Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 2. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов



МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественных, социально-экономических наук и украиноведения

Макроэкономика

 

Методические указания

для практических ЗАНЯТИЙ

студентов экономических специальностей

 

Керчь, 2009 г.


Автор: Ушаков В.В., к.э.н., доцент кафедры общественных, социально-экономических наук и украиноведения КМГТУ

 

 

Рецензент: Серегин С.С., к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия КГМТУ

 

Методические указания для практических занятий рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общественных, социально-экономических наук и украиноведения КМГТУ,

протокол №__ от ____________ 2009 г.

 

 

Методические указания для практических занятий утверждены на заседании методического совета КГМТУ,

протокол №__ от ____________ 2009 г.

 

© Керченский государственный морской технологический университет, 2009


ВВЕДЕНИЕ

 

Практические и семинарские занятия являются неотъемлемым элементом учебного процесса по дисциплине «Макроэкономика». Они предусматривают закрепление знаний студентов, полученных ими во время лекций и самостоятельной работы, получение навыков решения конкретных задач. Семинары включают проведение дискуссий по актуальным вопросам макроэкономической теории и практики, обсуждение проблемных ситуаций, текущий контроль успеваемости.

Текущий контроль усвоения учебного материала курса проводится на каждом практическом (семинарском) занятии. Методы контроля включают: устный экспресс-опрос, тестирование по темам основного теоретического материала, контрольные работы с решением задач.

Сплошной экспресс-опрос заключается в том, что каждый студент должен ответить или на конкретный теоретический вопрос, требующий однозначного и краткого ответа или на проблемный вопрос самостоятельного изучения, требующий аргументированного обоснования мнения студента по предложенной проблеме.

Цель текущего контроля – аттестовать студентов по каждой теме учебного курса, что является основанием их допуска к итоговому контролю.

По каждой теме практического занятия приводятся цель темы, основные понятия и категории для повторения в порядке их появления в темах, темы фиксированных выступлений (рефератов) для углубленного изучения темы, примеры решения задач с подробным изложением хода решения и пояснением полученных результатов, список задач для самостоятельного решения, вопросы для обсуждения, список рекомендуемой литературы.



Практические занятия представляют собой три этапа контроля освоения лекционного курса:

1. Проверка освоения лекционного материала: тестирование, опрос.

2. Проверка самостоятельной работы по изучению дисциплины: заслушивание докладов (рефератов) по темам курса.

3. Участие в научно-исследовательской работе: подготовка докладов и участие в работе студенческой научной конференции.

Цель проведения практических (семинарских) занятий по данной дисциплине – закрепление знаний, понимание экономических законов развития общества, повышение культуры экономического мышления.


 

Тема 1. Макроэкономика как наука

 

Цель темы – на основе выявления особенностей возникновения макроэкономики как составляющей экономической науки дать представление о предмете и объекте изучения, макроэкономических субъектах и методах макроэкономики.

 

Основные понятия и категории

Макроэкономика Агрегирование
Экономическая система Моделирование
Экономические субъекты Экзогенные и эндогенные переменные
Экономическая политика Статические и динамические модели
Позитивный и нормативный анализ Запасы и потоки

 

Темы рефератов:

1. Макроэкономическая политика и ее виды

2. Обоснование структурной политики государства

3. Направления и школы макроэкономической теории

4. Особенности макроэкономического моделирования в современных условиях

5. История развития метода макроэкономического моделирования (Ф. Кенэ, К. Маркс, В. Ленин, Л. Вальрас, Дж. Кейнс, В. Леонтьев, Д. Нейман).

 

Вопросы для самоконтроля:



1. Что является объектом и предметом изучения макроэкономики?

2. Каковы проблема и задача макроэкономики?

3. Охарактеризуйте субъекты макроэкономики и взаимосвязи между ними.

4. В чем заключается позитивный и нормативный анализ в макроэкономике?

5. Какие методы использует макроэкономика?

6. Что такое макроэкономическая модель? Какие виды моделей выделяют?

7. Назовите виды переменных и категорий в моделях.

 

Литература:

1. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Макроэкономика: Ученик. – К.: Общество «Знання», КОО, 2004. – С.11-30

2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег /Антология экономической классики. Т. Мальтус, Д. Кейнс, Ю. Ларин. – М.: «ЭКОНОВ», «Ключ», 1993. – С.137-432

 

Тема 2. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

 

Цель темы – изучить построение системы национальных счетов и методы расчета макроэкономических показателей продукта и дохода, учитывая их номинальное и реальное выражение.

 

Основные понятия и категории

Система национальных счетов Личный доход
Добавленная стоимость Располагаемый доход
Институциональная единица Чистое экономическое благосостояние
Сектор экономики Индекс цен
Конечная и промежуточная продукция Потребительская корзина
Валовой внутренний продукт Индекс Ласпейреса
Валовой национальный продукт Индекс потребительских цен
Чистый внутренний продукт Индекс Пааше
Чистый национальный продукт Дефлятор
Национальный доход Индекс Фишера

 

Темы рефератов:

1. Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа и проведения экономической политики

2. Основные взаимосвязи в системе национальных счетов

3. Баланс народного хозяйства (БНХ) и система национальных счетов (СНС): сравнительный анализ

4. Анализ динамики макроэкономических показателей Украины

5. Проблемы оценки экономического благосостояния страны

6. Методология оценки стоимости потребительской корзины, масштаба цен и индекса стоимости жизни.

 

Примеры решения задач

№1

В базисном году номинальный ВНП составил 500. Через год дефлятор ВНП увеличился в 1,2 раза, а реальный ВНП увеличился на 10 %. Определить номинальный ВНП данного года.

 

Решение:

Реальный ВНП данного года:

500*(1+0,1) = 550

Номинальный ВНП данного года:

550*1,2 = 660.

 

№2

Используя данные таблицы, рассчитать реальный ВВП. Какой год является базисным для расчетов и почему?

Год Номинальный ВВП Дефлятор, % Реальный ВВП
 
 
 

Решение:

Реальный ВВП = Номинальный ВВП/Дефлятор (%)*100 %

Реальный ВВП 1-го года:

2100/70*100 % = 3000

Реальный ВВП 2-го года:

3200/100*100% = 3200

Реальный ВВП 3-го года:

4800/120*100% = 4000

2-й год является базисным, т.к. дефлятор принят за 100 % (цены считаются постоянными), и его номинальный ВВП равен реальному.

 

№3

В экономике производятся два товара – X и Y. В текущем году произведено 500 ед. товара X и 600 ед. товара Y, в прошлом году – 400 и 700 соответственно. Цена на товар X в прошлом году составляла 3 грн., в текущем году – 4 грн., цена на товар Y – 5 грн. в прошлом году и 6 грн. в текущем году.

Рассчитать номинальный и реальный ВНП по годам. Как изменился номинальный и реальный ВНП по сравнению с прошлым годом? Сделать вывод.

 

Решение:

Для удобства расчетов составим следующую таблицу:

Товары Прошлый год Текущий год
объем цена объем цена
X
Y

ВНП прошлого года равен:

(3*400) + (5*700) = 1200 + 3500 = 4700

Если не оговорено иначе, прошлый год выступает обычно базисным периодом, т.е. его номинальный ВНП равен реальному.

Номинальный ВНП текущего года:

(4*500) + (6*600) = 2000 + 3600 = 5600

Реальный ВНП текущего года:

(3*500) + (5*600) = 1500 + 3000 = 4500

Изменение номинального ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом:

(5600 – 4700)/4700*100 % = 19,1 (прирост на 19,1 %)

Изменение реального ВНП в текущем году по сравнению с прошлым годом:

(4500 – 4700)/4700*100 % = -4,3 % (снижение на 4,3 %)

Вывод: номинальный ВНП увеличивается в основном из-за роста цен на все товары, динамика роста цен и рост объема выпуска товара Х перекрывает снижение объема выпуска по товару Y. Реальный ВНП снизился из-за падения объема выпуска более дорогого товара Y.

 

№4

В стране производятся и потребляются три блага. В таблице представлено количество и цена (за единицу) каждого из них за два периода (см. таблицу).

Рассчитайте индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера.

 

 

Товары Базисный год Текущий год
цена количество цена количество
книги
джинсы
телевизоры

 

Решение:

Индекс Ласпейреса – это индекс цен с весами (количеством благ) базисного периода. Общий вид данного индекса:

. В нашем примере

Индекс Пааше – это индекс цен с весами (количеством благ) текущего периода. Общий вид данного индекса:

. В нашем примере

Оба индекса показывают снижение стоимости жизни вследствие снижения цен, но в разной степени. Индекс Фишера усредняет полученные результаты:

, т.е. 0,70*0,68 = 0,69 (т.к. значения индексов близки, средняя арифметическая даст аналогичный результат).

 

№5

Известны следующие данные (млрд. грн.):

Наименование показателей Сумма
Экспорт
Дивиденды
Амортизация
Заработная плата
Государственные закупки товаров и услуг
Рента
Прибыль корпораций
Валовые инвестиции
Налоги на прибыль корпораций
Трансфертные платежи
Проценты на капитал
Доход индивидуальных собственников
Косвенные налоги
Потребительские расходы
Импорт
Субсидии фирмам
Взносы на социальное страхование
Нераспределенная прибыль
Индивидуальные налоги на личные доходы

 

Рассчитайте величины:

1) ВНП по расходам; 2) ВНП по доходам; 3) ЧНП; 4) национального дохода; 5) личного дохода; 6) располагаемого дохода.

 

Решение:

1) ВНП = 577 + 437 + 1810 + (367 – 338) = 2853 (по расходам)

2) ВНП = 60 + 207 + 1442 + 33 + 280 + 201 + 526 + (222 – 118) = 2853 (по доходам)

В условиях макроэкономического равновесия «доходы – расходы» эти величины одинаковы.

3) ЧНП = 2853 – 207 = 2646

4) НД = 2646 – (222 – 118) = 2542 или 60 + 1442 + 33 + 280 + 201 + 526 = 2542

5) ЛД = 2542 – 88 – 148 – 155 + 300 = 2451

6) РД = 2451 – 372 = 2079.

 

Задачи для самостоятельного решения

№1

Номинальный ВВП вырос за год на 5 %, а дефлятор ВВП – на 10 %. Найти процентное изменение реального ВВП.

 

№2

В течение двух предыдущих лет объем номинального ВВП увеличился с 500 ден. ед. до 560. Дефлятор ВВП за эти годы изменился со 125 % до 140 %.

Как изменился реальный ВВП за этот период?

 

№3

В базисном году номинальный ВНП составлял 500. В текущем году дефлятор увеличился на 50 %, а реальный ВНП увеличился в 2 раза.

Чему равен номинальный ВНП текущего года?

 

№4

На основе исходных данных, приведённых в таблице, подсчитайте величину номинального и реального валового национального продукта каждого года и определите индекс-дефлятор ВНП (базисным для каждого года является другой год).

Наименование продукции Первый год Второй год
физический объем продукции цена за ед. физический объем продукции цена за ед.
Зерно (млн.тонн)
Хлеб (млн. тонн)
Нефть (млн. м3)
Телевизоры (млн. шт.)

 

№5

ВНП страны характеризуется условными данными:

Товар Количество, ед. Цена за единицу, грн.
в базовом периоде в текущем периоде в базовом периоде в текущем периоде
А 1,2 1,25
В 1,5 1,7
С 1,4 1,2

Вычислить индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера. Чему равен дефлятор ВНП?

 

№6

В упрощенной модели экономики жители тратят свои деньги только на продукты трех видов (данные текущего года):

Товары Количество Цена (за ед.)
Продукты питания
Развлечения
Жилье

 

В следующем году цены на продукты питания выросли на 10 %, на развлечения – на 25%, на жилье – снизились на 5 %. Объем потребления всех указанных благ вырос вдвое.

а) Рассчитайте величину потребительской корзины в данном и следующем году и определите индекс изменения ее стоимости.

б) Определите общий индекс цен, принимая структуру товарного набора текущего года в качестве базы сравнения.

 

№7

Определите величину ВВП, ЧВП и показатели национального, личного и располагаемого дохода на их основе:

Показатели млрд. грн.
Валовые частные инвестиции
Амортизационные отчисления
Личные расходы потребителей
Платежи фирм по социальному страхованию
Трансфертные платежи
Субсидии фирмам
Государственные расходы
Косвенные налоги
Прямые налоги (кроме подоходного)
Подоходный налог
Использование прибыли на накопление

 

№8

По приведённым ниже данным определите величину правительственных (государственных) расходов, чистого национального продукта, амортизации и прибыли фирм:

1) ВНП – 621 млн. грн.;

2) национальный доход – 547 млн. грн.;

3) рента – 14 млн. грн.;

4) заработная плата – 435 млн. грн.;

5) личные потребительские расходы – 478 млн. грн.;

6) процентные платежи – 7 млн. грн.;

7) валовые частные внутренние инвестиции – 47 млн. грн.;

8) доходы от собственности – 23 млн. грн.;

9) субсидии бизнесу – 2 млн. грн.;

10)косвенные налоги на бизнес – 17 млн. грн.;

11)чистый экспорт — 24 млн. грн.

 

№9

Используя приведенные данные, рассчитайте объем ВНП по расходам и по доходам, объем ЧНП и национального дохода:

Показатели млрд. грн.
Процент за кредит
Валовые частные инвестиции
Заработная плата наемных работников
Прибыль фирм
Косвенные налоги на бизнес
Рентные платежи
Чистый экспорт товаров и услуг
Государственные закупки товаров и услуг
Субсидии фирмам
Чистые частные инвестиции
Потребительские расходы
Доходы от собственности

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое система национальных счетов и в чем ее предназначение?

2. На каких методологических принципах строится система национальных счетов?

3. Назовите основные категории системы национальных счетов?

4. Назовите основные макроэкономические показатели, рассчитываемые в системе национальных счетов?

5. Какими методами рассчитываются ВВП (ВНП)?

6. В чем заключается различие между номинальными и реальными показателями?

7. Как рассчитываются индексы цен?

 

Литература:

1. Білецька Л.В., Білецька О.В., Савіч В.І. Економічна теорія: Політекономія. Мікроекономіка. Макроекономіка: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – С.235-254

2. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Макроэкономика: Ученик. – К.: Общество «Знання», КОО, 2004. – С.52-77

 

 

Тема 3. Рынок труда

 

Цель темы – охарактеризовать рынок труда, его организационные элементы, выявить сущность безработицы и экономического неравенства и методы борьбы с ними.

 

Основные понятия и категории

Рынок труда (рынок рабочей силы) Структурная безработица
Номинальная заработная плата Естественный уровень безработицы
Реальная заработная плата Потенциальный ВВП (ВНП)
Дерегулирование рынка труда Циклическая безработица
Занятость Закон Оукена
Экономически активное население Кривая Филлипса
Безработица Стагфляция
Уровень (норма) безработицы Экономическое неравенство
Скрытая безработица Кривая Лоренца
Фрикционная безработица Прожиточный минимум

 

Темы рефератов:

1. Причины и последствия современной безработицы в рыночной экономике

2. Особенности безработицы в Украине

3. Социальная политика в Украине

4. Особенности государственного регулирования занятости в Украине

5. Экономическое неравенство и границы бедности

 

Примеры решения задач

№1

В таблице представлены данные о занятости трудовых ресурсов (в тыс. чел.):

Показатели 1-й год 2-й год
Трудовые ресурсы
Занятые

Рассчитайте численность безработных и уровень безработицы. Как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

 

Решение:

1-й год – 4083 чел. или 4,8 %; 2-й год – 7929 чел. или 8,3 %.

Одновременный рост – из-за того, что численность трудовых ресурсов растет быстрее, чем численность занятых.

 

№2

Численность занятых 70 млн. чел., безработных (зарегистрированных на рынке труда) – 10 млн. чел. Через некоторое время стали безработными еще 3 млн. чел.; 2 млн. безработных прекратили поиски работы; на рынок труда пришло 5 млн. чел, из которых 4 млн. нашли работу; уволено с предприятий в связи с нетрудоспособностью 1 млн. чел.

Рассчитайте первоначальный и текущий уровни безработицы.

 

Решение:

Первоначальный уровень:

10/(70+10)*100 % = 12,5 %

Текущий уровень:

(10 + 3 – 2 + (5 – 4))/(80 – 2 + 5 – 1)*100 % = 14,6 %.

 

№3

В таблице приведена динамика ВНП (млрд. ден. ед.). В условиях полной занятости уровень безработицы равен 6 %.

Годы Потенциальный ВНП Фактический ВНП
3712,5

Рассчитайте по годам:

1) разницу между фактическим и потенциальным ВНП в абсолютном и относительном выражении;

2) уровень безработицы, используя закон Оукена.

 

Решение:

В 1-м году потенциальный ВНП равен фактическому, экономика находится в состоянии полной занятости при естественном уровне безработицы 6 %

По 2-му году:

Абсолютное отклонение: 3705 – 3800 = -95 млрд. ден. ед.

Относительное отклонение: -95/3800*100% = -2,5%

Уровень безработицы: -2,5%/(-2,5) + 6% = 7%

По 3-му году:

Абсолютное отклонение: 3712,5 – 4125 = -412,5 млрд. ден. ед.

Относительное отклонение: -412,5/4125*100% = -10%

Уровень безработицы: -10%/(-2,5) + 6% = 10%

 

№4

Естественный уровень безработицы – 6 %, фактический – 8 %. Фактический ВНП в данном году равен 300 млрд. грн. Чему равен потенциальный ВНП и каково отставание от него?

 

Решение:

Закон Оукена:

,

где: Y – фактический объем выпуска ВВП,

Y* – потенциальный объем выпуска ВВНП,

β – коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (β-коэффициент Оукена),

U –фактический уровень безработицы,

U* –естественный уровень безработицы.

Выразим потенциальный ВНП:

Отставание фактического ВНП от потенциального равно

-2,5(8 % – 6 %) = -5 %

Потенциальный ВНП выразим из левой части формулы закона Оукена:

300/(1 – 0,05) = 315,8 млрд. грн.

 

№5

Общая численность населения страны составляет 100 млн. чел., в том числе: дети до 16 лет – 11 млн. чел., из них 0,8 млн. – заняты в продаже газет, мойке автомобилей; пенсионеры – 6 млн. чел.; домохозяйки – 4 млн. чел.; студенты – 7 млн чел., из них 5,5 млн. чел. – студенты дневной формы обучения; бездомные – 4 млн. чел.; лица, находящиеся в исправительных заведениях, – 5 млн. чел., в пси­хиатрических клиниках – 3 млн. чел., временно не работающие по болезни – 2,3 млн. чел.; уволенные и не ищущие работу – 5 млн. чел.; занятые неполный рабочий день – 1 млн. чел.; уволенные вследствие спада в экономике – 2,2 млн. чел.; уволенные в результате реорганизации предприятий – 0,9 млн. чел.; уволенные по собственному желанию и ищущие более престижную работу — 0,8 млн. чел.; обучающиеся на курсах переквалификации центра занятости – 1,7 млн. чел.

Определить: численность рабочей силы, фактический уровень безработицы, естественный уровень безработицы, потенциальный ВВП, если фактический ВВП равен 2850 млрд. ден. ед.

 

Решение:

Численность рабочей силы (экономически активного населения – ЭАС) равна: все население минус лица нетрудоспособного возраста, т. е. все дети до 16 лет, пенсионеры, минус экономически неактивное население, включающее студентов дневного отделения, домохозяек, бездомных, лиц, находящихся в исправительных учреждениях и клиниках, а также уволенных и не ищущих работу.

Численность ЭАС = 100 – 11 – 6 – 4 – 5,5 – 4 – 5 – 3 – 5 = 56,5 млн. чел.

Количество безработных равно: уволенные из-за спада в экономике (циклическая безработица), уволенные из-за структурных изменений (структурная безработица), уволенные по собственному жела­нию и ищущие работу (фрикционная безработица), обучающиеся на курсах переквалификации (структурная безработица).

Количество безработных = 2,2 + 0,9 + 0,8 + 1,7 = 5,6 млн. чел.

Фактический уровень безработицы = 5,6/56,5*100 % = 9,9 %

Естественный уровень безработицы – сумма фрикционной и структурной безработицы:

(5,6 – 2,2)/56,5*100 % = 6 %

Превышение фактического уровня безработицы над естественным составляет 9,9 % – 6 % = 3,9 %, что в соответствии с законом Оукена означает отставание фактического ВВП от потенциального на 3,9 %*2,5 = 9,75 % . Т.е. фактический ВВП (2850 млрд. ден. ед.) – это 90,25 % от потенциального ВВП. Поэтому потенциальный ВВП равен:

2850/0,9025 = 3157,9 млрд. ден. ед.

Отсюда потери от циклической безработицы: 3157,9 – 2850 = 307,9 млрд. ден. ед. (это 9,75 % потенциального ВВП в абсолютном выражении).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!