Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Кейнсианская теория как теоретическая база государственного регулирования экономики



Изучение проблем деятельности государства в системе макроэкономического регулирования – важная составляющая предмета макроэкономики. Существенной предпосылкой, определяющей эффективность государственного регулирования, является учет в регулирующих действиях государства индивидуальных условий конкретной страны. Они характеризуются такими показателями, как доля государственного сектора в смешанной экономике, структура экономики, достигнутый технический уровень производства, место национальной экономики в международном разделении труда, природные, демографические и политические условия. Их всесторонний учет требует от каждого государства применения творческого подхода к определению пределов и методов вмешательства в экономику

Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос о пределах возможностей рыночного механизма. Способен ли рынок, обнаруживающий самодостаточность и эффективность на микроэкономическом уровне, быть таким же на уровне макроэкономики, т. е. обеспечить равновесие? В зависимости от ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на три крупных научных направления:

1) те, кто по-прежнему исповедует классические принципы свободного предпринимательства, отрицая необходимость прямого вмешательства в макроэкономические процессы с целью их регулирования («неоклассики», «либералы», «консерваторы»);

2) те, кто полагает, что только союз рынка и государства может обеспечить макроэкономическую эффективность («кейнсианцы» → «неокейнсианцы»);

3) те, кто призывает к умеренному, опосредованному вмешательству в макроэкономические процессы («неолибералы», «неоклассический синтез», «монетаристы»).

В основе макроэкономической теории лежит вопрос о том, посредством каких механизмов в экономике обеспечивается полная занятость, то есть полное использование имеющихся ресурсов. Это может обеспечивать рыночный механизм самостоятельно, или вместе с ним соответствующую регулирующую роль должно выполнять государство. Этот вопрос является центральным и для классической теории, которая исторически положила начало макроэкономической науке.

Последователи классической теории считают, что рыночный механизм способен автоматически обеспечивать полную занятость без государственного вмешательства в экономику, то есть полная занятость является нормой для экономики с рыночными отношениями. Они признают, что иногда на экономику могут негативно влиять внешние факторы, такие как политические, природные, внешнеэкономические и т.п., которые временно выводят ее из состояния полной занятости. Однако способность рынка к автоматическому саморегулированию является достаточной, чтобы через некоторое время опять восстановить в экономике такой уровень производства, который отвечает условиям полной занятости. Это означает, что возможный отход экономики от состояния полной занятости, по мнению представителей классической теории, является не внутренним продуктом рыночной экономики, а лишь результатом влияния на нее внешних обстоятельств.



Следовательно, можно утверждать, что согласно с классической теорией механизм процентной ставки, гибких товарных и ресурсных цен предоставляет рынку способность автоматически поддерживать полную занятость в экономике. При этих условиях исключается необходимость вмешательства государства в экономику, то есть наиболее рациональной должна быть политика государственного невмешательства.

Представление последователей классической теории о способности рынка к автоматической регуляции экономики и необходимости отхода государства от этой регуляции не выдерживает испытания на практике. Исторический опыт мировой экономики показывает, что государство не из-за каких-то субъективных рассуждений, а при объективной необходимости вынуждено вмешиваться в экономические процессы. Убежденность в этом особенно выросла под воздействием мирового экономического кризиса 30-х годов ХХ в. (т.н. «Великой депрессии»), что обусловило изменение взглядов на механизм функционирования экономики и роль государства в этом механизме.

Решающую роль в пересмотре классических представлений об экономическом механизме в государстве сыграл известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946).



Сущность нового экономического мировоззрения Кейнс изложил в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Он впервые подверг конструктивной критике классическую теорию макроэкономической регуляции, которая главенствовала до тех пор. В противовес классической теории рыночного саморегулирования и государственного невмешательства в экономику он предложил альтернативную макроэкономическую теорию, в основе которой лежит государственное регулирование экономики. Это явление получило в науке название «кейнсианской революции».

В отличие от классиков, последователи кейнсианской теории отстаивают мысль, что рыночный механизм самостоятельно не может гарантировать достижения в экономике полной занятости. Они утверждают, что благодаря рыночным регуляторам экономика может быть уравновешена, то есть в ней может обеспечиваться равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, но в то же время может существовать неполная занятость, вынужденная безработица и высокий уровень инфляции. Полная занятость за счет лишь рыночных регуляторов – это не закономерность, а случайность.

Согласно кейнсианской теории, не предложение создает спрос, а наоборот, спрос создает собственное предложение. Другими словами, производители будут выпускать такое количество то­варов и услуг и такого качества, какое понадобится покупате­лям. Именно покупатели своим спросом «диктуют усло­вия» производителям, поэтому причиной неравновесия в экономике является недостаточный совокупный спрос. Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому кейнсианскую теорию называют теорией совокупного спроса.

Для того чтобы узнать, что влияет на изменения со­вокупного спроса (расходов общества), Дж.М. Кейнс рас­крыл его структуру. Он установил, что совокупный спрос слагается из спроса или расходов всех субъектов наци­ональной экономики: домохозяйств, предприятий, го­сударства и зарубежных потребителей отечественной продукции. Им было исследовано, ка­кие факторы воздействуют на динамику каждой из со­ставных частей совокупного спроса (см. таблицу 4.2).

Поэтому главным объектом государственного вмешательства в экономику должен быть совокупный спрос, который получил название «эффективный спрос». Это означает, что, увеличивая совокупный спрос, государство может эффективно влиять на уровень производства. Опираясь на концепцию «эффективного спроса», кейнсианцы предлагают два метода стимулирования совокупного спроса:

1) за счет увеличения государственных закупок или снижения налогов;

2) за счет снижения процентных ставок за кредит, что увеличит инвестиции частного сектора экономики.

Рассматривая роль фискальных (бюджетно-налоговых) и денежно-кредитных инструментов в стимулировании совокупного спроса, кейнсианцы отдают преимущество первым из них. Это объясняется тем, что во время спада производства инвестиции слабо реагируют на снижение процентной ставки. Следовательно, в этих условиях денежно-кредитная политика является неэффективной. Поэтому главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетно-налоговой политике на основе увеличения государственных инвестиций, предоставления льготных кредитов и тому подобное.

Однако использование государственного бюджета для стимулирования совокупного спроса может порождать бюджетный дефицит. В этих условиях кейнсианцы предлагают использовать государственные займы, налоги и в определенных пределах денежную эмиссию.

Важную роль в кейнсианской теории играет мультипликатор инвестиций. Но эффект мультипликатора в разных условиях может различаться. Наибольшую величину он имеет при условиях наличия в экономике неиспользованных мощностей и свободной рабочей силы. При наличии резервных мощностей достигается более «дешевое наращивание» выпуска продукции за счет незначительных дополнительных инвестиций. Поэтому в условиях недостаточности совокупного спроса государство может за счет бюджетных расходов обеспечивать значительный мультипликативный эффект.

Таким образом, анализ спроса основных экономических субъектов по­зволил выработать рекомендации правительству – те меры, которые должны стимулировать увеличение спроса и вос­станавливать макроравновесие. Такими мерами являют­ся: регулирование налогов на доходы предприятий и до­мохозяйств, предоставление потребителям и предприяти­ям государственной помощи в виде дотаций, установление нужного размера процентной ставки, контроль денежной эмиссии и др.

Чтобы расширить спрос, в развитых странах государ­ство национализировало значительную часть предприятий, создав мощный государственный сектор, который обеспе­чивал общество важнейшими товарами (энергоресурсами, услугами транспорта и др.). Была создана широ­кая сеть учреждений по предоставлению социальной по­мощи населению. Правительства разрабатывали различ­ные целевые программы социально-экономического раз­вития страны и отдельных отраслей, привлекали крупный бизнес к выполнению государственных заказов на произ­водство определенной продукции, тем самым освобождая его от конкуренции и гарантируя высокие прибыли.

С помощью рекомендаций Дж.М. Кейнса в развитых странах в период с 50-70-х гг. XX в. были достигнуты самые высокие темпы прироста промышлен­ного производства, а уровень благосостояния населения возрос в 2-4 раза. Это был самый продолжительный пе­риод бескризисного развития современной рыночной экономики.

Кейнсианская теория долгое время доминировала в теории и практике макроэкономического регулирования, отвечая тем условиям, когда главное внимание уделялось проблемам преодоления спада производства и уменьшению безработицы. Но в 70-х гг. ХХ в. экономику многих стран постигли другие негативные явления. Кризис усугубился резким ростом цен на энергоносители и сырье, поставляемое из развивающихся стран, которые решительно воспротиви­лись экономической политике Запада. Повышение в 10-20 раз цен на основной энергетический ресурс – нефть – привело к тому, что предприниматели развитых стран около 10 лет выходили из этого кризиса, разрабатывая и внедряя но­вые энергосберегающие технологии.

Главной стала проблема инфляции при одновременном падении производства – стагфляция. Кейнсианские рекомендации, в основе которых увеличение бюджетных расходов и применение при этом дефицитного финансирования, в этих условиях показали свою неэффективность.

Это вызвало значительное недоверие к кейнсианской теории и привело к возникновению альтернативных теорий (монетаризм, теория «экономики предложения», теория рациональных ожиданий). В частности, критиковалось поло­жение о том, что для увеличения доходов государства нуж­но повышать налоги – это приводило к свертыва­нию производства или его уходу в «теневой» сектор. Кроме того, кейнсианство рекомендовало для увеличения спроса потребителей выплачивать им различные пособия, пре­доставлять дотации, субсидии, однако это приводило к ин­фляции.

Результатом сотрудничества новых макроэкономических направлений стала новая нео­консервативная теория, которая была полным антиподом кейнсианства и возвращала экономику во времена сво­бодного рыночного регулирования. Неоконсерваторы проводили свою политику в США («рейганомика»), Великобритания («тэтчеризм»), ФРГ и ряде других стран. Главным принципом было стимулирование частного бизнеса и предприниматель­ства путем снижения налогов и в целом ослабления го­сударственного давления на них. Государствен­ные предприятия передавались в собственность частных лиц путем организации акционерных обществ, были свернуты многие программы социальной помощи. Все эти меры на некоторое время оживили экономику, со­кратили инфляцию, уменьшили безработицу. Однако это не спасло рыночную экономику от последующих мировых экономических кризисов.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!