Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Выполнение контрольных работ



Темы контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) 1.Избирательные законы начала 20 века.

2. Государственная Дума в Российской империи

3. Государственное право периода буржуазно-демократической республики в России (февраль-октябрь 1917 года)

4. Административное право периода буржуазно-демократической республики в России (февраль-октябрь 1917 года)

5. Законодательство Временного правительства в сфере уголовного и гражданского права

6. Нормотворческая деятельность советов и других общественных организаций в период буржуазно-демократической республики в России (февраль-октябрь 1917 года)

7. Становление советского государства и права

8. Конституция РСФСР 1918 года

9. Кодекс законов о труде 1918 года

10. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года

11. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года

12. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года

13. Конституция СССР 1924 года

14. Земельный кодекс РСФСР 1922 года

15. Уголовный кодекс 1926 года

16. Гражданский процессуальный кодекс 1923 года

17. Уголовный процессуальный кодекс РСФСР 1922 года

18. Судебная реформа 1922 года

19. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года

21. Конституция СССР 1936 года

22. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года

23. Уголовно-процессуальный кодекс 1960 года

24. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года

25. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 года

26. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года

27. Кодекс законов о труде 1970 года

28. Земельный кодекс РСФСР 1970 года

29. Конституция СССР 1977 года

30. Жилищный кодекс РСФСР 1983 года

31. Законодательство СССР периода перестройки.

32. Формирование новой российской государственности.

33. Формирование отраслей права РФ.

 

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ:

Профессиональный успех будущего юриста невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Это обстоятельство повышает значение таких учебных форм приобщения к юридической науке как написание контрольных работ. Являясь обязательной составной частью учебного процесса и важной формой самостоятельной работы студентов, выполнение контрольных работ углубляет знания студентов в области истории права, приобщает их к изучению научной литературы, вырабатывает первые исследовательские навыки, формирует умение пользоваться научными знаниями. Без овладения элементами исследовательской деятельности не может осуществляться профессиональная подготовка юристов.



В процессе такой подготовки студенты приобретают умения, необходимые им для решения как практических задач, так и исследовательских:

- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

- анализировать и обобщать изучаемые факты;

- предлагать решение поставленных задач.

Чем лучше сформированы эти умения, тем выше качество студенческого исследования.

Предлагаемые рекомендации знакомят студентов с требованиями к структуре контрольной работы, с вариантами выбора темы, с порядком ее обоснования, способами выделения ключевых понятий, представлением результатов исследования, а также с правилами оформления контрольной работы.

Поскольку дисциплина «История отечественного государства и права» изучается студентами направления «Юриспруденция» на первом курсе, то опыт, полученный при написании контрольной работы по данной дисциплине, окажется востребованным на последующих курсах.

Выполнение контрольной работы включает в себя ряд последовательных этапов:

- выбор темы контрольной работы;

- выявление литературы;

- изучение литературы, выписки;

- составление плана;

- работа над введением, основной частью и заключением;

- оформление контрольной работы.

Рассмотрим особенности каждого из названных этапов работы. Примерная тематика контрольных работ составляется в соответствии с учебной программой по курсу «История отечественного государства и права» и регулярно обновляется. Тема контрольной работы выбирается студентом и утверждается преподавателем. Работа должна быть выполнена именно по зарегистрированной у преподавателя теме, работы по несогласованным темам не засчитываются.

После выбора темы контрольной работы нужно в первую очередь на консультации четко уяснить научную проблему (проблемы, вопросы), которую студенту предстоит раскрыть в рамках названной темы. Именно в этом будет заключаться цель контрольной работы. Указанная проблема должна быть поставлена во введении, раскрыта в основной части и по ней должны быть сделаны выводы. Поэтому нет необходимости собирать и переписывать весь материал, укладывающийся в название темы контрольной работы. Так, в теме «Уголовное право России в первой половине XIX века» целью исследования студента может быть одна из следующих:



- анализ понятия преступления;

- изучение новых составов преступлений;

- определение особенностей систематизации преступлений в законодательных памятниках первой половины XIX века.

При выявлении литературыпо выбранной теме студенту необходимо, прежде всего, ознакомиться с систематическими каталогами библиотек и журналами юридического профиля. Научные статьи по истории отечественного государства и права публикуют такие журналы как «История государства и права», «Государство и право», «Журнал российского права», «Право и политика», «Правоведение», «Российская юстиция». Должно быть знакомо студенту, изучающему юриспруденцию, и такое периодическое издание как «Вестник Московского университета» серия 11 «Право».

Задача студента – выявить публикации, посвященные теме в целом и важнейшим ее аспектам. Предварительный библиографический список необходимо представить преподавателю, который поможет отобрать наиболее важные и достаточные для подготовки контрольной работы книги и статьи.

Выявив достаточный круг литературы, студенту необходимо приступить к ее изучению. Чтобы яснее осознать место изучаемой проблемы в процессе развития российского права, целесообразнее вначале обратиться к соответствующему разделу учебной литературы и обобщающих научных трудов. Затем переходить к работам, освещающим тему в целом и лишь потом – к публикациям по отдельным аспектам темы. Новейшие достижения историко-правовой науки отражены, как правило, в журнальных статьях: здесь содержатся важные уточнения и критические замечания относительно предшествующих исследований, даются сноски на эти исследования. Это поможет расширить список используемой литературы, найти необходимые публикации для уточнения какого-либо аспекта выбранной студентом темы, подскажет направление дальнейшего поиска студента.

Работая с научной литературой, необходимо делать выписки материала, раскрывающего тему контрольной работы. Выписки лучше делать на одной стороне отдельных листов с полями для пометок, с указанием страниц важной информации, что в дальнейшем упростит работу над сносками. Изучая одну работу за другой, не нужно в выписках дублировать информацию; следует выписывать лишь материалы, содержащие новые факты, оценки, выводы, комментарии.

В процессе изучения литературы у студента складывается в основном план-структура его работы. План должен всесторонне раскрывать тему, соответствовать решению поставленной проблемы. Вопросы плана должны быть сопоставимы по объему, проблематике как друг с другом, так и со всей темой в целом. План может быть выстроен по хронологическому, проблемному или проблемно-хронологическому принципу и включать не более трех-четырех вопросов (разделов), он может быть и развернутым, включая два раздела и подразделы (параграфы) в каждом из разделов.

Например, если целью контрольной работы студента является показать эволюцию обязательственного права России в первой половине XIX века, то план контрольной работы может быть следующим:

1. Условия заключения договоров

2. Виды договоров

3. Способы обеспечения обязательств

4. Обязательства из причинения вреда.

Наиболее трудный этап – написание текста контрольной работы. Контрольная работа должна состоять из введения, основной части и заключения.

Во введении студент в трех-четырех предложениях обосновывает актуальность темы, формулирует цель работы, определяет задачи, решение которых позволит достичь поставленной цели.

В основной части раскрывается в соответствии с планом содержание темы, даются аргументированные ответы на поставленные задачи. Наиболее распространенной ошибкой при написании контрольной работы является то, что студент представляет в основной части слишком краткий, поверхностный, написанный на ограниченном круге литературы (в основном учебной) текст, что не позволяет раскрыть тему контрольной работы. Текст не должен также представлять собой механически переписанное содержание одной или нескольких научных статей, нередко с привлечением материалов и сюжетов, прямо не относящихся к теме, не «работающих» на нее. Задача студента – выстроить текст в строгом соответствии с планом, подчинить его внутренней логике, изложить его последовательно, аргументировать тезисы, обосновать выводы. Только в этом случае компилятивная (т.е. созданная на основе исследований и выводов других авторов) работа может быть признана самостоятельной.

В заключении подводятся итоги, формулируются обобщающие выводы по всей теме в соответствии с целью и задачами контрольной работы.

Наиболее типичными ошибками оформления контрольной работы являются:

- отсутствие плана (оглавления), списка литературы, нумерации страниц;

- ошибки в цитировании, оформлении ссылок (сносок), составлении списка литературы;

- отсутствие обозначенных и выделенных более крупным шрифтом разделов (и/или параграфов) в тексте контрольной работы;

- громоздкие абзацы (до одной страницы и более);

Оформление контрольной работы включает в себя: оформление титульного листа, плана (оглавления) и списка литературы (см. Приложения 2-4). На титульном листе необходимо указать Ф.И.О. преподавателя, который будет проверять контрольную работу; план размещается в начале контрольной работы и содержит указания станиц; список литературы завершает работу и должен содержать не менее пяти научных публикаций по теме контрольной работы.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля (3-4 см) для замечаний преподавателя. Каждый раздел, посвященный соответствующему вопросу плана, выделяется заголовком. Работа выполняется на отдельных форматных листах в объеме 15-20 страниц.

Поскольку контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с общепринятыми в научной литературе правилами, напомним основные из них.

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором публикации независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы.

В списке применяется общая нумерация использованных публикаций. При оформлении исходных данных публикации указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например: Зимин А.А. Правда Русская. М. 1999. 315 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом: Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А.Преображенский, Т.Е.Новицкая. М. 1997. 724 с.

Образец оформления статьи: Воронов С.Н. Правовая политика Временного правительства России в сфере межнациональных отношений в 1917 г.// Право и политика. 2003. №3. С.119-126.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например: Вайровская С.В. Местное самоуправление: история и перспективы развития.// Общее дело. Сыктывкар.1996.№1.С.28-31.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например: Елфимов А.Б. Первые итоги реорганизации системы управления в Коми области. // За новый Север. 1930. 16 сентября.

Ссылка на материалы, опубликованные в Интернете, оформляются следующим образом:

1. Мозгалев К. (2000, Октябрь 11). Высотные здания Москвы. [www документ]. URL http:vysotki.da.ru.

2. Политический альманах России, 1997. [Электронный ресурс] / Моск.центр Карнеги.М.: Моск.центр Карнеги, 1999. 1 электр.опт.диск (CD-ROM).

Следует обратить внимание на правильность цитирования и приведения фактического материала. Цитаты, цифры и фактические данные должны быть, прежде всего, тщательно выверены с источниками. Все цитаты заключаются в кавычки, пропуски в них при сокращении обязательно отмечают многоточием (…). Когда цитата дается не в точном тексте, а в пересказе, кавычки не ставятся. При пересказе или сокращении текста цитат недопустимо искажение смысла цитируемого источника. Совершенно не допускается соединение двух цитат или частей в одну.

Все цитаты, цифровой и фактический материал, за исключением общеизвестных цифр и фактов, должны обязательно сопровождаться ссылками (сносками) на источники и литературу, откуда они были взяты. Не допустимы ссылки и включение в список тех источников, с которыми студент лично не работал, и которые цитируются в рассматриваемой студентом литературе.

В таких случаях в ссылке указывают ту публикацию, откуда взята цитата с пометкой: «Цит. по …».

Ссылки бывают различных видов, но наиболее удобными и общепринятыми в настоящее время являются ссылки, которые даются непосредственно в тексте. В конце соответствующего предложения в скобках проставляются две цифры, первая из которых обозначает порядковый номер публикации из списка литературы, составленного студентом, а вторая – цитируемую страницу. Например: (6: С.174).

В зависимости от уровня выполнения контрольной работы она оценивается преподавателем следующим образом:

«Зачтено»: работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольным работам. Студент допускается к сдаче экзамена.

«Условно зачтено»: работа в целом соответствует требованиям, предъявляемым к контрольным работам, но имеет некоторые недочеты в содержании или оформлении. При условии исправления замечаний и после собеседования по соответствующим вопросам студент допускается к сдаче экзамена.

«Не зачтено»: в работе имеются существенные недостатки и ошибки. При оценке «не зачтено» студент должен заново написать работу, исправив указанные недостатки. До повторной проверки контрольной работы преподавателем студент к сдаче экзамена не допускается.

Выполнение курсовых работ

Темы курсовых работ

1.Определение правового статуса незаконнорожденных детей в России

2. Становление и развитие таможенного законодательства в России (к истории вопроса)

3.Уголовная ответственность за детоубийство в истории российского законодательства

4. Особенности криминального банкротства в истории отечественного уголовного законодательства

5. История развития правового регулирования иностранных инвестиций в России

6.Становление и развитие законодательного регулирования института СМИ в России

7. История законодательства России в сфере уголовно–правовой защиты средств индивидуализации участников гражданского оборота

8.История преступлений против правосудия по российскому уголовному законодательству

9.История ответственности за злоупотребление должностными полномочиями по российскому уголовному праву

10.Законодательное развитие института земельной собственности в России (к истории вопроса)

11.История становления института государственной регистрации создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц

12.История развития российского уголовного законодательства об ответственности за групповые хищения

13.Применение имущественных санкций в истории отечественного уголовного законодательства

15.Институт вины в уголовном праве России: история развития

16.Правовое регулирование содержания осужденных в процессе отбывания наказания в России (история вопроса)

17. История нормативно-правового регулирования подрядных отношений в России

18. Историческое развитие гражданского законодательства о сделке, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности

19.Правовая защита государственной тайны в России (к истории вопроса)

20. Исторические аспекты развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за бандитизм

24. Административно-правовой статус иностранцев в России (к истории вопроса)

25. История становления и развития института потерпевшего в уголовном судопроизводстве России

27. Примирение с потерпевшим в истории российского уголовного законодательства

30. Институт ответственности судей в памятниках российского права

31. История законодательного закрепления права российского работника на вознаграждение за труд

32.Правовое положение подсудимого по российскому законодательству (досоветский и советский периоды)

33. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в России (исторический аспект)

35. Становление и развитие уголовного законодательства России об ответственности за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности (досоветский и советский периоды)

36.Самоубийство сквозь призму уголовного законодательства: историко-правовой аспект

37. История становления института залога недвижимости (ипотеки) в отечественном праве

38. Генезис досудебного соглашения о сотрудничестве в российском уголовном судопроизводстве

39. Становление и развитие института выдачи (экстрадиции) в России (исторический аспект)

41. Историко-правовой анализ уголовного наказания в виде ограничения свободы

42. Правовое регулирование благотворительной деятельности (к истории вопроса)

43. Обязательства вследствие причинения вреда чести и достоинству личности в российском законодательстве (исторический аспект)

44. История развития института гражданско-правовой защиты деловой репутации в России

45. Проблема юридической ответственности за невиновное поведение: историко-правовой аспект

46. Проблема получения достоверных доказательств в российском законодательстве 10-20 веков

47. Институт перевода долга в российском дореволюционном гражданском праве

48. Становление и развитие чрезвычайного законодательства в России (к истории вопроса)

50. Порядок пересмотра судебных решений в уголовном процессе России (к истории вопроса)

51. Процессуальное значение признания вины в истории науки российского уголовного судопроизводства

53. Регламентация нематериальных благ юридического лица в отечественном гражданском праве (историко-правовой анализ)

54. Средства предупреждения рецидивной преступности в памятниках русского уголовного права

55. Развитие российского законодательства, регулирующего институт возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью (досоветский и советский периоды)

56. Становление российского медицинского законодательства: к истории вопроса

57. Понятие неустойки в русском гражданском праве (к истории вопроса)

58. Ответственность судьи в дореволюционной и советской России

59. Правовое регулирование залога в российском праве (история развития)

60. Становление уголовного законодательства об ответственности за нарушения авторских прав (досоветский и советский периоды)

61. История развития ответственности за самоуправство в российских памятниках уголовного права

62. Правовые основы российской пенитенциарной системы (исторический аспект)

63. Становление и развитие института исполнительного производства в российском праве (история вопроса)

64. Становление и развитие правового регулирования издательской деятельности в России

65. Институт конфискации имущества в российском законодательстве: ретроспективный анализ

66. Развитие дореволюционного и советского законодательства России об ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних

67. Классификация имущественных преступлений в российском досоветском и советском праве

68. История развития законодательства об уголовной ответственности за преступления против правосудия

69.История правового регулирования алкогольного рынка в России

70.Процессуальные обязанности сторон в гражданском процессе (к истории вопроса)

71.Уголовно-правовая характеристика контрабанды по памятникам российского уголовного права

74. Развитие выборных процедур в России: к истории вопроса

75. Правовые основы раскрытия и пресечения преступлений в России (к истории вопроса)

76. Тенденции становления доказательного права в России (исторический аспект)

77. История развития российского законодательства об иностранцах

78.Криминализация деяний, связанных с распространением порочащих личность измышлений, в законодательстве России (к истории вопроса)

79. Историко-правовые предпосылки зарождения идеи конституционной защиты человека в России

80. История развития института банкротства (несостоятельности) физических лиц в России

81. Презумпция знания закона в российском праве: формирование, закрепление, обеспечение

82.Формирование института возмещения вреда, причиненного преступлением (исторический аспект)

83. Правовое регулирование профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних: ретроспективный анализ

84.Исторический анализ российского уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем

85.Регламентация ответственности за ложный донос, лжесвидетельство и отказ от дачи показаний по российскому законодательству (к истории вопроса)

86. Правовые основы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в российском законодательстве (исторический аспект)

87. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения (историко-правовой аспект)

89. Частная собственность на недвижимое имущество и способы ее защиты в Российском государстве (историко-правовой аспект)

90. Административная юстиция в дореволюционной России и в системе советского права

91. Правовое положение женщины в браке в дореволюционной и советской России

92. История становления и развития законодательной регламентации института усыновления в России

93. Становление и развитие правового положения прокурора в уголовном судопроизводстве: исторический аспект

94. Статус судей в памятниках российского права

95. Исторические аспекты развития авторского права в России

96. Развитие отечественного законодательства о защите неприкосновенности частной жизни (историко-правовой аспект)

97. Российское законодательство об уголовно-процессуальном иммунитете отдельных категорий лиц (исторический аспект)

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ:

 

Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности студентов. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего профессионала – юриста, способного самостоятельно, творчески решать с позиций строгого соблюдения законности сложные вопросы, возникающие в процессе юридической практики.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. Опыт руководства курсовыми работами показывает, что студенты испытывают трудности при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих юристов к исследовательской деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам по юридическим дисциплинам.

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим юристам необходимо:

- уметь пользоваться библиографическими указателями по истории государства и права и отдельным отраслям российского права;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

- представлять основные закономерности, этапы и особенности эволюции отраслей и институтов российского права, имеющих отношение к теме курсовой работы;

- выявить круг источников права, анализ норм которых будет положен в основу курсовой работы;

- использовать материалы юридической практики, причем не только опубликованные в юридических журналах, но и самостоятельно изученные в ходе производственных практик.

Большая часть указанных умений студентов начинает формироваться уже на первом курсе при написании курсовой работы по дисциплине «История отечественного государства и права». Данные методические рекомендации помогут студентам в поиске ответов на следующие вопросы:

- Как выбрать тему курсовой работы?

- Как обосновать актуальность темы исследования?

- Какова структура курсовой работы?

- Как определить основные характеристики курсовой работы?

- Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?

- Как работать с необходимым памятником права?

- Как оформить текст курсовой работы?

- Как представить работу на обсуждение?

- Какую помощь может оказать студенту руководитель?

 

Выбор темы исследования

Темы курсовых работ по истории отечественного государства и права, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры теории и истории государства и права. Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать задачам подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция»;

- учитывать направления и проблематику современных историко-правовых исследований;

- приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

- учитывать разнообразие интересов студентов в области юриспруденции.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами:

1.Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если преподаватель ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2.Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые совмещают работу в правоохранительных органах с учебой на юридическом факультете университета.

3.Студент работает по теме, соответствующей его интересам или будущей специализации (гражданской или уголовной). Самостоятельному выбору темы исследования могут помочь следующие приемы:

- просмотр аналитических обзоров достижений юридической науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- ознакомление со специальной литературой и периодическими юридическими изданиями;

- консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

При выборе темы курсовой работы необходимо отдать предпочтение теме, обеспеченной источниками права. Любая курсовая работа по истории государства и права должна опираться на достаточно широкую нормативно-правовую базу; только работа с первоисточником, анализ конкретного законодательного акта поможет студенту вникнуть в его букву и дух, научит делать самостоятельные выводы.

И еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать, выбирая тему курсовой работы уже на первом курсе. Материалы, собранные для курсовой работы по истории государства и права могут быть положены в основу главы (или параграфа) дипломной работы, если студент продолжит заниматься данной проблемой на последующих курсах.

Выбор темы и проверку ее соответствия требованиям, предъявляемым к курсовым работам, лучше начать с ознакомления с главой учебника, со статьей в юридической энциклопедии, с картотекой в библиографическом отделе (есть ли литература по этой теме, особенно источники права). Решающее значение имеет согласование темы с научным руководителем.

Избранная студентом тема курсовой работы подлежит регистрации на кафедре. Поменять тему студент может не иначе, как с согласия заведующего кафедрой.

После того, как выбрана и согласована с научным руководителем тема курсовой работы, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

Титульный лист.

Он выполняется с учетом следующих требований. Вверху – название учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, ниже – тема курсовой работы. Ниже справа – фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу – год написания курсовой работы (см. Приложение 7).

Оглавление.

В нем последовательно излагаются названия разделов и подразделов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательными и точно отражать ее внутреннюю логику. Так, если план курсовой работы по теме «Эволюция норм наследственного права в России (XI-XVII в.в.)» выстраивается в соответствии с хронологическим принципом, то оглавление данной курсовой работы может выглядеть следующим образом:

Введение 3

1.Нормы наследственного права в статьях Русской правды 5

1.1. Виды наследования

1.2. Наследование супругов

1.3. Права и обязанности наследников

2. Развитие наследственного права Псковской судной грамотой 10

2.1. Отморщина и приказное в Псковской судной грамоте 2.2.Наследование имущества изорника

2.3. Неполная собственность на наследуемое имущество

3. Наследование недвижимости по Соборному Уложению 1649 г. 15

3.1. Наследование поместий

3.2. Наследование вотчин

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения 21

Если план курсовой работы по данной теме выстраивается в соответствии с проблемным принципом, то план работы меняется и оглавление будет другим:

Введение 3

1. Виды наследования в российском праве XI-XVII веков 7

1.1. Наследование по закону 8

1.2. Наследование по завещанию 14

2. Основной круг наследников в законодательных памятниках

XI-XVII веков 21

2.1. Наследственные права сыновей 22

2.2. Наследственные права пережившего супруга 24

2.3. Наследственные права дочерей 27

Заключение 31

Список литературы 33

Введение.

Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы, показывает степень изученности темы, знакомит с нормативно-правовой базой исследования.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики курсовой работы, студент должен ответить на следующие вопросы:

ПРОБЛЕМА ® Что надо изучить из того, что ранее

не было изучено?

ТЕМА ® Как это назвать?

АКТУАЛЬНОСТЬ ® Почему данную проблему нужно в

настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ® Что рассматривается?

(объектом правового исследования всегда будут общественные отношения, урегулированные правом)

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ® Как рассматривается объект? Какие новые

отношения, свойства, аспекты, функции

раскрывает данное исследование? (предметом правового исследования будут правовые нормы, регулирующие данные общественные отношения)

ЦЕЛЬ ® Какой результат исследователь намерен

получить? Каким он его видит?

ЗАДАЧИ ® Что нужно сделать, чтобы цель была

достигнута?

Показывая степень изученности темы, студент должен назвать авторов, занимавшихся изучением данной проблемы и показать вклад каждого из них в ее решение; важно указать на недостаточно изученные аспекты.

Давая характеристику нормативно-правовой базы исследования, студент должен представить не общее описание памятников права, на анализе которых написана курсовая работа, а раскрыть значение данных законодательных актов для решения поставленной проблемы.

Основная частькурсовой работы

представляет собой содержание пунктов плана курсовой работы. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

- первичные (статьи, монографии, диссертации и т.д.)

- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.)

- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную - о самом содержании уже известных знаний. При написании курсовой работы следует просмотреть специальные юридические журналы. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

- кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования;

- где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);

- в чем конкретно они состоят.

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. Материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, могут быть первичными, вторичными и третичными.

К первичным материалам относятся выписки, прямые цитаты, ксерокопии, тексты законодательных актов.

Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации – аннотации, тезисы, конспекты, комментарии.

Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в историко-правовой науке фактах, закономерностях, объяснениях по теме исследования студента.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Толкование понятий можно найти в следующих источниках:

- энциклопедии (общие и юридические);

- толковые словари (общие и специальные);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др. Если существуют различные толкования одного и того же понятия, то делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы. Данный текст входит в основную часть курсовой работы.

Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания основной части курсовой работы необходимо исследовать не менее 20 источников по теме исследования. Текст курсовой работы по объему составляет 25-30 набранных на компьютере страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложнопостроенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного лица, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение данного законодательного акта свидетельствует о том, что …»; «на основе проведенного анализа можно утверждать, что …»; «проведенные исследования подтвердили …» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Заключение.

В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- Зачем студентом предпринято данное исследование?

- Что сделано?

- К каким выводам пришел автор?

 

Список использованной литературы

состоит в курсовой работе из двух разделов: первый раздел – перечень нормативно-правовых актов, на основе которых написана курсовая работа; второй – перечень публикаций, использованных при написании курсовой работы. При оформлении нормативно-правового акта вначале указывается его полное название, затем источник, в котором этот нормативно-правовой акт опубликован.

Например:

I.Нормативно-правовые акты.

1.Артикул Воинский.//Российское законодательство X-XX веков. Т.4. М. 1986. С.327-367.

2.Псковская судная грамота.//Российское законодательство X-XX веков. Т.1. М. 1984. С.331-342

3.Русская правда.// Российское законодательство X-XX веков. Т.1. М. 1984. С.47-49

II.Литература.

4.Черепанова Е.В. Уголовное право в годы Великой Отечественной войны: основные тенденции развития//Журнал российского права. 2010.№10.С.139-145.

 

Приложения

обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера (если приложений несколько). В приложении помещаются таблицы, схемы и другие материалы, составленные студентом самостоятельно и иллюстрирующие основную часть курсовой работы.

Руководство курсовыми работами

осуществляет преподаватель дисциплины, по которой учебным планом предусмотрено написание курсовой работы.

Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.

Руководитель курсовой работы:

- помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы; дает рекомендации по представленному списку литературы;

- консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом кафедру теории и истории государства и права;

- проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. На защите автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 минут) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение содержит информацию о теме курсовой работы, ее целях и задачах; выводы, к которым пришел автор; перспективы дальнейшего исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает:

- актуальность темы;

- глубину изучения специальной литературы;

- объективность методов исследования и достоверность результатов;

- обоснованность выводов;

- стиль и оформление работы;

- предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку обучающегося. Лучшие курсовые работы выставляются на традиционную студенческую конференцию. Курсовые работы студентов по истории отечественного государства и права хранятся на кафедре теории и истории государства и права.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!