Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Фрейдистская психология и мотивация



По Фрейду, психика подразделяется на три осношшс области: бес­сознательное (id), эго (собственное «я» — ego) и сунер-эш (superego) (Freud в интерпретации Stafford-Clark, 1967). Бессознательное пред­ставляет инстинктивную (животную) часть иатурм человека и побуж­дает его к удовлетворению инстинктивных потребностей. Многие мотивационные стимулы проистекают из бессознательною. Эго, или собственное «я», представляет собой конструкции), позволяющую че­ловеку осознавать себя как личность, отделять есби от других и опре­делять свое уникальное место в этом мире. Супс|К>т ■ • дао комплекс моральных правил, совести, норм поведения и предписаний, как по­зитивных, так и негативных, которые складываютеи код влиянием воспитания, накапливаются с жизненным опытом и заимствуются у авторитетных для данного человека личностей; :мо свод жестких мо­ральных правил, которыми он руководствуется в своих решениях и действиях. Все эти три области действуют независимо и часто «ступа­ют в конфликт. Это дало почву для возникновения ишесшой шутки о том, что с позиций Фрейда мозг представляет собой чем шли чердак, на котором заточены пребывающие в извечном конфликте номешаи-ная на сексе обезьяна и фригидная старая дева.

Это область мотивации, в которой бессознательное и ею инстин­ктивные побуждения являются основой для выражении индивидуаль­ности и комплексов. Предположим, вы хотите купить новый ивтомо-биль. Бессознательное может быть той частью вашего рассудка, кото­рая подталкивает вас к приобретению ярко-красного мощного (и при­том неэкономичного) спортивного автомобиля, способного ia 4,5 се­кунды разгоняться до 60 миль в час. Со своей стороны, наше эго пытается склонить вас к последней усовершенствованной модели ав­томобиля серебристо-голубого цвета, который будет покапывать, что вы та личность, с которой следует считаться, особенно если вы може­те при помощи тюнинга придать своей машине черты индивидуаль­ности. Супер-эго же будет настойчиво диктовать вам необходимость экономить, не бросать денег на ветер, выбрать автомобиль с простор­ным багажником и удобными задними сиденьями, а также убедиться, что этот автомобиль достаточно безопасен и на него предоставляется длительная гарантия. Модель автомобиля, который вы, в конце кон-цов, купите, будет определяться тем, насколько вы сумеете справить­ся с конфликтом этих трех непримиримых советчиков. К этому при-. бавятся советы родственников и друзей, считающих себя вправе вли­ять на ваше решение.



Теперь предположим, что мы являемся производителем стандар­тной семейной модели автомобиля массового производства с закры­тым кузовом «седан», а наш перспективный покупатель — молодой человек 28 лет с женой и ребенком. Несмотря на внутреннее жела­ние купить красный спортивный автомобиль (влияние бессознатель­ного), он скорее всего находится под мощным давлением, заставля­ющим его остановить свой выбор на чем-то более разумном (влия­ние супер-эго). А если к этому добавить его потребность придать автомобилю черты индивидуальности, непохожести на массовую про­дукцию (влияние эго), то как производителю автомобиля решить задачу согласования этих мотивационных противоречий? Во-пер­вых, автомобиль должен быть дешевым, с экономичным двигателем и разумным уровнем потребления топлива. Во-вторых, простран­ство салона должно быть хорошо спланировано, соответствовать модному стилю, который наряду с аэродинамикой должен создавать ощущение внутреннего комфорта. До этого момента верх одержива­ет супер-эго. А как насчет потребностей эго? Может быть, следует предложить покупателю возможность придать автомобилю индиви­дуальность за счет тюнинга? Элементы тюнинга могут быть незна­чительными и недорогими, но их важность может значительно пре­вышать их стоимость. И только после этого мы обращаемся к по­требностям бессознательного? Этот подход можно использовать для анализа типичной рекламы автомобиля.

Можно снять рекламный ролик о том, как молодой человек подъез­жает на своем автомобиле к пустынному пляжу, где его встречает молодая красавица. Они целуются, он обнимает ее, прижимая к свер­кающему кузову автомобиля, она откидывается назад и ... изображе­ние постепенно тает под мощные потоки льющейся сверху музыки, создающей атмосферу сбывшейся мечты (это то, к чему стремится бессознательное). Быстрая смена кадра, и молодой человек снова в автомобиле, но уже подъезжающий к своему дому, большому особня­ку из белого камня, с увитыми плющом стенами, подъездная аллея длинная, широкая и обсажена цветами. Он входит в дом, по дороге здороваясь со своими двумя детьми (крепкое объятие и поцелуй). «Привет, а где же мамочка?» Кадр снова сменяется, и появляется она — та же красавица с пляжа с загадочной улыбкой на фоне мягкого золо­тистого освещения (ну чем не Мона Лиза?). Отлично сработано, Рено! Основываясь на исследовании мотивации при покупке американца-



ми автомобилей в середине XX в. — «каждый мужчина покупает себе жену, хотя желает приобрести возлюбленную», можно примирить два конфликтующих побудительных стимула.

Мотивация и выполнение работы__________

Одна из первых интересных работ, посвященных мотивации при вы­полнении служебных обязанностей, была опубликована Йеркссом и Додсоном (Yerkes and Dodson) в 1908 г. Они сформулировали соб­ственный закон оптимального уровня возбуждения для мотивирован­ного поведения работника. Согласно этому закону высокий уровень мотивации обусловливает хорошее выполнение простых производ­ственных заданий, а умеренный уровень мотивации — наилучшее вы­полнение сложных заданий.

Теория научения и мотивация______________

Теория научения тесно связана с изучением мотивации: многое из того, что побуждает нас к действию, покоится на фундаменте пред­шествующего научения. Например, успешное решение какой-либо производственной задачи, даже если мы добились его ненамеренно или случайно, предрасположит нас к стремлению снова выполнить эту задачу. И наоборот, неудача при выполнении задания или небла­гоприятный опыт в процессе его выполнения отвратят нас от жела­ния еще раз взяться за него. Бели провал вызван тем, что мы не может повлиять на результат, независимо от того, какие усилия или стратегии мы применяем, мы вынесем из этого опыта чувство беспо­мощности и в некоторых случаях даже начнем испытывать стресс (Seligman, 1975). И хотя на практике не представляется возможным отделить мотивацию в профессиональной деятельности от мотивации в общественной и частной жизни, некоторые значимые исследования были осуществлены в этой области за последнее время. Наиболее известной в этом направлении является работа Маслоу.

Иерархия потребностей____________________

Маслоу, общепризнанный автор современной теории мотивации в профессиональной сфере, сформулировал основанную на пяти фак­торах теорию мотивации в 40-х гг. XX в. Эта простая, но мудрая клас­сификация потребностей, графически изображаемая в виде пирами­ды (рис. 21) или серии накладывающихся друг на друга воли, в тсче-ние последних 60 лет нашла широкое применение в практике менед­жмента и оказала огромное влияние на управленческие воззрения

Потребности трех низших уровней наиболее тесно связаны с бес­сознательным, тогда как потребности двух высших — уважение и самоактуализация имеют непосредственное отношение к понятию эго. Теория Маслоу гласит, что потребности низшего уровня удовлетво­ряются прежде, чем потребности высшего уровня; таким образом, существует преобладание одних потребностей над другими. Это озна­чает, что если индивидуум испытывает сильный голод или жажду (что является физиологическими потребностями), он не будет заботиться о дальнейшем развитии своего интеллекта (самоактуализация) до тех пор, пока не утолит голод или жажду. Такая простая ступенчатая фун­кция имеет свои ограничения. Многие люди не следуют логической последовательности, состоящей в том, чтобы сначала удовлетворить потребность одного уровня, а затем последовательно перейти к удов­летворению потребности следующего уровня. Разработанная Маслоу теория, рассматривает индивидуума в профессиональной деятельнос­ти, и поэтому она используется для выявления мотивации работни­ков на многих уровнях и во множестве различных сфер деятельности, что, по мнению некоторых, слишком широко. Критикам теории Мас­лоу следует напомнить, что в 1990-х гг. для многих работников на первый план вышла потребность более низкого уровня, а именно потребность в безопасности и надежности рабочего места. Многие из тех, кто раньше был движим мотиваторами более высокого уровня, такими, как повышение служебного статуса и карьерное продвиже-

ние, ограничили свои стремления удовлетворением потребности вто­рого уровня — потребности в безопасности, так как были напуганы примером своих знакомых, терявших работу, и поняли, что положе­ние с трудоустройством продолжает ухудшаться,

Альдерфер (Alderfer, 1972) внес коррективы и углубил исследо­вания Маслоу, посвященные мотивации, выдвинул предположение о существовании трех базовых групп потребностей: м гущетиюва-нии, связанности и росте. Эта так называемая теория мошшщии ШО (existance, relatedness, growth) объединила в одну категорию «суще­ствование» первые две низшие потребности, нмделешше Маслоу, потребности следующего уровня — социальные и )« унижении (при­знании) — в категорию «связанность», а потребность льгетею урон-ня по Маслоу — в самоактуализации — отнесли к категории «рост». Кроме того, Альдерфер подразделил мотивацию па дне формы: хро­ническую и эпизодическую. Под хронической мошлациеи нодразу» меваются постоянно действующие и лежащие и оспине сущестнона-ния факторы воздействия, скажем физический дискомфорт (напри­мер, артрит) или сильное желание занять пост лысшен» руколодите-ля крупной компании. Эпизодическая мотиладин имт споради­ческий характер, например желание сесть па дипу при пидг и>0-ственной расплывшейся фигуры в зеркале душеной мшпшы.

Теория побудительных мотивов____________

Халл (Hull), редко упоминаемый в литератур» ни Immcrv и ми неджменту, но по достоинству оцененный специпнипоми ио пси хологии, проводил эксперименты на животных, лмшшм • "Ihiiii'ii-ную теорию мотивации, которая изначально елодиши ь к прими му уравнению:

Мотивация = Побуждение х Привычна.

Позже он усложнил это уравнение, которое и оношшгшюм ла~ рианте выглядело так:

Мотивация = Побуждение х Привычка к Стимп

Халл выделил инициирование как предпосылку упшпшм мтииа ции, т.е. как аналог подкачки насоса перед пуском днч улпшченин его засасывающей мощности. Своими опытами он дпынии, чш даже небольшой поощрительный стимул, нанраилшишй ш имшы п нача­ле эксперимента, приводит к усилению побуждении ниш1 нмшмршь продемонстрированное ранее поведение, I'дедолатеимш, шшшшро ■вание служит напоминанием положительного или отрицательного свойства стимула (Hull, 1951).

Теория X и Y

В 1950-х гг. ученый МакГрегор (McGregor) сформулировал свою теорию X и Y. Он интегрировал взгляды руководителей и специалистов по рабо­те с персоналом в две категории. Публикация исследований МакГрего-ра, его взглядов на отношение менеджеров к своему пер соналу вызва­ла настоящий шок (McGregor, 1960). Многие компании признали свою

Средний человек не любит рабо­тать и при любой возможности старается избежать работы

Человек изначально склонен к лени

Задача руководства состоит в том, чтобы принуждать работника или использовать внешние средства контроля, чтобы заставлять его делать то, что требуется организа­ции с точки зрения результата

Большинство людей желают безо­пасности и стремятся избежать ответственности; они предпочита-. ют, чтобы ими руководили

Средний человек не испытыва­ет нелюбви к работе, для него естественно прилагать усилия к выполнению работы

Если он ощущает обязательность и преданность своей работе, ему не требуется принуждение

Одной из составляющих удо­вольствия от работы может быть преданность организационным целям и задачам

В хороших условиях люди стре­мятся брать на себя ответствен­ность

Многие люди обладают способ­ностью проявлять креативность при решении организационных проблем

При том типе организации про­мышленности, который имел место в середине XX в., задей-ствуется лишь малая толика ин­теллектуального потенциала среднего работника

принадлежность к категории X, а некоторые даже предприняли по­пытки улучшить порядок осуществления человеческих взаимоотно­шений и практику управления персоналом. Основная проблема, свя-шнная с предположениями, лежащими в основе доктрины X, состоит н том, что они по сути своей имеют свойство самореализоваться. Если работников рассматривать как объект приложения предположений доктрины X, это подразумевает покровительственное отношение к ним, которое и приводит к нежелательным шаблонам поведения. Оно лишает их самостоятельности и заставляет становиться зависимыми и пассивными.

В более поздние времена нас старались убедить, что все измени­лось, и что отношением руководителей к персоналу движет не доктри­на X, а доктрина Y. Однако этот довод лишь наполовину убедителен. На практике оказывается, что когда промышленность испытывает тя­желые времена, происходит возврат к доктрине X, и даже когда поло­жение улучшается, многие компании продолжают действовать так, как будто эти правила до сих пор остаются в силе. И наоборот, компании, которые провозгласили у себя, что отныне их персонал наделен полно­мочиями, что подразумевает организационную культуру, основанную на принципах доктрины Y, но при этом не обеспечивают необходимые для ее реализации систему обеспечения и моральный климат доверия и защиты от риска, просто отдают дань моде на открытость, хотя на деле продолжают действовать с позиций доктрины X.

Мотивационно-гигиеническая теория________

Проводя исследования в 1950-х начале 1960-х гг., Герцберг (Herzberg, 1966) провел анализ опроса выборки, состоящей из 200 профессио­нальных бухгалтеров и инженеров из США. Всех их просили описать различные события или происшествия, имевшие место на работе, которые обусловливали удовлетворенность или неудовлетворенность работой. Вместо единого списка, в который были бы занесены все события, оказавшие положительное или отрицательное воздействие, которого можно было ожидать, ответы натолкнули Герцберга на идею составить две шкалы измерения: одну — для событий, которые обес­печили позитивный вклад в удовлетворенность работой, — эти собы­тия получили название мотиваторов, вторую — для событий, кото­рые не дали позитивного вклада (за исключением краткосрочного периода), но которые могли бы вызвать неудовлетворенность, если бы развивались в неблагоприятном направлении. Эти последние Гер­цберг назвал гигиеническими факторами. Эта мотивационно-гигиеническая теория бросает тень сомнения на верность предположения, что основным мотиватором рабочей силы являются деньги. Герцберг доказал, что для некоторых классов работ­ников в рамках этих двух профессиональных групп стремление к день­гам не являлось мотиватором, а могло только демотивировать в слу­чае, если вознаграждение за работу слишком низкое. Многие руково­дители, стремясь мотивировать своих сотрудников, предлагали им более высокую оплату труда, и только для того, чтобы убедиться, что после этого работа не стала выполняться лучше, а сотрудники не стали бо­лее счастливыми, за исключением, возможно, кратковременного всплеска энтузиазма.

Повышение разнообразия работы__________

Повышение разнообразия выполняемой работы логически вытека­ет из исследований Герцберга. Должностные обязанности множе­ства видов работ в разных сферах деятельности, представляющих собой рутинную работу или предполагающие выполнение ограни­ченного числа часто повторяющихся операций, претерпели измене­ния, и в результате повысилась ответственность работника. Напри­мер, производственных рабочих, которые раньше выполняли одну простую операцию, обучили выполнению более широкого спектра операций, или даже всем операциям в пределах одной производ­ственной стадии, так что они могли испытывать чувство удовлет­ворения от возможности выполнить логически завершенную зада­чу — изготовить компонент или даже готовый продукт. Аналогом

повышения разнообразия работы можно считать наделение полно­мочиями офисного работника.

Другие исследователи в данной области значительно углубили и развили работы, начатые Герцбергом. Так, например, исследова­тель Деци (Deci, 1971) направил свои исследования на выяснение того, что произойдет, если людям платить за работу, которую они обычно выполняли из-за того, что она им изначально интересна. Было установлено, что вследствие этого их мотивация значительно снижалась.

Теория приписывания

Мотивационная теория приписывания, базирующаяся и логически вытекающая из теорий побудительных стимулов, имеет в своей осно­ве предположение о том, что человек по природе «эмпирик» как в оценке окружающего мира, так и в оценке собственных действий с точки зрения возможности достижения целей. Если он может припи­сать себе успех в выполнении какой-либо задачи, он и в дальнейшем будет мотивирован выполнять подобные задачи. И наоборот, если ему кажется, что на конечный результат действий влияют внешние факторы и что его собственный вклад невелик или не очень полезен, то он будет гораздо менее мотивирован продолжать действовать (Heider, 1958; Kelley, 1967).

В идее о том, что ответственность за наши действия усиливает мотивацию, есть определенный смысл. Если спортсмен пробежал дистанцию в милю длиной быстрее, чем раньше, он доволен собой и может рассчитывать в будущем стать профессиональным легкоатле­том. Если же потом ему скажут, что его успех был достигнут за счет того, что дистанция шла под гору, что дул сильный попутный истер, что на точность измерения результата повлияла высоким .шгряэнен-ность воздуха, а также что некоторые из моих друзей шжашли луч­ший результат, ему придется умерить свой иосторг <гг хорошего ре­зультата, равно как и свое удовлетворение w мостишушш успеха. Он перестанет приписывать успех только споим усилиям, и и будущем это негативно скажется на его мотивации.

Стимулы к достижениям_____________.«__

В 1960-х гг. МакКлелланд и другие исолодоиачхмш, ичучающис соци­альные мотивы, выдвинули предположение о том, что мотианция к достижениям является устойчивой характеристикой человека, обус-ловливающей общую тевденцию стремления к успеху (McClelland, 1961). Далее это предположение было развито такими специалистами по социальной мотивации, как Эткинсон (Atkinson, 1964) и Физер (Feather, 1967), которые углубили и обогатили его тремя дополни­тельными переменными факторами:

1. Ожидание успеха.

2. Побуждение, зависящее от характера осознаваемого успеха.

3. Восприятие собственной ответственности за достижение успеха. Если два человека в целом мотивированы добиться успеха, то один

может желать его, поскольку стремится к признанию и общественно­му одобрению, а другой — так как желает получить удовлетворение от хорошо выполненной работы; в результате мы имеем два разных пути и одну общую цель.

Для оценки и измерения этих стимулов были разработаны тес­ты ТАТ (Thematic Apperception Tests) — тематические апперцепци­онные тесты (тесты на тематическое восприятие). Они состоят из набора рисунков, изображающих, например, мужчину, который си­дит, уставившись в окно, и стоящую на столе фотографию женщи­ны с двумя детьми. Тестируемые должны были описать события, предшествовавшие сцене, изображенной на рисунке, описать смысл этой сцены, а также что произойдет дальше. Затем опытные психо­логи интерпретировали написанные истории, чтобы выявить про­екцию чувств тестируемых субъектов. Например, если тестируе­мый человек полагал, что мужчина на рисунке с удовольствием размышляет о только что завершенном отчете, который позже бу­дет благосклонно встречен советом директоров, можно предполо­жить, что он продемонстрировал мотивацию к достижениям. Тогда есть основания предполагать, что другой тестируемый, описавший рисунок как изображение человека, выглядывающего в окно, что­бы удостовериться, что на улице ясная погода, и намеревающегося пораньше уйти с работы, чтобы поиграть в гольф, показывает го­раздо более низкий уровень мотивации к достижениям. Критика ТАТ сводится к тому, что, во-первых, любой человек, интерпрети­рующий изображение на рисунке, фильтрует его через собственное восприятие и мотивацию, и во-вторых, что восприятие субъекта тестирования во многом определяется тем, в каком стиле сделан рисунок и что на нем изображено. Один из тестировавшихся при помощи ТАТ индивидуумов, единственная женщина в группе из 24 человек, изучавших курс менеджмента и проходивших тестирова­ние при помощи ТАТ, затруднялась придумать беспристрастную, не искаженную собственным восприятием историю о человеке, одетом в форменную одежду, с короткой похожей на уставную

стрижкой, у которого на столе стояла фотография женщины с дву­мя детьми и ничего больше!

i В конце 1960-х гг. Хорнер выдвинул теорию о боязни потерпеть неудачу и применил ее к работающим женщинам с сильно выраженным стремлением к достижениям (Homer, 1968, 1969). Эта предполагаемое различие между мужчинами и женщинами не нашло отражения в более поздних исследованиях по данной теме, что, возможно, является данью моде на равноправие полов (Weiner, 1992). Несмотря на то, что соб­ственные исследования авторов показали различия в значениях фактора 1 (высокий заработок и материальное поощрение), у мужчин они были выше, нежели у женщин, эта разница дальнейшими исследованиями не подтверждалась. Не менее важный вклад в развитие учения о мотивации внес Врум, признававший индивидуальность мотивации. Он придавал особое значение навыкам и умениям, необходимым для выполнения работы. Его работы ближе всего стоят к работам авторов, хотя он не выделял отдельного списка мотивационных стимулов.

Теория ожиданий

В середине 1960-х гг. Врум предположил, что люди обладают как пред­почтениями, так и ожиданиями, и что их мотивация в большой сте­пени подвержена влиянию их взаимодействия и обусловлена есте­ственным желанием достичь поставленных целей. Он утверждал, что большинство мотивационных целей имеет два уровня, т.е. желаемый результат первого и второго уровней: результат второго уровня пред­ставляет собой конечную желаемую цель, а результат первого уровня является необходимой предпосылкой для ее достижения. Например, если кто-то предпочитает перейти из документарного отдела в отдел PR, то это желание представляет собой цель второго уровня. Если большинство сотрудников этого отдела — дипломированные журна­листы, специалисты по СМИ, то работнику следует предположить, что правильным желаемым результатом первого уровня должно стать обучение на соответствующих курсах для получения необходимой ква­лификации. Но если кто-то из представителей руководства отдела имеет родственные отношения с высшим руководством компании, а данный работник таковых не имеет, то это негативно отразится на его мотивации, поскольку он поймет, что результат первого уровня, необходимый для достижения конечной цели (цели второго уровня), находится вне пределов его контроля.

Свою теорию Врум обобщил уравнением:

F = Vx E, где F — это сила (примерный аналог стимула или мотивации), V -t сила индивидуального предпочтения данного результата, а Е — ожи* дания чего-то (как вероятность от 0 до 1), что приведет к желаемому результату первого уровня. ;

Именно личное восприятие необходимости достижения результа­та первого уровня и личная оценка работником вероятности его дос­тижения оказывают влияние на силу его мотивации. Врум подчерки­вал важность учета различий в мотивации людей. Но поскольку лич­ные предпочтения и ожидания для каждого специфичны, использо­вание универсальной модели требует в каждом отдельном случае оцен­ки его конкретных характеристик. Можно исследовать собственную мотивацию, стараясь препарировать свои чувства, но это не принесет пользы, если вы намереваетесь определить мотивацию других. Эта теория наталкивает на весьма интересные вопросы в ситуации, когда менеджер по персоналу составляет схему поощрения и вознагражде­ния. Зачастую путь, ведущий к достижению результата второго уров­ня, настолько неясен, и даже противоречив, что людей очень трудно мотивировать. Мотивация всегда страдает, если путь к успеху покрыт туманом неопределенности.

В самом начале данного приложения мы утверждали, что челове­ку присущи мощные методы защиты и рационалистического обосно­вания, в том числе, отрицания, позволяющие поддерживать психи­ческое равновесие. В сущности, внутренние присущие человеку сти­мулы (подсознание) удовлетворяются, но при этом отрицаются им. Он не осознает их, а прибегает к рационалистическому обоснованию, пытаясь объяснить себе то, что багаж его супер-эго относит к не име­ющим оправдания действиям. Люди любят чувствовать, что их мне-. ния и действия совпадают; когда же это не так, предпринимаются попытки согласовать, выровнять их. Первым описал этот феномен МакГир (McGuire, 1966), хотя и Фестингер создал несколько выдаю­щихся работ в этой области (Festuiger, 1957), в том числе теорию диссонанса познания.

Когнитивный диссонанс_________________'

Изучение Фестингером расхождений во взглядах предполагает, что мы предпочитаем поддерживать равновесие между нашими взгляда­ми и действиями. Например, если я осознаю необходимость охраны окружающей среды и полагаю, что все люди обязаны заботиться о чистоте планеты, то я должен испытывать смешанные чувства, делая что-либо, противоречащее моим убеждениям, скажем, выбрасывая мусор в заповедном уголке природы. Этот диссонанс между моим

поведением и взглядами, доходя до моего сознания, вызывает состо­яние дискомфорта, и я попытаюсь избавиться от него. Я могу либо прибегнуть к отрицанию моего поведения: «я этого не делал», «это вышло случайно», «просто это у меня такой неудачный день» или попытаться изменить мнение: «Я не настолько ярый защитник окру­жающей среды, чтобы считать, что один маленький пакетик из-под чипсов нанесет природе непоправимый урон». Словом, что бы я не делал, все будет мотивировано моим желанием привести мои взгляды и мнения в соответствие с моим мною же осуждаемым поведением.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!