Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Теоретические аспекты таможенного контроля



Внешнеторговая деятельность связана с перемещением через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Таможенный контроль определен в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации (ВТО, WCO) как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которого возложено на таможенные органы».

Таможенный контроль, согласно ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза[2] (ТК ТС) «Основные термины, используемые в настоящем Кодексе», определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств членов Таможенного союза». В число этих мер входят: правовые, кадровые, организационные, экономические, а также технические, включающие в себя обеспечение современной таможенной техникой, с помощью которой таможенные органы осуществляют свою административно-хозяйственную, правоприменительную и правоохранительную деятельность.

В соответствии со ст. 161 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» «Проведение таможенного контроля», таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле. Объекты таможенного контроля и места его проведения определены ст. 95.2 ТК ТС «Проведение таможенного контроля» и включают:

· товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу и (или) подлежащие декларированию в соответствии с ТК ТС;

· таможенные декларации, документы и сведения о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством ТС;

· деятельность лиц, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемую в рамках отдельных таможенных процедур;

· лица, пересекающие таможенную границу. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

При этом таможенный контроль отличается от других форм государственного контроля характерными признаками:

· осуществляется исключительно таможенными органами;



· проводится только в формах, определенных в ТК ТС;

· нацелен на обеспечение соблюдения таможенного законодательства[3].

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами в соответствии с законодательством РФ, а также с лицами, указанными в ст. 161.3 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[4].

Формы актов, постановлений, протоколов и иных процессуальных документов, составляемых таможенными органами при проведении отдельных форм таможенного контроля, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением случаев, когда ТК ТС указанные полномочия возложены на Комиссию ТС[5].

При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Система управления рисками (СУР) (гл. 18 ТК ТС) основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства ТС и применяется для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.



Таможенным кодексом ТС установлен определенный перечень форм таможенного контроля. Каждой форме таможенного контроля посвящена отдельная статья, в которой раскрываются их понятия и основные характеристики. К данным формам относятся:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности;

12) таможенная проверка[6].

При проведении каждой формы таможенного контроля решаются конкретные задачи, требующие особого технологического подхода и технического оснащения. С их помощью устанавливается достоверность и подлинность документов, представленных на перемещаемые объекты; определяется соответствие товаров и транспортных средств данным, приведенным в декларирующих документах («верифицирование»); проверяется (в оперативных условиях) правильность классифицирования товаров согласно положениям ТН ВЭД ТС; уточняются статистические данные и данные валютного контроля, сумма начисления таможенных пошлин, взимание налогов, платежей, осуществляется поиск тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах и др.[7]

Все транспортные средства, перемещаемые физическими лицами, подлежат таможенному оформлению и контролю в ходе которых, проверяется подлинность транспортного средства. В ТК ТС дано понятие транспортного средства для личного пользования, в частности, это авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки третьим лицам за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей обязаны принять решение о проведения таможенных операций в срок не более 15 мин с момента представления транспортных средств и документов таможенному органу[8].

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством государств-членов ТС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений[9].

Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

При перемещении транспортных средств применяются следующие формы таможенного контроля:

1. Проверка документов и сведений с целью установления подлинности проверяемых документов, достоверности содержащихся в них сведений и правильности оформления проверяемых документов.

· Устный опрос. При устном опросе лицам, перевозящим транспортные средства, задаются вопросы в ходе таможенного оформления. Объяснения в письменной форме не оформляются. Устный опрос заключается в истребовании от лиц сведений о транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу РФ. Как правило, это сведения о наличии или отсутствии товаров, ограниченных или запрещенных к перемещению через таможенную границу РФ. Данная форма таможенного контроля применяется в отношении физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. За предоставление при устном опросе недостоверной информации указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ[10].

· Получение пояснений — сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. В этом случае опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам. Получение пояснений по своему содержанию сходно с устным опросом. Основным отличием является письменное оформление пояснений по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Кроме того, положениями ТК ТС не установлено ограничений по применению данной формы таможенного контроля на этапе таможенного оформления или проверки после выпуска товаров и транспортных средств.

· Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций. Целью обособления таможенного наблюдения является усиление контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ применительно к товарам, находящимся под таможенным контролем, в том числе на этапе их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций.

· Таможенный осмотр транспортных средств представляет собой внешний визуальный осмотр транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный осмотр транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении транспортных средств, и их представителей. При проведении таможенного осмотра в зоне таможенного контроля участие таких лиц не обязательно, за исключением случаев, когда они в письменной форме выражают желание присутствовать при этом.

По результатам таможенного осмотра транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении транспортных средств[11].

· Таможенный досмотр — осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Следует указать основные цели таможенного досмотра, которыми являются:

1. получение фактических сведений о транспортном средстве, идентификации транспортного средства;

2. выявление и пресечение преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил, иных нарушений законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

Необходимо отметить, что предусмотрена возможность распространения результатов таможенного досмотра части товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Данное положение позволяет сократить срок, необходимый для проведения таможенного досмотра, и ускорить таможенное оформление товаров. При этом сохраняется право декларанта либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если он считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары[12].

С 1 января 2009 года таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в РФ, а также при выезде транспортных средств из РФ в другие государства, в которых применяются международные системы страхования, в соответствии с пунктом 1 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 94 контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности является самостоятельным видом контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Принимая во внимание, что в настоящее время законодательством РФ не установлен запрет на въезд и выезд с территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, таможенные органы не наделены полномочиями запрещать (препятствовать) въезд или выезд транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

В случае непредставления соответствующих документов (страхового сертификата «Зеленая карта» или страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) либо несоответствия действительности информации, в них указанной, такие транспортные средства пропускаются на территорию РФ, а их владельцам рекомендуется приобрести необходимые документы в страховых организациях, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством РФ порядке[13].


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!