Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО ЕС



НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

_______________ В.И. Цыганов

« ___» _________________20__г.

 

Учебная программа

Дисциплины (ДС.01.01)

« КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО РОССИИ И ЕС»

по специальности 03.05.01 «Юриспруденция»

дневное отделение классика

2011-2012 учебный год

 

 

Нижний Новгород

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса……………………………..3

Контрольные вопросы………………………15

Список литературы………………………….17


Актуальность курса

Конкурентное право – одна из наиболее сложных, но одновременно интересных отраслей правоведения. Изучение этой дисциплины имеет не только теоретическое, но и большое практическое, прикладное значение.

Учебная программа подготовлена с учетом европейских и национальных нормативных актов для изучения учебной дисциплины «Конкурентное право России и ЕС» студентами специальности «Юриспруденция». Она также предназначена для самостоятельной работы студентов при изучении российского и европейского конкурентного права.

Данная дисциплинасогласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030501 Юриспруденция (квалификация – юрист), относится к дисциплинамрегионального компонента и изучается на четвертом курсе в седьмом семестре.

Цель курса – достижение понимания студентами природы и сущности конкурентного права, его подотраслей и институтов.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- научить студентов ориентироваться в действующем законодательстве о конкуренции и правильно его применять в практической деятельности;

- научить понимать природу и сущность конкурентных отношений.

Содержание дисциплины соответствует дидактическим единицам Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

Все содержание дисциплины разбито на блоки тем, охватывающих логически завершенный материал. Каждый блок имеет свое название.

Перечень российских и европейских нормативных актов и международных договоров соответствует моменту составления рабочей программы. Со временем часть из них может быть отменена или изменена либо дополнена. Поэтому студенту необходимо самостоятельно следить за изменениями действующего российского законодательства, европейских и международных актов.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать: международные и европейские нормативные документы по конкурентному праву, а также национальное законодательство, регулирующее конкурентные отношения;

 

Уметь: использовать полученные знания на практике;

 

Иметь:навыки работы с нормативно-правовыми актами международного, европейского и национального характера, научной литературой и аналитическими материалами.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 академических часов и является одинаковой по всем формам обучения (очной и заочной) (табл. 1).


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО ЕС

 

Тема 1. История развития и система конкурентного законодательства ЕС и РФ

1. Роль и значение конкурентного (антимонопольного) законодательства в государственном регулировании предпринимательской деятельности. Конкуренция как экономическая и юридическая категория. Становление конкурентного законодательства в США и Европе. История формирования конкурентного права ЕС.

2. Соотношение конкурентного права и права Общего рынка ЕС. Система конкурентного права. Источники конкурентного права ЕС. Субъекты конкурентного права. Понятие предприятия в конкурентном праве ЕС. Сфера действия конкурентного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Система конкурентного законодательства РФ.

Предмет учебного курса «Конкурентное право РФ». Понятие, состав и система антимонопольного законодательства РФ. Соотношение конкурентного и антимонопольного законодательства. Развитие антимонопольного законодательства в России.



4. Отношения, регулируемые антимонопольным законодательством. Субъекты конкурентного права. Действие антимонопольных нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. Основные понятия, используемые в антимонопольном законодательстве РФ.

Система органов по применению конкурентного законодательства. Виды антимонопольных органов. Функции органов регулирования деятельности естественных монополий.

 

Тема 2. Правила конкуренции, применяемые к предприятиям в ЕС. Антиконкурентные соглашения.

1. Понятие предприятия. Частные и публичные предприятия, осуществляющие экономическую (предпринимательскую) деятельность. Принцип территориальности в конкурентном праве ЕС. Компетенция органов ЕС и национальных государственных органов по контролю за применением правил конкуренции на внутреннем рынке ЕС. Общие и специальные режимы конкуренции, установленные учредительными договорами ЕС.

2. Ограничения, налагаемые на поведение предприятий. Статья ч.1 ст. 81 (101) Договора ЕС, ее прямое действие. Регламент № 17/62 от 06.02.62г. Понятие антиконкурентного соглашения. Ассоциации (объединения) предприятий, их виды. Понятие решения ассоциации. Понятие согласованных действий. Способы согласования воль предприятий. Отличие согласованных действий от смежных понятий. Практика Суда ЕС и решения Комиссии по антиконкурентным соглашениям между предприятиями.

3. Понятие ущерба конкуренции как квалифицирующего признака. Понятие конкуренции. Понятия абсолютной и практической конкуренции. Вертикальные и горизонтальные соглашения, ограничения на внутреннюю или внешнюю конкуренцию. Определение товарного рынка, географического и временного рынка, выявление причинной связи между действием предприятия и ущербом конкуренции. Локализация ограничений конкуренции. Практика Суда ЕС. Практика Суда ЕС по делу № 56 и 58 «Grundig-Consten» от 13.07.66г. Необходимость существенного воздействия на конкуренцию.

4. Негативное воздействие на внутрикоммунитарную торговлю как квалифицирующий признак. Понятие внутрикоммунитарной торговли. Решение по делу от 14.07.81г. № 172/80 «Zuchner». Виды негативного воздействия на торговлю внутри Общего Рынка.

5. Виды соглашений предприятий. Соглашения по установлению цен. Соглашения по ограничению или контролю производства и рынков сбыта. Соглашения по разделу рынков. Дискриминационные соглашения.

 

 

Тема 3. Изъятия из принципа запрета на заключение антиконкурентных соглашений

1. П. 3 статьи 81/101 Договора ЕС. Ст.2 Регламента 17/62 от 06.02.62г. Регламент № 3385/94 от 21.12.94г., регламент 1216/1999 от 10.06.99г. Регламент № 1/2003. Компетенция Комиссии по вынесению решений о частных исключениях (разрешениях) на исполнение антиконкурентного соглашения.

2. Полномочия Комиссии. Реформа конкурентного права ЕС. Отмена системы нотификаций – причины, последствия. Проблема распределения контрольной компетенции между Комиссией ЕС и государствами-членами ЕС. Проблема взаимодействия Комиссии и национальных антимонопольных органов и судов государств-членов ЕС.

3. Изменение режима применения ч. 3 ст. 81/101 Договора ЕС. Гарантии прав предприятий. Содержание контрольных полномочий Комиссии. Взаимодействие предприятий и Комиссии в ходе проведения расследования. Виды решений, принимаемых Комиссией. Содержание и действие решений. Принятие предварительных мер для немедленного прекращения неконкурентного поведения предприятий. Санкции за неисполнение решений Комиссии.

4. Разрешения, предоставляемые для категорий соглашений между предприятиями. Регламенты Совета, регулирующие разрешения по категориям соглашений. Механизм действия регламентов. Ограничения их действия. Разрешительные регламенты Комиссии ЕС. Санкции за неисполнение решений Комиссии ЕС.

 

 

Тема 4. Злоупотребление доминирующей позицией в праве ЕС.

1. Сфера действия статьи 82/102 Договора ЕС. Взаимодополняемость ст.ст. 81/101, 82/102 Договора ЕС. Понятие доминирующего предприятия. Определения, данные Судом ЕС и Комиссией. Практика Суда ЕС по делам № 27/76 от 14.02.78г.«United Brands» и 85/76 от 13.02.79г. «Hoffman la Roche».

2. Критерии выявления доминирующей позиции. Понятие товарного рынка. Критерий взаимозаменяемости товаров. Значение конкурентной ситуации на рынке товаров. Значение географического распространения доминирующей позиции. Временной фактор. Дело №327/81 от 09.11.83г. «Michelin». Решение Суда ЕС по делу № С 333/94 от 14.11.96г. «Tetra Pak».

3. Использование индивидуальной или коллективной доминирующей позиции. Предприятия, объединенные в группу и не объединенные предприятия.

4. Понятие злоупотребления доминирующей позицией. Текстуальный и юрисдикционный критерии.

 

 

Тема 5. Контроль концентраций предприятий в ЕС.

1. Понятие концентраций предприятий. История становления европейского законодательства по контролю концентраций. Регламент № 406/89 от 21.12.89г., регламент № 1310/97 от 30.06.97г., регламент № 447/98 от 01.03.98г. Меморандум Комиссии ЕС от 01.12.65г., Решение по делу № 142 и 150 от 17.11.87г. Philip Moris (British American Tobaco et Reynolds).

2. Сфера действия Регламента № 139/2004 от 20.02.04г.Понятие концентраций предприятий. Действия, направленные на объединение (слияние) предприятий. Понятие слияния предприятий. Создание совместных предприятий, проблема разграничения сфер действия ст. 81/101 Договора ЕС и Регламента № 139/2004. Приобретение контроля над предприятием – понятие, способы. Приобретение предприятием долей участия в другом предприятии без права контроля. Применение статьи 82/102 Договора ЕС к контролю над объединением (слиянием) предприятий.

3. Понятие европейской значимости концентрации. Количественные критерии отнесения операций по концентрации предприятий к сфере действия Регламента № 139/2004. Разграничение компетенции Комиссии ЕС и национальных органов в области контроля концентраций.

4. Оценка совместимости концентраций предприятий с правилами Общего рынка. Критерии допустимости.

5. Особенности контроля концентраций. Компетенция Комиссии ЕС и процедура осуществления контроля. Органы Комиссии, осуществляющие контроль концентраций. Необходимость предоставления предприятиями информации. Требование о нотификации проекта соглашения об объединении предприятий. Виды решений, принимаемых Комиссией. Возможность обжалования решений.

 

 

Тема 6. Правила конкуренции, применяемые к государствам.

1. Понятие государственной помощи, оказываемой предприятиям. Ст.87/107 Договора ЕС. Принцип недопустимости государственной поддержки предприятий. Причины недопустимости государственной помощи. П. 1 статьи 87/107 Договора ЕС. Регламент № 625/1999 от 22.03.99г. Воздействие на внутрикоммунитарный обмен. Ущерб, причиняемый конкуренции. Виды государственной поддержки и способы ее осуществления. Помощь предприятиям, оказываемая на местном уровне. Публичные и парапубличные органы.

2. Исключения из принципа недопустимости государственной помощи. П.п. 2 и 3 статьи 87/107 Договора ЕС. Оказание социальной поддержки индивидуальным потребителям. Применение принципа недискриминации. Помощь, оказываемая в качестве возмещения за ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями. Особые категории исключений.

3. Допустимость оказания государственной помощи на основании особых обстоятельств в соответствии с п. 3 статьи 87/107 Договора ЕС. Компетенция Комиссии. Оказание помощи регионам. Отраслевая помощь. Создание новых рабочих мест. Поддержка экспорта. Помощь, оказываемая малым и средним предприятиям. Регламенты № 659/1999 от 22.03.99г. и № 994/98 от 07.05.98г.

4. Процедура осуществления контроля государственной помощи. Применение статьи 88/108 Договора ЕС. Постоянный характер контроля. Полномочия Совета. Компетенция Комиссии по осуществлению контроля. Рассмотрение Комиссией новых проектов оказания государственной поддержки. Процедура осуществления контроля. «Замораживание» проектов осуществления госпомощи. Возможность обжалования решений Комиссии. Процедура обжалования. Компетенция Совета. Соотношение компетенции Комиссии и государств-членов ЕС.

 

 

Тема 7. Правовой режим национальных монополий.

1. Понятие, признаки и виды национальных коммерческих монополий. Особенности применения статьи 31/37 Договора ЕС. Обязательства, налагаемые на государства - члены ЕС. Обязательство по регламентированию деятельности национальных монополий. Сфера действия правовой регламентации. Соотношение действия ст. 31/37 и ст.ст. 28/34, 25/30, ст. 90/110. Правовой режим импортных и экспортных монополий. Коммерческие и производственные монополии. Практика Суда ЕС по делу «Costa et Enel». Правовой статус монополий, созданных на основе международных соглашений.

2. Ликвидация эксклюзивных прав на осуществление экспортных и импортных операций. Ликвидация эксклюзивных прав на производство и торговлю.

3. Органы, полномочные осуществлять контроль. Механизм осуществления контроля над деятельностью национальных монополий.

 

 

Тема 8. Правовой режим частноправовых сделок, заключаемых с участием государства.

 

1. Особенности правового регулирования сделок, заключаемых с участием государства. Роль практики Суда ЕС и директив Комиссии. Виды гражданско-правовых сделок, заключаемых с участием государства. Стороны сделок. Размер сделок. Особенности правового регулирования сделок, не регулируемых правом ЕС.

2. Порядок заключения гражданско-правовых сделок с участием государства. Нотификация сделки. Понятие «регламентированных процедур». Процедура, предусматривающая ведение переговоров. Процедура, предполагающая проведение публичных торгов. Закрытые торги. Понятие «общих правил» заключения сделок. Порядок заключения сделок в особых секторах.

3. Понятие «особых секторов». Особенности режима сделок, заключенных в данных секторах.

4. Правовой режим сделок по поставкам, осуществляемых с участием государства. Органы, компетентные осуществлять сделки по поставкам. Понятие «образования публичного права». Его соотношение с понятием юридических лиц публичного права. Значение критерия публичного контроля и финансирования. Роль административно-территориальных образований в заключении и исполнении данных категорий сделок.

5. Процедура обжалования. Необходимость принятия особых мер. Компетенция административных судов и трибуналов. Распространение процедуры обжалования, предусмотренной для обычных секторов, на особые секторы.

 

 

Тема 9. Применение правил конкуренции к публичным предприятиям и предприятиям, наделенными особыми или исключительными правами.

1. Понятие публичного предприятия и предприятия, наделенного особыми или исключительными полномочиями. Директивы Комиссии от 25.06.80г. и 14.07.85г. Принцип распространения правил конкуренции, установленных ст.ст. 81/101 и 82/102 Договора ЕС, на публичные предприятия. Решение Комиссии от 16.12.82г. по делу «British Telecommunications».

2. Обязательства государств - членов ЕС по отношению к предприятиям, управляющим службами «общего экономического интереса» и фискальным монополиям. Соблюдение предприятиями общих правил конкуренции. Допустимость государственной поддержки. Установление возможности предоставления особого режима на основании п. 2 статьи 86/106. Индивидуализация функции. Критерий необходимости применения исключений из правил конкуренции. Практика суда ЕС по этому вопросу.

3. Компетенция Комиссии в соответствии с п. 3 статьи 86/106 Договора ЕС.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!