Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Педагогический процесс как система



О том, что латинское слово «процессус» означает «движе­ние вперед», «изменение», мы уже знаем. Педагогическим про­цессом называется развивающееся взаимодействие воспитате­лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя­ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором со­циальный опыт переплавляется в качества личности. В педаго­гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Капте-рева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов по­казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличи­тельных черт — целостности и общности. Обеспечение един­ства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического про­цесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный про­цесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими поня­тия тождественны.

Рассмотрим педагогический процесс как систему (рис. 5). Первое, что бросается в глаза, — наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных меж­ду собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогичес­кий процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая теория сделала прогрессивный шаг, научив­шись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в прак­тике управления педагогическим процессом.

Рис.5

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образо­вания, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внеш­них условиях: природно-географических, общественных, про­изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-ги­гиенические, морально-психологические, эстетические и дру­гие условия.



Структура (от лат. structura — строение) — это расположе­ние элементов в системе. Структуру системы составляют выде­ленные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Уже подчеркивалось, что понимание связей важнее всего, ибо только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучше­ния организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообраз­ная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект — он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показа­тель процесса, условий его протекания или величины достиг­нутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы. Анализировать систему педагогического процесса по всем теоретически возможным критериям не только затрудни­тельно, но в этом нет никакой нужды. Исследователи выбира­ют только такие, изучение которых раскрывает наиболее важ­ные связи, обеспечивает проникновение вглубь и познание не­известных ранее закономерностей.

Какую цель преследует студент, впервые знакомящийся с педагогическим процессом? Конечно, прежде всего он намере­вается понять общее строение системы, взаимосвязи между ее главными компонентами. Поэтому системы и критерии их вы­деления должны соответствовать намеченной цели. Для выде­ления системы и ее структуры воспользуемся известным в на­уке критерием рядоположности, позволяющим выделить в ис­следуемой системе основные составные части. Не забудем и о системе протекания процесса, в качестве которой будет высту­пать «школа».



Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа­ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие сис­тему компоненты — целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкла­дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу, а деятелъностный — взаимодействие педагогов и воспитуе­мых, их сотрудничество, организацию и управление процес­сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвига в соответствии с поставленной целью (рис. 6).

Рис.6

Немало систем педагогического процесса выделено для ана­лиза связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационно-де-ятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в про­цессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуля­ции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-след­ственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. На­пример, анализ причин недостаточной эффективности педаго­гического процесса позволяет обоснованно проектировать буду­щие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Не­бесполезным оказывается учет генетических связей, т. е. выяв­ление исторических тенденций, традиций в обучении и воспи­тании, обеспечивающих должную преемственность при проек­тировании и осуществлении новых педагогических процессов.

Последние десятилетия развития педагогической теории ха­рактеризуются стремлением выделять функциональные связи между объектами педагогических систем, использовать для их анализа и описания формализованные средства. Ощутимые ре­зультаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодей­ствием минимального числа факторов. При попытках функ­ционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематизация действительности, не принося­щая заметной пользы познанию. Этот недостаток упорно пре­одолевается: используют более тонкие и точные формализован­ные описания процесса внедрения в педагогические исследова­ния новых разделов современной математики, возможностей вычислительной техники.

Чтобы яснее представить себе педагогический процесс, протекающий в педагогической системе, необходимо выяс­нить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении серьезного внимания заслуживает под­ход, изложенный американским педагогом Ф.Г. Кумбсом в книге «Кризис образования. Системный анализ». В ней ав­тор основными компонентами системы образования счита­ет: 1) цели и первоочередные задачи, определяющие дея­тельность систем; 2) учеников, обучение которых — основ­ная задача системы; 3) управление, осуществляющее коор­динацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) содер­жание — основное, что школьники должны получить от об­разования; 6) преподавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т. д.; 8) по­мещения, необходимые для учебного процесса; 9) техно­логию — все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценка, экза­мены, качество подготовки; 11) исследовательскую рабо­ту для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы1.

Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложив­шейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:

1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.

2. Содержание обучения и воспитания.

3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.

4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснован­ное функционирование системы, непрерывное совершен­ствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.

5. Ученики, обучение и воспитание которых — главная за­дача системы.

6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия

и др.).

7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.

8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиени­ческие, эстетические и социальные).

9. Организация и управление.

В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.

Но мало увидеть систему вообще. Надо понять ее разви­тие — увидеть по составляющим ее элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии.

Педагогический процесс — это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достиже­ния общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участни­ков трудового процесса — педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выде­ляются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельно­сти педагога — развивающаяся личность, коллектив воспитан­ников. Объектам педагогического труда кроме сложности, сис­темности, саморегуляции присуще и такое качество, как само­развитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда — формирований человека, который в отличие от педагога находится на более ранней сту­пени своего развития и не обладает необходимыми для взрос­лого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Свое­образие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной за­висимости от педагогического воздействия на него, а по зако­нам, свойственным его психике, — особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда — это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воз­действия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемо-го, но и виды деятельности, на которые он должен уметь пере­ключить школьников, способы сотрудничества с ними, мето­дика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыду­щих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, подготовленный к жизни, об­щественный человек. В конкретных процессах, «частях» обще­го педагогического процесса, решаются частные задачи, фор­мируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономич­ности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса — время. Оно вы­ступает универсальным критерием, позволяющим надежно су­дить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

I I. Заполните пропуски

Педагогический процесс — это систе­ма, объединяющая в себе процессы ..., обучения воспитания развития
Компонентами системы, в которой про­текает педагогический процесс, явля­ются ....................................................... педагоги условия воспитуемые
Компонентами педагогического процес­са являются...................,......................., целевой содержательный деятельностный результативный
Между компонентами существуют........ которые подлежат выявлению и учету связи

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!