Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Традиции Возрождения в искусстве барокко 4 часть



Лишь чудом живописец остается жив. Теперь, в память об этом покушении, все его лицо пересекает шрам. Мы знаем только о двух полотнах этого периода. Первая из них – «Иоанн Креститель», изображает святого, находящегося в состоянии глубочайшей печали, черты его лица имеют явное портретное сходство с Караваджо, их обоих преследуют мучительные воспоминания.

Лонги пишет: «Экстремальное возбуждение и драматизм происходящего подчеркивает освещение... картина воспринимается как последняя горькая жалоба художника». Другое полотно наводит на размышления о болезненном душевном и физическом состоянии самого автора. Картина «Давид с головой Голиафа» подарила нам последний автопортрет художника. Черты Голиафа выписаны очень реалистично, его лицо выражает страдания и ожесточенность.

Караваджо уже писал полотно на этот евангельский сюжет, но здесь мы видим совсем другого Давида. Теперь, он не безусловный победитель, а простой сомневающийся человек. Голова великана со шрамом на лбу и печальным затуманенным взглядом свидетельствует о растерянности самого живописца. Меч Давида (по-итальянски – «Spada»), присутствующий на многих полотнах мастера, символизирует присутствие в его жизни верного друга и товарища - Лионелло Спада.

Выполняя на деревянной доске картину «Мученичество святой Урсулы», заказанную генуэзским князем Маркантонио Дориа, сыном дожа Агостино, Караваджо, вероятнее всего, надеялся обеспечить себе безбедное существование после возвращения в Рим. Ни в одном произведении живописи ещё не передавался так правдиво образ смерти. Мастер изобразил мгновение, когда стрела беспощадного короля гуннов вот-вот вонзится в самую грудь мученицы и решит её судьбу. «Из-за ограниченного пространства композиции, - пишет Мина Грегори, - происходит едва заметная пауза, образовывается пустое место, пробел между жестом стрелка и мгновением, когда стрела пронзает грудь мученицы. И здесь, как всегда, мастер уклоняется от исторической канвы библейского эпизода... Но мы спрашиваем себя, не в этом ли уклонении заключается тайна притягательности работ Караваджо».

Бесславный конец

Закончив трогательное произведении «Мученичество святой Урсулы», Караваджо более не создает ни одной картины. Идет лето 1610 года. Некоторые историки считают, что, едва закончив свой последний шедевр, Караваджо решается оставить Неаполь. Долгое время не было обнаружено ни одного свидетельства о последних днях живописца в этом городе.



Вместо того чтобы напрямую отправиться в Рим, Караваджо сел на борт фелюги (маленького беспарусного судна). Он ждал вестей от своих покровителей, находившихся за пределами территории папской юрисдикции. Он имел при себе немного личного имущества и пару холстов. Целью морского плавания был Порто Эрколе - гавань недалеко от устья Тибра. По неизвестным причинам, Караваджо бежит с борта фелюги, возможно, это было связано с известием о малярии, свирепствовавшей на тех берегах.

Высадившись недалеко от столицы Италии, Караваджо до-последнего надеялся получить известие о помиловании. К сожалению, все пошло не так, как планировал художник. Были ли испанцы предупреждены о высадке гонимого и опального живописца, или это был донос других недоброжелателей, например, мальтийских рыцарей, мы не знаем.

Но едва Караваджо ступил на твердую землю, как был схвачен и заточен в цитадель Порто Эрколе. Никакие протесты не возымели успеха, Караваджо пытался выдать себя за мальтийского рыцаря, но и это не помогло. Не сохранилось никаких свидетельств, что помогло живописцу освободиться из заключения. Быть может, это был залог или подкуп (у художника была сумма, полученная за «Святую Урсулу»). Можно легко представить, как запуганный гонимый Караваджо бежал вдоль берега, чтобы найти пристанище на ночь в Порто Эрколе.

Одни источники представляют Караваджо, как больного, изголодавшегося и смертельно усталого человека, безнадежно мечущегося в поисках фелюги или другого корабля. Его раны воспалены, сам он страдает от лихорадки. Другие говорят, что он стал жертвой сплетен, спровоцированных им же самим, что послужило причиной его убийства. На следующий день после освобождения, тело художника нашли на берегу, недалеко от цитадели. Он умер в июле 1610 года, увидеть ещё раз Вечный город, в который он так стремился, Караваджо так и не удалось.



Лишь в августе в одной из римских газет - «Авизи», появилась заметка о смерти Караваджо. После бегства живописца в Неаполь его слава стала расти с невероятной быстротой, что не помешало Бальоне написать: «Его смерть, как и его жизнь, была недостойной». Примечателен тот факт, что за несколько дней до смерти мастера папа Павел VI все же смягчился и поставил печать на его помиловании.

Микеланджело Да Караваджо
(1573-1610)

Выдающийся итальянский живописец, Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в.. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. Он известен как один из самых плодовитых художников своего времени, творивший в манере реализма и поднявший на новые высоты искусство использования игры света и тени в своих полотнах Учится живописи он начал у миланского художника Симоне Петерцано. В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Сын управляющего и архитектора миланского маркиза Караваджо Фермо Меризи, он осиротел в 11 лет и был взят в подмастерья художником Симоно Петердзано.

Караваджо принадлежит к числу тех художников, творчество которых оказало большое влияние на дальнейшее развитие искусства. Он был родоначальником реалистического направления в живописи XVII века, получившим название "Караваджизма" долгое время искусство великого реалиста оставалось почти забытым.

Академическая критика XVII века приложила все усилия к тому, чтобы, превознося мастеров академической школы, всячески опорочить Караваджо и его последователей. О художнике сложилось представление, как о грубом натуралисте, который нарушает все законы искусства, отвергает классическое наследие, ищет вдохновение лишь в самой низкой действительности. Только в последнее десятилетие было выявлено истинное значение Караваджо в истории искусства, была установлена преемственная связь его творчества с реалистическими традициями Северной Италии. Все больше определяется круг его последователей, благодаря которым караваджизм широко распространился как в Италии, так и в других европейских странах: Испании, Франции, Голландии, Фландрии

Судьба Микеланджело сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете. Его картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались с яростны ми нападками. Караваджо - уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. В конце XVI в. здесь развивались традиции яркой и эмоционально выразительной венецианской живописи, а также маньеризма с его стремлением к творческой свободе. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. В мастерской модного тогда художника Чезари д'Арпино он выполнял натюрморты на его монументальных полотнах.

Микеланджело да Караваджо. Корзина с фруктами. 1596 г. Пинакотека Амброзиана, Милан..

 

На картине молодого мастера «Вакх с чашей в руках» (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живо писцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека.

После ухода из мастерской д'Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Например, Юдифь, молодая иудейка, которая обезглавила ассирийского полководца Олоферна и таким образом спасла свой город от порабощения, в эпоху Возрождения всегда изображалась как героиня, совершившая подвиг. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г.) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события.

Микеланлжело да Караваджо. Вакх с чашей в руках. Около 1593 г. Галерея Уффиии, Флоренция.

В композициях на евангельские сюжеты -- «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. XVI в.) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г.) -- встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом.

Микеланлжело да Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1599 г. Национальная галерея, Лондон.

У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка -- это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.

На рубеже XVI--XVII вв. Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов.

Три картины, посвящённые апостолу Матфею, были написаны для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджидеи Франчези в Риме в 1597--1600 гг. (одна из них погибла в 1945 г.). Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599--1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною». Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.

Микеланлжело да Караваджо. Призвание апостола Матфея. 1599--1600 гг. Церковь СанЛуиджи леи франчези, Рим.

 

Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600--1601 гг.). Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?». Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади. Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и неволь но отвлекает зрителя от фигуры Савла, от этого ещё острее чувствуется его беспомощность. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.

Микеланджело да Караваджо. Обращение Савла. 1600--1601 гг. церковь СантаМария дель Пополо, Рим.

 

Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В «Успении Богоматери» (1605--1606 гг.) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно церковной традиции, изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость -- ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти.

Микеланджело да Караваджо. Успение Богоматери. 1605--1606 гг. Церковь СантаМария делла Скала, Рим.

 

Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г.) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Кажется, Его фигура буквально излучает яркое, озаряющее всё пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и пре красным не только духовно, но и физически.

Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев. Позднее в истории искусства даже появился термин «караваджизм», который применяется к мастерам, пользующимся его стилистикой.

Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.

Микеланджело да Караваджо. Положение во гроб. 1602--1604 гг. Пинакотека, Ватикан.

Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Действующие лица находятся на переднем плане, и их фигуры образуют некую композиционную пирамиду. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Скорбную выразительность действия подчёркивает контраст тёмного пространства и яркого потока света, выхватывающего вскинутые руки Марии Магдалины и исполненные страдания лица Богоматери и Иосифа. От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм: художник тщательно продумал каждую деталь, точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!