Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие монашества на Востоке



 

Из подвижников Востока в IV веке особенно известен Макарий Египетский. Он родился около 300 года в Нижнем Египте от одно­го благочестивого пресвитера туземной национальности. Против своего желания он, по воле родителей, вступил в брак, но хранил в нем целомудрие. По смерти родителей и жены, около 30 лет от роду, Макарий удалился в скитскую пустыня. Строгостью своих аскетических подвигов приобрел себе всеобщее уважение и по­лучил за них название «отрок-старец». В 40 лет он был посвя­щен в сан пресвитера, и с этого времени в течение 50 лет стоял во главе скитского монашества. Во времена Валента за испове­дание никейской веры подвергся кратковременному изгнанию. Еще при жизни он был удостоен дара чудотворений и пророчества.

Макарий известен и как писатель. От него осталось 50 бе­сед. Тесное единение души с Богом, как высшее благо и цель человеческой жизни, составляет главную мысль творений Макария. Ему же принадлежит несколько молитв вечерних и утренних, при­нятых в церковное употребление. Макарий скончался в 391 году.

В пределах Лента и Каппадокии; в Малой Азии, распростра­нением монашества занимался святитель Василий Великий, чему также содействовали написанные им монашеские правила. Близ Газы в Палестинской пустыне подвизался более 50 лет ученик и подра­жатель первоначальников монашества преподобный Иларион, Савва Освященный, соединивший с иночеством сан священника, подвижничес­кую жизнь начал с 8-летнего возраста. Около Иерусалима, у по­тока Кедронского, он основал монастырь и ввел в нем строго определенный богослужебный устав.

Евфимий Великий (376-477 гг.), начавший подвижническую жизнь также с ранних лет, имел громадное влияние на развитие восточной монашеской жизни. В разных местах, где он подвизался, около него собиралась любительская толпа уединенной жизни, и возникали монастыри. Его влияние было настолько велико, что многие еретики обращались в православие. В V веке инок Александр устроил монастырь «неусыпающих», который был назван так потому, что в нем круглосуточно совершались богослужения.

Рано появилось монашество на Синае и в Сирии. Из подвижников Синая в V веке известен Нил Синаит (§ 450), а в VI веке – Иоанн Лествичник, игумен одного Синайского монастыря, который получил такое имя от сочинения «Лествица», где указаны степени восхождения к духовному совершенству.

Из подвижников сирского монашества следует отметить Иса­ака Сирина. Он родился в Ниневии, в молодые годы принял мона­шество и для подвигов уединения удалился в пустыню. Жители Ниневии избрали его своим епископом, но он только пять меся­цев управлял своей епархией и снова ушел в монастырь. Неза­долго до смерти Исаак Сирин потерял зрение от подвигов и пос­та. Большой интерес среди его многочисленных сочинений пред­ставляют слова и поучения. Они полны самых глубоких психологи­ческих наблюдений, в них затрагивается жизнь человеческого духа в самых неуловимых его состояниях.



В середине V века монашество стало распространяться в Кон­стантино-поле. Римский патриций Студий основал здесь монастырь, получивший впоследствии известность. В этот монастырь была приглашена община неусыпающих иноков. Значение этого монасты­ря в конце VIII и первой четверти IX века поднял знаменитый его игумен в Константинополе Феодор Студит, известный защитник иконопочитания. Число братии в Студийском монастыре под его управлением возросло с двенадцати до тысячи человек, а по стро­гости дисциплины монастырь превосходил остальные греческие монастыри. Из этого монастыря выходило много подвижников бла­гочестия, как, например, Николай, подверженный истязанию за иконопочитание, и Иоанникий.

Кроме обычных подвигов аскетизма, которые определялись и предусматривались монашескими уставами, существовали осо­бые чрезвычайные формы подвижничества. К ним относится столп­ничество – подвиги на столпе под открытым небом. Представите­лем этого рода подвижничества был в V веке Симеон Столпник, под­визавшийся в 60 верстах от Антиохии на столпе, имевшем около аршина с четвертью в диаметре. В течение 37 лет он предавался этому подвигу. Шея его отягчена была железной цепью. Скудную пищу он принимал только один раз в неделю и постился в тече­ние всего Великого поста. Он удостоен был дара чудес и проро­чества. Скончался в 460 году в возрасте 72 лет.



Наиболее видным представителем этого рода подвига был Симеон Юродивый (§ ок. 590 г.). 30 лет он подвизался в пус­тыне около Мертвого моря. Симеон Юродивый положил начало юрод­ству во Христе. В VII веке мы видим другого замечательного пред­ставителя этого подвига – Алиппия Столпника, который нес молитвенный подвиг на столпе в течение 50 лет.

В X веке становятся известными христианскому миру и мно­гие подвижники святой горы Афонской – Петр Афонский, подвизавшийся на святой горе более 50 лет в полном одиночестве, и святой Анастасий, устроивший на Афоне монастырь, который в X веке стал рассадником монашеского подвижничества.

Монашество Запада

 

Западное монашество возникло под влиянием восточного, ко­торое довольно быстро укрепилось и развилось. Восточный строй монашеской жизни, перенесенный на Запад, был основательно пе­реработан в духе и направлении Западной Церкви. В первую очередь монашество стало на Западе громадной культурной силой как в церковной, так и в светской жизни. Но «золотой век» западного монашества приходится главным образом на средние века.

Блаженный Иероним свидетельствует, что святой Афанасий во время второго своего изгнания в Рим (341-343 гг.) принес в Италию сведения об отшельнике Антонии и монастырях святого Пахомия. Кроме того, Палладий говорит, что один монах из Египта – Иендор около 350 г. был в Риме.

Первые монастыри возникли на Западе в 70-х годах IV века. Святой Мартин (§ 397 г.) основал несколько монастырей в Галлии. Во внутреннем устройстве монастырской жизни на Западе подражали сначала египетским и палестинским образцам.

Первый, кто предпринял на Западе кодификацию постановле­ний относительно монашеской жизни, был Иоанн Кассиан (ок. 360- 431 гг.). По национальности скиф, он родился в стране, располо­женной по нижнему течению Дуная). Подобно Иерониму, Иоанн служил связующим звеном между Западом и Востоком. Родившись в пограничной полосе между Востоком и Западом, он сначала испытывал влечение к Востоку. Около 15-20 лет он провел вместе со своим другом Германом в монастыре в Вифлееме среди анахо­ретов нижнего Египта. Около 400 года он попал в Константинополь, где был поражен обаятельной личностью святителя Иоанна Златоуста и, стал при нем диаконом и его учеником. После ссылки Иоанна Златоуста Иоанн Кассиан удалился на Запад к папе Иннокентию I. Последнюю треть своей жизни он провел на Западе, став там пресвитером и основав монастырь в Массилии. Его сочинение, написанное около 426 года, представляет собой правила и узкаконення от­носительно монашеской жизни, составленные на основе трудов восточных отцов и своего практического опыта. Наряду с ними пользовались успехом и правила Василия Великого, в переводе Руфина, и постановления святого Пахомия в переводе блаженного Иеронима. Иероним и Амвросий своими похвалами безбрачию и девственной жизни до такой степени увлекающе действовали на своих слушателей, что многие из них принимали монашество.

Среди отцов и матерей такая пропаганда монашества стала вызывать раздражение. Матери удерживали своих дочерей от слу­шания бесед Амвросия Медиоланского, а блаженный Иероним вынужден был удалиться из Рима. На Востоке его деятельность становилась все активнее. Из Вифлеемского монастыря он писал на Запад письма, в которых в самых светлых и идеальных чертах рисовал мона­шескую жизнь.

К концу IV века на Западе было уже большое количество монастырей. Они возникли на островах около берегов Италии и Далмации и в Галлии. Блаженный Августин положил начало мона­шеству в Африке.

Но если восточное монашество отличалось созерцательным характером, большое значение имели там продолжительные молит­вы и бдения, усиленные посты, то западное монашество не отли­чалось строгостью.

Восточные подвижники не знали другой пищи, кроме хлеба и овощей. Вследствие такого направления монастыри на Востоке возникали в местах пустынных, вдали от мира, и чуждались сно­шения с миром, на Западе на монастыри смотрели как на одну из единиц феодальной системы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!