Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ



 

Воспитательная работа осуществляется преподавателем-тре­нером прежде всего в самом процессе обучения. Б. С. Денисов, например, в своей тренерской практике не проводит резкой грани между обучением и воспитанием, считая, что процесс обуче­ния технике, продуманно и правильно поставленный, помогает воспитывать у боксера положительные качества и устранять, снимать отрицательные.

Б. С. Денисов уже вначале так ставит обучение, чтобы при­вивать ученику нужные для боя навыки и в этом же направле­нии воспитывать его эмоции и характер.

Здесь тренера ожидает своеобразное противоречие: с одной стороны, чтобы обучение стало на реальную почву и носило ха­рактер боевой подготовки, а не упражнений гимнастического характера, нужно как можно скорее дать ученику боевые перчатки, — оттягивать вольный бой нельзя. С другой стороны, у новичка инстинктивные защитные движения настолько резки, что при первом же бое могут совершенно смять едва наметив­шиеся, слабо усвоенные и еще не автоматизированные элемен­ты техники.

Б. С. Денисов считает, что устранить это противоречие не трудно. Для этого он следит, чтобы первое время ученики вели бой слабыми ударами и в замедленном темпе.

Замедленный темп и слабые удары, во-первых, не вызы­вают резких проявлений страха и нерешительности, во-вторых, если последние в известной степени и проявляются, ученик сра­внительно небольшим волевым усилием их подавляет. Тогда ра­зученные им удары и защиты не искажаются под влиянием от­рицательных эмоций, закрепляются в памяти ученика и от по­стоянных упражнений автоматизируются.

И все же в действиях учеников возможны многочисленные и разнообразные ошибки. Одни из них вызываются плохой коор­динацией движений, другие связаны с тем, что ученик плохо запоминает учебный материал, третьи возникают под влиянием страха и т. п. И хотя существует много приемов, обычных в преподавании бокса, чтобы исправлять эти ошибки, иной раз, однако, и солидного тренерского багажа недостает, чтобы сразу выправить какое-либо «оригинальное» искажение: всего преду­смотреть нельзя, в особенности же бесконечного разнообразия ошибок.

Тренер должен постоянно работать над своей педагоги­ческой техникой, искать приемы воздействия на ученика, на­капливать и разнообразить эти приемы, воспитывать в себе находчивость и такт, умение подойти к каждому ученику с особой меркой. Даже по отношению к типичным, наиболее часто встре­чающимся ошибкам следует применять разные приемы, так как имеешь дело с различными учениками. Иногда даже с од­ним и тем же учеником нужно поработать и так и этак, приме­нить к одному ученику и по поводу одной ошибки несколько приемов.



Такого рода приемов существует достаточно много, но прак­тика требует от тренера не канона, не стандарта для работы, а постоянных творческих поисков, постоянного обогащения бага­жа тренерской техники.

А. А. Гольдштейн подчеркивает значение правильного отбо­ра спортивно-технических средств, служащих целям воспитания боевых качеств боксера.

Для того чтобы с самого начала правильно формировать волю и характер боксера, нужно внимательно подойти к выбору спортивно-технических средств. Поэтому А. А. Гольдштейн ста­рается всем новичкам поставить правильный, точный и быстрый удар, добиться, чтобы они умели действовать обеими руками, выработать свободное и разнообразное передвижение по рингу, и, что особенно важно, разучить защиты.

Однако, кроме изучения общего для всей группы материала, с самого начала работа с новичками должна быть индивидуали­зирована. А. А. Гольдштейн тщательно изучает физические данные ученика, особенности его характера и темперамента и в со­ответствии с психофизической конституцией ученика выбирает для него те или иные спортивно-технические средства и манеру действий. Прежде всего, это относится к выбору боевой стойки. Будет ли это низкая собранная стойка, или выпрямленная стой­ка, или любая промежуточная форма — это зависит от личных особенностей ученика, и задача тренера — правильно эти осо­бенности определить. Поэтому тренер должен вырабатывать в себе своеобразный психологический глазомер: знания одних только физических данных ученика недостаточно, чтобы опреде­лить нужную ему манеру действий или, например, соответствую­щую им боевую стойку.



А. А. Гольдштейн стремится научить боксера подавлять от­рицательные эмоции, сковывающие его действия. В первую оче­редь это относится, понятно, к проявлению страха и связанным с ним инстинктивным защитным движениям. Новичок, не умею­щий еще применять защиты, закрывает («жмурит») под влиянием страха глаза, делает беспорядочные защитные движе­ний руками и т. п. Здесь лучший метод воздействия на учени­ка — постепенность. Переходя мало-помалу от медленных дви­жений к более и более быстрым, от легких и слабых ударов к более сильным и резким, от простых к более сложным действи­ям, А. А. Гольдштейн вырабатывает у ученика умение приме­нять нужную защиту и контрудар, воспитывает в нем чувство уверенности, а отсюда — спокойствие и способность подавить, преодолеть чувство страха. На конкретных примерах он пока­зывает боксеру, что бояться совершенно нечего, укрепляет его веру в себя.

Тренер должен уметь пользоваться различными чертами ха­рактера своего ученика, чтобы снимать или подавлять те или иные отрицательные эмоции. Для борьбы с трусостью чаще все­го вполне удовлетворителен метод постепенного увеличения трудности материала, темпа и эмоциональной нагрузки, при ко­тором для вольного боя подбирается сначала более слабый про­тивник, а когда ученик приобретает уверенность — все виды на­грузки увеличиваются, и противник дается сильнее. Другое дело, когда ученик самолюбив или честолюбив; иной раз достаточно пристыдить такого ученика, чтобы получить положительный и устойчивый эффект. Верно направленные чувства гордости, спортивного честолюбия способны вытеснить такие вредные эмоции, как страх, озлобление, и помочь преодолеть нереши­тельность и инертность.

Чрезвычайно важно выработать в боксере способность к зна­чительному волевому усилию.

А. А. Гольдштейн успешно применял следующий метод при случайных нокдаунах во время вольного боя. Он немедленно поднимал упавшего боксера, не давая ему отдыхать, и застав­лял его, продолжая бой, обязательно идти вперед, нападать на партнера. В то же время А. А. Гольдштейн быстро давал по­нять второму боксеру, чтобы он не наносил ударов в голову и переходил к защите. А. А. Гольдштейн наблюдал в таких слу­чаях, что у боксера, сумевшего резким усилием преодолеть сла­бость и неуверенность, вызванные нокдауном, волевые качества резко повышались.

Задача тренера — обращать внимание на каждого из учени­ков, следить и за их техническим совершенствованием, и за формированием их боевых качеств, и за особенностями прояв­лений воли и характера. Во время занятий тренер должен хоро­шо изучить свою группу, следя за способностями и успевае­мостью каждого занимающегося, обращая внимание на разви­тие его боксерской индивидуальности.

Добиваясь высокой эмоциональности занятий, тренер во гла­ву угла должен ставить требования дисциплинированности, веж­ливости и аккуратности. В своих действиях и советах тренеру нужно быть чутким и гибким, находить для каждого случая особое решение, поощряя и «подхлестывая» одних и сдерживая других. Тренер должен бережно относиться к своему коллективу, помня, что в ряде случаев формирование боксера протекает очень медленно и от тренера требуется большая выдержка, тер­пение и педагогический такт. Так, например, К. В. Градополов советует, если тренер видит, что ученик трусоват, главное вни­мание обратить на усвоение им приемов защиты. Чем свобод­нее будет ученик владеть защитой, тем скорее он приобретет уверенность, нужную ему в боевой обстановке.

Если все же, несмотря на указания тренера, у ученика остается слишком много инстинктивных защитных движений, инстинкт самосохранения довлеет над ним, а чувство страха его сковывает — нужно резко сменить обстановку: замедлить темп, ослабить силу и резкость удара, чтобы выработать необходи­мый навык в спокойной обстановке. Лишь когда навык будет приобретен, нужно постепенно обострять обстановку боя.

 

ПОДГОТОВКА НОВИЧКА К БОЮ

 

Первый бой — событие, остро воспринимаемое и переживае­мое новичком. Поэтому подготовка новичка к бою требует, что­бы тренер-педагог внимательно и продуманно избирал средства воспитательного воздействия на своего ученика.

К. В. Градополов, готовя новичка к первому бою, воспитывает в нем корректность по отношению к противнику, судьям, зрителям, как основу поведения боксера; инициативу, решитель­ность, при которых боксер не ждет, как сложится боевая обста­новка, а действует сам, не боясь риска и создавая, так сказать, собственный «рисунок боя»; умение действовать по-разному в различной обстановке находить и осуществлять нужные решения не смущаясь неожиданностями и случайностью. Наконец, чувство дистанции и времени, соединенное с умением свободно двигать­ся в боевой стойке, завершает круг качеств, воспитание кото­рых К. В. Градополов ставит основной целью своей работы.

Если учесть, что технические средства новичка довольно ог­раничены, то станет ясным, что воспитание боевых качеств, — главное в работе тренера при подготовке новичка к первому бою.

Средства воспитательного воздействия тренера очень разно­образны. И анализ действий отдельного боксера, и общая бе­седа, и показ тех или иных приемов, — все должно быть устремлено в одном направлении: формировать качества, нужные в боевой обстановке. Здесь большую роль играет наглядность учебного материала. Наблюдая за тренировкой мастеров, глядя на матчевые встречи на ринге, начинающий боксер осмысли­вает собственный технический багаж, приобретает определенные спортивные вкусы, избирает ту или иную манеру действий, К. В. Градополов в этих случаях умело направляет новичка, по­могает ему аналитически разобраться в том, что он видит, под­сказывает ему, что для него хорошо и что непригодно. Напри­мер, чрезвычайно важно показать молодому боксеру, как мастер, применяя ту или иную защиту, использует ее для активных действий. Новичок должен понять, что какую бы защиту ни применял боксер, он всегда одновременно с ней наносит встреч­ный или ответный удар, причем движение защиты всегда под­чиняется движению контрудара. Защита ради защиты, без контрудара, должна характеризоваться как нецелесообразная и
вредная. Такими указаниями поощряется всякое, проявление инициативы и решительности. Тем более важно подчеркнуть новичку ценность активного и решительного ведения боя, с энер­гичными и разнообразными атаками, проникнутого стремлением и волей к победе.

Коллективные посещения матчей под руководством тренера приносят неоценимую пользу начинающим боксерам.

А. А. Гольдштейн, при подготовке новичка к первому бою,, стремится, чтобы он понял, что первый бой для него — это, прежде всего технический экзамен. Неважно, выиграет он или про­играет бой. Но важно, чтобы он действовал на ринге смело, уве­ренно, технически правильно. Если новичок проиграл бой, нуж­но его ободрить, показать, что при хорошем техническом веде­нии боя незначительное поражение может быть лучше победы, достигнутой грубой силой. Во всяком случае — важно следить, чтобы острые переживания, связанные с первым боем, не трав­мировали новичка, а, наоборот, вызвали в нем стремление к дальнейшему росту и совершенствованию.

При подготовке новичка к бою особенно важно правильно организовать тренировку и внимательно регулировать бой на ринге.

Каковы здесь задачи тренера? Б. С. Денисов указывает на следующие:

Бережно относиться к ученику, давая ему всегда партнера по силам. Не ставить ученика все время в невыгодные условия, а регулировать вольный бой так, чтобы, если у ученика сегодня более сильный партнер, в следующий раз дать партнера слабее: Такая тактика не травмирует ученика, оставляет его всегда уверенным в себе.

Не ставить также ученика всегда в более выгодную обста­новку, что часто случается по отношению к лучшим учени­кам. Это может привести к переоценке учеником своих сил, и тогда неожиданная встреча с более сильным противником мо­жет совершенно деморализовать его.

В вольном бою никому не позволять подавлять партнера. Только при спокойном, товарищеском ведении боя растут волевые свойства боксера.

А. А. Гольдштейн считает основой воспитания новичка — большую требовательность к нему и приучает боксеров к дис­циплине с первого же дня занятий. Тот, кто опоздал на занятия на одну минуту, не допускается на урок. Слово тренера — за­кон для ученика. Посторонние разговоры, пререкания во время Занятий воспрещаются.

«Суровый закон суворовской выучки «трудно в ученьи — легко в бою» мы применяем с успехом в спортивной работе», — говорит А. А. Гольдштейн.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!