Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Условия и формы активизации познавательной деятельности



В учебно-познавательной деятельности воспитанников на самоподготовке, | на тематических прогулках и экскурсиях, в трудовых делах, на занятиях в твор- >'! ческих группах по интересам, в различных играх (дидактические, сюжетно- < ролевые и др.), в беседах создается благоприятная психологическая обстанов- « ка, доброжелательная атмосфера для обогащения, расширения знаний детей. Источником новых знаний во внеурочное время становится как учебно-позна­вательная деятельность, так и организованная учителем коммуникативная, иг­ровая, трудовая и другая деятельность. В трудовых делах, играх, речевом об- ,\ щении развивается интерес к познанию окружающего, создаются условия воз- ] действия на предметы в целях изменения их свойства, приобретаются знания о | качествах предметов, устанавливаются взаимосвязи между ними, мобилизует­ся внимание, память, развивается мышление, речь и слух детей. В эстетичес­кой, физкультурно-оздоровительной, просветительной деятельности также имеются возможности для познания, нравственного и умственного развития ребенка. Среди основных требований к внеклассному занятию выделяется обес­печение воспитателем самостоятельной активной деятельности детей по развитию их знаний, умений и навыков. Активность школьника является услови­ем его успешного развития. Познавательная активность воспитанников рас­сматривается как действенное, инициативное отношение к усвоению знаний, связанное с проявлением интереса и приложением волевых усилий. Средства­ми активизации интереса может быть использование эмоциональной стороны игровой деятельности и поиск решения проблемных ситуаций. Постановка воспитателем даже небольшой проблемы или игровой ситуации стимулирует детей к активности, придает внеклассной деятельности творческий характер.

Если у ребенка возникла потребность что-то понять и сделать, сообщить, за­дать вопрос и т. п., он активнее выполняет задания или усваивает правила игры. Привлечение школьника к совместному обсуждению и поиску решения пробле­мы начинается с создания проблемной или игровой ситуации. Перед детьми ста­вится конкретная задача, и они побуждаются к поиску решения ее выполнения: продумываются план, правила выполнения, отдельные операции, обсуждаются необходимые игровые предметы или инструменты, последовательность выпол­нения действий, условия работы или игры и т. д. Чтобы приучить неслышащих учащихся к активной познавательной деятельности, к умственному труду на вне­классных занятиях, учитель должен постоянно создавать и использовать возник­шие ситуации, побуждать детей к общению, поиску решений, доказательству правильности их выбора. При этом большое значение имеет эмоциональная ат­мосфера, своевременная помощь, усвоение детьми правил поведения, поощре­ние поиска и нахождения решения даже небольшой проблемы. Воспитатель мо­жет в начале занятия задавать вопросы о теме занятия, обратить внимание детей на наглядно-дидактические материалы и предложить ответить; чем будем зани­маться? Почему так предполагаете? На занятиях бытовым или общественно-по­лезным трудом обдумывается и обсуждается план предстоящей коллективной работы, лучший способ ее выполнения, правила поведения, распределяются обя­занности. Необходимо поощрить того воспитанника, который первым сделал попытку самостоятельного решения поставленной задачи или нашел объясне­ние и наилучший способ ее решения, используя приобретенный опыт в анало­гичной ситуации. Развитие воспитанника предполагает формирование у него навыка переноса знаний и умений со знакомой ситуации в новые условия, при­менение усвоенного в новых обстоятельствах игры или в жизненных ситуациях, умение делать сравнения, анализировать, обобщать, оценивать результаты и др.



Воспитатели должны побуждать школьников творчески выполнять задания, планировать деятельность, выделять последовательность действий, определять конечный результат, учить анализировать выполнение и оценивать результаты деятельности. Например, после проведения подвижной игры на воздухе воспи­татель предлагает детям оценить результаты игры: почему выиграл один уче­ник или команда, как играли другие? Воспитанники вовлекаются в активное обсуждение, у них развивается речевое общение, пополняется словарный запас, вызывается интерес к результатам игры, создается атмосфера соревнования.



При обсуждении предстоящего дела или задания важно стимулировать вос­питанников творчески подходить к его выполнению, чтобы все учились давать собственную оценку, выражали свое отношение к обсуждаемому. Сурдопеда­гог опрашивает всех детей, приучает школьников быть активными и искать самостоятельные решения.

Развивающий подход в воспитании активизирует процесс познания, умствен­ное и речевое развитие младших школьников с нарушением слуха во внекласс­ное время. Воспитателю следует учитывать факторы, влияющие на развитие учебно-познавательной и речевой деятельности. В процессе работы специаль­ных коррекционных школ для глухих и слабослышащих определились основ­ные организационно-методические подходы, соблюдение которых влияет на развитие познавательной деятельности воспитанника вне урока:

• воспитание культуры умственного социального поведения в совместной де­ятельности, внимательного отношения к другим, оказание взаимопомощи, поддержка воспитателем веры в познавательные возможности ученика;

• индивидуализация и дифференциация приемов развития учебной, позна­вательной и речевой деятельности воспитанников;

• формирование способов самоконтроля на основе анализа последователь­ности умственных и практических действий;

• создание на внеклассных занятиях и использование возникших проблем­ных ситуаций для творческого поиска их решений;

• поощрение успеха, самостоятельности в действиях, инициативы и свое­временная реакция воспитателя на проявленную активность школьника или тактичное указание приемов исправления ошибок;

• воспитание эмоционально-положительного отношения, интереса к заня­тиям и разным видам деятельности;

• создание на занятиях обстановки доверия, доброжелательности, радост­ного удовлетворения от совместного поиска решений разных проблем­ных ситуаций, от познавательной творческой деятельности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Определите задачи и формы развития познавательной деятельности воспитан­ников вне класса.

2. Назовите задачи общественного и правового просвещения учащихся младших, средних и старших классов и раскройте условия их реализации. Используйте матери­ал пособия «Сурдопедагогика» под ред. М.И. Никитиной (М., 1989).

3. Раскройте значение учебно-познавательной деятельности в развитии учащихся с недостатками слуха во внеурочное время в школе и в семье.

4. Ориентируясь на список литературы к теме, выпишите в рабочую тетрадь оп­ределение понятия «деятельность», раскройте краткую характеристику основных ви­дов учебно-познавательной деятельности школьников в интернате и группе продлен­ного дня, в семье.

5. Перечислите основные педагогические требования к подготовке и методике про­ведения познавательных бесед, информации об общественной жизни в стране и в мире, об актуальных проблемах настоящего времени в младших, средних и старших классах школы-интерната для детей с нарушениями слуха.

6. Расскажите, как можно использовать материалы художественной литературы, изобразительного искусства для формирования познавательной активности личности с нарушениями слуха. Приведите примеры.

7. Объясните, какую роль в формировании познавательной культуры сознательной, социально активной личности глухого и слабослышащего воспитанника играют прак­тически-действенные и информационные методы воспитания. Проиллюстрируйте это примерами из коррекционно-воспитательной работы с детьми во внеклассное время.

8. Раскройте, из каких структурных частей состоит информационная или познава­тельная беседа, занятие по обучению воспитанников работе с периодической печатью.

9. Изучите опыт проведения учителями, воспитателями познавательных инфор­мации, бесед во внеклассное время. Посетите на практических занятиях в школе ин­формационное занятие или тематическую беседу воспитателя старших или средних классов, сделайте ее краткую запись, анализ ее проведения по следующим вопросам: В какой обстановке проводилась информация или познавательная беседа? Как прове­дена организация учащихся, какими приемами воспитатель включил воспитанников в общение в начале занятия, как использовал звукоусиливающую аппаратуру, экран, наглядный материал? Какими приемами педагог привлек внимание детей к теме бесе­ды и настроил их на восприятие материала? Какие задачи ставил воспитатель, прово­дя беседу, например, по правовому воспитанию? Как были решены познавательные задачи в ходе проведения беседы? Как была построена по структуре информация или беседа? Какое участие приняли воспитанники в обсуждении материала темы? Как про­водилась работа над усвоением новых слов-понятий с применением наглядного мате­риала, развитием речи? Соответствовало ли построение беседы теме и поставленным задачам? Какой материал использовали учитель, старшие школьники из периодиче­ской печати или других источников, как его связали с жизнью школы, класса? Как закончилось занятие? По каким показателям можно судить о достижении воспитате­лем поставленных задач?

10. Подготовьте конспект внеклассного занятия по общественному или правовому просвещению учащихся средних или старших классов; руководствуйтесь следующим планом работы: Определите тип шкоды, группу-класс, возраст воспитанников, тему и цели занятия. Подберите наглядный материал, используйте видеофильмы, компьютер. Определите метод и форму проведения занятия: познавательная беседа или обществен­ная информация, деловая игра, чтение статьи с комментариями, беседа по подготовленным вопросам, устные сообщения воспитанников на основе материалов газет, жур­налов и других публикаций. Используйте приемы работы по усвоению глухими или слабослышащими нового словаря и по развитию слухового восприятия речи с ЗОД (с экраном). Продумайте организацию начала и окончания занятия.

11. Напишите по плану конспект занятия по правовому или экологическому про­свещению для обсуждения в группе студентов на практическом занятии.

12. Подготовьте следующие задания для обсуждения на практическом занятии в груп­пе: Сделать аннотацию статьи из газеты или журнала для комментированного чтения в воспитательной группе глухих или слабослышащих воспитанников старших классов, указать класс. Обсудить различные варианты. Подбор материала из газет или журналов для гражданского воспитания или беседы на тему правового или экологического вос­питания; адаптировать материал для глухих, слабослышащих учащихся старших клас­сов. Обсудить различные варианты подготовленного материала. Подготовить по мате­риалам периодической печати обзор для тематических информации или познаватель­ных бесед. Примерные темы: «Родной край», «Значительные события минувшей недели», «Права школьника», «Герои наших дней», «Так поступают герои-школьни­ки», «Это интересно, давайте обсудим», «Вокруг света» (о событиях в мире) и т. д.

13. Составьте конспект внеклассного занятия с воспитанниками средних классов по приобщению школьников к чтению газет или журналов: Продумайте план занятия. Подберите вопросы для обсуждения. Например: Что дает чтение журнала, газеты? Почему важно читать издания периодической печати систематически? Кто издает жур­налы и газеты? Какие есть разделы, как подбирается и располагается материал? Про­думайте организацию начала, хода и окончания занятия, подберите наглядный матери­ал. Обязательно предусмотрите практическую часть занятия. Например: знакомство каждого воспитанника с газетой или журналом; нахождение определенных разделов; установление содержания некоторых статей по заголовкам или чтение с комментария­ми одной статьи совместно с воспитателем; раскрытие содержания статьи в рисунках и с использованием наглядных материалов и др.

14. Составьте план беседы с глухими или слабослышащими учащимися средних классов на тему «Как читать журналы, газеты»? В беседу включить знакомство детей с памяткой о том, как читать журналы, газеты (Просмотри названия всех статей в газе­те. Внимательно прочитай статью, заинтересовавшую тебя. Определи, о ком и о чем говорится в статье, что в ней главное. Вспомни значение трудных слов в статье. Новое слово прочитай несколько раз, постарайся понять его смысл из текста статьи. Непо­нятные слова выписывай, узнавай их значение).

15. Подготовьте сообщения для практических занятий на тему «Развитие познава­тельной деятельности глухих школьников» по книге Е.Н. Марциновская «Основы пред­метно-практического обучения глухих школьников» (М., 1985).

16. Раскройте условия и приемы активизации познавательной деятельности воспи­танников во внеурочное время.

17. На педагогической практике в школе проведите игры и упражнения на внекласс­ных занятиях для активизации мышления и познавательной деятельности (см. прило­жение к теме).

Приложение

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!