Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль науки и техники в Первой и Второй мировых войнах



Научные открытия и достижения в технике наиболее быстро находили применение в военной сфере. Военная техника в своем развитии часто опережала остальные отрасли, тем более промышленный переворот неизбежно вел к переделу мира между крупнейшими державами. Владение самым современным оружием и передовыми достижениями военной науки стали необходимым и неотъемлемым условием для успешного развития государств к началу XX в. Кроме этого, во время войны наука получала дополнительный стимул, так как многие научные открытия и изобретения в той или иной степени можно было применить в военном деле.

Совершенствование промышленного производства и новые технические возможности позволяли создавать все более мощные виды оружия, а развитие науки давали возможность теоретических расчетов и обоснования для разработок нового оружия. Появление принципиально новых способов ведения войны вынуждал создавать и новые стратегии с учетом появившихся возможностей и реалий. Многие изобретения изначально мирного назначения в итоге оказывались востребованными в первую очередь военными, например, радио и радиолокация или электрификация. Открытие новых материалов или способов обработки металлов также находили применение в производстве продукции военного назначения. Можно сказать, что войны XX в. стали полигоном, на котором проходили испытания многие достижения научной и технической мысли.

Причиной I Мировой войны (1914-1918 гг.) было несоответствие реальной мощи европейских держав и размеров их владений. Англия, воспользовавшись ролью лидера промышленной революции, создала огромную колониальную империю и захватила большую часть ресурсов, необходимых другим странам. Однако к концу XIX века лидером технического и промышленного развития стала Германия; естественно, что Германия стремилась использовать свое военное и техническое превосходство для нового передела мира. В 1914 г. началась первая мировая война. Германское командование надеялась разгромить своих противников за пару месяцев, однако в этих расчетах не была учтена роль появившегося тогда нового оружия – пулемета. Пулемет дал решающее преимущество обороняющейся стороне; германское наступление было остановлено, и началась долгая «окопная война».

Не только пулемет, изобретенный в 1887 г. американцем Х. Максимом и который по мощи равнозначен роте солдат, показал главную роль технических средств в I Мировой войне. Особенно существенна была гонка вооружений в военно-морском флоте, бронетанковой технике, авиации и артиллерии. На море военные корабли стали строить из стали, защищать их броней и вооружать торпедными аппаратами и огромными дальнобойными орудиями. Началась гонка морских вооружений, Англия и Франция соревновались в создании все более мощных броненосцев, позднее к этой гонке присоединились Германия и США



Через некоторое время все ведущие морские державы стали строить броненосцы, но вскоре появились новые корабли – линейные или линкоры, у которых были не только самые большие орудия, но и мощная броня, высокая скорость, благодаря новой паровой турбине, скорострельная противоминная артиллерия для борьбы с миноносцами и торпедами и ряд других новшеств. Первым таким линкором стал построенный англичанами в 1906 г. «Дредноут»; перед мощью этого корабля все прежние броненосцы оказались небоеспособными, и морские державы начали строить подобные корабли. В 1913 г. появились броненосцы типа «Куин Элизабет» водоизмещением 27 тыс. тонн с десятью 15-дюймовыми орудиями.

Другими новыми видами ведения войны на море стало широкое использование миноносных кораблей, подводных лодок, минных полей, рейдерство. Весь спектр технических и стратегических новинок наиболее успешно использовали англичане. Их флот блокировал германские порты и прервал поставки продовольствия, в итоге в 1916 г. в Германии начался голод, который, в конечном счете, привел к поражению Германии.

Технические новинки в войне на суше были не менее важны, и здесь шла такая же гонка вооружений, как и на море. Распространение дальнобойной артиллерии, массовое применение автомобильного транспорта, появление первых танков и бронеавтомобилей, использование дирижаблей и авиации давали преимущества государствам с передовой промышленностью и развитой наукой. Роль науки проявилась, например, в совершенствование пороха и взрывчатых веществ (новые ‑ мелинит, пироксилин, тринитротолуол), разработке способов боевого использования отравляющих газов, дальней радиосвязи и т.д.



Первая мировая война показала эффективность использования военной техники, но именно II мировая война (1939-1945 гг.) стала «войной машин». Промежуток между мировыми войнами крупнейшие страны мира активно наращивали военный потенциал, разрабатывалось более совершенное оружие, широко использовался накопленный военный опыт. Стало ясно, что победа будет на стороне того государства, которое сможет обеспечить свои вооруженные силы передовым оружием. На нужды военного ведомства привлекались не только материальные и человеческие ресурсы, но и крупнейшие ученые.

II Мировая война продемонстрировала успехи в науке и технике воюющих сторон. Нередко исход отдельных сражений или даже кампаний решал преимуществом одной из сторон в том или ином виде вооружений. Существенно изменилась и вся стратегия войны, в частности, германское командования разработало принципиально новую стратегию блицкрига – молниеносной войны. Для ее осуществления требовалась большая мобильность воинских частей (т.е. полная обеспеченность автотранспортом, артиллерийскими тягачами, средствами связи, передвижными госпиталями, полевыми кухнями, ремонтными бригадами и прочее), широкое применения авиации (истребительной, штурмовой, бомбардировочной, десантной) и массированных действий бронетехники.

Сочетание современного оружия и новой теории войны позволило фашистской Германии быстро покорить значительную часть Европы и начать успешное нападение на Советский Союз. Если в начале войны СССР проигрывал Германии по количеству и качеству военной технике, то вскоре удалось восполнить потери и начать производство новых образцов военной техники, не уступающей, а часто и превосходившей, немецкую.

Среди новых приемов в войне стала борьба за доминирование в небе, так как это давало преимущества для действий на земле. Новым словом в авиации стало создание нового вида самолетов ‑ стратегических бомбардировщиков, которые могли наносить бомбовые удары по глубокому тылу противника. Ученые многих стран активно работали над созданием реактивных авиационных двигателей. В итоге, к концу войны появились первые образцы реактивных самолетов, но настоящий расцвет нового поколения военной авиации наступит позже. Война на море также претерпела изменения, здесь стали главенствовать два основных вида кораблей: авианосец и подводная лодка. Новая тактика военных действий требовала новой техники и способов борьбы с ней.

Параллельно с этим шла непрерывная работа по модернизации существующих образов вооружения и освоение новых стандартов вооружения. Это касалось танков, стрелкового автоматического оружия, артиллерийских систем, в том числе реактивных (знаменитая «Катюша») и много другого. Главная задача науки в годы II мировой войны состояла решении проблемы достижения технического превосходства над противником.

Можно выделить направления, в которых работали представители различных отраслей науки. Физики создавали теоретические и экспериментальные предпосылки для конструирования новых видов вооружения; математики разрабатывали приемы наиболее быстрых вычислений для артиллерии, авиации и боевых судов; химики искали новые способы производства взрывчатых веществ, сплавов, фармацевтических средств; экономисты рассчитывали ресурсы и развитие производительных сил.

Среди конкретных примеров достижения научно-технической мысли, на примере Советского Союза, можно отметить: разработка новых методов радиолокации (группа академика А. Ф. Иоффе), создание новых оптических приборов (группа академика С. И. Вавилова), разработка методов защиты кораблей от мин (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров), развитие ядерной физики (Ю. Б. Харитон) и ракетной техники, обеспечение в 1943 г. советских войск радиостанциями с частотной модуляцией, внедрение в массовое производство образцов военной техники (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.) и (модификации самолетов Ильюшина, Петлякова, Яковлева, создание в мае 1942 г. реактивного самолета, автомат Г. С. Шпагина, противотанковые ружья В. А. Дегтярева и С. Г. Смирнова). К концу войны сразу в нескольких государствах ученые подошли вплотную к созданию первых образцов ядерного оружия. Начинала развиваться ракетная техника, электроника и многие другие новации, которые могли применяться как в военной сфере, так и в мирной.

Итого:

разработка самых современных видов вооружения и военной техники стало гарантией успешного развития государств в XX веке;

война машин ‑ превосходство военной техники как гарантия победы;

наука вносила существенный вклад в обеспечение армии современными образцами вооружения и боевой техники.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!