исследование и отдача себя

Ваше высказывание: «Я не могу познать Атман» означает отсутствие Атман а в терминах относительного знания, ибо вы настолько приучены к этому знанию, что отождествляете себя с ним. Такое ошибочное отождествление и создает труд­ность узнавания очевидного atm а на, так как Он не явля­ется объектом. А потом вы спрашиваете: «Как человек дол­жен познать А т м а н?»

И: Вы говорите о Бытии. Бытии чего?

М: Ваш долг — БЫТЬ, а не быть этим или тем. «Я есмь. то Я есмь» заключает всю истину, а метод практики сумми­руется двумя словами: «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ». Что озна­чает спокойствие? Оно означает уничтожение вашего «я», ибо любое имя и форма являются причиной волнения. От­бросьте представление, что «Я есть это и то» 27. Все, что тре­буется для Постижения Себя, это быть спокойным. Что мо­жет быть легче? Следовательно, Атма-видью [Самопознание] достичь проще всего 28.

Изучения и познания заслуживает только Истина чело­века.

Обратив к ней внимание, следует ревностно постигать ее в Сердце. Это знание себя откроется только сознанию — безмолвному, ясному и свободному от деятельности возбу­жденного и страдающего ума. Познайте, что Сознание, ко­торое всегда сияет в Сердце как бесформенный Атман,, Я, и которое познается пребыванием в тишине отсутствия мыслей о чем-либо как существующем или не существую­щем, одно есть совершенная Реальность29.


Глава 6


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!