Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






БОЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ



 

Статья 25. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники

 

Комментарий к статье 25

 

1. В соответствии с комментируемым ФЗ, Федеральным законом "Об оружии" и другими нормативно-правовыми актами, военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Физическая сила - это в большинстве случаев боевые приемы различных видов борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных на ВВ обязанностей. Под специальными средствами понимаются имеющиеся на вооружении ВВ: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего характера, средства разрушения преград и принудительной остановки транспорта, специальные окрашивающие средства, служебные собаки.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач ВВ.

Военнослужащие ВВ в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия, вправе использовать любые подручные средства.

Сейчас на обеспечение войск все больше поступают так называемые полицейские образцы техники - водометы и бронемашины. Специфика возложенных задач заставляет ВВ переходить на более рациональную легкую и современную колесную технику, которая является полноправной участницей дорожного движения. Из вооружения ВВ исключены танки. В нескольких интервью министра внутренних дел, данных в ходе выставки специальной техники в конце октября 2007 г. (демонстрация на телеканалах Первом, НТВ, РТР), указано, что в войсках идут полевые испытания двухосного бронированного автомобиля "Тигр". Он предназначен для перевозки десанта и в качестве командирской машины. На российских заводах размещаются заказы на "Уралы", "газели", УАЗы, КамАЗы с элементами скрытого бронирования.

2. В целях укомплектования внутренних войск, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку военнослужащих сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, боевой и специальной техники, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.



Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Периодическая проверка военнослужащих на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется кадровыми подразделениями по месту службы, а также в образовательных учреждениях профессионального образования МВД России согласно учебно-тематическим планам и программам.

3. При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан:

- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;

- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;

- доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о каждом случае применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.



После применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия соответствующие должностные лица внутренних войск обязаны незамедлительно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или ранения. Военнослужащий ВВ не только уведомляет прокурора о всех случаях смерти или ранения в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Об указанном факте он докладывает и командиру строевого подразделения, как и о каждом случае применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

4. Применение военнослужащими ВВ физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Это положение является важным средством ограничения произвольного применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники. Для того чтобы применение физической силы, специальных средств, оружия, специальной техники не были произвольными, необходимо соизмерять степень опасности и меры, принимаемые к нарушителю. Однако нередко в ходе чрезвычайной обстановки весьма тяжело объективно установить степень общественной опасности нарушителя, средства его вооружения и т.д.

 

Статья 26. Применение физической силы

 

Комментарий к статье 26

 

Военнослужащие ВВ имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей. Физическая сила является наиболее мягким способом воздействия на правонарушителей. Тем не менее применение физической силы существенно ограничивает права личности, и в первую очередь право на физическую неприкосновенность. Неправомерно использовать в отношении граждан, совершивших незначительные правонарушения, а нередко и просто законопослушных граждан физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, как и в отношении опасных преступников.

Согласно комментируемому ФЗ военнослужащие имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в строго определенных случаях:

- пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших;

- преодоления сопротивления законным требованиям.

При соблюдении указанных законом условий применяться может физическая сила не только самих военнослужащих, но и оказывающих им содействие граждан.

Физическая сила применяется как исключительная мера и только в случае, если иные способы пресечения преступлений и административных правонарушений не обеспечивают исполнения военнослужащими своих служебных обязанностей. Иные способы пресечения преступлений и административных правонарушений предполагают добровольное исполнение правонарушителем требований без применения им физической силы.

Общие требования, предъявляемые законом в случаях применения физической силы, состоят в ряде обязательных условий. Прежде всего, когда используется физическая сила, необходимо:

- предупредить о намерении применить физическую силу, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается ее применение, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, военнослужащих или сотрудников органов внутренних дел, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является неуместным или невозможным;

- обеспечить наименьшее причинение вреда лицам, содержащимся под стражей;

- обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;

- доложить своему непосредственному командиру о каждом случае применения физической силы.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие ВВ при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

Соответствующие должностные лица ВВ обязаны незамедлительно уведомить прокурора о всех случаях ранения или смерти в результате применения физической силы.

Реализация принципа законности при использовании физической силы означает, что этот вид воздействия на осужденных, подозреваемых и обвиняемых должен применяться в строгом правовом режиме и в случаях, когда принятие иных, ненасильственных, мер не обеспечило необходимого результата.

Применение физической силы с превышением полномочий влечет ответственность, установленную законом.

 

Статья 27. Применение специальных средств

 

Комментарий к статье 27

 

1. Нормы права, содержащиеся в комментируемом ФЗ, предписывают командованию подразделений внутренних войск МВД России применять в определенных случаях специальные средства. Они же устанавливают одновременно строгий порядок и пределы их реализации. Неприменение, равно как и неправильное использование, сотрудниками мест содержания под стражей спецсредств является нарушением и влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Использование специальных средств не должно противоречить этическим нормам, унижать человеческое достоинство, попирать права и законные интересы лиц, содержащихся под стражей.

Специальные средства применяются в ситуациях, когда использованы и не дали желаемых результатов все иные способы предупредительного воздействия на правонарушителей. В том случае, если предупредительные меры оказались безрезультатными и действия правонарушителей переросли в массовые беспорядки, сопровождаемые погромом, применением насильственных действий в отношении заложников, отказом освободить захваченных заложников, проводится специальная операция. Ее можно определить как комплекс оперативных, режимных и иных мероприятий и действий, осуществляемых подразделениями внутренних войск совместно с другими взаимодействующими силами в ограниченное время и под единым руководством.

Именно руководитель конкретной операции принимает решение о непосредственном применении спецсредств. Оно оформляется приказом (при необходимости распоряжением), одним из пунктов которого закрепляются порядок и условия применения спецсредств. Выбор тех или иных специальных средств, порядка и условий их применения зависит от ряда обстоятельств, характеризующих обстановку, сводя к минимуму возможность причинения вреда правонарушителям.

Право на применение спецсредств предоставляется военнослужащим, прошедшим специальную подготовку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением спецсредств.

Военнослужащие, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно (например, использование резиновых палок) с последующим сообщением рапортом непосредственному командиру. Специальные средства, а также интенсивность их применения определяются с учетом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Использованию спецсредств должно предшествовать предупреждение о намерении их применить. Предупреждение может быть сделано голосом, а на значительном расстоянии при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки или другие усилители речи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.

При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление в возможно короткий срок их родственников. О фактах ранений или смерти, связанных с использованием специальных средств, немедленно уведомляется прокурор.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник мест содержания под стражей при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.

2. Спецсредства и слезоточивый газ, а также интенсивность их применения определяются с учетом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Комментируемый ФЗ исчерпывающе и детально регламентирует случаи допустимости применения военнослужащими внутренних войск специальных средств:

- отражения нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел;

- пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей;

- задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление;

- задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- доставления задержанных лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск;

- отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты;

- освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

- пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений;

- остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

3. В качестве специальных средств, применяемых к осужденным, служат: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, служебные собаки и др.

Резиновые палки применяются для отражения нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление, задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты, освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности.

О факте применения резиновой палки составляется акт с приложением медицинской справки о телесном осмотре лица, к которому была применена резиновая палка, и рапорт на имя командира.

Наручники (при отсутствии наручников военнослужащие вправе использовать подручные средства для связывания) используются для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление, задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, доставления задержанных лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск.

Происходит это по распоряжению командира подразделения, его заместителя. При таких же ситуациях могут применяться подручные средства связывания. Применение подручных средств связывания допускается с согласия медицинского работника, в его присутствии и под его наблюдением.

О применении наручников и подручных средств связывания составляется акт, в котором указывается лицо, давшее распоряжение об их применении, причины, обстоятельства и место их применения. Акт утверждается командиром.

При отражении нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, пресечении сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление, задержании лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, отражении нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты, освобождении заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности, пресечении массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений, может быть применен слезоточивый газ и другое газовое оружие.

Федеральный закон "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ газовым оружием именует оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. Комментируемый ФЗ детально регламентирует случаи допустимости применения слезоточивого газа. Он применяется в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей.

В качестве газового оружия используются различные химические вещества слезоточивого действия ("Черемуха", "Сирень" и др.), применяемые в зависимости от обстоятельств, как на открытой местности, так и внутри помещений, а также газовые пистолеты.

После применения газового оружия производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, оказания им медицинской помощи, выявления повреждений объектов жизнеобеспечения и устранения других негативных последствий. При необходимости производится дегазация.

Светозвуковые средства отвлекающего воздействия предназначены для временного подавления психоволевой устойчивости правонарушителей путем воздействия на них с помощью световых и акустических импульсов и применяются для отражения нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты, освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности, пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений.

Средства разрушения преград используются для задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности.

В качестве средства разрушения преград используются малогабаритные взрывные устройства.

Средства принудительной остановки транспорта используются для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

Существенным фактором стабилизации оперативной обстановки, предупреждения опасных деяний является применение служебных собак. Не случайно законодатель допускает применение служебных собак почти во всех случаях, когда разрешено.

Порядок использования розыскных собак на местах происшествий:

- применение служебных собак в ходе осмотра местности и помещений, для выборки человека и вещи;

- использование служебных собак при задержании лиц, совершивших преступление;

- применение розыскных собак для обнаружения наркотических средств, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и трупов;

- применения собак-детекторов для проведения одорологического исследования.

Организация и правила применения патрульных собак в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка, организация и правила применения конвойных и караульных собак милицией урегулированы Приказом МВД России от 25.09.1996 N 525.

В патрульно-постовой службе служебные собаки используются на маршрутах и постах в основном в вечернее и ночное время, в лесопарковых зонах, на окраинах городов и других населенных пунктов, на неосвещенных улицах и иных подобных местах.

Запрещается патрулирование со служебными собаками без намордника в местах с массовым пребыванием людей, в поездах, в общественном транспорте, а также передавать собак другим лицам и оставлять их без присмотра во время патрулирования.

Служебная собака закрепляется за военнослужащим-кинологом приказом начальника органа внутренних дел. Военнослужащие, не прошедшие специальной подготовки, на должность кинолога не назначаются.

Служебные собаки используются в следующих случаях:

- отражения нападения на граждан, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел;

- пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему внутренних войск при исполнении им своих служебных обязанностей;

- задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, пытающихся скрыться или оказать сопротивление;

- задержания лиц по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- доставления задержанных лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают сопротивление военнослужащему внутренних войск;

- отражения нападения на военные городки, воинские эшелоны (транспорты) и транспортные колонны, охраняемые внутренними войсками объекты;

- освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

- пресечения массовых беспорядков и действий, нарушающих работу транспортных средств, средств связи, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также дезорганизующих работу исправительных учреждений.

Во всех случаях применения собаки для задержания правонарушителя военнослужащий обязан доложить рапортом с указанием: когда, где, против кого, при каких обстоятельствах она применялась и каковы результаты применения.

4. Применение спецсредств и газового оружия запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

 

Статья 28. Применение оружия

 

Комментарий к статье 28

 

1. Комментируемый Закон, ФЗ "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ, ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30.05.2001 N 3-ФКЗ, Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и другие нормативные акты предоставляют военнослужащим внутренних войск право применять боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы), состоящие на вооружении в ВВ.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы выдаются военнослужащим, прошедшим специальное профессиональное обучение, переподготовку либо окончившим образовательное учреждение ФСИН. Выдача происходит после сдачи зачетов:

- по знанию материальной части, тактико-технических характеристик табельного боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также мер безопасности при обращении с ними;

- по знанию положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения и использования табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов, специальных средств;

- по огневой подготовке (выполнение упражнений курса стрельб из табельного боевого ручного стрелкового оружия, предусмотренных программой обучения).

Запрещается выдача табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение военнослужащим, не сдавшим зачеты. Табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства применяются и используются сотрудниками в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Оружие военнослужащими ВВ применяется в качестве исключительной меры безопасности, в случае совершения правонарушителем нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью военнослужащим или иных умышленных действий (если другими мерами пресечь такие действия не представляется возможным). Под понятием "применение оружия" понимается использование оружия для поражения человека, тогда как понятие "использование оружия" подразумевает осуществление с помощью оружия определенных обязанностей, функций и прав, а также употребление боевых свойств оружия для иных целей (например, защита от угрозы нападения опасных животных, подача сигнала тревоги, вызов помощи и прочее).

Комментируемым ФЗ установлен порядок применения огнестрельного оружия и подробный перечень случаев, при которых допускается применение к осужденным огнестрельного оружия:

- для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

- для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих внутренних войск, сотрудников внутренних дел и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;

- для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

- для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также на транспортные средства;

- подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники;

- предупреждения граждан о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи;

- пресечения попыток лиц противоправным способом проникнуть на территории охраняемых объектов, постов и других мест несения боевой службы или покинуть их, когда пресечь эти попытки иными способами не представляется возможным;

- для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным.

Перечень возможного использования оружия, установленный законом, носит исчерпывающий характер. Критерием, которым он установил возможность применения тех или иных средств пресечения правонарушений, является степень их общественной опасности.

Во всех случаях военнослужащий ВВ обязан предупредить правонарушителей о своем намерении применить оружие. Применению оружия должно предшествовать четкое предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие. Например, окрик "Стой! Стрелять буду!" либо в некоторых случаях предупредительный выстрел в воздух. Кроме того, необходимо предоставить посягавшему время для выполнения данного требования. Исключение составляет ситуация, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.

Военнослужащим ВВ запрещается обнажать табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства для демонстрации окружающим (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра. Они имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные комментируемой статьей основания для его применения.

3. В исключительных случаях возможно применение оружия без предупреждения. Применение оружия без предупреждения осуществляется только при высокой общественной опасности правонарушителей, совершающих дерзкие действия.

В комментируемом ФЗ даны исчерпывающие случаи применения огнестрельного оружия без предупреждения:

- при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов;

- при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости;

- при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время движения.

Попытки лица, задерживаемого военнослужащим ВВ с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют право применить огнестрельное оружие.

4. Запрещено применять оружие при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. При применении огнестрельного оружия сотрудники - военнослужащие ВВ обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи. Военнослужащие обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением оружия, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Специальная подготовка к действиям, связанным с применением оружия и к оказанию доврачебной помощи пострадавшим, заключается в систематическом проведении занятий по указанным дисциплинам. Умение оказывать доврачебную помощь также очень важно, поскольку выражает гуманный характер деятельности уголовно-исполнительной системы.

5. Установлены ограничения применения огнестрельного оружия. Запрещается его применять в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Одновременно оказание указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, является достаточным основанием для снятия данного запрета: в подобном случае военнослужащий не только вправе, но и обязан применить специальные средства или иные средства для пресечения преступления, носящего столь общественно опасный характер.

6. О каждом случае применения огнестрельного оружия военнослужащий ВВ в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить непосредственному командиру или начальнику органа внутренних дел по месту применения оружия. Выполнение этого требования не зависит от того, был ли задержан правонарушитель или нет. О каждом случае применения оружия командование обязано немедленно уведомить прокурора. За неправильное использование оружия, а также за неприменение его в случаях, когда это было необходимо и возможно, в результате чего наступили тяжкие последствия, виновные военнослужащие содержания под стражей привлекаются к ответственности.

 

Статья 29. Применение боевой и специальной техники

 

Комментарий к статье 29

 

1. Комментируемый ФЗ регулирует применение специальной и боевой техники (оружие военных кораблей, летательных аппаратов, автобронетанковой техники), состоящей на вооружении внутренних войск, военнослужащими ВВ. Сейчас на обеспечение войск все больше поступают так называемые полицейские образцы вооружения и техники.

Специальная и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, определенными законом. Применение происходит в следующих случаях:

- освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях и военной техники;

- защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, когда пресечь это действие иным способом не представляется возможным;

- остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск;

- отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на военные городки, воинские эшелоны (транспорты), транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, жилые помещения граждан, помещения, занимаемые органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями;

- подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия и военной техники.

Военнослужащие применяют специальную и боевую технику по решению соответствующих командиров (начальников) или старших, а также самостоятельно при выполнении задач по защите прав и интересов граждан, государства, при нахождении в составе воинских нарядов, осмотровых групп, расчетов, экипажей, подразделений, воинских частей и соединений.

Уполномоченные должностные лица ВВ незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения оружия и боевой техники, повлекшем ранение или гибель людей.

2. В случаях, предусмотренных Законом, по указанию командира воинской части или его заместителя могут применяться водометы и бронемашины с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента их применения.

Их применяют для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка правонарушителями и задержания правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление персоналу, а также для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств и т.д. По указанию командира или руководителя спецоперации может быть применено воздействие водой. Оно может быть применено при нападении или иных умышленных действиях, непосредственно угрожающих жизни военнослужащих. В таких случаях могут быть использованы гидранты и водометы. Водометы предназначаются для ликвидации очагов пожара и рассредоточения участвующих в массовых беспорядках с помощью струи воды под давлением.

Запрещается применять струю воды, давление которой может причинить телесные повреждения.

Бронемашины применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокированию возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные места.

3. Военнослужащие внутренних войск за нарушение порядка применения специальной и боевой техники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 30. Гарантии личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей

 

Комментарий к статье 30

 

1. В определенных ситуациях, когда возникают основания применения оружия, предусмотренные ст. 28 комментируемого ФЗ, военнослужащий внутренних войск имеет право обнажить его и привести в готовность. Вместе с тем он должен принять исчерпывающие меры, чтобы разрешить ситуацию без применения оружия.

2. Военнослужащие ВВ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Согласно комментируемому ФЗ оружие применяется для отражения нападения на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, угрожающего их жизни и здоровью, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой. Попытки задерживаемого лица приблизиться с обнаженным холодным или огнестрельным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, к военнослужащему внутренних войск, сократив при этом указанное военнослужащим расстояние, а также попытки указанного лица прикоснуться к оружию военнослужащего внутренних войск предоставляют последнему право применить оружие.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Военнослужащие имеют право применять оружие в соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Применение оружия защищаемыми лицами осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации "Об оружии".

3. Комментируемый ФЗ констатирует, что военнослужащие ВВ, участвующие в борьбе с терроризмом, а также их семьи находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. Всемерно обеспечивается конфиденциальность сведений о военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей. Не допускается распространение в публичном выступлении, средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск. Подобное ограничение необходимо в интересах личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

4. Комментируемым ФЗ установлено, что министр внутренних дел Российской Федерации определяет порядок обнародования информации о служебно-боевой деятельности соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск. Такие данные могут предоставляться только с разрешения командира соответствующего соединения, воинской части (подразделения), начальника военного образовательного учреждения высшего профессионального образования или учреждения внутренних войск.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!