Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Чтение как речевая деятельность



Заслугой психолингвистов является определение природы чтения как речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов и др.). Чтение относится к репродуктивному виду речевой деятельности, ибо оно, как и слушание, использует чужую речь. Говорение и слушание создают задачи для других людей. В процессе чтения и слушания формулируется мысль для себя. Любой вид речевой деятельности подчинен общей структуре деятельности, в которой обязателен мотив, задача, ориентировочно-исследовательское действие, затем исполнительские действия. Результатом речевой деятельности становится понимание текста.

Какие исполнительские действия совершает читатель, чтобы понять текст?

Эти механизмы описаны психологами А.А. Смирновым, А.Н. Соколовым, Н.И. Жинкиным.

1 - читатель расчленяет материал на темы, группируя их по смыслу;

2 - выделяет смысловые опорные пункты (предложения, слова, сочетания слов);

3 - изображает текст графически, отражает его связи с помощью рисунков, знаков, графической модели.

Понимание текста– это результат деятельности.

Чтобы достичь уровня понимания, читатель должен сначала овладеть уровнем значений, а затем уровнем смысла.

Уровень значений требует умения выделять в тексте отдельные его компоненты, обобщать, синтезировать факты, соотносить их друг с другом, устанавливать связи, понимать сюжет, последовательность событий.

Уровень смысла в научной статье потребует умений вывести суждения, оценить факты, соотнести со своим жизненным опытом, интерпретировать прочитанное. В художественном произведении уровень смысла — это понимание позиции автора, сложившаяся личностная позиция по отношению к героям и фактам, их оценка.
Степень развития чтения характеризуется такими критериями, как определенная полнота, точность понимания, время, затраченное на получение результата. Понимание в узком смысле — это компонент мышления, состоящий в выявлении и разрешении скрытых (невыраженных) вопросов в проблемных ситуациях на основе использования имеющихся знаний, применения специальных приемов и мыслительных операций (Л.П. Доблаев). Важнейшей операцией является самопостановка вопроса читателем, поиск и нахождение ответа. Вопросы являются смысловыми опорами в тексте, они включают читателя в активную мыслительную и познавательную деятельность. Т.к. понимание — неотъемлемая составляющая любого познавательного процесса, важно, чтобы ребенок овладел приемами этой сложной деятельности – это одно из положений методики обучения чтению мл. шк., т.е. методический вывод 1.



Понимание в широком смысле слова — это установление связей или отношений между предметами реальной действительности посредством применения (использования) знаний. С этой точки зрения оно является компонентом различных познавательных процессов, в которых имеет место установление связей: осмысленного восприятия или узнавания, запоминания или воспроизведения, воображения или мышления. При обучении нужна установка на вычленение в тексте проблемных ситуаций и мотивацию, т. е. пробуждение интереса, желания пользоваться приемами мыслительной деятельности – это методический вывод 2.

Психологи, рассматривая соотношение понимания и техники чтения, утверждают, что правильнее говорить о скорости понимания, а не о скорости чтения (И.А. Зимняя). Скорость не может быть самоцелью. Она функция понимания.М.В. 3

Понимание связано с темпом чтения, и чем быстрее происходит понимание, тем быстрее скорость чтения. Следовательно, первично понимание как основной процесс усвоения текста. Поэтому преждевременное требование увеличения скорости чтения отрицательно сказывается на понимании.

Техника чтения

Изучающее чтение ориентировано на полноту и точность понимания всех основных и второстепенных фактов, понятий (научный текст), героев, событий: минимальная скорость — 50—60 слов в минуту. Результатом изучающего чтения является стопроцентное понимание. И.В. Усачева выделяет так называемое усваивающее чтение, требующее запоминания фактов и полного их понимания. С.К. Фоломкина относит усваивающее чтение к изучающему, поскольку в нем предполагается и установка на запоминание.

Ознакомительное чтение предполагает понимание 70—75 % основных фактов. Это чтение «для себя», без установки на запоминание, детали упускаются. Минимальная скорость — 150—180 слов в минуту.



Просмотровое чтение дает самое общее представление о тексте, книге, круге затрагиваемых вопросов. Используется взрослыми при первичном ознакомлении с публикациями (газетами например); скорость чтения 1—1,5 страницы за минуту. Цель — определить темы и основные вопросы текстов.

Поисковое чтение направлено на нахождение в тексте конкретной информации, цифровых данных, формул, а в художественном произведении — цитат, отдельных мыслей.

Для обучения просмотровому и поисковому чтению годен любой текст.

Умение владеть всеми видами чтения характеризует зрелого чтеца.
Ведущим в начальной школе является изучающее чтение, предполагающее стопроцентное понимание текста. Другие виды чтения систематически при самостоятельном чтении не употребляются, кроме так называемого выборочного чтения. Они не стали предметом обучения, поэтому не разработаны способы их формирования у младших школьников, не определено соотношение чтения вслух и молча (про себя), хотя практические рекомендации предложены отдельными педагогами (И.З. Посталовским, В.Н. Зайцевым и др.).

Фактически начальное звено остается на уровне первоначального этапа чтения, наученного и разработанного Д.Б. Элькониным и его школой. Упреждающая ориентация как основа механизма чтения предложена Н.И. Жинкиным. Навык чтения в дальнейшем формируется спонтанно, по мере приобретения опыта работы с текстом.

Особую проблему представляет обучение чтению «про себя». Рекомендуется начинать обучать этому способу чтения со 2 класса. Структуру развития чтения сформулировал психолог Т.Г. Егоров. Существуют разные виды учёта развития чтения. Обычно определяются степень понимания текста (содержание – о чём говорится, смысл - что и зачем говорится), способ чтения (словами, слогами, смешанное чтение), скорость чтения. Для измерения скорости чтения используется средняя величина слова (6,4 знака).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!