Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами



Регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется на основе соблюдения участниками ВЭД, физическими лицами, перемещающими товары не для предпринимательских целей, таможенными органами, субъектами околотаможенной инфраструктуры фундаментальных требований, именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств. К этим принципам относятся:

· равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;

· запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу;

· обязательность таможенного оформления и таможенного контроля;

· принцип определенности места и времени пересечения таможенной границы;

· пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами;

· предоставление гарантий надлежащего осуществления обязанностей.

Перемещение товаров через таможенную границу РФ физическими лицами осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения, но имеет свои отличительные особенности. Важнейшей особенностью является то, что таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами не для производственной или иной коммерческой деятельности, производится в упрощенном порядке[14].

Основное назначение упрощенных процедур заключается в облегчении и ускорении порядка прохождения таможенных формальностей физическими лицами, перемещающими товары для личного пользования.

Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ заключается в том, что все участники ВЭД и физические лица, перемещающие товары не для предпринимательских целей, на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Как правило, никто из участников ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем. Однако реализация данного права невозможна без соблюдения установленных правил и порядка перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу.

Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ понимают:

1) фактическое пересечение таможенной границы;

2) последующее оформление.

Установление принципа равенства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит из норм Конституции РФ, которая в ст. 27 закрепляет за каждым человеком право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Кроме того, ст. 34 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. В то же время порядок перемещения через таможенную границу РФ ее национальной валюты и валютных ценностей регулируется Законом о валютном регулировании и валютном контроле (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6.12.2012 г. № 409-ФЗ, вступившим в силу 5.12.2012 г.).



Принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств-членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ТС, которыми установлены такие запреты и ограничения[15].

Действующие запреты и ограничения распространяются равным образом на всех участников ВЭД и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательских целей через таможенную границу. При этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран. В случае если товары, запрещенные к ввозу, все же были ввезены в РФ, то они подлежат немедленному вывозу либо помещаются на СВХ или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля с целью вывоза за пределы РФ в течение трех суток.

Запреты и ограничения на перемещение через границу товаров (нетарифное регулирование, запреты и ограничения неэкономического характера) устанавливаются законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и реализуются путем использования мер нетарифного регулирования.



Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах: Закон о валютном регулировании и валютном контроле (в ред. от 6.12.2011 г.), Закон о таможенном тарифе (в ред. Федерального закона от 3.12.2012 г. № 239-Ф3, вступившего в силу с 1.01.2013 г.); Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 г. № 133-Ф3) и т.д.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из страны товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: в торговле отдельными товарами (товарные ограничения); с отдельными странами или группами стран (географические ограничения); ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения но времени).

Президент РФ устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях, определяет порядок экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, вводя соответствующие запреты и ограничения.

В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов в соответствии с определяемым перечнем. В этом случае можно говорить о разрешительной системе в виде лицензирования в составе ограничений на ввоз (вывоз) товаров в пределах квот. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Участники ВЭД должны принимать во внимание, что распределение квоты основывается на равноправии их в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Кроме того, ограничения в системе перемещения товаров через таможенную границу осуществляются с помощью специальной сертификации продукции, когда требуется наличие сопроводительных ветеринарных, фитосанитарных и других сертификатов.

Особо значение имеет принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля, суть которого заключается в том, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Под таможенным оформлением понимается комплекс мероприятий в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и документирование всех проводимых действий (прежде всего помещения товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру). Таможенное оформление товаров применяют независимо от страны происхождения товара и его целевого назначения, но в то же время процесс дифференцирован в зависимости от вида и свойств товара, вида транспорта, который обеспечивает их перемещение через таможенную границу, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами статуса потенциальных декларантов.

Принцип пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами. Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением являются правомочиями собственника. Пользование представляет собой основанную на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; распоряжение - возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.

Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Существует два этапа режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами - до и после выпуска товаров и транспортных средств.

Предоставление гарантий надлежащего осуществления обязанностей является одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу. Согласно данному принципу, таможенные органы в случаях, предусмотренных законом, вправе требовать от заинтересованных лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

В качестве одной из гарантий выступает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей в качестве гарантии надлежащего исполнения обязанностей предоставляется при отсрочке или рассрочке ее уплаты, условном выпуске товаров, перевозке или хранении иностранных товаров, а также при осуществлении деятельности в области таможенного дела. К способам обеспечения уплаты таможенных платежей относятся залог товаров, банковская гарантия, денежный залог, поручительство.

В качестве гарантий ТК ТС называет также предоставление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Особенность данной гарантии состоит в том, что оно может иметь место только при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм или неприменение запретов и ограничений экономического характера.

Перечень гарантий надлежащего исполнения обязанностей не является исчерпывающим и дополняется иными правовыми актами.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу ТС регулируется гл. 49 ТК ТС и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 г.

Соглашением установлены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, к товарам для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товара, порядок применения таможенных пошлин и налогов, а также стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе, а в части, не урегулированной законодательством РФ о Государственной границе РФ, – законодательством РФ о таможенном деле[16].

Одним из важных условий применения положений главы 49 ТК ТС к перемещаемым через таможенную границу товарам является требование, определяющее порядок их доставки, т.е. способы, формы ввоза на таможенную территорию России и вывоза за ее пределы.

Различают следующие способы перемещения товаров для личного пользования[17]:

· несопровождаемый багаж – товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию ТС или его выездом с таможенной территории ТС;

· сопровождаемый багаж – товары для личного пользования, включающие ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

· товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком – товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;

Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные в разделе 6 ТК ТС. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством ТС.

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории ТС, если они не покидали место прибытия[18].

В случае несовершения указанных таможенных операций, товары подлежат задержанию в соответствии с гл. 21 «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля» ТК ТС.

ТК ТС для декларирования товаров личного пользования предусмотрена только одна форма декларирования - письменная, которая осуществляется путём подачи в таможенный орган пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определена Решением Комиссии ТС от 18.07.2010 г. № 287. Кроме тех товаров, которые обязательны к письменному декларированию, физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Соглашением утверждено 6 приложений. Приложением № 1 определен перечень товаров, которые не относятся к товарам для личного пользования, за исключением следующих вывозимых товаров с таможенной территории государства – члена ТС:

· рыба, морепродукты (кроме осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг;

· икра осетровых видов рыб весом не более 250 гр.;

· топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 л, находящееся в отдельной емкости;

· вывозимые драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25000 долл. США в эквиваленте (в таможенную стоимость вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в ТС, а также временно вывозимых из ТС драгоценных металлов и драгоценных камней).

Приложением № 2 утвержден Перечень товаров для личного пользования, запрещенных (раздел 1) или ограниченных к ввозу (раздел 2) на таможенную территорию ТС и (или) вывозу с этой территории.

Приложением № 3 определены товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, ввозимые на таможенную территорию ТС в сопровождаемом и несопровождаемом багаже. К ним относятся:

· товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров), таможенная стоимость которых не превышает сумму 1500 евро (€), и общий вес которых не превышает 50 кг. Т.е. в сравнении с ранее действующим ТК РФ, весовые нормы увеличены. Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 € за 1 кг.

· алкогольные напитки и пиво не более 3 л в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста без уплаты таможенных пошлин. В случае превышения (от 3 до 5 л включительно) таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 € за 1 л в части превышения количественной нормы 3 л.

Этиловый спирт (товарные позиции 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ТС) в количестве до 5 л применяются ставки таможенных пошлин по единой ставке 22 € за 1 л, так как данный товар не попадает под товары, которые в сопровождаемом и несопровождаемом багаже перемещаются с освобождением от уплаты таможенных платежей.

· Табак и табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр. табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста[19].

Приложением № 5 утвержден перечень товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, с уплатой таможенных пошлин, налогов. Как было отмечено ранее, товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров), таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 1500 €, и (или) общий вес которых свыше 50 кг., облагается по единой ставке 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 € за 1 кг. веса в части превышения весовой нормы 50 кг. и (или) стоимостной нормы 1500 € в эквиваленте.

Порядок перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу определен протоколом от 05.07.2010 г. № 51.

Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных гл. 49 Кодекса.

Таможенное законодательство предусматривает ряд особенностей перемещения товаров для личных нужд отдельными категориями иностранных лиц (гл. 45 ТК ТС).

Положения гл. 45 ТК ТС применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами.

Предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Но при этом остается открытым вопрос, полностью отданный на усмотрение должностного лица таможенного органа непосредственно осуществляющего таможенное оформление - а достаточно ли этого для определения перемещаемого физическим лицом товара как товара для личного пользования или нет. С одной стороны это явно необходимо для борьбы с так называемыми «челноками», а с другой стороны обычные туристы, неоднократно пересекшие границу в установленный период, или ввозящие «излишние» по весу или количеству товары могут подвергнуться необоснованному налогообложению. Полностью такая система может работать только при 100% декларировании всех товаров при въезде и выезде, и создания соответствующей таможенной базы данных на въезд и выезд, что требует как значительных затрат так и расширения штатов. Предоставляется возможным сделать вывод о необходимости возможного расширения и систематизации критериев отнесения товаров, к товарам для личного пользования, на уровне комиссии ТС.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!