Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Испанская и латиноамериканская литературы ХХ в



I.Организационно-методический раздел

Курс:1-2.

Форма обучения:очная.

Семестр: 2-3.

Количество аудиторных часов на дисциплину:80,

из них лекций – 56, практических – 18

Количество часов на самостоятельную работу:231.

Пояснительная записка

Дисциплина «История зарубежной литературы» призвана обеспечить предварительное освоение студентами истории и специфики словесного творчества народов Западной Европы, во-первых, в его культурной непрерывности от античности до Новейшего времени, и во-вторых, в связи с историей искусства. Таковы цели данного курса.Очевидно, что при данной постановке вопроса курс должен носить сугубо пропедевтический характер; не уклоняясь от историзма методологически, он не может претендовать, однако, на подлинно историческую постановку конкретных вопросов, которая требует времени для трудоёмкого комментария, и должен скорее склоняться к нормативности изложения, причём отбор нормативно-вершинных памятников литературы, при том, что в данном случае он весьма строг, должен не только отражать суть историко-литературного процесса в Западной Европе, но и широко учитывать особенности рецепции этих памятников в русском культурном сознании. При распределении материала по историческим эпохам целесообразно учитывать параллельно изучаемые дисциплины, обеспечивая системность учебного процесса; так, сокращение античного материала, которое в другом случае было бы неоправданным, здесь компенсируется наличием в программе курсов по античным мифологии и искусству. Другим обязательным принципом является выявление органической связи литературы с современным ей визуально-пластическим и музыкальным искусством. Курс, являясь по существу курсом истории ряда духовных явлений, предполагает и требует некоторого необходимого уровня предварительной подготовки по общей истории Европы, в то же время расширяя и углубляя представления студента об историческом процессе, взятом как целостность материальных и духовных процессов.

Таким образом курс ставит перед собой следующие конкретные задачи:

- первичное усвоение студентами основных достижений науки о литературе на Западе и в России в новейшее время (от позитивизма до постструктурализма)

- понимание ими историко-литературного процесса в целом, в указанном историко-нормативном аспекте, хорошее знание его хронологии и периодизации, терминологии и основных имён

- анализ национального своеобразия идеологических и литературных явлений в различных странах Западной Европы



- выявление художественного своеобразия крупнейших, строго отобранных,

памятников литературы Западной Европы.

На зачёте студент должен обнаружить знание основных закономерностей

исторического развития Европы и истории её литературы, знакомство с крупнейшими памятниками литературы, а также продемонстрировать достаточный уровень глубины при анализе поэтики и исторического своеобразия этих памятников.

 

Содержание курса распределяется между лекционными и семинарскими занятиями по принципу границы между историческим и нормативным: лекционный материал предполагает освещение историко-культурных закономерностей, семинарские занятия – анализ нормативно отобранных вершинных памятников западноевропейской словесности.

Основные понятия курса

Устное и письменное, миф, языковой и фольклорный этнодифференцирующий фактор, словесное творчество, литература, авторство и его виды, мимесис, произведение, текст, литературный род и жанр, риторика и стилистика, проза и поэзия как виды поэтической речи, греко-римская античная литературная традиция, архаический эпос, катарсис, трагедия, комедия, средневековая христианская традиция, символ и аллегория, героический эпос, куртуазная идеология, народно-смеховая культура, роман, новелла, сонет, Ренессанс, Барокко, классицизм, романтизм, классический реализм, натурализм, символизм, декаданс, эстетизм, фрейдизм, формализм, социопоэтика, модернизм, постмодернизм.

 

 

II. Содержание курса

Тема 1. Литература Греко-римской античности. Греция. Понятия античной истории, античной литературы и классической филологии. Периодизация и языковая картина. Гомеровский эпос и греческая архаика. Аттический период – философия, драма, лирика. Эллинистический период. Завоевание Греческой цивилизации Римом.



Тема 2. Литература Греко-римской античности. Рим.. Римская литература как иноязычное продолжение греческой: зависимость от греков в глубинных мифо-образных слоях, диалектика греческого и латинского в языковой картине литературы, непосредственные воздействия греческого на римское (Цицерон). Жанровая и идейная оригинальность римских вершинных литературных явлений на этом фоне: Гораций, Вергилий, Катон, Цицерон, Сенека.

Тема 3. Средневековая литература Западной Европы.Историческое введение в понятие «средние века» ("великое переселение народов", романизация, феодализация, языковая история романо-германской Европы). Основные факторы становления культуры средневековой Европы: античное наследие, мифопоэзия кельтско-германских народов древности, христианство. Христианский менталитет, средневековое двоемирие и символо-аллегорические основы средневековых литератур. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа. Периодизация средневековой литературы. Кельтские саги о Кухулине и "фантастические" саги. Скандинавские саги. "Эдда" и языческая мифология. Поэзия скальдов. Англосаксонская поэма о Беовульфе.

Общий характер латинской средневековой литературы. Каролингское возрождение и Алкуин. Жанры средневековой литературы: агиография, гимны, видения, духовные драмы. Роль пародии в латинской литературе, ее ранние образцы. Поэзия вагантов.

Проблема генезиса героического народного эпоса Высокого средневековья эпоса. Ал.-ндр Н. Веселовский об обязательных условиях его существования. Формы бытования и передачи, жонглеры, хуглары, шпильманы. "Песнь о Роланде" и поэмы каролингского цикла. Испанский героический эпос и особенности исторической обстановки в Испании (Реконкиста). Черты героического эпоса и куртуазной литературы в немецкой "Песни о Нибелунгах" и ее сюжетные корни.

Куртуазная (рыцарская) литература Высокого средневековья как одно из первых проявлений индивидуализма без ослабления прочности родового и корпоративного начал. Феномен "дамы" и культ Богородицы в XII в.. Светский характер рыцарской культуры при сохранении христианского мировоззрения. Поэзия провансальских трубадуров, северофранцуский рыцарский роман и поэзия труверов, немецкий миннезанг.

Северофранцузский рыцарский роман. Становление, формы, генезис. Творчество Кретьена де Труа. "Роман о Тристане и Изольде", его состав и развитие. Цикл о Граале и мистические мотивы в нем. Влияние на немецкий рыцарский роман ("Парсифаль" Вольфрама фон Эшенбаха).

Городская литература средневековья. Жанры: ранняя новелла, фаблио, шванки, животный эпос ("Роман о Лисе"), аллегорическая "университетская" поэма ("Роман о Розе"). Творчество Джеффри Чосера. Чосер и традиции средневековой литературы. Поэтическое творчество Франсуа Вийона как отражение средневекового миросозерцания в его высший кризисный период.

Этапы развития средневекового театра.

Тема 4. Ренессансная литература как кризис и начало Нового времени. Итальянский Ренессанс. Возрождение (XIV – XVI в.в.) - новая эпоха в историческом развитии Западной Европы, переворот во всех сферах культурной жизни европейских стран. Объективный исторический смысл этого переворота, соответствующий кризису феодальной системы. Начало опытного изучения природы и окружающего мира ("открытие мира и человека"). Великие географические открытия и их значение. Более глубокое усвоение античной философии и ее взаимодействие с традициями средневековой философской мысли. Новая роль неоплатонизма. Ренессансная эстетика, принципы подражания природе, ориентация на природу и разум. Создание новой системы этических представлений, несословное понимание личности, идеал "универсального человека". Формирование светской культуры. Понятие "гуманизм", особенности ренессансного гуманизма, критицизм. Ренессансный индивидуализм и личностный «титанизм», их ренессансная самокритика.

Возрождение в Италии. Италия - родина европейского Возрождения. Пути объединения Италии, борьба гвельфов и гибеллинов.

Данте Алигьери - великий поэт Италии, творивший в переломную эпоху - конец средневековья и начало Возрождения. Его раннее поэтическое творчество, трактаты , "Божественная комедия" – высший поэтико-философский синтез эпохи. Аллегорическое, нравственное и политическое содержание поэмы. Значение поэзии Данте в становлении итальянского языка.

Франческо Петрарка - первый итальянский гуманист, ученый, филолог. Джованни Боккаччо, его учено-гуманистическая деятельность. "Декамерон" : жанр новеллы и его дальнейшая роль в истории жанров. Сюжетные источники "Декамерона". Композиционная рамка и её роль в "Декамероне", связь с идеей «Божественной комедии на композиционном уровне.

Новые политические идеи XVI века. Никколо Макьяавелли, его книга "Государь» и "макьявеллизм".

Творчество Лодовико Ариосто, Торквато Тассо и закат итальянского Возрождения.

Тема 5. Немецкий гуманизм и Реформация ХVI в. По преимуществу учёный характер немецкого гуманизма. Новолатинская ренессансная литература Ульрих фон Гуттен и "Письма темных людей". Иоганн Рейхлин и его выдающаяся роль в богословских спорах века. Причины и смысл Религиозной Реформации, ее начало на немецкой почве и общий для всей Западной Европы характер. Отражение буржуазного мироощущения в идейной структуре протестантизма. Течения внутри «северной ереси» и идейные вожди протестантов - Лютер, Мюнцер, Кальвин. Перевод Библии Лютером и его роль в создании литературного немецкого языка. Бюргерская литература. Сатира Себастьяна Бранта. «Корабль дураков». Ганс Сакс, средневеково-народный характер его шванков. фастнахтшпилей, мейстерзингеских песен. «Народные книги» ХУ1 века: «Эйленшпигель», «Шильдбюргеры», «Доктор Фауст». Тема Фауста в мировой литературе.

Религиозное своеобразие нидерландского гуманизма. Роль книгоиздания.

Эразм Дезидерий (Роттердамский) как фигура общеевропейского масштаба в богословии ("новой философии Христа"), этике, ранней филологии (переводы и комментирование Библии в Оксфордском кружке). Участие его в полемике о свободе воли и создание "христианского гуманизма" как новой концепции христианского человека. Философская сатира "Похвала глупости" как шедевр ренессансной мысли. Связь ее основных идей с наиболее глубокими интеллектуальными слоями литературы позднего Ренессанса. Влиятельность Эразма. Личная дружба с Т.Мором. Эразмизм Сервантеса, Монтеня.

Тема 6. Возрождение во Франции. Своеобразие французского гуманизма. Маргарита Наваррская, сборник ее новелл «Гептамерон» и усвоение итальянской новеллистической традиции. Франсуа Рабле – виднейший представитель демократической линии развития французского гуманизма. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гуманистический идеал воспитания гармонически развитой личности. Телемское аббатство как утопия. Уникальность и сложность поэтики Рабле, подчиняющей интеллектуализм высокого Ренессанса формам универсальной народно-смеховой культуры. Жизнеутверждающий пафос Рабле ("философия пантагрюэлизма") как результат народно-смехового ("карнавального") мировоззрения. Глубокая укорененность этой поэтики в национально-языковой специфике. Поэтическое творчество Пьера Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня: «Опыты», философско-литературный памятник высокого Ренессанса Европы. Новизна и значение найденной Монтенем литературной формы, эссе.

Тема 7. Возрождение в Испании и Португалии.Внутрилитературные и языковые предпосылки взлета словесного творчества в Испании и Португалии эпохи Возрождения. Параллельное существование позднего народного творчества (романсеро). Плутовской роман ХУ1 века ("пикареска"): новизна его поэтики (роль героя - остраненного наблюдателя, напряженность социального видения, биологизм) и точность отражения нравственно-религиозных исканий кризисной эпохи, его классические образцы: ("Ласарильо де Тормес»). Ощеевропейское многовековое влияние пикарески на литературу. Прозаический рыцарский роман в Испании 16 века. "Амадис Гальский". Традиция антично-итальянской пасторали.

Мигель де Сервантес Сааведра - величайший прозаик европейского Ренессанса. Дон Кихот" (1605 -1615) как высший синтез ренессансной эпохи, абсолютная новация в истории литературных жанров и яркое нравственно-философское явление Нового времени. Мировоззрение Сервантеса - эразмистский христианский гуманизм, трагическое и мужественное видение жизни, цельность и органичность народной основы, народно-смеховое начало, игровая свобода. Этико-эстетическое единство сервантесовских мировоззрения и поэтики. Первоосновная роль "Дон Кихота" в истории романа Нового времени.

Развитие испанской драмы и его этапы. Многообразие творчества Лопе де Веги, его народность и ренессансный характер. Социально-политическая доктрина "народной монархии" и "идеального государя" в "народных" драмах ("Фуенте Овехуна", "Звезда Севильи"). Влияние Лопе как создателя комедии интриги на французcкую драматургию (Мольер).

Луис де Камоэнс - величайший португальский поэт Ренессанса. Его поэма «Лузиады», описывающая экспедицию Васко де Гамы. Эпичность и философский пафос поэмы.

Тема 8. Английское Возрождение.Ранняя централизация страны. Формирование английского абсолютизма. Томас Мор как крупнейший представитель раннего английского гуманизма. Создание жанра ренессансной утопии в “Утопии”.

Сцена и театр в елизаветинской Англии. Кристофер Марло – непосредственный предшественник Шекспира и создатель английской трагедии. Марло и макьявеллизм («Мальтийский еврей», «Эдуард II». Уильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения. Периодизация творчества Шекспира. Национальная история в исторических драмах Шекспира. Комедии Шекспира. Трагедии Шекспира. Характер конфликта. Трагический герой. «Ромео и Джульетта». «Гамлет» как философско-психологическая «трагедия познания». «Король Лир» как социально-философская трагедия. Развитие и углубление философской, политической и этической проблематики в «Макбете». Поиски решения трагических проблем современности в трагикомедиях Шекспира 3-его периода творчества («Зимняя сказка» и «Буря»). Утопизм трагикомедий. Основные принципы драматургии Шекспира.

Тема 9. XVII в. как особая культурная эпоха..

XVII век как особый период в истории западноевропейской литературы XVII век и Возрождение. Философские и эстетические парадигмы XVII века. Барокко и классицизм – две основные художественные системы эпохи. Философская и эстетическая преемственность Возрождения и XVII века. Художественная природа барокко. Испанское барокко – творчество Кальдерона. «Потерянный рай» Мильтона как барочное произведение. «Симплициссимус» Гриммельсгаузена. Прециозность – французский вариант барокко. Теория и практика классицизма. Французский классицизм Историческая, философская и эстетическая природа классицизма. Абсолютизм и проблема государственности в литературе классицизма. Картезианство как философская основа классицизма. Отношение к античности и преломление «Поэтики» Аристотеля в эстетике классицистов. Творчество Корнеля. «Сид», «Гораций». Вторая манера Корнеля. Творчество Расина. Религиозно-философская основа творчества Расина. Расин и Паскаль. «Андромаха», «Британик», «Федра», «Гофолия». Классицистическая комедия. Мольер – создатель высокой комедии. Сложная природа комедий Мольера. Эстетическая программа Мольера. Малые формы классицизма: «Максимы» Ларошфуко, «Принцесса Клевская» Мари де Лафайет, «Мысли» Паскаля, «Характеры» Лабрюйера. Тема 10. Английский XVII в. и творчество Мильтона. Культурное и литературное своеобразие революционного XVII в. в Англии. Критика Библии. «Университетские» поэты. Философская лирика Джона Донна и Уильяма Блейка. Религиозный эпос Мильтона «Потерянный рай» и его выдающееся место в истории литературы. Тема 11. Английское Просвещение. XVIII век – эпоха Просвещения. Исторические, философские, эстетические основы Просвещения. Многообразие стилевых форм Просвещения. Национальные особенности английскогоПросвещения. Распространение идей Локка, Шефтсберри, Мандевиля. Творчество Дефо. Поэтика романов Дефо. «Приключения Робинзона Крузо», «Моль Флендерс», памфлеты. Творчество Свифта. Художественная функция философской фантастики в творчестве Свифта. Особый взгляд Свифта на природу человека.» «Сказка Бочки» «Путешествия Гулливера». «Письма суконщика». Творчество Филдинга. Концепция романа у Филдинга. Английский сентиментализм – Томпсон, Юнг, Голдсмит. Творчество Стерна. Сентиментальный скептицизм Стерна. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Поэзия Р.Бернса.\ Проблемы предромантизма и переходные явления в литературе XVIII века. Тема 12. Французское Просвещение. Творчество Монтескье, Вольтера, Дидро, Руссо. Просвещение, его философская и художественная природа. Стилевое и жанровое многообразие Просвещения. Театр эпохи Просвещения, роман эпохи Просвещения. Проблема рококо и просветительского классицизма. Исторические судьбы Просвещения. Европейский сентиментализм. Руссо – глава европейского сентиментализма. Чувствительность – как универсальная философская и эстетическая система. «Исповедь» Руссо как первая европейская автобиография. «Юлия, или Новая Элоиза» - полифонический роман о любви и «Энциклопедия руссоизма». Руссоизм и руссоисты – Б.де Сен-Пьер, Мерсье, Лакло. Тема 13. Немецкое Просвещение. Творчество Шиллера. Творчество Гете Немецкий вариант сентиментализма – деятельность «Бури и натиска». Гердер. Ранний Гете и Шиллер. Немецкое Просвещение. Творчество Лессинга. «Гамбургская Драматургия» Теория комического и трагического. «Минна фон Банрхейльм, или Солдатское счастье». «Эмилия Галотти». Творчество Гете. «Страдания юного Вертера». Драматургия Шиллера. «Разбойники». «Коварство и любовь». Ваймарский классицизм. Эстетическая концепция Шиллера и Гете. Баллады Шиллера и Гете. «Фауст» Гете. Проблема предромантизма.

Тема 14. Понятие романтизма. Романтизм в литературе. Немецкий романтизм как теория и художественная практика: Фридрих Шлегель, Новалис, Гофман.

Тема 15. Английский, французский и испанский романтизм. Вордстворт. Байрон и байронизм в европейских литературах. Гюго. Эспронседа. Вопрос о существовании русского романтизма

Тема16.Общая характеристика французской литературы XIX в.: хронологические рамки, развитие, связи с романтизмом и философскими школами эпохи. Мировоззренческая картина и эстетическая концепция классического реализма: отношения с мимесисом, аналитизм, типизация категория прекрасного, социальность, историзм, психологизм. Жанры. Общая проблематика. Французский реализм. Национальные особенности. Творчество Ф. Стендаля. О.де Бальзак и его "Человеческая комедия" П. Мериме. Позитивизм и натурализм во французской литературе., Теория И. Тэна. Творчество Золя. Становление эстетики символизма во Франции, значение По и Бодлера для нее. Натурализм и символизм: их взаимно дополнительные отношения. Жанровая система символизма. Значение символизма для литературы XX века. Рембо, Верлен, Малларме. Группа "Парнас". Творчество Леконт де Лиля. Развитие традиций классического реализма, позитивизм и неоклассицистические черты в творчестве Флобера.

Тема 17. Английская литература викторианской эпохи. Ч. Диккенс - крупнейшая фигура английской литературы XIX века. У. Теккерей. Полемический, пародийный характер его интеллектуалистского творчества. Поэты викторианской эпохи - Теннисон, Браунинг, Суинберн; английский неоромантизм - Р. Киплинг, Р. Стивенсон. Творчество Т. Гарди. Его уэссекский цикл романов. Английский эстетизм. Творчество О. Уайлда. Понятие декаданса и его соотношение с понятиями символизма и эстетизма.

Тема 18. Общая характеристика драмы конца 19 - нач. 20 веков: Ибсен, Гауптман,

Шоу. Символистский театр. Метерлинк, поэтика одноактной пьесы. Творчество П.Клоделя. Разработка интеллектуальной пьесы.

Тема 19.Североамериканская литература XIX века. Становление новой национальной литературы и её роль в самоидентификации культурного сознания как проблема. Рост национально-североамериканского из традиционного английского наследия: По, Мелвилл. Субституции эпоса: Марк Твен, Уитмен.

Тема 20.Западная литература ХХ века как культурно-исторический феномен. Борьба, доминирование и угасание философских и художественных течений. Жанровая картина Понятия модернизма, постмодерна.Французская литература.Философские течения эпохи и их восприятие во Франции. Творчество Г.Аполлинера и новые явления во французской живописи (кубизм). Кризис романа. Сосуществование в первой половине века традиций реалистического романа (Р. Роллан, Мартен дю Гар, М. Баррес) и модернизма (М. Пруст, А.Жид). Формирование эстетики М.Пруста. «В поисках утраченного времени»: строение сюжета и система персонажей.

Неокатолическая литература (Ф.Мориак). Шарль Пеги и его «Мистерия о милосердии Жанны д’Арк».

Французский экзистенциализм и его литература (А.Камю и Ж.-П. Сартр).

"Новый роман" . Театр абсурда.

Новейшие тенденции во французской литературе.

Тема 21Английская литература ХХ века:

Английский модернизм. В. Вулф, Дж.Джойс. Поэзия Т.С.Элиота Традиции реалистического романа. Дж. Голсуорси. Сциентизм и мифологическая образность и эпичность "фэнтези" Дж Р.Р. Толкина. Интеллектуальный роман 60 -90-х г.г.: Мердок, Голдинг, Фаулз. Фантастика Г. Уэллса. Грэм Грин, новизна его религиозно-философской романистики.

Тема 22Литература Северной Америки:

Литература США в ХХ веке: Драйзер, Фолкнер, Хемингуэй, Сэлинджер. Проблематика и поэтика.

Тема 23Немецкая литература в ХХ в.

Т.Манн как автор философских романов общеевропейского масштаба: «Волшебная гора», «Доктор Фаустус». Немецкий экспрессионизм в литературе – философские и мировоззренческие основания. (Ф. Верфель, Г. Бенн). Пражская немецкоязычная литература: Франц Кафка. Густав Майринк. Литература Веймарской республики: Альфред Деблин, Генрих Манн. Драматургия Б.Брехта. Романистика Г. Бёлля.

Швейцарская немецкоязычная литература: Макс Фриш, Фридрих Дюрренматт.

Писательская ситуация в ГДР: официальная и нелегальная литература. Криста Вольф.

Австрийская современная литература: Томас Бернхард, Эльфрида Еллинек.

Испанская и латиноамериканская литературы ХХ в..

Значение творчества Мигеля де Унамуно, Хосе Ортеги-и-Гассета и Анхеля Ганивета для испанской и европейских литератур ХХ века. Эстетика Ортеги и испанский "неогонгоризм" 20-х годов. Антонио Мачадо как крупнейший испанский поэт ХХ века. Федерико Гарсия Лорка как поэт и драматург. Творчество Рафаэля Альберти, Мигеля Эрнандеса и других поэтов периода Испанской республики.

Камило Хосе Села, Хуан Гойтисоло, Луис Мартинес Сантос, Мигель Делибес: оппозиционность франкизму, философские поиски и их отражение в поэтике (экзистенциалистический "тремендизм" Селы, "необарокко" Сантоса и Гойтисоло).

Романы Хуана Торренте Бальестера.

Литературный процесс в Аргентине первой половины ХХ века . Поэтика танго.Творчество Х. Л. Борхеса и Х. Кортасара. «Новый латиноамериканский роман» как зрелый продукт культурной самоидентификации латиноамериканского сознания. Творчество А. Карпентьера, М.А.Астуриаса, Г. Гарсии Маркеса, М. Варгаса Льосы.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!