Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Интеграция уроков развития и внеклассных занятий



Начиная с 90-х гг. XX в., в школах для детей с нарушением слуха вводятся новые предметы, нетрадиционные типы уроков и развивающие внеклассные занятия. Широко внедряется интегрированный подход к формированию у уча­щихся системных знаний. Усиливается внимание к развитию индивидуальных творческих способностей школьников как на уроке, так и во внеурочной орга­низационной деятельности в условиях коллективных дел. Интеграция в образовательном и воспитательном процессе понимается как процесс сближе­ния, соединения образовательных и воспитательных задач творческого разви­тия школьников в единое целое. Интеграция совершенствует взаимосвязь и взаимозависимость между учебными предметами, уроками и внеурочными развивающими занятиями в условиях активизации умственной, речевой дея­тельности и усвоения нравственной культуры. Интеграция способствует раз­витию творчества учащихся и учителей, позволяет школьникам активнее усва­ивать законы окружающего мира, природы, нравственных, общественных от­ношений. При этом в совместной творческой деятельности знания детей эбобщаются, формируется понимание взаимозависимости человека и обще­ства, человека и природы, развиваются художественные представления о жиз­ни и культуре общества при познании искусства, живописи, литературы, т. е. разных пластов культуры.

В процессе педагогической деятельности в специальных щколах формиру­ются новые технологии, методы воспитания, разрабатываются новые органи-шционные формы обучения и воспитания на основе интегрированного подхо­да. Усиливается воспитывающее значение урока и развивается система кол­лективных творческих дел во внеурочной деятельности. Созданы программы новых учебных развивающих предметов (уроки культуры, здоровый образ жизни, уроки литературы, живописи, музыки, интегрированный курс валеоло-гии, история и культура Санкт-Петербурга, речь и культура общения, уроки развития и т. д.). Вводятся новые досуговые программы: школьный праздник; гематические программы, посвященные творчеству поэтов, писателей, худож­ников, композиторов; игровая деятельность как способ познания и воспитания нравственной культуры и т. п. Такие подходы способствуют организации но­вых форм обучения и воспитания вне урока и интеграции уроков с внеурочны­ми занятиями. Широко используются следующие формы обучения и развития: урок-путешествие, урок — заочная экскурсия, урок-конкурс, урок-соревнование, устные журналы, урок-викторина, урок-диспут и т. п. Структура интегриро­ванных уроков и внеклассных занятий зависит от цели и содержания учебно-познавательной, развивающей и воспитывающей творческой деятельности.



Для подготовки развивающих уроков требуется предварительная творчес­кая работа школьников во внеклассное время совместно с воспитателем и ро­дителями. По итогам интегрированных уроков и занятий после выполнения учебной программы обязательно проводится итоговое занятие в форме празд­ника или утренника, устного журнала, конкурса и т. п.

Развивающие интегрированные внеклассные занятия решают единые обра­зовательные и воспитательные задачи, но всегда отличаются по содержанию, методам проведения и формами организации. Они требуют иногда большой подготовительной работы, которая может проводиться в течение месяца или более. Создается организующая группа, куда входят учителя, воспитатели, ак­тивные ученики. При организации и проведении коллективного воспитываю­щего дела младших школьников часто привлекаются родители и старшекласс­ники. Особое внимание обращается на формирование нравственных норм, на культурно-речевое общение.

Организаторами составляется план подготовки и проведения интегрирован­ного коллективного развивающего занятия, контролируется ход его выполне­ния. Примерная схема плана: определение основной идеи, единство содержа­ния урока и внеклассных занятий, общая тема; разработка сценария; материально-техническое обеспечение (подготовка костюмов, декораций или нагляд­ных материалов, подбор видеофильмов и др.); творческие домашние задания всем участникам, подбор речевого материала (диалоги, информации, стихо­творения и т. д.). При подготовке развиваются, уточняются теоретические зна­ния школьников по теме интегрированного урока и внеклассного занятия, фор­мируются практические умения и навыки, развивается слуховое восприятие с использованием индивидуального слухового аппарата, активизируется мысли­тельная деятельность, речевое общение и поведение. Характер творческих за­даний соответствует как уровню развития учеников, их возрасту, возможно­стям, так и теме, содержанию интегрированного урока.



Творческие задания включают: проведение экскурсии, выпуск газеты или альбома по теме; описание экскурсии или др.; заучивание стихотворений, ин­сценировки! пословиц, поговорок; подготовку заданий в виде загадок для со­ревнований, материалов для конкурса кроссвордов, викторин, других различ­ных конкурсов по учебным предметам и т. д.

Большое воспитательное значение имеет подготовка призов, наград, фор­мирование разных групп участников для осуществления коллективного воспи­тательного дела. Определяется название творческого дела, команд участников, девиз команды, готовятся эмблемы и др. Большое внимание уделяется подго­товке костюмов совместно с родителями, учителями трудового обучения. Выс­тавки работ школьников являются часто итогом интегрированного урока и вне­классного занятия. Основные задачи выставки — пропаганда достижений де­тей в творческой деятельности. Важным моментом является торжественное открытие выставки работ школьников, их награждение за интересные работы.

В коллективной творческой деятельности происходит осознание школьни­ком своих особенностей в реализации творческих возможностей, формирова­ние умения самооценки, взгляда на себя со стороны, оценки поступков и дея­тельности других; развитие мыслительных операций, культуры речи и активи­зация речевого общения, формирование культуры поведения и общения; раскрытие индивидуальных особенностей; развитие творческих способностей с опорой на компенсаторные возможности, внутренних возможностей для фи­зического, умственного, речевого, нравственного самосовершенствования.

Формирование творческой индивидуальности школьника невозможно без психологической поддержки со стороны педагога, родителей, без обеспечения защищенности, сохранения веры в свои возможности. Дети с нарушением слу­ха и отклонениями в развитии нуждаются в помощи окружающих для преодо­ления трудностей при участии в общих делах, при неудачах и переживаниях в связи с ошибками в деятельности.

Большое значение имеет привлечение родителей к реализации программ творческой деятельности школьников на внеклассных занятиях. Важно и окаание помощи семье в освоении форм творческой работы, овладении содержа-ельной стороной коллективных воспитательных дел и приемами сотрудниче-тва. Организация творческой деятельности детей в семье, как и в воспита-ельных группах, в коллективных делах, строится в соответствии с развитием х самостоятельности, познавательной активности, культуры сотрудничества окружающими, веры в свои возможности. Определяющим для организации и роведения коллективной творческой деятельности, совместных интересных ел является обязательное доброжелательное общение между воспитателем, етьми и родителями. Родители получают регулярную информацию о нрав-твенной культуре ребенка, его творческих делах и развитии.

В школе проводятся родительские собрания и дни открытых дверей. Роди-ели могут принимать активное участие в коллективных творческих делах груп-ы, трудовых делах, участвовать в работе кружков по интересам, при подго-овке и проведении кукольного спектакля, в подготовке праздников и т. п. Се­ля получает постоянную консультативную помощь со стороны педагогов по ультуре поведения, речевого общения детей, советы об индивидуальном под-оде к ребенку. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, вы-гавок работ школьников и в других коллективных делах является хорошей радицией школы и способствует формированию культуры социального пове-ения и развитию интереса детей к творчеству.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Объясните смысл понятий «организованная воспитывающая деятельность», «об-(ешкольное воспитательное дело», «общественные поручения». Для ответа используй-5 учебник «Сурдопедагогика» (Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989), учебник И.П. Под-асого «Педагогика» (Кн. 2. М„ 2003. С. 146-156).

2. В период педагогической практики изучите отношение старших школьни-эв к коллективным общешкольным делам. Проведите беседу с учащимися. Узнай-г: Сколько учащихся в классе имеют постоянные общественные поручения, какие о содержанию? Какие разовые или постоянные поручения выполняли в учебном аду Школьники в условиях осуществления творческих коллективных дел? В ка-их общешкольных творческих делах участвовали? Как относятся старшеклассни-и к общественной работе? Что их привлекает или неудовлетворяет в ней? Ответы жольников запишите в рабочей тетради и проанализируйте. Схема анализа: ха-актер творческих заданий по условиям выполнения (индивидуальные, групповые ли общешкольные); по особенностям деятельности (театрально-речевая, художе-гвенно-оформительская, игровая, организаторская, спортивная, трудовая, позна-ательная и т. п.); по содержанию (организационные, шефские, творческие при под-уговке праздников, выставок, экскурсий или др., трудовые, спортивные, учебные и т. д.); по характеру деятельности (исполнительские или творческие, руководи­тель или участник).

3. Раскройте коррекционную направленность задач нравственного, гражданского развития глухих и слабослышащих в коллективных творческих делах.

4. Определите методы и организационные формы воспитания инициативы и нрав­ственного поведения; воспитания патриотизма и правосознания, ответственности за порученное дело, общественной активности, сознательности, самостоятельности, от­ветственного отношения к совместной деятельности, интереса к творческой деятель­ности и др.

5. Раскройте понятие «нетрадиционные формы проведения уроков», «интегриро­ванные внеклассные занятия».

6. Перечислите необходимые условия организации и проведения коллективных воспитательных дел во внеурочное время (приложение 1).

7. Определите значение взаимосвязи развивающих учебных предметов и органи­зованной внеурочной деятельности школьников, раскройте понятие «интеграция со­держания нетрадиционных уроков и развивающих внеклассных подготовительных или завершающих тему внеклассных занятий». Назовите возможные формы внеклассных занятий (приложение 2).

8. Составьте таблицу «Взаимосвязь нетрадиционных развивающих уроков и интег­рированных внеклассных занятий». Используйте статью М.О. Касавиной и др. «Нетра­диционные формы проведения уроков как условия совершенствования учебного про­цесса» в сборник «Реабилитация. Образование. Развитие» (СПб., 1998) (приложение 2).

Типы нетрадиционных уроков  
Задачи уроков  
Формы проведения  
Интегрированные внеклассные занятия  
Задачи  
Формы проведения  

9. Выделите формы работы во внеклассной деятельности, развивающие интерес у школьников к различным коллективным творческим делам.

10. Раскройте коррекционную направленность творческих коллективных дел глу­хих и слабослышащих в деятельности общешкольной организации: приемы развития слуха и речи; методы воспитания общественной активности, самостоятельности, со­знательности, ответственности; приемы формирования интереса к коллективным твор­ческим делам; условия развития социального и речевого поведения.

11. Составьте план коллективного дела на основе последовательности воспитываю­щего воздействия с использованием следующих рекомендаций: определите класс и со­ставьте краткую характеристику учащихся, учитывайте уровень подготовленности школьников с нарушенным слухом к активному участию в творческой коллективной деятельности; четко поставьте цели, определите тему и программу коллективного дела, >едства, оборудование, материалы и все необходимое для реализации программы ши­фруемого дела; при определении задач для отдельных участников или групп школьни-)в учитывайте их индивидуальные особенности, интересы, возможности и положи-:льные мотивы для вхождения в коллективную деятельность; определите среди школь-1ков общего организатора, ответственных за разные содержательные направления и июлнителей; установите время выполнения поручений и отчетность; четко определи-| права и обязанности всех участников. Каждый исполнитель отчитывается за резуль-лгы своей работы ответственному. Поручения участники выполняют добровольно; гастники коллективного творческого дела постоянно нуждаются в помощи старших кольников, учителей, родителей. Необходима поддержка уверенности воспитанников /спехе коллективной деятельности. Учителя активно руководят осуществлением про-аммы коллективного дела. Управляющая деятельность воспитателя аналогична его :ятельности на внеклассных занятиях и имеет коррекционную направленность.

12. Обсудите на практическом занятии в группе составленные программы коллек-вных творческих дел. Проведите деловую игру для подготовки к самостоятельному уществлению коллективного воспитательного дела в школе в период педагогиче-ой практики.

13. Назовите тему, цель и задачи «игры-экскурсии».

14. Раскройте структуру организации коллективного творческого дела, выделите о этапы.

15. Какие направления коррекционной работы и коллективной творческой деятель-сти можно выделить на основе анализа конспекта «игры-экскурсии» на разных эта-х ее проведения?

16. Какие формы творческой деятельности, по вашему мнению, возможно еще орга-зовать на разных этапах осуществления игры? Разработайте свои варианты коллек-вной творческой игры во внеурочное время, опираясь на содержание программы звивающих уроков и предложенной статьи в списке литературы. Обсудите подго-вленные конспекты на практических занятиях и проведите одну из разработанных р на педагогической практике в школе.

 

Приложение 1


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!