Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы организации самоподготовки



Одним из путей активизации умственного развития неслышащих и слабо­слышащих детей, коррекции особенностей их мыслительных операций, позво­ляющих добиваться более высоких учебных результатов без перегрузки учени­ков и увеличения времени на самоподготовку, является правильное сочетание фронтальной и индивидуальной работы учащихся и оказание им дифференци­рованной помощи. В ежедневном плане воспитатель определяет последова­тельность выполнения задания по всем учебным предметам, предусматривает формы работы на самоподготовке и содержание индивидуальной помощи уче­никам. При усвоении и закреплении учебного материала на самоподготовке педагог добивается постоянного продвижения в развитии каждого ребенка. Самостоятельная учебная работа на занятии по подготовке уроков может быть вариативной, с учетом опыта организации разных форм учебной работы школьников на уроках. На самоподготовке может организовываться коллек­тивная, групповая (парами, тройками) и индивидуальная учебная деятель­ность школьников под руководством воспитателя. Используются также ди­дактические игры и занимательные игровые приемы для развития знаний младших школьников.

При выполнении домашнего задания воспитатель осуществляет индиви­дуальную помощь ученикам. Дифференцированная помощь должна соответ­ствовать их индивидуальным возможностям усвоения учебного материала и психическим особенностям (устойчивости внимания, памяти, работоспо­собности, уровню речевого развития и др.). Формы помощи ученикам могут быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему, спросить о непонятном. Другому — напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. Для более слабых учени­ков возможно проведение индивидуальных консультаций, широкое исполь­зование наглядного материала. Сильные ученики также нуждаются в инди­видуальных консультациях, в дополнительных заданиях для более глубоко­го изучения учебного материала. Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то воспитателю не следует проводить объяснение не­усвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.

При организации групповой работы младших школьников (парами, трой­ками) для выполнения домашнего задания ученики подбираются так, чтобы сильный оказал другим помощь и в то же время сам закреплял свои знания. Преимущество организации такой работы на самоподготовке состоит в по­вышении активности и самостоятельности учеников, в развитии творческой инициативы каждого ребенка. При выполнении задания по тому или другому тредмету постепенно в своей группе каждый может стать «маленьким учите­ли». В условиях такой организации самоподготовки воспитанники не тре-эуют постоянного подтверждения воспитателем правильности выполнения шдания, у них развивается уверенность и самостоятельность в учебной ра-юте. В то же время педагог следит за работой каждой группы и при надобно-:ти оказывает необходимую помощь. В результате активной самостоятель-юй учебной деятельности в совместной групповой работе у учеников возни-сает интерес к выполнению домашнего задания, что ведет к ее качественному шучшению. Порядок выполнения заданий в начальной школе должен быть адинаковым для всех учащихся. Устанавливается совместно воспитателем и юспитанниками с учетом рекомендаций учителя класса. Постепенно с 4-го сласса с помощью воспитателя каждый ученик определяет последователь-юсть выполнения учебных заданий. В основной школе ученики самостоя-ельно выбирают индивидуальную очередность выполнения заданий по учеб­ном предметам. В старшей школе учащиеся могут выполнять домашние за-(ания самостоятельно в воспитательной группе, в школьных предметных абинетах не только с помощью воспитателя, но и на основе индивидуаль­ных консультаций учителей. У некоторых старших школьников есть необхо-(имость выполнения заданий в школьной библиотеке с использованием спра-ючной литературы, разных словарей, энциклопедий, новых информацион-[ых технологий в компьютерном классе.



Одна из эффективных форм работы на самоподготовке — организация вза-[мопроверки учащимися правильности выполнения задания. Такая проверка пособствует взаимопомощи учащихся, воспитанию чувства коллективизма и оварищества. Необходимо развивать у школьников и самоконтроль при под-отовке домашних уроков для воспитания уверенности и ответственности. 1риемам самоконтроля обучает на уроке учитель, а воспитатель на самопод-отовке постоянно следит, чтобы дети контролировали правильность выпол­нения задания. При этом развивается навык самоконтроля на основе анализа отового образца и предварительных умственных построений предлагаемых чебных действий. Для выработки способности к самоконтролю формирует-я навык последовательности учебных действий при подготовке домашних роков. Систематически школьники приучаются, например, после заверше-ия упражнения самостоятельно проверять, правильно ли выполнено усло-ие задания, сопоставлять выполненное упражнение с текстом в учебнике, с анным образцом, далее — сравнивать результаты с требованиями изученного правила и т. д. Воспитатель постоянно формирует у школьников умение применять разные способы самопроверки заданий, знакомит с новыми для них приемами самоконтроля. Проверять же правильность выполненного до­машнего задания педагогу следует только после самопроверки или взаимной проверки учащихся.



Ежедневно при подготовке уроков младшими школьниками имеют место следующие направления коррекционной работы: коррекция особенностей мыс­лительной деятельности; развитие восприятия устной речи (слухового, зритель­ного, слухозрительного) и внятного произношения на основе использования звукоусиливающей аппаратуры; совершенствование навыка разговорно-обиход­ной речи учащихся в связи с домашней учебной работой в естественных или специально организованных условиях общения; развитие двигательной актив­ности в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного напряжения и утомления.

При рассмотрении особенностей педагогического руководства подготовкой уроков учащимися с нарушением слуха в школе-интернате или в группе про­дленного дня обнаруживаются неиспользованные возможности коррекцион-но-развивающего воспитания в условиях ежедневных занятий по выполнению домашних заданий. Для развития речи школьников необходима организация на занятиях речевой среды, условий для формирования культуры речевого об­щения и поведения, задания практического, творческого характера, включаю­щие игровые приемы, занимательные упражнения, соревновательные момен­ты, использование красочной наглядности, натуральных предметов, муляжей, макетов, рисунков, предметно-практической деятельности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте понятия «самоподготовка», «учебно-познавательная деятельность».

2. Сформулируйте основные педагогические требования к организации и методи­ке проведения самоподготовки учащихся в интернате, в группе продленного дня.

3. Проанализируйте роль учителя и воспитателя, характер их взаимодействия в организации и проведении домашней учебной работы школьников во внеклассное вре­мя. Запишите в рабочей тетради задачи учителя и воспитателя при проведении само­подготовки.

4. Какие методические приемы, формы организации работы должен использовать воспитатель для развития самостоятельности, активности учащихся при подготовке домашнего задания?

5. Проведите на педагогической практике наблюдение за объяснением учителем домашнего задания. На каком этапе урока учитель дает школьникам задание на дом? Проследите соответствие между объемом учебной работы, выполненной на уроке, и бъемом работы, заданной на дом. Оцените характер домашнего задания (предполага­емая деятельность учащихся на самоподготовке: репродуктивная, эвристическая, твор­ческая.) Наблюдается ли стремление дифференцировать задания в зависимости от сте­гни подготовленности учащихся? Насколько подробно инструктирует учитель уча­щихся по домашнему заданию?

6. Посетите самоподготовку учащихся во внеклассное время, пронаблюдайте за )собенностями организации, методикой проведения, руководством воспитателя дея-гельностью школьников: Как решались на самоподготовке: а) образовательная; б) вос-штательная; в) коррекционно-развивающая задача? Как учтены при решении задач >собенности усвоения знаний воспитанниками группы, работоспособность отдельных пкольников? Как было организовано начало самоподготовки, включение учащихся в >ечевое общение, в единый темп работы? Как сочеталась фронтальная и индивидуаль-гая работа детей под руководством воспитателя? Какие виды помощи оказывал воспи­татель ученикам (разный инструктаж, выявление ошибок, пути их исправления, виды юнтроля и т. д.)? Как осуществлялся воспитателем индивидуальный подход к уча-цимся? Сколько времени отводилось на выполнение домашних заданий по разным федметам? За счет чего на самоподготовке обеспечивались рациональное использо-(ание времени и работоспособность школьников? Как проводилась физкультпауза? Сакие виды деятельности школьников наблюдались на самоподготовке? Как воспита­тель проводил работу по развитию слуха и речи, формированию навыков речевого •бщения школьников? Правильно ли использовалась звукоусиливающая аппаратура и кран? Какие можно выделить структурные части самоподготовки и формы учебной 1аботы школьников (с ведущим учеником, парами, группами)? Какие наблюдались [риемы развития у глухих школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля? Как юспитывалось самостоятельное выполнение задания? Как закончилась самоподготов-:а? Сколько времени затрачено на выполнение домашнего задания? Как оценена вос-штателем деятельность школьников? Было ли отведено время на речевое общение чащихся в конце самоподготовки? В какой форме подведены воспитателем итоги са-юподготовки?

7. Побеседуйте с воспитателем младших школьников и соберите данные об ис-юльзовании экскурсий, предметно-практической и игровой деятельности для совер-1енствования самостоятельной домашней учебной работы школьников в интернате.

8. Ознакомьтесь с пособием М.И. Никитиной «Уроки чтения в школе для слабо-лышащих детей» (М., 1978). Ориентируясь на материалы этого пособия, определите собенности подготовки домашних заданий по чтению в интернате для разных возра-тных групп учащихся.

9. Изучите конспект детского праздника «Веселая грамматика» для учащихся на-альной школы. В рабочей тетради запишите, какие знания развиваются у детей (см. риложение). Какие игровые формы организации самостоятельной работы учащихся южно использовать на самоподготовке?

 

Приложение

ДЕТСКИЙ УТРЕННИК


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!