Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 1.1. Мировая экономика: становление, сущность и тенденции развития



Введение

Методические указания для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика выполнены в соответствие с ГОС ВПО-2 для укрупненной группы 080000 «Экономика и управление», направление 080100 «Экономика», профиль подготовки бакалавров «Экономика предприятий и организаций».

При создании методических указаний, автор руководствовался «Положением об электронных образовательных ресурсах Сибирского федерального университета», Рабочей программой дисциплины и имеющимися учебниками и учебными пособиями.

Практические (семинарские занятия) по дисциплине «Мировая экономика и международные отношения» предусмотрены учебным планом и графиком изучения дисциплины и представляют собой одну из форм учебных занятий, наряду с лекциями. На практических (семинарских) занятиях проверяются, закрепляются и углубляются знания студентов. В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты приобретают навыки и умения самостоятельной работы над литературой, учатся самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в мировом хозяйстве.

Методические указания охватывают все темы, предусмотренные учебными планами. Они составлены по единой сложной системе, в соответствии с которой в каждой теме последовательно:

– дается перечень вопросов, которые выносятся для обсуждения на семинарском занятии;

– приводятся основные категории темы, знание которых необходимо для ее овладения;

– приводится детальный перечень литературных источников, в которых студент может найти ответы на поставленные вопросы;

– приводятся вопросы для самоконтроля, с помощью которых студент может проверить свои знания;

– приводятся типовые задачи и числовые примеры, иллюстрирующие ту или иную ситуацию в мирохозяйственной практике;

– приводятся темы докладов и рефератов;

– приводятся тесты для самоконтроля знаний.

Данные методические указания должны использоваться студентами вместе с методическими указаниями по организации самостоятельной работы студентов, где приводится детальный перечень всех видов самостоятельной работы студентов, включая подготовку к семинарским занятиям. Пользуясь дополнительными источниками и выступая с докладами на семинарском занятии, студенты получат навыки публичных выступлений. Таким образом, в комплексе, на семинарских занятиях получат необходимый объем знаний и компетенций, предусмотренный государственным образовательным стандартом.

 



Модуль 1.Становление и сущность мирового хозяйства

 

Тема 1.1. Мировая экономика: становление, сущность и тенденции развития

 

(Аудиторная работа – 1 часа; самостоятельная работа – 4 часа)

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Мировое хозяйство, его сущность и причины возникновения.

2. Формы международного разделения труда и их особенности.

3. Этапы становления мирового хозяйства.

4. Характерные черты мирового хозяйства на современном этапе.

Изучив данную тему, студент должен:

Знатьсущность, структур, закономерности формирования и развития мирового хозяйства; основные этапы развития мировой экономики; характерные черты современного этапа развития мирового хозяйства.

Уметь анализировать тенденции развития мирового хозяйства; анализировать факторы и показатели развития международного разделения труда; рассчитывать показатели открытости национальной экономики и определять отрасли международной специализации; оценивать последствия развития международного разделения труда.

Приобрести навыкианализа мировой экономики как системы, состоящей из взаимосвязанных элементов – национальных экономик; оценки влияния внешнеэкономических факторов на развитие национальной экономики; расчета показателей развития международного разделения труда.

 

При изучении темы необходимо:

Читать учебники:

 

1. История мировой экономики: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. М.: ЮНИТИ. 1999. гл. 19, 26, 28.

2. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Проф. А.С.Булатова. М.: ЮристЪ. 2007 . Гл. 1, 3.

3. Спиридонов И.А. Мировая экономика: М.: ИНФРА М, 2004. Гл.1.

4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. В.П.Колесова, Н.Н.Осьмовой. М.: 2000 . гл.1, 4, 5, 6.



5. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2003 . гл.2.

Акцентировать внимание на следующих понятиях:

 

– Мировое хозяйство;

– Мировая экономика;

– Международное разделение труда (МРТ);

– Автаркия;

– Международная специализация;

– Международная кооперации;

– Интернационализация производства;

– Метрополия и колони;

– Цикличность развития мировой экономики;

– Глобализация производства;

– Научно-техническая революция (НТР);

– Транснациональные корпорации;

– Международные экономические организации;

– Международные экономические отношения.

По данной теме предусмотрено два практических занятия в форме семинара (4 часа аудиторной нагрузки).

 

Методические указания к занятию:

 

Вопросы для обсуждения:

1. Мировое хозяйство, его сущность и причины возникновения.

– Определение мирового хозяйства, как целостной системы.

– Содержание и взаимосвязь понятий «международное разделение
труда», «мировая экономика», «мировое хозяйство».

– Субъекты мирового хозяйства: национальные государства и их хозяйствующие субъекты, интеграционные группировки, ТНК, международные экономические организации (МЭО).

2. Формы международного разделения труда и их особенности.

– Сущность и факторы развития международного разделения труда.

– Международная специализация и ее виды. Показатели международной специализации.

– Международная кооперация и ее разновидности.

Готовясь к семинарскому занятию, при изучении первого вопроса, следует обратить внимание на неравномерность мирового размещения природных ресурсов, межстрановые различия климата, квалификации и численности рабочей силы неравномерность обеспечения капиталом. Необходимо обратить внимание на то, что международные экономические отношения осуществляются в основном путем участия их субъектов в международном разделении труда. Для реализации международных экономических отношений на макроуровне необходимы правовые и организационные инструменты. Они представляют собой межгосударственные договоры, создание международных экономических организаций.

При подготовке ко второму вопросу следует, в первую очередь, усвоить то, что базовой категорией международных экономических отношений является международное разделение труда. Участие страны в МРТ обеспечивает ее хозяйствующим субъектам определенную экономическую выгоду. Следует обратить внимание на факторы, влияющие на участие страны в МРТ. Для комплексной оценки МРТ существуют показатели, которые необходимо уметь рассчитывать.

Изучение форм МРТ позволит понять закономерности международной специализации и международной кооперации.

 

Методические указания к занятию:

 

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы развития и становления мирового хозяйства.

– Критерии выделения этапов развития мировой экономики.

– Характеристики развития мировой экономики.

2. Характерные черты мировой экономики на современном этапе.

– Многосекторность мирового хозяйства.

– Цикличность развития.

– Глобализация хозяйственной деятельности.

Готовясь к семинарскому занятию, в первом вопросе, необходимо проанализировать различные точки зрения по поводу выделения этапов развития мировой экономики и уяснить, какая точка зрения является более обоснованной. Изучив рекомендованную литературу, следует, оперируя конкретными примерами, показать характерные черты и особенности каждого этапа.

Особое внимание рекомендуется обратить на характерные черты современного этапа, и прежде всего, глобализацию хозяйственной жизни. Необходимо понять, что высокий уровень экономической взаимозависимости экономик мира заключает в себе определенные угрозы. Экономика страны становится более уязвимой от колебаний коньюктуры мировых рынков товаров, капиталов, валютных рынков. Используя данные текущей периодической печати, на примерах показать те, или иные проявления характерных черт развития мировой экономики.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!