Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Философия инженерной деятельности



Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук

Основные критерии инженерной деятельности:

· способность функционирования;

· эффективность использования;

· экономичность;

· благосостояние;

· здоровье;

· качество окружающей среды;

· качество общества;

· развитие личности.

Эти ценностные области взаимосвязаны между собой. Например, безопасность способствует здоровью, а экономичность – благосостоянию.

В своей деятельности инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить природную среду. Для этого необходимо изменить стиль мышления инженеров и проектировщиков, гуманитаризировать инженерное образование. Техника служит облегчению и освобождению, но создает новые тяготы и зависимости, она считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, однако вызывает также бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – только средство, сама по себе она ни хороша и ни дурна, все зависит от того, что из нее сделает человек. Проблема техники – проблема социальной и экологической ответственности человека, создавшего ее.

 

 

Философия Сократа

Сократ (469-399гг. до н.э.). Основная проблема - человека или субъекта. В отличие от предшествующих философов, которые искали ответы на вопросы, касающиеся человечества в его отношении к природе, С. подчёркивал значение совести или даймониона, который являлся гарантией постижения подлинной истины. Совесть умнее – божественное происхождение. Именно посредством совести боги выделяют человека и сообщают смысл всему мировоззрению. Целью всего в мире является человек. «Познай себя, т.е. познай, кто ты есть, и будь им». Философия – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Т.к. жизнь – это искусство, то для совершенства искусства необходимо знание искусства. Знание есть усмотрение общего для целого ряда вещей. Это понятие о предмете, и достигается оно посредством определения. Для определения понятия С. пользовался методомдиалектики (искусством спора, диалога). Сам же он называл это маевтикой (повивальное искусство). Его метод включает след. этапы:

1. постановка вопроса,

2. ответы собеседника,

3. критика предложенного определения;



4. уточнение первоначально поставленного вопроса.

Цель его метода является помощь людям, чтобы они нашли сами себя, т.е. обрели новое знание, как основу новой нравственности. Его метод включает расчленение единого на многое с помощью вопросов, а затем соединение многого в единое, причём С. стремился возбудить мир слушателя так, чтобы последний мог сделать это сам.

Основное внимание С. уделял познанию сути добродетели: «Познание добродетели есть уже предпосылка нравственной жизни и достижение добродетели». Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает достижению блаженства и жизненного счастья. Основы добродетели:

- сдержанность (умение сдерживать, укрощать, преодолевать страсти),

- мужество (преодолевать страсти),

- справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов),

Эти добродетели человек приобретает путём познания и самопознания. «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю»; «Самое позорное невежество – воображать, будто знаешь то, чего не знаешь»; «Знать – значит обладать памятью, а не умом»; «Чем основательнее я решаю проблему, тем больше новых вопросов встаёт передо мной; чем дальше я продвигаюсь, тем шире раздвигаются горизонты предстоящего, значит предстоящий путь по сравнению с пройденным не уменьшается, а увеличивается». Сократ – овод философии (не давал людям желанного покоя, не успокаивал их разум). Сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть. Молодым людям он советовал почаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие. «Ничего сверх меры, мера во всём»; «Если меня лягнул осёл, разве я стану подавать на него в суд». Критика демократии: кормчего на корабле, плотника и флейтиста нельзя выбирать по жребию, но по способностям и знаниям.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!