Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Перспективы и предложения по совершенствованию таможенно-тарифной политики



В связи с тем, что перемещение товаров физическими лицами - традиционно одна из проблемных зон таможенной деятельности, в таможенном законодательстве ТС, то значительное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС, а также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих товаров.

По данным ФТС России, значительная часть преступлений и правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу приходится именно на товары, перемещаемые физическими лицами под видом товаров для личного пользования. Так, из общего количества дел об административных правонарушениях значительная часть приходится на физических лиц, причем основное количество дел возбуждалось в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств (27%), нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (13%), недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты (8%)[44], невывозом либо неосуществлением обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами и незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу[45].

Иностранные физические лица вправе ввозить с освобождением от уплаты таможенных платежей транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на год. Однако, эта норма стала использоваться в мошеннических схемах и схемах ухода от налогообложения. При этом иностранец, который временно ввез свой автомобиль на территорию ТС, не соблюдает взятых обязательств по его обратному вывозу, а вместо этого отчуждает его или отдает в пользование другому лицу. Использование «отчужденного» иностранного транспортного средства на таможенной территории ТС является незаконной без уплаты таможенных платежей. Это несет угрозу безопасности дорожного движения, затрудняет установление лиц, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, может использоваться в криминальных целях. За 2012 г. и первое полугодие 2013 г. иностранными физическими лицами было временно ввезено в РФ порядка 4,6 млн автомашин. За указанный период количество транспортных средств с просроченным сроком вывоза (то есть украденных) составило 415,6 тыс. автомашин. Никаких пошлин и утилизационных сборов за автомобили с «просроченным сроком вывоза» уплачено не было. Суды в таких случаях выносят свои вердикты в пользу иностранцев. Они считают, что имеются основания для освобождения лиц от обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по причине хищения автомобилей. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевших при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестных участников отношений, регулируемых таможенным законодательством. Тем самым увеличивается имущественный вред, причиненный потерпевшим от преступления, и создаются предпосылки для нарушения части 2 ст. 8, частей 1 и 2 ст. 19, части 1 ст. 21, части 1 ст. 35 и ст. 52 Конституции РФ. Например, отмечены факты ввоза некоторыми иностранными физическими лицами без дальнейшего вывоза с территории РФ (ТС) по истечении установленного годового срока 10 и более легковых автомобилей. К примеру: по данным информационной базы ФТС России, иностранные граждане Т., Аб. и Ал, в нарушение установленного срока не вывезли ранее временно ввезенные, соответственно, 16 автомашин, 15 автомашин и 16 автомашин с неуплатой таможенных платежей и утилизационного сбора в общей сумме 5914,7 тыс. руб., 6337,4 тыс. руб. и 5683,1 тыс. руб[46]. В Центральной акцизной таможне отмечены факты оформления одним физическим лицом до 22 автотранспортных средств, по 2 автомашины оформили 67 человек, по 3 автомашины – 16 человек, по 4 автомашины – 8 человек и по 5 автомашин оформили 2 человека. В связи с этим очевидна необходимость более пристального внимания органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за перемещением товаров физическими лицами через таможенную границу[47].



Для решения вышеизложенных проблем Федеральная таможенная служба разработала проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», которые касаются иностранных граждан, использующих в России временно ввезенные автомобили, зарегистрированные за рубежом. ФТС России уже предоставила МВД России доступ к базе данных о машинах, пересекающих границу. Согласно проекту, у водителя автомобиля с иностранными номерами должны быть также документы с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз этого транспортного средства (при наличии прицепа – и прицепа) на территорию ТС. К таким документам, предусмотренные таможенным законодательством ТС, относится пассажирская таможенная декларация или учетная карточка транспортного средства. Они оформляются при временном ввозе иностранным физическим лицом автомобиля, зарегистрированного за рубежом, на таможенную территорию ТС.



Такие документы водитель должен будет предоставить по требованию сотрудников полиции. Отсутствие подтверждающих документов, истечение установленного срока временного ввоза транспортного средства или управление таким транспортным средством лицом, не указанным в подтверждающих документах, будет считаться нарушением Правил дорожного движения РФ[48].

В работе таможенных органов по вопросам оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля отмечены определенные положительные моменты. В 2013 г. в соответствии с Указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7.05.2012 г. № 596 утвержден «План деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013-2018 годов», где определены конкретные мероприятия, в том числе по снижению административных барьеров, расширению сферы использования информационных технологий, защите интеллектуальной собственности.

ФТС России создала практические механизмы, позволяющие ускорить прохождение через таможенную границу товаров. Применяется отраслевой и субъектно-ориентированный подходы. Для участников ВЭД, которые входят в так называемый «зеленый сектор» и деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства, ФТС России ускорила проведение таможенного контроля товаров.

В 2013 г. достигнуты конкретные результаты реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»: время, необходимое для проведения таможенными органами государственного контроля в пункте пропуска на границе Таможенного союза, сократилось в среднем на 40 мин и составляет 40-45 мин, более 90% товаров оформляются в течение 24 ч, а товары, не облагаемые вывозными пошлинами, - не более 4 ч[49].

С целью повышения эффективности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создания благоприятных условий для участников ВЭД при одновременной минимизации потерь их времени и материальных затрат при таможенном декларировании товаров осуществляется переход на обязательное декларирование товаров в электронной форме. Всего за 2013 г. в таможенные органы подано более 4,4 млн деклараций на товары в электронном виде с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», что составило около 98,6 % от общего количества деклараций на товары. Увеличилось число участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования (около 79000), их доля в 2013 г. возросла до 94 % от общего количества участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование товаров (в 2012 г. – 85,7 %).

Для полномасштабного внедрения электронного декларирования потребовалось изменение нормативных правовых актов ФТС России, регламентирующих декларирование товаров в электронной форме (издан и проходит государственную регистрацию приказ ФТС России от 17.09.2013 г. № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании товаров в электронной форме»).

Издан приказ ФТС России от 1.11.2013 г. № 2081 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», учитывающий автоматизацию проведения необходимых сверок сведений между «внешним» и «внутренним» таможенными органами и ряд других новшеств.

В 2013 г. продолжена реализация мер, направленных на упрощение порядка пересечения таможенной границы ТС физическими лицами в части увеличения мест прибытия на таможенную территорию ТС или убытия с этой территории, в которых применяется система «зеленого» и «красного» коридоров. Система двойного коридора применяется в 57 пунктах пропуска через государственную границу РФ. Учитывая положительные результаты пилотного проекта «Зеленый коридор» в автомобильном пункте пропуска Мамоново-Гжехотки (начало эксперимента 1.05.2012 г.), в 2013 г. его реализация продолжена. Реализация пилотного проекта «Зелёный коридор» позволила сократить среднее время совершения таможенных операций до 1 мин и, как следствие, увеличить число транспортных средств, которые можно переместить через автомобильный пункт пропуска.


Заключение

 

Анализ теоретических аспектов таможенного контроля, порядка и условий перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами позволил установить, что таможенный контроль представляет собой совокупность правовых, кадровых, организационных, экономических и технических аспектов, которые определены в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством РФ и законодательством государств членов ТС.

Особенности исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации определяются: 1) необходимостью их отнесения к таможенным правоотношениям; 2) закреплением на законодательном уровне плательщиков, объектов обложения, порядка взимания таможенных платежей, их размеров, форм и сроков уплаты; 3) обязательством уплаты таможенных платежей и 4) формированием федерального бюджета за счет сумм таможенных платежей. Анализ сущности, основных черт и признаков таможенных платежей, показал, что таможенные платежи выступают в качестве основного инструмента государственной экономической политики. Уплата таможенных платежей является основополагающим условием осуществления операций, связанных с внешней торговлей.

В России таможенный контроль (применение форм, методов и средств таможенного контроля) является исключительной прерогативой таможенных органов - ФТС РФ. При этом не исключается возникновение различного рода «рисков» и проблемных ситуаций во взаимоотношениях между участниками ВЭД и государством в лице таможенной службы. Установлено, что основными проблемами в области таможенного контроля: проблема «серого» импорта; неэффективность механизмов формирования профилей рисков; вероятностный или субъективный характер заявлений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости. Перспективы и предложения по совершенствованию таможенно-тарифной политики включают в себя: разработку новых и совершенствование действующих профилей рисков; полномасштабное развитие института предварительного информирования и совершенствование процедур таможенного оформления на основе практики электронного декларирования. Для этого необходимо проведение научной проработки вопроса с участием делового сообщества и экспертов в широком обсуждении конкретного наполнения профилей рисков (в том числе в рамках анализа ценовой информации), а также повышение эффективности взаимного информационного обмена таможенных служб.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение к Договору о ТК ТС, принятое Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17 // Собр. законодательства РФ. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!