Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этапы педагогического процесса



Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы — это не составные части, а после­довательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготови­тельном) создаются надлежащие условия для протекания про­цесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целепола-гание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в кон­кретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогичес­кого процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса — школе, классу, уроку и т. д. На данном этапе функционирования педагогического процесса вьывляются противоречия между требованиями общей педаго­гической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разреше­ния этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — это иссле­довательская процедура, направленная на «прояснение» усло­вий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогичес­кий процесс. Ее главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возмож­ностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей под­готовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально наме­ченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, при­водить в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (пристав­ка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных усло­виях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по до­вольно сложным методикам, но затраты на получение прогно­зов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход пе­дагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется мало­эффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.



Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привя­зан» к конкретной системе. В педагогической практике приме­няются различные планы — руководства учебно-воспитатель­ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, пла­ны проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план — это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: по­становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание бла­гоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимули­рования деятельности школьников; обеспечение связи педагогичес­кого процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связа­ны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется опера­тивный педагогический контроль, призванный играть стимули­рующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учиты­вают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.



Важную роль на этапе осуществления педагогического про­цесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь — осно­ва качественного управления процессом, ее развитию и укреп­лению каждый педагог обязан придавать приоритетное значе­ние. Только опираясь на нее, удается найти рациональное со­отношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса — в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден — чтобы в будущем не повторить ошибок, не­избежно возникающих в любом, даже очень хорошо организо­ванном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффек­тивные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Рас­тет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ — вер­ный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, опреде­лить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтвер­ждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педа­гог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и ра­ботает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительно­го эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педаго­гического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за по­мощью в блок коррекции

Этапы педагогического процесса

Подготовительный 1)............................. Заключительный
2)....................... Осуществление Анализ
Целеполагание Педагогическое взаимодействие Выявление возникших отклонений
3)....................... Организация обратной связи Вычленение ошибок
Прогнозирование Регулирование и корригирование деятельности 4)..........................
Прогнозирование   Проектирование мер по
Проектирование   устранению ошибок
5)....................... в).............................  

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы II III IV
Ответы     1) основной; 2) организация; 3) диагностика; 4) анализ причин отклонений; 5) планирование; 6) оперативный контроль

Контрольный тест

1. Что такое педагогический процесс?

2. Что представляет собой педагогический процесс как систе­ма?

3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.

4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо­вой?

5. Что означает целостность педагогического процесса?

6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес­сов?

7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?

8. Как вы определите динамику педагогического процесса ?

9. Как развивается личность в педагогическом процессе?

10. Как управлять педагогическим процессом?

11. Дайте определение закономерности стимулирования.

12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут­ренней деятельности?

14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес­кого процесса.

15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?

17. Что такое педагогическое взаимодействие?

18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?

Литература для самообразования

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагоги­ческого процесса. — Минск, 1990.

Волков ИЛ. Цель одна — дорог много. — М., 1990.

Ибука Масару. После трех уже поздно. — М., 1991.

Иванов А.Ф. Сельская школа. — М., 1987.

Ильин Е.Н. Герой нашего урока. — М., 1991.

Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.

Ильин Е.Н. Искусство обучения. — М., 1982.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М., 1988.

Караковскип В.А. Любимые мои ученики. — М., 1987.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981.

Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988.

Педагогический поиск. — М., 1988.

Соловейчик С. Л. Вечная радость. — М., 1986.

Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М., 1987.

Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М., 1976.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.

ТЕМА 7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Великий и могучий русский язык. Нет ему никакой надоб­ности заимствовать малопонятные чужеземные слова. Но так уже (в который раз!) случилось, что в середине 80-х го­дов сначала журналисты, а потом и профессионалы стали активно внедрять в педагогический лексикон слово «иннова­ции» для обозначения начавшихся процессов перестройки отечественной педагогической системы. Слово прижилось, но смысл обозначаемого им понятия по-прежнему не ясен.

Инновации (от англ. innovation — нововведение, нова­ция) — это изменения внутри системы. В педагогической ин­терпретации и в самом общем смысле инновации подразу­мевают нововведения в педагогической системе, улучшаю­щие течение и результаты учебно-воспитательного процес­са. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Может быть, именно для того, чтобы говорить о перестройке, нова­циях и улучшениях там, где их нет, и понадобилось мудре­ное иноземное слово.

Впрочем, как всегда, позаимствовав термин, не удосужи­лись понять его истинный смысл. Дело в том, что для обо­значения новаций, замены чего-либо новым существует ан­глийское слово «novation». Инновация же означает такое но­вовведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in — внутри) ресурсов (резервов). Значит, все, что привносится извне — это не инновации?

Объяснения сущности педагогических инноваций весьма противоречивы. В «Профессиональной педагогике» (М., 1997. С. 497), например, читаем: «Инновации — комплекс­ный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных иссле­дований». Вашему профессору нравится такое определение: по крайней мере ясно — нет нового практического средства — нет инновации. «Новые практические средства» в педагогике можно сосчитать на пальцах одной руки. Все не так просто. Инновации не могут быть сведены к созда­нию средств. Инновации — это и идеи, и процессы, и сред­ства, и результаты, взятые в единстве качественного совер­шенствования педагогической системы.

Попали же мы с вами, уважаемые студенты, в ситуацию. В стране вовсю идут «инновационные процессы», а мы с вами, как ретрограды, осторожничаем, норовим назад, цеп­ляемся за терминологию и как бы приходим к выводу, что с инновациями у нас не все в порядке. Но, как бы там ни было, проблема обновления педагогической системы явля­ется очень важной и актуальной, требует надлежащего профессионального анализа. Многое изменилось в отече­ственной педагогической системе последнего десятилетия. Новые парадигмы и концепции, инновации и инвестиции, го­сударственный стандарт и альтернативные учебные планы, школы нового типа и... откат России с первой в четвертую десятку стран по образовательному индексу ЮНЕСКО. Есть над чем думать.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!