Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Итак:Первое правило оптимальности Тимбергена



Цели

Конечные – это те ориентиры, которые входят в конечную функцию благосостояния правительства. Сбалансированный экономический рост. Стабилизация цен. Равновесие платежного баланса. Полная занятость. Сглаживание циклических колебаний. Это стратегические задачи. Промежуточные – это цели, которые не входят в конечную функцию благосостояния правительства, но выдвигаются в качестве тактических задач. Сбалансированность гос.бюджета (DEF=0). Снижение темпа роста ден.массы. Поддержание валютного курса в определенном коридоре.

В условиях неопределенности в качестве конечной цели может выступать снижение неопределенности гос.воздействия на экономику.

На перечисленные цели гос-во не может воздействовать непосредственно. Параметры, на которые гос-во может оказать непосредственное влияние, называются инструментамимакроэкономической политики.

Например: T=ty*Y, здесь ty(ставка налога) инструмент

Итак, суть нормативного подхода: определение величин инструментов при заданных целях макроэкономической политики. (Выбираются масштабы вмешательства гос-ва и наиболее эффективные инструменты). Инструменты задаются гос-вом (являются экзогенными), а цели определяются в процессе функционирования экономики.

Между целями существует неоднозначная система взаимосвязей. Они могут дополнять друг друга: достижение одной цели способствует достижению другой. Пример: Экономический рост и полная занятость в условиях экономического спада. Есть нейтральные цели, не оказывающие влияние друг на друга.

Но задача выбора оптимальной политики иногда усложняется в связи с наличием:

Конфликтных целей.

Несовпадения числа целей с числом инструментов

Наличием неопределенности при принятии решений

Пример конфликтных целей: кривая Филлипса в краткосрочном периоде демонстрирует противоречие между стабилизацией уровня цен и полной занятостью.

 

π

 
 


 

u

«Компромисс между инфляцией и безработицей»

В связи с этим (с конфликтными целями) государство вынуждено заниматься выбором целей:

а) Ряд целей не учитываются при проведении политики. Т.е. борется с инфляцией, но не решает проблему безработицы. Политика была актуальна в 70-е гг. в западных странах.

б) Политика последовательных шагов. Достижение определенных целей на различных интервалах времени.



в) Политика компромиссов. Правительство должно учитывать компромиссы между целями при формировании функции своего благосостояния или при формировании обратной ей функции социальных потерь от проведения политики.

Функция социальных потерь

Это квадратная функция, в которой каждой из целей приписывается определенный вид и учитывается отклонение желаемых показателей от заданных стандартов. Стандарты – это эталоны показателей, часто разрабатываемые международными экономическими организациями, например, МВФ. Математический ее вид:

ZR=å(n, i=1) gi * (Yi - Yi)2 à min

n – число целей

gi – вес при цели i-того вида

Yi- значение цели i-того вида

Yi – величина норматива (стандарта i-того вида)

ZR – потери при проведении макроэкономической политики.

(Примечание: Yi – это Yi с черточкой вверху!)

Итак: государство определяет конечные цели и конкретные значения целевых показателей, к которым нужно стремиться. Затем определяет количественные значения инструментов, которые необходимы для их достижения. Выбор оптимальной политики может осложняться существованием конфликтных целей, несовпадением числа инструментов и наличием неопределенности при принятии решений.

 

2. Модель выбора оптимальной политики: теоретические предпосылки построения и экономико-математическая интерпретация. Определенность политики. Правило Тинбергена.

 

В 50-е годы XX века голландский экономист Ян Тимберген разработал модель выбора оптимальной политики в рамках нормативного подхода, за что получил Нобелевскую премию. Алгоритм:

- правительство определяет конечные цели, исходя из максимизации общественного благосостояния

- определяет целевые показатели, к которым нужно стремиться

- оценивает политические инструменты, находящиеся у них в распоряжении



- правительство должно иметь в распоряжении модель экономики, связывающую целевые показатели и инструменты их достижения

- выбрать оптимальный масштаб применяемых мер

Число целей совпадает с числом инструментов.

Цели: Y1 , Y2

Инструменты: T1 , T2

Поскольку связь между ними линейная, то:

Y*1 = а1 * T1 + а2 * T2

Y*2 = b1 * T1 + b2 * T2

где а1, а2 , b1 , b2 -коэффициенты, отражающие степень влияния инструментов на цели.

Итак:Первое правило оптимальности Тимбергена.

Число линейно независимых инструментов должно быть равно числу целей, что приводит к однозначности и определенности оптимальной политики. Иными словами: при проведении экономической политики может быть достигнуто такое количество целей, которое равно количеству имеющихся у политиков инструментов. В реальности, однако, число целей и число инструментов часто не равно друг другу.

Также в реальности, если соотношение а1 / b1 ≠ а2 / b2 формально есть, но различие между соотношениями незначительно, то искомые значения инструментов могут быть нереально велики. В частности, проведение оптимальной политики может потребовать такого изменения гос.закупок, которое приведет к увеличению бюджетного дефицита до огромных размеров.

3. Проблема выбора оптимальной политики при децентрализованном принятии решений. Принцип эффективной рыночной классификации при проведении.

Различные инструменты макроэкономической политики контролируются различными гос.органами. Инструменты денежно-кредитной политики – ЦБ, инструменты фискальной политики – правительством. Ян Тимберген предполагал, что различные органы гос.управления координируют свою политику. Но в реальности они могут принимать решения в децентрализованном порядке, то есть независимо друг от друга. Проблему выбора оптимальной политики децентрализованными органами гос.управления впервые исследовал американский ученый Роберт Манделл. Итак, число инструментов превышает число целей (1 цель, 2 инструмента). То есть, задача переопределена. Манделл показал, что каждый инструмент должен использоваться для регулирования того целевого показателя, на который данный инструмент оказывает наибольшее влияние. Только в этом случае может быть принят оптимальный пакет правительственных мер.

Второе правило оптимальности Манделла (правило эффективной рыночной классификации):

При наличии большого числа инструментов следует проводить дезагрегирование при принятии управленческих решений. Выбираются те инструменты, которые наиболее оптимально воздействуют на данную цель, и соответствующая политика проводится определенными органами власти. Так, политика, направленная на борьбу с инфляцией – ЦБ (т.к. инструменты, используемые ЦБ, например, денежная масса и ставка % больше влияют на уровень инфляции), политика, направленная на борьбу с безработицей – правительству (его инструменты – гос.закупки, ставки налога, трансферты).

∆Y = Y*1 = a1 * ∆G + a2 * ∆M↑ занятость, значит, правительство

∆π = Y*2 = b1 * ∆G + b2 * ∆M↓ инфляцию, значит, ЦБ

Если а1 / b1 › а2 / b2 , то инструменты, используемые правительством, более эффективны при воздействии на объем выпуска страны, чем инструменты, используемые ЦБ.

Итак, Манделл «привязал» каждый инструмент к тому целевому показателю, на который данный инструмент оказывает наибольшее влияние. Практическое значение: разграничил полномочия между правительствои и ЦБ. Если правило Манделла не применяется, то процесс децентрализованного принятия решений не будет сходящимся, это приведет к существенным колебаниям значений целевых показателей вокруг их оптимального уровня.

4. Проблемы, связанные с выбором оптимальной политики при несовпадении количества целей и инструментов. Теоретические подходы к решению проблемы. Минимизация социальных потерь.

Итак, число инструментов превышает число целей (1 цель, 2 инструмента). То есть, задача переопределена. Манделл показал, что каждый инструмент должен использоваться для регулирования того целевого показателя, на который данный инструмент оказывает наибольшее влияние. Только в этом случае может быть принят оптимальный пакет правительственных мер.

При наличии большого числа инструментов следует проводить дезагрегирование при принятии управленческих решений. Выбираются те инструменты, которые наиболее оптимально воздействуют на данную цель, и соответствующая политика проводится определенными органами власти. Так, политика, направленная на борьбу с инфляцией – ЦБ (т.к. инструменты, используемые ЦБ, например, денежная масса и ставка % больше влияют на уровень инфляции), политика, направленная на борьбу с безработицей – правительству (его инструменты – гос.закупки, ставки налога, трансферты).

5. Оптимизация макроэкономической политики в условиях неопределенности. Виды неопределенности. Простейшая модель оптимальной политики с учетом неопределенности.

Выбор рациональной политики осложняется наличием условий неопределенности, когда правительство не может точно знать силу влияния инструментов на целевые показатели, в том числе из-за наличия экзогенных шоков. Существуют длинные и изменчивые лаги влияния инструментов на целевые показатели → политики не должны слишком часто менять параметры инструментов. Итак, неопределенность связана еще и с временными параметрами влияния инструмента на целевые показатели.

Выделяют 3 вида неопределенности:

- аддитивная. Связана с влиянием на результаты решения событий, на которые не могут повлиять гос.органы управления. Пример: стихийные бедствия, научные открытия, изменение погодных условий. Это экзогенные шоки. Их результаты влияния суммируются с эффектом влияния политических инструментов.

- мультипликативная. Связана с отклонением фактических значений коэффициентов, характеризующих степень влияния инструментов на цели от их среднего значения. Политики могут определить средние значения коэффициентов, но не могут знать, каковы будут эти значения во время проведения политики. Эффект мультипликативной неопределенности умножается на эффект влияния политических инструментов.

- временная. Связана с тем, что неизвестно, когда во времени проявится результат влияния инструмента на целевой показатель.

Рассмотрим пример.

Имеется 1 целевой показатель и 1 инструмент. Экономика на стадии спада → главная цель – увеличение выпуска (∆Y). В качестве инструмента будет ∆М. Модель будет иметь вид:

∆Y = при ∆Y › 0

где - случайная переменная, характеризующая степень влияния (изменение ден.предложения) на ∆Y

ξ – случайная переменная, характеризующая результат влияния экзогенных шоков

Кажется, что правительство должно ориентироваться на средние значения переменных, чтобы достичь оптимального выпуска в среднем за период. Тогда ур-е должно принять вид:

∆Y =

Где среднее = ,ξ в среднем равно 0

Получается, что цель ∆Y = ∆Y* в принципе может быть достигнута, но только в среднем, если выполняется условие∆М =

В реальности наличие мультипликативной неопределенности не дает никакой гарантии достижения поставленной цели даже в среднем за период. Если ∆М = , а реальное значение , то уровень ∆Y будет меньше оптимального. При получим ∆Y›∆Y*. Это приведет к избыточному спросу и возникновению узких мест в экономике, дефицита и усилению инфляции.

В. Брейнард исследовал влияние мультипликативной неопределенности на политический выбор. Ориентация на среднее значение не является лучшим выбором!Т.к. возникают издержки, связанные с существенным отклонением фактических показателей от их целевых значений. Особенно, когда . Здесь резко возникший совокупный спрос может привести к развитию гиперинфляции и соц.потерям для общества. Увеличения предложения денег нужно определять так:

∆M =

– дисперсия отклонений от

Величина изменения ден.массы, полученная во втором уравнении меньше, чем в первом. Значит, при расчете вторым способом экономика будет находиться в условиях неполной занятости. Это поможет избежать «перегрева» и связанных с ним потерь от высоких темпов инфляции.

Аддитивные шоки целесообразно учитывать по их среднему значению. Параметр ξ не влияет на выбор ∆М в такой же степени как колебания .В связи с тем, что среднее значение ξ равно нулю, то наличие аддитивной неопределенности не должно влиять на политический выбор. Это эквивалентная неопределенность, то есть в условиях аддитивных шоков инструменты должны выбираться так же, как при полной определенности. Правительство не может предусмотреть эти шоки, оно должно реагировать на них по мере возникновения.

Временная неопределенность связана с временными характеристиками влияния инструментов. То есть в нашем примере: увеличение ден.массы приведет к увеличению объема выпуска, но неизвестно когда. Это затрудняет проведение макроэкономической политики! Например, рост Y произойдет не в период спада экономики, а когда экономика уже находится на стадии подъема. Возникает угроза перегрева, ускорения инфляции, соц.потерь.

Поэтому в условиях неопределенности ставится новая задача: политика стабилизации. Это политика, направленная на снижение степени случайных отклонений в целевых показателях.

6. Фискальная политика как составная часть бюджетно-налоговой политики государства и ее роль в стабилизации экономики. Классификация целей и инструментов фискальной политики. Виды фискальной политики.

Осн цели макроэк.пол-ки:т.н. «золотой четырехугольник»

1.стабилизация ур.цен

2.Достиж.полн.занятости

3.Обеспеч.равновесия

4.Поддерж.равновес платеж.баланса

Для достиж.указ-х целей пр-во мож исп-ть инструменты,направленныена стимулирование совок.спроса и инструменты, направленные на стимулирование сов.предлож.

Стимул-е сов.спроса/ограничение сов.спроса осущ-ся гос-вом мерами Фиск.П, ДКП

Стимулир-е сов. Предложения осущ-ся мерами,предложенными в рамках теор. Направления(эк-ка предложений).

Суть-смотрим то,что получили от провед-я политики

В отличие от норматив.подхода, в позитивном не дается оценка сложившейся ситуации,а лишь констатируется факт того/иного положения.

ФП- П,проводимая пр-вом
,напр-я на регулирование сов.спроса по ср-вам изменения вел-ны гос.расходов(бюджетно-налоговая П)

Виды ФП:

1.По направленности

А)стимулирующая(экспансионистская) напр.на увелич.сов.спросак,занятости по ср-вам увел.гос.закупок,уменьш налогов

/\G(\/T)- /\Yd-/\Nd

Б)сдерживающая(респективная) напр. На огранич.сов спроса и увелич цен по ср-вам \/ Gили /\T

\/G(/\T)-\/Yd-\/Y-\/п(инфляция

2.По методам воздейств.

А)автоматическая ПР-во не вмеш-ся в нал.сист.

Б)Дискреционная.ФП. Пр-во вмеш-ся в нал.политику в целях стабилизац эк.коньюктуры согласно той\иной фазе цикла.

7. Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике.

По методам воздейств.

А)автоматическая ПР-во не вмеш-ся в нал.сист.

Встроенные стабилизаторы ФП:прогрессивная сист. Нал\облож и соц пособийПодъем эк-ки-/\Y- /\ty-/\T-\/Yv-\/C--\/Y

/\tyприб.-/\Тприб-\/нераспр.прибыль-\/I--\/Y

Соц.пособия: /\У-\/TR-\/Yv-\/C--\/Y (предотвращение перегрева эк-ки)

Б)Дискреционная.ФП. Пр-во вмеш-ся в нал.политику в целях стабилизац эк.коньюктуры согласно той\иной фазе цикла.

Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности.

проблема неопределенности величины эффекта и проблема несогласованности во времени

8. Мультипликаторы государственных расходов и налоговые мультипликаторы при фиксированных ценах. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Влияние инструментов ФП (изм нал\гос.расходов) на изменение объема выпуска хар-ся мультипликаторами.

1.М-р гос.закупок

Mg=∆Y/∆G

Показ.на ск.изм-ся ВВП страны при изм.гос.закупок на 1.

2.Налоговый м-р

Mt=∆Y/∆Т

3.М-р сбаланс=ированного бюджета

MG=∆T=∆Y/∆G

При ∆G=∆T-сбалансиров.бюджет

Показ на ск.изм-ся ВВП страны при изм.гос закупок ,финансируемых за счет равного изменения налогов.

Количеств.знач-я пар-ров зав.от.:

1гибкости цен на макроэк.рынках(P.i.W)-номинальные

2от принятой в стране сист.нал\облож

-пропорциональная T=ty*Y

-паушальная T-const

 

Рассмотрим мультипликаторы при жестких ценах на всех рынках:

И различных системах налогообложения.

А) при паушальной системе налогообложения:

Mg=1/(1-Cy)

Mt=-Cy(1-Cy)

Mдельтаg=дельтаT =1 (теория Хаавельмо)

Если дельтаG=дельтаT, то дельтаY=дельтаG

Б) пропорциональная система налогообложения:

Mg=1/(1-Cy(1-ty))

Mt=-Cy/(1-Cy(1-ty))

Mдельтаg=дельтаT = 1

 

Взаимосвязь между mg и mT

1) Mt=-Cy*mg

2) Т.к. Cy<1, то |mt|<mg

3) 1/(1-Cy) > 1/(1-Cy(1-ty)) , т.е. при паушальной системе налогообложения воздействие G и T на изменение ВВП будет больше, чем при пропорциональной системе

4) Если в стране пропорциональная система налогообложения, то /\ ty => \/ |mt|,mg

 

9. Воздействие изменения процентных ставок на результативность фискальной политики. Модификация мультипликаторов фискальной политики с учетом эффекта процентной ставки.

Рассмотрим модель IS-LM:

Рост государственных расходов сдвигает линию IS вправо, что приводит к росту ставки процента. Это происходит по следующей причине: рост госзакупок ведет к росту национального дохода, это вызывает рост спроса на деньги, если предложение денег задано, то ставка процента растет (из-за роста спроса на деньги). Рост ставки процента ведет к сокращению спроса на инвестиции, сокращение спроса на инвестиции уменьшает национальный доход, уменьшение национального дохода сокращает спрос на деньги и ставка процента падает (и т.д.). Итог этих колебаний: национальный доход возрастает, но не так сильно, как в том случае, если бы ставка процента не менялась.

 

Mg=Li/(эпсилон*Li+Ly*Ii)

Li,Ly – показатели функции спроса на деньги (Ly - предельная склонность к предпочтению ликвидности по доходу;
Li – предельная склонность к предпочтению ликвидности по процентной ставке; другими словами – эластичность)

Функция спроса: L=Ly*Y-Li*i

I=I0-Ii*I (Ii- предельная склонность к инвестициям, I0 ?)

Эпсилон: при пропорциональной системе налогообложения:

Эпсилон = 1-Cy(1-ty)

При паушальной:

Эпсилон=1-Cy

Mt=-Cy*mg

 

Факторы, влияющие на значения мультипликаторов:

1) /\Cy /\mg

2) /\ty \/mg

3) /\Li /\mg

4) /\Ii \/mg

5) /\Li \/mg

6) /\Li \/mg

10. Влияние показателей эластичности спроса на деньги и инвестиционного спроса на величину мультипликаторов фискальной политики.

Если Li=0 , то mg = 0 т.е. фискальная политика абсолютно неэффективна, если Li стремится к бесконечности, то mg=1/эпсилон ,т.е. мультипликатор становится равным мультипликатору при фиксированных ценах (ликвидная ловушка, фискальная политика является высокоэффективным инструментом)

В первом случае:

Во втором случае:

Теперь рассмотри также показатель эластичности инвестиционного спроса (предельная склонность к инвестициям по ставке процента). Эта величина изменяет наклон линии IS, чем она больше, тем более горизонтальна IS. Чем больше эластичность – тем менее эффективна фискальная политика (можно показать по формуле, можно нарисовать график, как в первом случае, только играть теперь с наклоном IS)

 

 

11. Фискальная политика при гибких ценах. Влияние изменения уровня цен на величину мультипликаторов.

Фискальная политика приводит к сдвигу кривой IS вправо (IS2). Такой сдвиг линии IS соответствует перемещению линии функции совокупного спроса из Yd0 в Yd1. Однако при таком значении совокупного спроса и неизменном уровне цен (P1) на рынке благ образуется дефицит (Y2-Y1). Дефицит рассасывается тогда, когда уровень цен повышается до P2.

При таком уровне цен, во-первых, увеличится предложение, во-вторых, сократится количество денег в обращении. Это выразится в сдвиге кривой LM в положение LM1 и, соответственно, сокращении совокупного спроса. В итоге равновесный национальный доход примет значение Y1 меньшее, чем y2. Так как Y1 < Y2, то можно заключить, что с учетом изменения цен мультипликаторы фискальной политики изменятся (уменьшатся).


 

12. Механизм воздействия фискальной политики на совокупный спрос. Условия возникновения и количественная оценка эффекта вытеснения частных инвестиций.

Это – простейший вариант воздействия фискальной политики на совокупный спрос.

Увеличение госзакупок приводит к сдвигу IS1 à IS2. В случае с абсолютно эластичным спросом на деньги (LM) это приведет к Y1 à Y2. В случае LM' происходит эффект вытеснения частных инвестиций:

/\ G(T=const) или \/T (G-const) à дефицит /\Bs (стоимость облигаций) /\ I \/I
иными словами, повышение госзакупок приводит к росту ставки процента i, следовательно сокращается спрос на инвестиции (I1àI2). Это сокращение и называют эффектом замещения.

 

13. Анализ влияния фискальных методов регулирования совокупного спроса на динамику реальных и номинальных показателей функционирования национальной экономики на основе кейнсианской модели ОМР.

 

Предпосылки:

1) Кейнсианская концепция рассматривает стимулирующую фискальную политику, как эффективный инструмент вывода экономики из состояний депрессии.

2) IS пересекает LM на ее максимально эластичном участке, т.к. ситуация близка к ликвидной ловушке (Li à бесконечность).

3) Кривая Yd пересекает Ys на ее максимально эластичном участкек, т.к. в состоянии депрессии производственные мощности недозагружены

4) Yd низко эластичен по уровню цен

/\G (\/T) – стимулирующая фискальная политика. IS0 à IS1, E0 à 1, Yd0 à Yd1.

При P0 на рынке образуется дефицит (Y1-Y0). Под давлением дефицита P0 à P1, реальные кассовые остатки снижаются с M/P0 до M/P1, LM(P0) à LM (P1), экономика смещается в т. Е2, где:

2>i1>i0

Y0<Y2<Y1

P1>P0

M/P0 > M/P1

N>N0

W/P0>W/P1

Таким образом, государственная политика эффективна, но эффект вытеснения частных инвестиций приводит к снижению Y1àY2

 

 

14. Факторы, определяющие эффективность фискальной политики в закрытой экономике. Специфика изменения номинальных и реальных показателей в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Масштабы вытеснения одновременно определяют и эффективность фискальной политики. Если имеется полное вытеснение, то считается, что фискальная политика неэффективна, т.к. роста дохода нет, а ресурсы изымаются из частного сектора. Чем вытеснение меньше, тем фискальная политика эффективнее.

Эффективность фискальной политики в реальном секторе зависит, в конечном счете, от того насколько полно задействованы факторы производства. Если имеются свободные факторы производства, то фискальная политика эффективна. Если же факторы полностью вовлечены в производство — неэффективна. Кейнсианцы настаивают на первом варианте, неоклассики — на втором.

В денежной сфере эффективность фискальной политики определяется, прежде всего, реакцией ставки процента на предложение денег. Кейнсианцы полагают, что ставка процента и предложение денег связаны между собой. Поэтому эффект вытеснения, порожденный ростом ставки процента, может быть погашен увеличением предложения денег и соответствующим снижением ставки процента.

Неоклассики отрицают связь предложения денег и ставки процента. Мы попадаем в классическую область кривой LM, и эффект фискальной политики оказывается нулевым. В целом считается, что кейнсианская теория демонстрирует эффекты фискальной политики в коротком промежутке времени, а неоклассическая - в длительном.

15. Денежно-кредитная политика как инструмент стабилизации в рыночной экономике. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Виды денежно- кредитной политики.

Денежно-кредитная политика- макроэкономическая политика, проводимая ЦБ посредством изменения денежной массы страны в целях воздействия на совокупный спрос.

Виды ДКП:

1) Стимулирующая. ЦБ увеличивает денежную массу в целях стимулирования совокупного спроса и экономической активности в стране. (экспансионистская)

2) Сдерживающая (контрактивная). ЦБ сжимает денежную массу в целях ограничения совокупного спроса и инфляционного роста цен.

Инструменты ДКП:

1) Валютная политика. ЦБ проводит валютные интервенции. Так, если ЦБ продает иностранную валюту, то денежная масса страны уменьшается. В результате снижается совокупный спрос, падают доходы страны (и наоборот). Ограничения на проведения валютной политики – выбор режима валютного курса. Т.е. валютная политика может применяться только при фиксированном валютном курсе.

2) Учетная политика. ЦБ изменяет учетную ставку процента. Если учетная ставка снижается, то цена кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ и в дальнейшем выдаваемых населению, снижается. Это приводит к увеличению экономической активности (росту потребления ,I); увеличению совокупного спроса и национального дохода страны (и наоборот).

3) Резервная политика. ЦБ изменяет норму обязательных резервов. Если ЦБ увеличивает норму обязательных резервов, то увеличивается размер общих резервов, отчисляемых коммерческими банками ЦБ. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по выдаче кредитов, как следствие: падает совокупный спрос, национальный доход страны и наоборот.

4) Политика открытого рынка. ЦБ пролает и покупает государственные облигации на открытом рынке. Если ЦБ продает облигации на открытом рынке, то денежная масса снижается. В результате снижается совокупный спрос, национальный доход страны.

 

16. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в кейнсианской и монетаристской концепциях.

-передаточный механизм (цепочка звязей), которая передает импульс от изменения М к изменению объема выпуска и экономической занятости в стране

Существует 2 основных концепции трансмиссионного механизма:

1) Кейнсиансая связывает передаточный механизм только с изменением процентной ставки i и изменением I

2) Монетаристская связывает передаточный механизм не только с изменением процентной ставки i и ее воздействием на I, но и с изменением структуры портфеля активов

Суть кейнсианского механизма:

/\M \/i /\I /\Yd (совокупный спрос)/\Y (национальный доход)

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!