Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Условия трудового воспитания



Вместе с тем правильная организация социально значимых трудовых дел является важным условием формирования личности глухих и слабослышащих школьников. Опыт трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ общего типа, а также специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений позволяет сформулировать ряд условий, при которых труд стано­вится по-настоящему воспитывающим фактором.

Труд учащихся с нарушением слуха должен быть социально значимым тру­дом. Каждому школьнику необходимо показать, что его трудовая деятельность представляет определенную общественную ценность, приносит пользу людям, школьному коллективу, семье. При этом надо иметь в виду, что работа только внутри школы-интерната и только для школы еще не решает полностью задач трудового воспитания. Необходимо, чтобы глухие и слабослышащие принима­ли участие в труде на пользу общества. Иначе у воспитанников формируются местнические интересы, которые противопоставляются интересам широкой социальной сферы как весьма отвлеченной и далекой от учащихся специаль­ного образовательного учреждения.

Результатом труда школьников должен быть полезный продукт, имеющий общественную ценность. Воспитанник должен ясно, зримо видеть конкретные результаты своего труда. В этой связи чрезвычайно важно детально знакомить школьника с общественной пользой результатов его труда. Если учащиеся не видят, что продукт их деятельности нужен окружающим, востребован людьми, у них неизбежно появляется отрицательное отношение к работе, нежелание трудиться по принуждению.

Трудовая деятельность учащихся специальной школы должна быть коллек­тивной. Труд в коллективе не означает просто совместную работу в одном по­мещении и в одно для всех время. Коллективная трудовая деятельность — это совместное выполнение общих трудовых задач, это деятельность, объединен­ная общей целью, общими задачами. Только в таких условиях вырабатывается умение подчинять свое поведение воле коллектива, регулировать свое поведе­ние а интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному школьнику, дает возможность воспитанникам приобрести опыт взаимного контроля, трудовой взаимопомощи и поддержки.

Труд школьников с нарушением слуха должен быть инициативным и твор­ческим. При организации труда необходимо стремиться к тому, чтобы учащих­ся привлекала творческая сторона работы, развивать у них стремление к ново­му, к поиску, желание проявить свою инициативу. Чем больше интеллектуаль­ных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им глухие и слабослышащие дети. При этом следует добиваться, чтобы сами школьники находили наилучшие способы решения трудовых задач, самостоятельно пла­нировали свою деятельность.



В процессе трудовой деятельности учащихся с нарушением слуха целесо­образно применять различные формы самоорганизации и самодеятельности. В указанных условиях у воспитанников формируются организаторские уме­ния и навыки. Самоорганизация помогает развивать самостоятельность, навы­ки руководства и подчинения, чувство ответственности не только за личный труд, но и за трудовые достижения ученического коллектива.

Социально значимый труд должен вызывать интерес у школьников с нару­шением слуха. Деятельность глухих и слабослышащих далеко не всегда моти­вируется осознанием ее общественной ценности. Значительно чаще, чем у слы­шащих, она определяется непосредственным интересом к конкретным трудо­вым делам. В связи с этим перед педагогами стоит сложная задача — пробудить у воспитанников хотя бы косвенный интерес к «нелюбимой» работе. Иначе труд детей неизбежно будет ассоциироваться в их сознании с неприятной необходимостью. Учащиеся будут тяготиться таким трудом, даже осознавая его социальную значимость.

Трудовая деятельность глухих и слабослышащих должна быть посильной для них. Даже самый привлекательный труд не должен приводить к перенап­ряжению сил и переутомлению школьников. Если труд непосилен, то он угне­тающе действует на психику, учащийся утрачивает веру в свои силы и возмож­ности и отказывается выполнять предлагаемую ему работу.

Выполнение трудовых дел необходимо увязывать с учебной деятельностью учащихся коррекционных образовательных учреждений. В ходе трудовой дея­тельности воспитанников целесообразно устанавливать органическую вза­имосвязь между их теоретическими знаниями политехнического характера и конкретными трудовыми операциями. Трудовая деятельность должна строить­ся на знаниях в области физики, химии, биологии, математики, технологии, умениях работать на компьютере, составлять и читать схемы и чертежи.



Совершенно недопустимо наказание школьников с нарушением слуха тру­дом. Труд воспитывает только тогда, когда он не является для учащегося при­нуждением, неприятной обязанностью. В воспитательных целях иногда прак­тикуется обратное — школьник наказывается лишением права трудиться в кол­лективе и с коллективом сверстников. Однако в подобном случае педагог должен точно знать, что такое «наказание» будет искренне переживаться воспитанни­ком и он начнет осознавать: право на труд надо заслужить. Особо важно, чтобы сам детский коллектив решал, может ли быть допущен к работе тот или иной школьник или класс в целом.

Наконец, необходимо требовать от учащихся не просто удовлетворительно­го выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного труда, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Только при соблюдении всех указанных выше условий труд становится для глухих и слабослышащих детей весьма важной потребностью, привлека­тельной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удов­летворения. В такой деятельности школьники приобретают социально зна­чимый опыт трудовых отношений, опыт нравственно ценного общественно­го поведения.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Объясните смысл понятий «социально значимый труд», «коллективная трудо­вая деятельность», «творческое отношение к делу», «нравственная ценность труда».

2. Охарактеризуйте основные виды труда учащихся специальных (коррекцион­ных) учреждений по самообслуживанию.

3. Какова роль производительного труда в формировании личности школьника с нарушением слуха?

4. Дайте содержательную характеристику различным организационным формам труда учащихся.

5. Раскройте основные принципы, которыми следует руководствоваться при орга­низации социально значимых трудовых дел школьников.

6. На основе анализа научно-педагогических и методических работ, представлен­ных в списке литературы, сформулируйте организационно-педагогические условия, при которых трудовая деятельность приобретает воспитывающий характер.

7. Какие виды труда наиболее целесообразны, по вашему мнению, для учащихся с нарушением слуха?

Список литературы

1. Букун НИ. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха. Кишинев, 1988.

2. Вельгус В.М. Трудовая и профессиональная подготовка неслышащих школьни­ков. Екатеринбург, 1994.

3. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М., 1979.

4. Засенко В.В. Подготовка глухих учащихся к самостоятельной трудовой деятель­ности. Киев, 1990.

5. Кантор В.З., Никитина М.И., Пекин Г.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. СПб., 2000.

6. Никитина М.И., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха. СПб., 1997.

7. Пенин Г.Н. Нравственное воспитание глухих учащихся старших классов в про­цессе производительного труда // Дефектология. 1984. № 3.

8. Пенин Г.Н. Политехническая подготовка глухих школьников. СПб., 1992

 

Раздел 5


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!