Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте



Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраивать-ся и превращаться в организм взрослого человека. Центр физи-ческой и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. От-ношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные те-мы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять оп-ределенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Происходит формирование системы личностных ценностей, ко-торые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересо-ваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессио-нального самоопределения. Однако эта положительная возра-стная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и уси-ливается стремление быть похожим на старших, детей и взрос-лых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начина-ет считать себя уже взрослым, требуя соответственного обра-щения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л.С. Выготский) [27]. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подро-сток часто некритически подражает им. Собственное стремле-ние подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.



Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое созда-ст совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию лич-ностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающи-ми людьми и с самим собой.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль под-ражания в развитии личности. Подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностно-го самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внеш-ним атрибутам взрослости. У девочек сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера по-ведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужест-вом, выносливостью, верностью дружбе. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирова-ния и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание челове-ком своих личностных особенностей. Совершенствование са-мосознания в подростковом возрасте характеризуется особен-ным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желатель-ный образ «Я» у подростков складывается из ценимых ими достоинств других людей и ведет к применению волевого усилия, направленного на саморазвитие.



В старшем подростковом возрасте многие мальчики начина-ют заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых ка-честв личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, -- юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков спо-собом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепив-шиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятель-ности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть вы-ражена следующим образом: от умения управлять собой, концен-трировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хоро-шему завидует тем, кто обладает этими качествами (10--11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11--12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12--13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовос-питания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойст-венно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подрост-кам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых склады-ваются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домо-водство, а также спорт.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и де-вочками способствуют тому, что у них вырабатываются настой-чивость и работоспособность как раз в таких видах деятельно-сти, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

В подростковом возрасте происходят существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Поэтому детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие подростки сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого воз-раста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время.

Выбор будущей профессии способствует появлению новых мотивов учения, связанных с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной рабо-той, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Это становится возможным благодаря проявлениям волевого усилия.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с проявлениям эмоционально - волевой сферы. Эти личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на груп-повой основе: учение, труд, игра.

Большие возможности для ускоренного развития дело-вых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людь-ми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоя-тельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предпри-имчивости, практической сметки.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежне-му несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учат-ся искусству управления взрослые люди. В этом возрасте возникает отчет-ливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне-нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част-ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Формируют-ся и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудно-сти, обусловленные неумением подростков правильно воспри-нять взрослого, дать ему верную оценку.

В этом возрасте происходят положитель-ные изменения в самовосприятии, в частности растет са-моуважение и повышается оценка себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицатель-ные самооценки подростков становятся более дифференциро-ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль-ных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро-стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен-денция как бы противоположного характера. В начальный пе-риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за-тем -- черты характера и, наконец, глобальные личностные осо-бенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подро-стками окружающих людей. Эталоны межличностного восприя-тия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнени-ями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференциро-ванными, индивидуально различными.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!