Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Ч. болевая[s. dolorosa; син.: охлофобия] — Ч., при к-рой повреждающее раздражение вызывает ощущение боли. См. Ч. ноцицептивная



Ч. вибрационная— Ч. к низкочастотным колебаниям; разновидность проприоцептивной Ч.

Ч. висцеральная[s. visceralis] — Ч. к раздражениям, действующим на рецепторы внутренних органов.

Ч. вкусовая[s. gustatoha] — Ч. к химическому воздействию, реализующаяся возникновением ощущения вкуса воз­действующего вещества.

Ч. глубокая[s. profunda] — см. Ч. проприоцептивная.

Ч. дирекционная— Ч. к нек-рым свойствам окружающей среды, реализующаяся пространственным ориентированием, выделением в ней определенного направления.

Ч. дискриминационная[s. discriminativa] — разновидность Ч., заключающаяся в способности различать два одновременных одинаковых раздражения различной локализации, напр., на различных участках кожи.


 

Ч. дифференциальная[s. differentialis; син.: Ч. разностная] — разновидность Ч., заключающаяся в способности воспринимать изменение интенсивности раздражения.

Ч. интероцептивная[s. interoceptiva] — Ч. к раздражениям, исходящим из внутренних сред тканей и органов.

Ч. кожная [s. cutanea] — Ч. к раздражению различных (тактильных, температурных, болевых) рецепторов кожи.

Ч. ноцицептивная[s. nociceptiva] — см. Ч. болевая.

Ч. обонятельная[s. olfactoria]Ч. к химическому воздействию, реализующаяся возникновением запаха воздействующего вещества.

Ч. поверхностная[s. superficialis] — см. Ч. экстероцептивная.

Ч. проприоцептивная[s. proprioceptiva; син.: батиэстезия, Ч. глубокая]— Ч. к раздражению мышц, сухожилий, связок и др. элементов суставов.

Ч. протопатическая [s. protopathia; греч.protos — пер­вый, первичный + pathos — чувство, страдание, болезнь] — филогенетически древний вид Ч., характеризующийся ограниченными возможностями дифференциации раздражений по их модальности, интенсивности и локализации.

Ч. разностная— см. Ч. дифференциальная.

Ч. световая[s. visualis]— Ч. к воздействию видимого излучения.

Ч. сложная[s. composita] — Ч., основанная на интеграции деят-ти рецепторов различной модальности.

Ч. слуховая[s. auditiva]— Ч. к воздействию звука.

Ч. температурная[s. thermaesthetica]— Ч. к изменению температуры окружающей среды.

Ч. экстероцептивная[s. exteroceptiva;син.: Ч. поверхностная] — Ч. к раздражениям, исходящим из окружающей среды.


 

Ч. электрокожная[s. electrocutanea]— разновидность кожной Ч., заключающаяся в способности воспринимать раздражение при воздействии электрическим током.

 



Ч. эпикритическая [S. epicritica; греч. epicrisis — решение, суждение] — филогенетически новый вид Ч., обеспечивающий возможность количественной и качественной дифференцировки раздражений (по модальности, интенсивности, локализации).

 

Чувство беспредметное— в психиатрии — общее название аффективных состояний (страх, внутреннее беспокойство, тревога, тоска, веселость, счастье и др.), возникающих у психически больного без причинной связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.


 

 

Ш

 

Шепелявость— см. Сигматизм.

Шерешевского — Тернера синдром— аномалия половых хромосом. Встречается только у лиц женского пола с частотой один случай на 3 ООО рождений. За рубежом известен как синдром Тернера (описан Г. Тернером в 1938 г.), в отечественной спец. педагогике — как синдром Шерешевского — Тернера (впервые описан Н. А. Шерешевским в 1925 г.).

Больные при резком отставании в росте выглядят старше своего возраста, отличаются своеобразным строением тела и чертами лица (широкая грудная клетка, укороченные пальцы и др.). Многие больные имеют нормальный интеллект, однако среди страдающих данным синдромом умственная отсталость встречается вдвое чаще, чем в обычной популяции. Интеллектуальное нарушение несколько атипично вследствие проявлений психического инфантилизма.Часто отмечаются нарушения моторики и слуха.

 

Шиз- [шизо-;греч. schizo — раскалывать, разделять, расщеплять] — составная часть сложных слов, означающая «разде­ление», «расщепление», «нарушение психики».

 

Шизо-— см. Шиз-.

 

Шизобулия [schizobulia; шизо- + греч.bule — воля] — наличие у больного противоположных волевых тенденций и стремлений; симптом шизофрении.



 

Шизокарность [шизо- + греч. каrа— голова, вместилище разума] — злокачественное течение шизофрении с быстрым развитием слабоумия.


 

Шизомания[schizomania; шизо- + мания]— общее название благоприятно протекающих атипичных форм шизофрении, возникающих на почве наследственного предрасположения.

 

Шизоневроз[шизо- + невроз] — см. Шизофрения неврозо-подобная.

Шизофазия[schizophasia; шизо- + греч.phasis — выражение, речь] — расстройство речи в виде отсутствия смысловой связи между словами и предложениями при правильности их грамматического строя.

 

Шизофреническая реакция[reactio schizophrenica]расстройство психики, проявляющееся симптомами и синдромами, свойственными шизофрении; термин применяется в нек-рых зарубежных классификациях психических болезней (напр., в США).

 

Шизофренические изменения личности— см. Шизофренический дефект

 

Шизофренический дефект[demophobia;син.: Шизофренические изменения личности] — совокупность стойких изменений личности больного шизофренией (снижение психической активности, аутизм, эмоциональное оскудение, утрата единства психических процессов).

 

Шизофрения [schizophrenia; шизо- + греч-phren — ум, разум; син.: Блейлера болезнь, психоз дискордантный [dementia praecox], Слабоумие раннее]— эндогенная психическая бо­лезнь с непрерывным или приступообразным течением, проявляющаяся изменениями личности (снижение актив­ности, эмоциональное оскудение, аутизм, утрата единства психических процессов, нарушение мышления) и различ­ными продуктивными симптомами (бред, галлюцинации, аффективные расстройства, кататония и др.).


 

Ш. амбулаторная[s. ambulatoria]медленнотекущая или периодическая Ш., при к-рой клинические проявления выражены слабо, что допускает содержание и лечение больного вне психиатрического стационара.

Ш. галопирующая— см. Ш. ядерная.

Ш. гебоидная[s. heboidea;син.: гебоидофрения] — Ш., начинающаяся в подростковом или юношеском возрасте и проявляющаяся гебоидным синдромом с выраженным обеднением эмоций.

Ш. гипертоксическая[s. hypertoxica; син.: кататония смертельная, кататония фебрильная] — бурно развивающийся приступ Ш. с непрерывным неутомимым двигательным возбуждением и помрачением сознания, сопровождающийся высокой температурой, акроцианозом, подкожными кровоизлияниями, развитием истощения и комы, а также появлением после приступа изменений личности, иногда незначительных; нек-рые ученые рассматривают Ш. как разновидность delirium acutum.

Ш. ипохондрическая[s. hypochondrica]— Ш. с преобладанием у больного навязчивой, сверхценной идеи или бре­да о наличии тяжелой внутренней болезни.

Ш. латентная[s. latens] — Ш., отличающаяся крайне медленным развитием и бедностью, «скрытостыо» клинических проявлений.

Ш. малопрогредиентная— см. Ш. медленнотекущая.

Ш. медленнотекущая[син.: Ш. малопрогредиентная]— Ш. с медленно нарастающими проявлениями болезни в виде навязчивых состояний, признаков деперсонализации, сенестопатий, ипохондрического синдрома или паранойяльного бреда.

Ш. неврозоподобная[син.: Шизоневроз, Ш. псевдоневротическая] —медленнотекущая Ш. без бреда с преобладанием навязчивых состояний, астении, признаков деперсонализации и ипохондрического синдрома.


 

Ш. непрерывно-прогредиентная— Ш., текущая без ремиссий, с нарастанием проявлений болезни и углублением развивающегося нарушения.

Ш. острая[s. acuta]общее название форм Ш., при к-рых внезапно или бурно развиваются аффективно-бредовые, галлюцинаторно-бредовые, онейроидные и/или ката-тонические расстройства.

Ш. параноидная[s. paranoidea;син., устар.: Слабоумие параноидное]непрерывно-прогредиентная Ш. с нараста­нием изменений личности, сопровождающихся системати­зированным бредом, галлюцинациями, психическими авто­матизмами, отдельными явлениями парафрении и катато-нического синдрома.

Ш. паранойяльная[s. paranoialis]— 1. Медленнотекущая Ш. с преобладанием монотематического систематизированного бреда, напр., ипохондрического, ревности, кверу-лянтов, реформаторства, изобретательства, сензитивного бреда отношения. 2. Начальный этап развития непрерыв-но-прогредиентной Ш., в течение к-рого проявления болез­ни исчерпываются паранойяльным бредом.

Ш. парафренная[s. paraphrenia]общее название форм Ш., в клинической картине к-рых преобладает фантастический бред величия, сочетающийся с бредом преследо­вания.

Ш. перемежающе-поступательная— см. Ш. при-ступообразно-прогредиентная.

Ш. периодическая[s. periodica; син.: III. рекуррентная, Ш. ремиттирующая]— Ш., протекающая в виде приступов аффективных, аффективно-бредовых, онейроидно-катато-нических, реже аментивноподобных расстройств, разделен­ных более или менее длительными ремиссиями с нерезко выраженными изменениями личности, не нарастающими от приступа к приступу.

Ш. приступообразная— общее название периодической приступообразно-прогредиентной Ш.


 

Ш. приступообразно-прогредиентная[син.: Ш. перемежающе-поступательная, Ш. шубообразная] Ш., протекающая в форме приступов аффективно-бредовых, аффективно-галлюцинаторных, аффективно-кататонических, ка-татоноонейроидных или др. расстройств, перемежающихся ремиссиями с наличием выраженного стойкого шизофренического нарушения, глубина к-рого может увеличиваться от приступа к приступу или оставаться неизменной.

Ш. простая[s. simplex]— Ш., протекающая почти без продуктивных симптомов, но с быстрым образованием ши­зофренического нарушения.

Ш. псевдоневротическая— см. Ш. неврозоподобная.

Ш. рекуррентная[s. recurrens] см. Ш. периодическая.

Ш. ремиттирующая[s. remittens]— см. Ш. периодическая.

Ш. сенестопатическая[s. coenaesthopathica] — медленнотекущая Ш., исчерпывающаяся упорными, тягостными ощущениями в различных органах или областях тела и обра­зованием нерезко выраженного шизофренического нарушения.

Ш. симптоматическая[s. symptomatica]общее название симптоматических психозов, проявления к-рых напоминают шизофрению.

Ш. циркулярная[s. circularis]периодическая Ш., протекающая в форме приступов депрессии или мании, иногда в виде их сочетания.

Ш. шизокарная— см. Ш. ядерная.

Ш. шубообразная [нем.schub — сдвиг, приступ] — см. Ш. приступообразно-прогредиентная.

Ш. ядерная[син.: Ш. галопирующая, Ш. шизокарная] —общее название форм Ш., при к-рых быстро наступает эмоциональное опустошение с распадом ранее существовавших позитивных симптомов (конечное состояние).



Школа-интернат[син.: детский интернат] — общеобразовательная школа с общежитием для уч-ся, гл. обр. для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками.

Ш.-и. для глухих детей— спец. учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для обучения и воспитания детей с врожденной или рано приобретенной глухотой. Первая школа для глухих в России была открыта в 1806 г. в Павловске (в 1910 г. переведена в Петербург).

Ш.-и. для детей с нарушениями речи— спец. учебно-воспитательное учреждение для детей, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями при нормальном слухе.

Ш.-и. для детей с расстройствами движений —учебно-воспитательное учреждение, в к-ром дети, имеющие последствия полиомиелита, детских церебральных параличей и др. заболеваний опорно-двигательного аппарата, получают образование в объеме средней школы и профессионально-трудовую подготовку.

Ш.-и. для слабовидящих детей— спец. учебно-воспитательное учреждение для детей с остротой зрения после коррекции очками от 0,05 до 0,2; по заключению врача-офтальмолога в эту школу могут быть зачислены дети с остро­той зрения, выходящей за установленные пределы; при зачислении в школу учитывается характер снижения зрения — стационарный или прогрессирующий, состояние цветоощущения, поля зрения, а также умение ребенка пользоваться слабым зрением. В России первые школы для слабовидящих детей были открыты после 1917 г. на базе классов охраны зре­ния.

Ш.-и. для слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших детей— спец. общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением; осу­ществляет обязательное совместное обучение слабослышащих и позднооглохших детей.


 

Ш.-и. для слепых детей— спец. учебно-воспитательное учреждение для слепых детей. Первая школа для слепых детей в России была открыта в 1806 г. в Петербурге, в Москве—в 1874 г.

Ш.-и. для умственно отсталых детей— спец. образовательное учреждение для умственно отсталых детей. Первые подобные учреждения появились в конце XIX в. во Франции и Германии; в 1931 г. — в Литве. В России певая Ш.-и. была открыта в 1908 г. в Москве, в 1915 г. — в Петербурге А. Н. Граборовым.

Ш.-и. относятся к государственным учебным заведениям. Основной тип школ для умственно отсталых детей — школы-интернаты. Дети направляются в Ш.-и. на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Обучение осуществляется в течение 9 лет. С учетом специфики интеллектуального нарушения, умственных и физических возможностей уч-ся Ш.-и. готовят их к общественно полезной деят-ти, помогают овладеть необходимыми знаниями и навыками, а также доступной профессиональной квалификацией. См. Вспомогательная школа.

Школа материнства— форма санитарно-просвети-тельной работы, заключающаяся в коллективном обучении беременных женщин и молодых матерей правилам ухода за ребенком и его воспитания; проводится в женской консультации, родильном доме, детской поликлинике по спец. программе.

Школы для слепых и слабовидящих детей— содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной, игровой и трудовой деят-ти на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям; перераспределение уч. материала, изменение сроков его


прохождения, дозирование уч. нагрузок, применение спец. форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей; спец. оформление уч. классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации уч-ся.

Общеобразовательные Ш. состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа, вторая ступень — основная (неполная средняя) школа, третья ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка — детству, отрочеству, юности.

Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), лечебной физкультуре, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений. Уч-ся начальной школы овладевают способами наглядно-образного и теоретического мышления, приобретают умения и навыки уч. деят-ти; обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений; осваивают элементарные приемы и способы личной гигиены самообслуживания, мобильности, ориентировки. Обучение ведется по спец. уч. планам и программам.

Школа второй ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь об-ва. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Школа развивает потенциальные возможности ре-


бенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деят-ти с учетом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов по зрению. Уч-ся обучаются по программам массовой общеобразовательной школы с нек-рыми изменениями, к-рые связаны с особенностями развития детей и касаются отдельных предметов (изобразительное искусство, черчение, физкультура, труд).

Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения уч-ся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения. Школа создает условия для наиболее полного учета интересов уч-ся, социально-психологической адаптации, активного их включения в жизнь современного об-ва и общественно полезный труд. С этой целью в уч. план школы включаются, наряду с обязательными предметами, предметы по выбору самого уч-ся. Обучение в старших классах ведется по программам массовой общеобразовательной школы с нек-рыми изменениями в содержании отдельных предметов (основы информатики и вычислительной техни­ки, трудовое обучение и др.).

В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, к-рые издаются рельефно-точечным шрифтом. В уч. практику широко внедряются тифло-технические средства обучения (спец. приборы для письма, преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориентировки.

В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, к-рые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия. Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению


 

детей тетради, наглядный и дидактический материал, оптические и технические средства помощи.

Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в вузы по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства (Е. П. Ермаков, Г. А. Якушин).

Школьная дезадаптация— термин, употребляемый для обозначения нарушенной, искаженной адаптации (а не ее отсутствия), что подтверждается и литературными источниками, и справочными изданиями. Ш. д., как указывают М. Н. Ивощук и А. А. Северный, представляет собой невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых ему той индивидуальной микросоциальной средой, в к-рой он существует. Наиболее часто Ш. д. проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям, а также в нарушениях поведения, не согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами.

Ш.д. представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление — результат нарушенного взаимодействия личности школьника и среды. Роль средовых факторов играют особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностные характеристики учителей, администрации и персонала школы, психогигиенические факторы уч. процесса, взаимоотношения в семье, психическое здоровье родителей школьника, мед-персональные отношения в среде сверстников и т. п. Любой из перечисленных факторов может создавать предпосылки для возникновения Ш. д., но центральное место в ее происхождении все же занимает психический фактор — особенности личности ребенка во всем их многообразии в процессе становления и взаимодействия со средой. За достаточно однообразными проявлениями Ш. д. скрывается


крайне многообразная психическая патология, преимущественно пограничного уровня (остаточные явления резидуально-органического поражения ЦНС с церебрастеническим синдромом, энцефалопатией, неврозоподобным и гипердинамическим синдромами, органическим инфантилизмом, психопатия и психопатоподобный синдром различного генеза, реактивные и невротические депрессии, пограничная умственная отсталость, невроз, невротические реакции и т. д.). Немалое место среди психической патологии у детей и подростков со Ш. д. занимают и эндогенные заболевания (от 15 до 29 %) — шизофрения и циклотимия. Во многих случаях они длительное время (иногда многие годы) остаются нераспознанными и правильно диагностируются лишь при осмотре психиатром на фоне глубоких социальной и уч. декомпенсаций. В этих случаях у больных шизофренией преобладающими являются многолетние стертые приступы, ремиссии с астеническим или психопатоподобным дефектом и «нажитой» циркулярностью; у больных циклотимией — стертые аффективные фазы, маскированные соматовегета-тивными нарушениями или поведенческими расстройствами. Больные циклотимией и шизофренией значительно от­личаются от др. дезадаптированных школьников не только по структуре личностных особенностей, но и в отношении механизмов формирования Ш. д. и способов ее преодоления.

В происхождении Ш. д. никогда не участвует один из причинных факторов. Ш. д. является результатом влияния всего комплекса факторов, причем указанные факторы не только декомпенсируют подростка, но и патологически взаимодействуют друг с другом.

Так, напр., при снижении успеваемости и нарушении дисциплины в школе, обусловленных стертым депрессивным состоянием, возникает ситуация порицания ученика учителями. В дневнике появляются «двойки», замечания о том, что подросток прогуливает и грубит педагогам; в школу вызываются родители; подростка «разбирают» на педсовете,


угрожают исключить из школы. Родители начинают ссориться между собой, не имея единой установки в отношении воспитания ребенка и не понимая истинной причины изменений его успеваемости и поведения. Отец жестоко наказывает ребенка, порой начинает выпивать, отгораживается или совсем уходит из семьи, в связи с чем и у матери возникают невротические и депрессивные расстройства. Материальное благополучие семьи ухудшается. Между тем бессильный, непонятый, неспособный учиться и изменить ситуацию подросток начинает прогуливать занятия и рано или поздно приходит в асоциальную компанию, к-рая его охотно принимает и, как кажется подростку, понимает. В поиске временного облегчения своего душевного состояния подросток начинает курить, выпивать, пробует наркотики, а в дальнейшем совсем прекращает посещать школу. Между тем его положение в семье становится все более и более тяжелым. Школа в этих случаях безжалостно отвергает неугодного ученика, так и не разобравшись в сути его проблем.

Между тем семейная ситуация также является существенным фактором, способствующим дезадаптации ребенка или подростка. Нередко родители сами вводят необоснованный сверхщадящий режим для своего ребенка; ставя заболевание сына (или дочери) в центр внимания, они панически реагируют на малейшие ухудшения его самочувствия, не доверяют врачам, действительно неспособным облегчить состояние больного, ищут все новых специалистов, в том числе и так называемых «нетрадиционных», порой проповедующих средневековые суеверия. С другой стороны, убедившись в неэффективности лечения и отсутствии определенного диагноза заболевания, родители порой начинают обвинять больного ребенка или подростка в симуляции, стремлении замаскировать свою лень, извлечь выгоду из непонятного и сомнительного заболевания. При этом дети и подростки могут подвергаться жестким, а нередко и жестоким наказаниям. В среде близких родственников иногда сталкиваются


прямо противоположные подходы к состоянию ребенка или подростка, что ставит его в психологически совершенно неразрешимую ситуацию. Болезнь ребенка может стать мощным дестабилизирующим фактором для всей семьи, даже поставить ее на грань распада. В такой ситуации депрессивные и психосоматические страдания ребенка, к-рые могут быть в какой-то мере обусловлены семейным неблагополучием, замыкаются в порочном круге, все более углубляясь, что значительно утяжеляет прогноз болезни.

Таким образом, механизмы социальной дезадаптации, в основе к-рой лежат депрессивные расстройства, чрезвычайно многообразны и обусловлены всем спектром социальных, психических и соматических факторов, находящихся в тесной взаимосвязи (И. М. Ивошук, А. А. Северный).

Школьная система специального образования— дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со спец. образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система спец. (коррекци-онных) образовательных учреждений, к-рые являются преимущественно школами-интернатами и в к-рых в СССР и в России обучались и обучаются подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время существует 8 основных видов спец. школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т. п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);


 


• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

II вида (школа-интернат для слабослышащих и поздно-оглохших детей);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

III вида (школа-интернат для незрячих детей);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития);

• спец. (коррекционное) образовательное учреждение

VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Деят-ть таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также Письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».

В соответствии с этими документами во всех спец. (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются спец. образовательные стандарты.

В последние годы создаются спец. образовательные учреждения и для др. категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеят-ти: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.


 

Спец. (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Выпускники спец. (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т. е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: напр., основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании спец. (коррекционного) обра­зовательного учреждения.

В спец. школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.

В спец. школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой нарушения.

Помимо этого в спец. школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им др. нарушениями.

Ученик спец. школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управлениями образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

 

Специальная школа I видa, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:



• 1-я ступень — начальное общее образование (в течение 5—6 лет или 6—7 лет — в случае обучения в подготовительном кл.);

• 2-я ступень — основное общее образование (в течение 5—6 лет);

• 3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы);

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный кл. В 1-й кл. принимаются дети с 7 лет.

В составе спец. школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой нарушения (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Кол-во детей в классе (группе) — не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой нарушения — до 5 человек.

Специальная школа II вида, где обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:

• первое отделение — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

• второе отделение — для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной к-рого является нарушение слуха. Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое, то с согласия родителей и по рекомендации ПМП К происходит такой переход.

Наполняемость класса (группы) в I отд. — до 10 человек, во II отд. — до 8 человек.

В спец. школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1-я ступень — начальное общее образование (в I отд. — 4—5 лет, во II отд. — 5—6 или 6—7 лет);


 

• 2-я ступень — основное общее образование (6 лет в I и во II отд.);

• 3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года в I и во II отд.);

Специальные школы III и IVвидов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

В спец. школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний на­рушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

В 1-й кл. спец. школы III вида принимают детей 6—7 лет, а иногда и 8—9 лет. Наполняемость класса (группы) может быть до 8 человек. Общий срок обучения в школе III вида — 12 лет, за к-рые ученики получают среднее (полное) общее образование.

В спец. школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние др. зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболе­ваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

В эту же школу принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (свыше 0,4).

В 1 -й кл. школы IV вида принимаются дети 6—7 лет. В классе (группе) может быть до 12 человек. За 12 лет обуче­ния в школе дети получают среднее (полное) общее образование.


 

Специальная школа Vвидa предназначена для образования детей с тяжелыми нарушениями речи и может иметь в своем составе одно или два отделения.

В I отд. обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, имеющие общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

Во II отд. учатся дети с тяжелой формой заикания при нормально развитой речи.

Внутри I и II отд. с учетом уровня речевого развития детей могут создаваться классы (группы), включающие воспитанников с однородными нарушениями речи.

Если речевое нарушение устранено, ребенок может на основании заключения ПМПК и с согласия родителей пе­рейти в обычную школу.

В 1-й кл. принимаются дети 7—9 лет, в подготовительный — 6—7 лет. За 10— 11 лет обучения в школе V вида ребенок может получить основное общее образование.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних ко­нечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 -я ступень — начальное общее образование (4—5 лет);

• 2-я ступень — основное общее образование (6 лет);

• 3-я ступень — полное среднее общее образование (2 го­да);

В 1-й кл. (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1—2 года.


 

Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный кл.

Кол-во детей в классе (группе) — не более 10 человек.

В школе VI вида установлен спец. двигательный режим.

Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деят-ть в целом.

Специальная школа VIIвида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

• 1 -я ступень — начальное общее образование (3—5 лет);

• 2-я ступень — основное общее образование (5 лет); Дети принимаются в школу VII вида только в подготовительный, 1 -й и 2-й кл., в 3-й кл. — в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во 2-й кл. школы VII вида, а начавшие учиться в обычном образовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в 1-й кл. школы VII вида.

Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в 1 -й кл. школы VII вида, а в возрасте 6 лет — в подготовительный кл.

Кол-во детей в классе (группе) — не более 12 человек.

У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность перехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в развитии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

При необходимости уточнения диагноза ребенок может обучаться в школе VII вида в течение года.

Спец. педагогическую помощь дети получают на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на логопедических занятиях.

Специальная школа VIIIвида обеспечивает спец. образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!