Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Путь «Титаника» и место его крушения



Хронология

Среда, 10 апреля 1912 года

12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк». На борту «Титаника» 922 пассажира.

19:00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт 274 пассажиров и почты.

21:00 — «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).

Четверг, 11 апреля 1912 года

12:30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт 120 пассажиров и почты; один член команды 23-летний кочегар Джон Коффей (Джон Коффи)[10] по неизвестным причинам дезертирует с «Титаника».

14:00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1310 пассажирами и 890 членами экипажа на борту.

Воскресенье, 14 апреля 1912 года

09:00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49—51° западной долготы.

13:42 — «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.

13:45 — «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.

19:00 — температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).

19:30 — температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).

19:30 — «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.

21:00 — температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).

21:30 — второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.

21:40 — «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°—41°25′ северной широты, 49°—50°30′ западной долготы.

22:00 — температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).

22:30 — температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).

23:00 — «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 — В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 650 метров прямо по курсу был замечен айсберг.

23:40 — Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, корпус получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна первые 5 были прорезаны.



Понедельник, 15 апреля 1912 года

00:05 — Стал ощутим дифферент на нос. Отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.

0:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.

00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7). Носовая палуба уходит под воду.

01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса.

01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета.

02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D). Носовая часть шлюпочной палубы уходит под воду.

02:08 — «Титаник» резко вздрагивает и сдвигается вперёд. Волна прокатывается по палубе и заливает мостик, смывая в воду пассажиров и членов команды.

02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы.

02:15 — «Титаник» высоко задирает вверх корму, обнажая руль и гребные винты.

02:17 — гаснет электрическое освещение.

02:18 — «Титаник», быстро погружаясь, разламывается на две части.

02:20 — «Титаник» затонул.

02:29 — На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна.

03:30 — из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

04:10 — «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).

08:30 — «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».

08:50 — «Карпатия», взяв на борт 710 человек, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Четверг, 18 апреля 1912 года

«Карпатия» прибывает в Нью-Йорк

Столкновение

Фото айсберга, сделанное старшим стюардом немецкого судна «Принц Адальберт» утром 16 апреля 1912 года. Стюард тогда не знал о катастрофе, но айсберг привлёк его внимание тем, что у его основания была бурая полоса, указывающая на то, что айсберг менее чем за 12 часов до этого с чем-то столкнулся. Предполагается, что именно с ним столкнулся «Титаник»



 

Распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Флит предупредил «перед нами — лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник Муди ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу!!!» («ice right ahead!!!»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение. Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право на борт»[12], одновременно передав в машинное отделение приказ «полный назад», нажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении.

 

Фото айсберга, сделанное с борта кабелепрокладчика «Мина», которое было одним из первых судов, обнаруживших трупы пассажиров и обломки судна. Предположительно, «Титаник» мог столкнуться именно с этим айсбергом, так как, по словам экипажа «Мины», это был единственный айсберг вблизи места катастрофы.

 

По терминологии 1912 года команда «право на борт» означала поворот кормы судна вправо, а носа — влево (на русских судах c 1909 г. уже использовалась естественная подача команд например: «лево руля»). Рулевой Роберт Хитченс (англ.) налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «Руль право, сэр!». В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред Оливер и Боксхолл, находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались удары колокола. А. Оливер в своих показаниях в сенате США, впрочем, определенно заявлял, что при входе на мостик он услышал команду «лево руля» (соответствующую повороту вправо), и эта команда была выполнена. По словам Боксхолла (Британское расследование, вопрос 15355), Мэрдок доложил капитану Смиту: «Я дал поворот влево и дал задний ход, и собирался дать поворот вправо, чтобы обойти его, но он был слишком близко.»

Известно, что на «Титанике» не использовались бинокли для впередсмотрящих, поскольку отсутствовал ключ от сейфа с биноклями. Его забрал второй помощник капитана Блэр, когда капитан его выкинул из команды, взяв на борт члена команды из Олимпика. Не исключено, что отсутствие бинокля стало одной из причин крушения лайнера. Однако о существовании биноклей стало известно лишь через 95 лет после крушения корабля, когда один из них был выставлен в аукционном доме «Генри Элдридж и сыновья» в городе Дивайзес, графство Уилтшир. Вторым помощником капитана «Титаника» должен был стать Дэвид Блэр, для чего он и прибыл 3 апреля 1912 года из Белфаста в Саутгемптон. Однако руководство компании «Уайт Стар Лайн» в последний момент заменило его на Генри Уайлда, первого помощника с аналогичного судна «Олимпик», поскольку он имел опыт в управлении столь большими лайнерами, в результате чего Блэр в спешке забыл передать ключ человеку, пришедшему на его место[13][14]. Впрочем, многие историки сходятся на мнении, что наличие биноклей не помогло бы предотвратить катастрофу[15]. Это подтверждает и то, что впередсмотрящие в «вороньем гнезде» заметили айсберг раньше находящихся на мостике, имевших при себе бинокли.

Спасательная шлюпка «Титаника» D, снятая одним из пассажиров «Карпатии»

На борту «Титаника» было 2224 человека[16][17], но общая вместимость спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн.

Но и эти шлюпки были заполнены лишь частично. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 65. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 65. Но в шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки, которые были на борту. Двадцатую шлюпку смыло за борт, когда передняя часть парохода ушла под воду, и она плавала в перевернутом виде.

В отчёте британской комиссии о результатах расследования обстоятельств гибели «Титаника» указывается, что «если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки». Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать препятствия, чинимые экипажем для прохода пассажиров на палубу, закрытие дверей прохода. Люди в шлюпках, как правило, не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше от места крушения, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. Из воды было подобрано живыми всего 6 человек.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!