Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Уровень развития и достижения в техники в конце XIX ‑ начале ХХ вв



Достижения науки и серия открытий на рубеже XIX-XX вв. оказали большое влияние на развитие техники. Среди основных направлений особенно получают стимул к росту электрификация, средства связи, транспорт, авиация, складывание основ космонавтики. Если первая половина XIX века – «эпоха пара, железа и угля», то вторая половина XIX в. – «эпоха электричества, стали и нефти». Широкое распространение машинного производства и начало эры механизации во всех отраслях потребовало коренной перестройки всей системы промышленности.

Топливная промышленность. Потребность в топливе для промышленных предприятий, а позднее и для транспорта стимулировали развитие горного дела и складывание новой отрасли ‑ топливной энергетики. Каменный уголь оставался основным видом топлива, без которого невозможно было развитие промышленности (выплавка металла, топливо для заводских энергетических машин), вооружения (военный флот) и совершенствования коммунальных удобств населения городов (жилищное отопление). Повсеместно расширялась добыча твёрдых полезных ископаемых, быстро росла угледобыча. Появилась спецификация топлива: каменный уголь, кокс и антрацит как доменное топливо. Соответственно совершенствовались способы добычи, модернизировалось шахтное оборудование и технологические приёмы добычи ископаемых. Был изобретен портативный молотковый перфоратор (отбойный молоток) Георгом Лейнером в 1897 г.

Это время начала широкого использования нефти. Новые способы ее переработки превратили ее главный вид топлива в мировой энергетики. Для добычи нефти разрабатываются технологии: бурение и откачка. Крекинг-процесс стал основным способом получения продуктов нефтепереработки: керосин, бензин, мазут. Позднее начнется использование природного газа как альтернативы угольной промышленности, а также в энергетике.

Техника металлургии. Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались совершенствованиями в металлургии чугуна, железа и стали. Устаревшие процессы выплавки металла на древесноугольном топливе в доменных печах постепенно заменяются новыми технологиями. Сначала бессемеровский (Генри Бессемер) и томасовский (С. Д. и П. Д. Томасы) процессы передела чугуна в сталь. Потом Пьер Мартен и В. и Ф. Сименсы совершенствуют мартеновский процесс сталеварения.

Развитие металлургической промышленности неразрывно связано с научными работами в этой сфере. Среди отечественных практиков и теоретиков металлургии можно назвать Д. К. Чернова, М. К. Курако, М. А. Павлова, А. А. Износкова, И. А. Тиме, В. Е. Грум-Гржимайло.



Увеличение объемов обработки металлов потребовало развития промышленного (заводского) машиностроения. Создается ряд металлорежущих станков, разного типа и назначение. Одним из первых стал английский станок Дж. Несмита, который в 1860-х гг. был вытеснен фрезерными станками. По станкостроению лидировали США. Еще в 1839 г. в Англии появился паровой молота, а с 1885-1886 гг. распространяются гидравлические прессы. Новым шагом в производстве стало применение прокатных станов (1870-е гг.).

Электротехника. Расширение области применения механических машин требовало новых источников энергии. Здесь развитие шло по нескольким направлениям. Строятся первые действующие гидроэлектростанции (Г. О. Графтио). Совершенствуются поршневые паровые машины. Начинают использоваться паровые и газовые турбины. Становится актуальным изобретение двигателя внутреннего сгорания на жидком и газовом топливе. Появляются двигатели Рудольфа Дизеля (1893 г.) и Б. Г. Луцкого (1885 г.).

Отдельным направление стало развитие электротехники. Применение электричества стало революционным моментов в истории. В его основе лежат научные достижения и открытия А. М. Ампера и М. Фарадея (1820-1830-е гг.), Э. Х. Ленца (1833-1838 гг.), изобретение электродвигателя Б. С. Якоби, электросвеча П. Н. Яблочков и другие. К 1870 г. был создан генератор электрического тока – динамомашина постоянного тока. Удалось решить технические вопросы передачи электрической энергии, техники трёхфазного тока, электроснабжение постоянным и переменным током.

Транспорт. Промышленный рост и изменение ритма жизни людей требовали совершенствования транспортных средств. К концу XIX в. уже сложилась основная железнодорожная инфраструктура (вокзалы, станции, мосты и тоннели, железнодорожная служба). Паровоз воспринимался как символ прогресса, века, скорости, движения. Уровень экономического развития неразрывно связан с уровнем железнодорожного строительства: железнодорожный транспорт – основа и залог успешного развития любого государства. В этот период времени прокладываются трансконтинентальные железные дороги: магистраль Берлин-Багдад, Транссибирская магистраль. Идет развитие конструкций локомотивов и вагонов. Широко используются паровозы системы компаунд, а также предпринимаются попытки создания первых дизельных тепловозов и электровозов.



В судостроении распространяется строительство кораблей из металла и увеличение их размеров. Были построены первые трансатлантические лайнеры, среди которых наиболее печально известен «Титаник». Использование паровых турбин повлекло появление первых теплоходов, а также специализированные корабли: танкеры и ледоколы. Борьба за моря. Началась конкуренция речного флота с железными дорогами. Скорость стала восприниматься как фактор представлений о времени, жизни и отношения к прежним ценностям.

В автомобилестроении революцию произвело изобретение К. Ф. Бенцем и Г. Даймлером двигателя внутреннего сгорания (1885-1887 гг.). Итогом стал стремительный рост автомобильной промышленности и развитие транспортной (дорожной) инфраструктуры. Вслед за автомобилестроением возникает городской электротранспорт ‑ трамваи. Появляются первые проекты метрополитена.

Строительство. В строительной технике также происходили качественные изменения. Распространение новых материалов ‑ портландского цемента и железобетона – существенно повлияли на конструкции сооружений. Широкое применение с конца XIX в. в строительстве железных конструкций позволило строить принципиально новые сооружения: мосты, многопролётные здания, высотные постройки. Среди самых показательных и знаменитых сооружений этой эпохи: «Кристаллпалас», Эйфелева башня, Бруклинский мост, небоскребы в США. Становятся обязательными для построек обеспеченность инженерными сетями: водопровод, канализация и электрическое освещение.

Для строительства применяются новые механические машины и приспособления: землеройные, подъёмно-транспортные, экскаваторы, краны, молоты для свайных работ, а также появляются машины на гусеничном ходу.

Зарождение авиации начинается со строительства самолёта братьев Райт в США: первый полёт на моторном аэроплане (декабрь 1903 г.), и позднее ‑ самолёт Фармана во Франции. Успехи в развитии летательных аппаратов тяжелее воздуха предопределили развитие авиации. В России этими вопросами занимался К. Э. Циолковский, а в 1891 г. А. Ф. Можайский построил первый русский самолёта (1882-1885 гг.). Самолёт Сикорского стал первый в мире многомоторный самолёт. Это время конкуренции самолётов и дирижаблей, но будущее осталось за самолетами. Зарождение воздушных перевозок определялась скоростью воздушного сообщения в сравнении с другими видами транспорта.

Связь и СМИ. Совершенные средства связи стали необходимой потребностью времени. Продолжалось развитие телеграфа и телефонии. Появление телефона А. Г. Белла в 1876 г. и начинается создание телефонных сетей. Велись работы по созданию беспроводной связи. Радио изобрел А. С. Попов в 1895 г., но патент изобретения достался Г. Маркони. Начало эпохи радиосвязи и радиовещания, а также появление радиостанций и радиоприёмников частного пользования.

Быстрое развитие телефонии и радио подталкивало решение проблемы передачи изображения на расстояние. Первый опыт движущихся изображений сделали братья Люмьер. С них начинается развитие кинематографа (1910-е гг.). Были созданы первые прототипы фонографа и граммофона. Свою долю в коммуникациях между людьми внесли СМИ. Этому способствовали изобретения ротационной печатной машины, пишущей машинки, развитие фотографии.

Военная техника. Среди изобретений в этой сфере наибольшее значение имеют: развитие автоматического стрелкового оружия (пулемет Максима), автоматических скорострельных пушек, совершенствование пороха и взрывчатых веществ: мелинит, пироксилин, тринитротолуол; изобретение отравляющих веществ.

Технические новинки в войне на суше: дальнобойная артиллерия, танки и бронеавтомобили, использование дирижаблей и авиации. На море: броненосцы и дредноуты, изобретение торпеды, миноносцы, подводные лодки.

 

Итого: развитие техники и технологии в этот период носило взрывной характер, как по поражающим воображение масштабам и скорости распространения, так и по количеству и радикальности изобретений и нововведений.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!