Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика Российского законодательства в сфер образования



Понятие и система источников образовательного права

Характеристика международных актов в сфере образования

 

 

Международные договоры и законодательство об образовании

 

Развитие академической мобильности, международных обменов в области образования, науки и культуры, современные процессы глобализации образования требуют основательной международно-правовой регламентации образовательных отношений.

К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования, который, с известной долей условности, можно назвать международным образовательным правом.

Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться:

- в международно-правовых актах универсального характера, принятых под эгидой ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и т. д.;

- в региональных международно-правовых актах, принятых в рамках Совета Европы, СНГ, ЕврАзЭС;

- в разнообразных международных соглашениях по сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры, заключаемых на двустороннем уровне.

При этом нормы международного образовательного права могут быть включены в международные договоры, регулирующие исключительно образовательные отношения, а также могут находиться в международных договорах, в которых вопросы образования затрагиваются прямо или опосредованно, наряду с другими вопросами (например, Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»[19], Конвенция о правах ребенка[20] и др.).

Устанавливая соотношение между российским законодательством об образовании и положениями международных договоров Российской Федерации, законодатель в п. 6 ст. 4 Закона об образовании 2012 г. воспроизводит конституционный принцип приоритета норм международного договора, сформулированный в ст. 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

 

Характеристика Российского законодательства в сфер образования

Законодательные основы функциониро- вания сферы образования России Поскольку сфера образования представляет собой совокуп- ность субъектов, взаимодействующих между собой и с дру- гими субъектами, безусловно необходимо знать установлен- ные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия. Основные правила взаимодействия установлены следующими документами: • Конституцией Российской Федерации; • Законом Российской Федерации „Об образовании“ [1]; • Гражданским кодексом Российской Федерации; • другими законодательными и нормативными актами. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфе- ре образования. В частности, статья 43 провозглашает (цити- руем): 1. Каждый имеет право на образование; 4 Общая характеристика сферы образования 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошколь- ного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных об- разовательных учреждениях и на предприятиях; 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно полу- чить высшее образование в государственном или муни- ципальном образовательном учреждении и на предпри- ятии; 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования; 5. Российская Федерация устанавливает федеральные го- сударственные образовательные стандарты, поддержи- вает различные формы образования и самообразования. Почему эти положения Конституции цитируются дослов- но? Они устанавливают наиболее общие принципы функци- онирования системы образования. Все отношения в образо- вании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними. В практической жизни об этом зачастую забывают или опираются на недостаточно четкие определения конституци- онных гарантий в области образования. В дальнейшем мы сможем убедиться в этом при рассмотрении отдельных эко- номических проблем. На уровне конституционных положений важно запомнить следующее. 1. Не все образование в России должно предоставляться и предоставляется бесплатно. Бесплатным является дошколь- ное, основное общее и среднее профессиональное образование. Общедоступность и бесплатность образования этих уровней обеспечивается государством: государством создана сеть госу- дарственных образовательных учреждений и обеспечивается их функционирование. 2. Не все образование равнодоступно для всех граждан. Высшее образование может быть получено на конкурсной ос- нове, т.е. предполагается, что количество „бесплатных“ мест 5 2.2.Законодательные основы сферы образования в высших учебных заведениях должно быть (получается, что именно должно быть, поскольку в Конституции заложен прин- цип конкурсной доступности) меньше численности лиц, же- лающих занять эти места. Формально говоря, это положение Конституции будет выполняться, если все желающие будут поступать на одно бесплатное место. Разумеется, это допуще- ние носит иллюстративный характер, но существо отношений конкурсности показывает очень наглядно. 3. В сфере высшего образования бесплатными являются только те места, обучение на которых обеспечено государ- ством из общественных ресурсов (государственного бюджета) и на которые студенты поступили на конкурсной основе. Ино- гда возникают вопросы частного свойства, связанные с по- ступлением на обучение без конкурса (целевые места, поступ- ление без экзаменов и т.п.). Это можно рассматривать как ис- ключение из общего правила, но можно представить это таким образом, что государство проводит часть конкурсного отбора само, заранее объявляя условия доступа к части учебных мест. Таким образом, можно считать, что государственные га- рантии в области образования носят ограниченный характер. Следует также отметить, что конституционные нормы не касаются такого образования, как начальное профессиональ- ное. По каким соображениям это сделано — можно только до- гадываться. Очевидно это связано с тем, что профессиональ- ная подготовка является своего рода „довеском“ к общему образованию, связана с рынком труда и должна являться в значительной мере заботой либо экономики в лице работода- теля, либо самого человека, либо обоих этих субъектов вме- сте. Особенность этого уровня образования состоит в том, что наряду с профессией учащиеся получают и общее образова- ние на бесплатной основе (как и предусмотрено конституци- ей). На практике и профессиональные навыки также даются учащимся этого уровня образования бесплатно. А вот среднее профессиональное образование, т.е. следующий уровень про- 6 Общая характеристика сферы образования фессионального образования, должен быть и общедоступным и бесплатным. Конституционные положения конкретизируются в положе- ниях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Рос- сийской Федерации „Об образовании“ [1]. Принятие Закона было очень важным шагом в становле- нии правового пространства, определяющего порядок функ- ционирования системы образования в условиях рыночной эко- номики 1 . Положения Закона были и остаются предметом дис- куссий и анализа, по результатам которых в него вносятся из- менения и дополнения. 13 января 1996 г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также пре- терпела существенные изменения. В дальнейшем, по всей ви- димости, текст будет меняться и дальше. Закон „Об образовании“ с точки зрения экономики важен следующими своими положениями: • в практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других; • был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения — это юридическое лицо, некоммерческая организация в форме учреждения (в по- следней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществ- лять и иные некоммерческие организации), осуществля- ющая образовательный процесс; • установлены пределы компетенции по уровням управле- ния образованием и определен круг функций и задач, 1Законы об образовании принимались и раньше. Например, Закон Союза ССР „Об утверждении основ законодательства Союза ССР и со- юзных республик о народном образовании, принятый на шестой сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г. — „Ведомости Верховного Совета СССР“, 1973, № 30, ст. 392. 7 2.2.Законодательные основы сферы образования реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне; • определены экономические отношения в сфере образова- ния: введено понятие „непредпринимательской деятель- ности“ в сфере образования, определено содержание эко- номической автономии образовательного учреждения, от- ношения собственности в системе образования, обозна- чена необходимость налоговых льгот для образователь- ных учреждений. Хочется обратить внимание на исполь- зование термина „обозначение необходимости налоговых льгот“. Более подробно эта особенность будет рассмат- риваться при рассмотрении темы „Налогообложение“; • Закон в значительной мере уравнял государственные и негосударственные образовательные учреждения в воз- можностях осуществления образовательной деятельно- сти, закрепив, правда, и некоторые существенные отли- чия: негосударственные образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право по- лучать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такой возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имею- щих государственную аккредитацию; • государственные и муниципальные образовательные учре- ждения получили право осуществлять приносящую до- ходы деятельность, причем не только в сфере образова- ния и науки, но и по другим направлениям. Безусловно важным фактом явилось и определение набо- ра государственных гарантий приоритетности сферы образо- вания. Это обстоятельство трудно оценить однозначно: • с одной стороны, государство взяло на себя определен- ные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно; • с другой стороны — эти обязательства стабильно не вы- 8 Общая характеристика сферы образования полнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене уста- новленных льгот и обязательств, что порождало соци- альную напряженность в системе, и, в итоге, в большин- стве своем эти гарантии были отменены. Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи глав- ным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях, вы- деляет ряд особенностей для некоммерческих организаций. О них мы поговорим несколько позже. Важно отметить, что Ко- декс допускает наличие таких особенностей у различных ви- дов учреждений и разрешает, если допустимо так выразиться, их регулирование „законодательными и иными нормативны- ми актами“ (статья 120, пункт 3). Это положение имеет очень большое значение для системы образования. Деятельность государственных и муниципальных образо- вательных учреждений регулируется также следующими нор- мативными документами: • типовыми положениями об образовательных учрежде- ниях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосудар- ственных образовательных учреждений типовые поло- жения об образовательных учреждениях выполняют функ- ции примерных; • разрабатываемыми на их основе уставами этих образо- вательных учреждений; • иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образо- вания. Отдельно следует выделить законодательные и норматив- ные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую оче- редь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчет- 9 2.3.Понятия сферы образования ности и т.д. На некоторых из них мы будем останавливаться при рассмотрении отдельных вопросов курса. Вся совокупность действующих законодательных и норма- тивных актов определяет условия функционирования обра- зования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практи- ческой деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет. Подводя итоги обзора законодательных основ функциони- рования системы образования, допустимо сделать следующие выводы: • условия функционирования сферы образования опреде- лены законодательно и, следовательно, изменить их мож- но также только законодательно; • конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодатель- ной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.




Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!