Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

Для студентов заочной формы обучения

 

Курск 2012


 

УДК: 61:620.2 (072) Печатается по решению
ББК: 52.82я73 редакционно-издательского
М 54 совета ГОУ ВПО КГМУ Росздрава

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» для студентов заочной формы обучения /Т.А. Олейникова, А.И. Овод. - Курск: КГМУ, 2012. – 45с.

Настоящие методические рекомендации составлены на кафедре управления и экономики фармации Курского государственного медицинского университета с целью методического обеспечения выполнения курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение», предусмотренной государственным образовательным стандартом по специальности 040500 – «Фармация».

 

Составители: Олейникова Т.А. - к. ф. н., доцент кафедры управления и

экономики фармации

Овод А.И. - д. ф. н., профессор кафедры управления и

экономики фармации

 

 

Рецензент:Репринцева Е.В.- к.ф.н., доцент кафедры экономики и управления здравоохранениемКГМУ

ISBN: ББК: 52.82я73
©  

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение ……………………………………………………………...
1. Структура курсовой работы..……………………………………
2. Требования к содержанию курсовой работы………………….
3. Справочная информация ………………………………………..
4. Методические советы по выполнению курсовой работы …..
5. Темы курсовых работ …………………………………………….
6. Требования к оформлению курсовой работы ………………..
7. Приложения ………………………………………………………. Приложение 1. Перечень нозологий к теме курсовой работы №1 Приложение 2. Перечень фармакотерапевтических групп к темам курсовых работ №2, №4, №5 Приложение 3. Перечень лекарственных средств к теме курсовой работы №3 Приложение 4. Правила оформления списка литературы Приложение 5. Форма титульного листа    

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является заключительным этапом изучения дисциплины«Медицинское и фармацевтическое товароведение» для студентов фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 040500 – Фармация.

Основные цели подготовки курсовой работы:



- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение», изучающей ассортимент медицинских и фармацевтических товаров (МФТ), особенности товароведческого анализа и маркетинговых исследований товаров в системе товародвижения;

- овладение навыками самостоятельной практической работы при решении проблем и вопросов, исследуемых в курсовой работе.

При выполнении работы студент должен показать глубокие знания по маркетинговым исследованиям; продемонстрировать умения анализировать ассортимент МФТ по определенным показателям, оценивать их конкурентоспособность, определять этапы жизненного цикла товаров и т.д.; научиться рассчитывать, систематизировать и анализировать фактический материал с использованием методов и технологий маркетингового анализа, делать соответствующие выводы и предложения.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Курсовая работа, согласно Инструкции по подготовке курсовых работ в высших учебных заведениях и Положению о курсовой работе КГМУ, должна носить научно-практический характер и иметь экспериментальную часть. В соответствии с этими документами, представленная в данных методических рекомендациях структура курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение» включает в себя 2 главы:

Глава 1. Обзор литературы по изучаемой проблеме.

Глава 2. Экспериментальная.

Выполнение курсовой работы по дисциплине предполагает следующую последовательность действий (рис. 1):

- получить тему курсовой работы;

- определить актуальность, основную цель, задачи, объекты, методы выполняемой работы;

- собрать, обработать и отразить в первой главе необходимую информацию по научным литературным источникам по выбранной проблеме;



- собрать и обработать необходимый информационный материал для выполнения экспериментальной главы курсовой работы;

- проанализировать полученные данные, сформулировать выводы;

- привести список использованной литературы;

- представить в виде приложений НТД и другую информацию, используемую при выполнении курсовой работы.

 

 

Таким образом, структура курсовой работы содержит следующие разделы (рис. 1):

Содержание (с указанием страниц начала всех глав и подглав).

Введение

Глава 1. Обзор литературы.

Глава 2. Экспериментальная часть.

Выводы

Список литературы

Приложения

По мере выполнения и написания структура курсовой работы должна быть детализирована с указанием конкретных наименований глав и подглав.

Темы курсовых работы с развернутым планом представлены в разделе 4 данных методических рекомендаций.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение.Отражается актуальность темы, цели, задачи, объекты и методы исследования.

Глава 1. Обзор литературы – в курсовой работе необходимо указать конкретное название главы с учетом выполняемой темы.

В данной главе раскрывается содержание вопросов в соответствии с планом выполняемой темы работы.

Для написания обзора по конкретной проблеме необходимо изучить и проанализировать не менее 20 научных литературных источников. Обзор излагается доступным языком, в тексте обязательно должны быть ссылки на использованные источники литературы.

Объем главы 1 должен составлять от 15 до 20 страниц машинописного текста.

Глава 2. Экспериментальная часть – в курсовой работе необходимо указать конкретное название с учетом выполняемой темы.

В данной главе излагаются результаты маркетинговых исследований, проведенных студентом, в соответствии с планом выполняемой темы работы.

Для написания данной главы необходимо воспользоваться справочной информации, представленной в разделе 3 и методическими советами по выполнению курсовой работы, представленными в разделе 4 данных методических рекомендаций.

Выводы

В выводах кратко формулируются результаты курсовой работы. Первый вывод формулируется по первой главе, следующие 3-4 вывода - по результатам второй главы.


Рис. 1. Алгоритм выполнения курсовой работы по дисциплине «Медицинское и фармацевтическое товароведение»


Список литературы

Список литературы содержит библиографическое описание используемых студентом источников литературы.

Список литературы формируется в алфавитном порядке. Источники на иностранном языке указываются после перечня всех источников на русском языке. Правила оформления списка литературы приведены в Приложении 4.

Приложения

Приложение – это часть текста, которая имеет дополнительное (справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы курсовой работы.

В зависимости от выполняемой темы курсовой работы в приложениях должна быть представлена следующая информация:

- ассортимент лекарственных средств (ЛС), разрешенных к применению в РФ;

- ассортимент ЛС, имеющихся в конкретной фармацевтической организации;

- ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изучаемого лекарственного средства, разрешенных к применению в РФ;

- ассортимент лекарственных препаратов, выпускаемых на основе изучаемого лекарственного средства, имеющихся в конкретной фармацевтической организации;

- фактические объемы продаж (закупок) отдельных ЛС (не менее трех) изучаемой ФТГ в динамике за 3-5 лет;

- анкета социологического исследования потребителей ЛС (фармацевтических товаров);

- анкета экспертной оценки конкурентоспособности ЛС изучаемой ФТГ;

- ассортимент ЛС, выпускаемых конкретной фирмой-производителем и т.д.

 

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В данном разделе представлена информация, необходимая для осуществления расчетов в экспериментальной части курсовой работы.

Показатели ассортимента товаров

1. Структура ассортимента ЛС – доля отдельных групп в общем количестве наименований ЛС (форм.1).

Доля % = Аг / Ао х 100%, где (1)

Аг - количество наименований ЛС данной группы,

Ао – общее количество наименований ЛС.

2. Степень обновления (Iо) (форм.2):

Iо = m / Ао, где (2)

m – количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последнее 3 или 5 лет,

Ао – общее количество наименований ЛС.

3. Коэффициент полноты ассортимента ЛС (Kn) (форм.3):

Kn = Пфакт / Пбаз, где (3)

Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

4. Коэффициент глубины ассортимента ЛС (Кг) (форм.4):

Кг = Гфакт / Гбаз, где (4)

Гфакт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

5. Степень (полнота) использования ассортимента ЛС (Пи) (форм.5):

Пи = а / А х100%, где (5)

а - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, пользующихся спросом в фармацевтической организации или используемых в практике определенного врача за исследуемый период времени,

А - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации на протяжении исследуемого периода времени.

Пример расчета показателей ассортимента ЛС:

Задание: Проведите маркетинговое исследование и рассчитайте показатели инструмента ЛС, содержащих пироцетам (исходная информация предоставлена в таблице).

Таблица

№ п/п Наименования лек. препаратов, содержащих Пирацетам, разрешенных к применению в России Регистр. номер Наличие в аптеке Показате- ли спроса за апрель 2003г. (уп.)
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Пирацетам капсулы 400 мг Пирацетам р-рд/ин 20% - 5 мл Пирацетам табл. покр. Об. 200 мг Пирацетам гранулы для сиропа д/детей 56г-150 мл Ноотропил капс. 400мг (Polfa, Польша) Ноотропил р-р д/ин 1г-5мл (Polfa, Польша) Ноотропил р-р д/инф 12г-60 мл (Исв SA, Бельгия) Ноотропил табл. 800 мг (Исв SA, Бельгия) Стамин р-р д/ин. 1г / 5 мл (Faran Lab SA, Греция) Фезам (пирацетам 0,4г, циннаризин 25 мг) капсулы (Pharmachim, Болгария) 79/463/5 79/463/7 82/624/24 99/44/11 2599,09.02.79 2599,09.02.79 003915,05.10.94 003725,24.02.94 004696,30.01.01 2994,30.10.90 + + + - + - + + + - - - - -

Решение.

1. Структура ассортимента.

Общий ассортимент пирацетамсодержащих ЛС, разрешенных к применению в России составляет 10 наименований, в т.ч.:

- ЛС российского производства – 4 наименования;

- Зарубежные ЛС – 6 наименований.

Т.о. Доля (отеч) = (4:10) х 100% = 40%

Доля (имп) = (6:10) х 100% = 60%

2. Степень обновления за последние 5 лет (1998-2002гг).

По регистрационным номерам устанавливаем новые ЛС, которые были зарегистрированы в 1998-2002 годах. Это 2 лекарственных препарата:

- Пирацетам гранулы для сиропа для детей,

- Стамин р-р для инъекций.

Следовательно, Iо = 2:10 = 0,2

3. Коэффициент полноты ассортимента в аптеке.

Всего разрешено к применению 5 лекарственных форм ЛС, содержащих пирацетам (капсулы, р-р для инъекций, таблетки, гранулы, р-р д/инф.).

Пбаз = 5

В аптеке имелось 4 лекарственные формы данных ЛС (капсулы, р-р д/ин., таблетки, р-р для инфузий).

Пфакт = 4

Следовательно, Кn = 4:5 = 0,8

4. Коэффициент глубины ассортимента в аптеке. В аптеке имелось 7 наименований ЛС, содержащих пирацетам (Гфакт = 7),

а всего разрешено к применению в стране – 10 наименований (Гбаз = 10).

Следовательно, Кг = 7:10 = 0,7

5. Полнота (степень) использования ассортимента в аптеке.

Из 7 имеющихся в аптеке наименований изучаемых ЛС пользовались спросом – 6 (не было продано ни одной упаковки станина).

Т.о. Пn = (6:7) х 100% = 85,7%

3.2. Показатели для определения жизненного цикла товаров (ЖЦТ)

Темпы прироста объемов продаж (Т) рассчитываются по формуле 6:

Утек

Т = (-------- )- 1 х 100% (6), где

Упред

Утек – показатель объема продаж в текущем году,

Упред – показатель объема продаж в предшествующем году.

Интервалы темпов прироста объемов продаж для определения стадий ЖЦТ:

Темпы прироста, % Стадии ЖЦТ
0 – 10 – 15 15 – 100 и более 5 – 15 (после больших значений 0 – 5 отрицательные внедрение рост зрелость насыщение спад

3.3. Показатели для определения конкурентоспособности товаров

1. Коэффициент качества ЛС (потребительский индекс).

На основе экспертной оценки определяют среднеарифметические оценки потребительских параметров конкурентоспособности анализируемых ЛС (Сср.).

Далее с учетом весовых коэффициентов параметров конкурентоспособности, представленных в примечании, рассчитывают коэффициент качества ЛС (форм. 7):

S Сср. х Kwj

Ini = --------------, где (7)

S Kwj

Ini – потребительский индекс или коэффициент качества i-го ЛС,

Kwj – весовой коэффициент j-го параметра.

 

2. Экономический индекс ЛС. Экономический индекс рассчитывают по формуле 8.

Iэi = Цi х Кw, где (8)

Iэi – экономический индекс i-го ЛС,

Цi – цена i-го ЛС в момент исследования,

Кw – весовой коэффициент цены ЛС (см. примечание).

3. Интегральный показатель конкурентоспособности ЛС (Кi):

Ini

Ki = ------ (4)

Iэi

Более конкурентоспособным считается ЛС, имеющее большее значение Ki.

Примечание.

Весовые коэффициенты параметров конкурентоспособности ЛС

№ п/п Наименование параметра конкурентоспособности Весовой коэффициент KW
Потребительские параметры конкурентоспособности ЛС
1. Фармакологическое действие 1,06
2. Фармакотерапевтическая эффективность 1,12
3. Показания к применению 1,12
4. Побочные действия 0,99
5. Противопоказания 0,97
6. Медицинские предосторожности 0,79
7. Фармацевтические предосторожности 0,73
8. Удобство в применении 0,65
9. Многообразие лекарственных форм 0,74
10. Уникальность ЛС (наличие и отсутствие аналогов) 0,74
11. Рациональность и эстетичность упаковки 0,73
12. Условия хранения 0,64
13. Срок годности 0,57
14. Престиж торговой марки 0,69
Экономические параметры конкурентоспособности ЛС
15. Цена ЛС (стоимость ЛС на курс лечения) 0,82

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!