Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы организации воспитательного процесса



Содержание, методы и формы воспитательной системы взаимосвязаны и решают общую задачу социализации детей с недостатками слуха. Известно, что изменение содержания воспитательной системы ведет за собой использо­вание новых форм воспитывающей деятельности и применение соответствующих методов воспитания. Формы организации воспитывающей деятельности учащихся во внеурочное время определяются как организационное выражение процесса воспитания. В сурдопедагогике разработаны разнообразные формы воспитательного процесса во внеурочное время.

1. Внеклассные занятия в воспитательной группе — самоподготовка (само­стоятельная подготовка домашних заданий по учебным предметам); внекласс­ное чтение; занятия изобразительной или театрализованно-игровой деятель­ностью; занятия по воспитанию культуры поведения и речевого общения, ди­дактические, сюжетно-ролевые игры и др. Организуются и занятия группы на воздухе: тематические прогулки, подвижные игры, соревнования, трудовые дела на пришкольном участке и др.

2. Коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая уча­щихся начальной, основной или старшей школы. Организуются и общешколь­ные коллективные дела. К формам организации воспитательного процесса отно­сятся: подготовка и проведение различных тематических праздников, экскурсий; подготовка к олимпиадам и участие в них; участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, походах и экспедициях; подготовка и проведение трудовых или экологических социально-ориентированных мероприятий, спортивных коллек­тивных воспитывающих дел.

Количество детей в воспитательной группе специальной школы I вида, где обучаются глухие, не более 6 человек. Наполняемость воспитательной группы в 1 -м отделении специальной школы II вида до 10 человек, где обучаются сла­бослышащие с небольшими нарушениями речи и позднооглохшие, сохра­нившие в разной мере речь. Во 2-м отделении школы II вида в воспитательной группе до 8 слабослышащих, учащиеся с глубоким недоразвитием всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Воспитывающие внекласс­ные занятия в группе продленного дня или в интернате школы — это подсисте­ма образовательно-воспитательного процесса школы.

Во внеклассных групповых занятиях и подготовке общешкольных коллек­тивных мероприятий широко используются разные формы организации дея­тельности школьников (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская). При ра­боте парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. Индивиду­альная творческая деятельность на внеклассных занятиях предполагает само­стоятельность при выполнении единого задания для всех или разных заданий. При выполнении заданий каждый воспитанник под руководством воспитателя включается в работу в меру своих сил и возможностей, степени подготовленности к самостоятельной деятельности. С.А. Зыков отмечает, что на внекласс­ных занятиях следует сочетать коллективные формы организации деятельнос­ти с индивидуальными при условии педагогического руководства.



Сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности — основ­ное положение реализации воспитательного процесса, повышающего эффек­тивность социализации школьников. Организация взаимоотношений воспитан­ников с другими детьми, учителями, родителями, со слышащими детьми и взрос­лыми, создание условий для сотрудничества, инициативы участников общего дела в группах воспитанников разного количественного состава оказывает це­ленаправленное воспитывающее, развивающее влияние на личность. Педаго­гическое руководство коллективной деятельностью школьников, обучение их коллективной деятельности формирует разные навыки социального поведения в различных ситуациях делового сотрудничества и речевого общения. Школь­ники овладевают умениями быть руководителем, исполнителем, обращаться за помощью и оказывать ее другим, отстаивать свое мнение или учитывать мнения других. В условиях коллективной деятельности у школьников форми­руется умение оценивать свое поведение и товарищей, развивается эмоцио­нально-волевая сфера личности. Деятельность воспитанников на внеклассных занятиях организуется и регулируется воспитателем. Учитель развивает у де­тей интересы, инициативу и формирует все структурные компоненты коллек­тивной деятельности: мотивы, основополагающие цели, планирование дей­ствий, средства достижения результата, контроль и оценка выполнения дея­тельности. Воспитатель помогает воспитанникам овладевать рациональными приемами работы в разных условиях. При этом используется система последо­вательных упражнений, развивается инициатива для достижения нужного ре­зультат в деятельности.



Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте содержание понятий «методы воспитания», «формы организации вос­питательной системы».

2. Определите цель использования методов и форм организации воспитательного процесса.

3. Какие этические нормы, принимаемые обществом как ценности, формируются и воспитываются у учащихся с использованием разных методов воспитания?

4. В чем состоит специфика выбора и сочетания методов воспитания учащихся с нарушением слуха и речи?

  1. В каких работах ученых рассматриваются классификации методов воспитания детей с нарушением слуха?

6. Заполните таблицу «Классификация методов воспитания учащихся с наруше­нием слуха».

Авторы (ФИО, груды) Информационные Практически-действенные Нетрадиционные Побудительно-оценочные
         

7. Определите особенности и специфику применения методов воспитания уча­щихся с нарушением слуха и речи разного возраста.

8. Заполните таблицу «Формы организации воспитательного процесса».

Формы 1-4 классы 5-7 классы 8-11 классы
Внеклассные занятия в воспитательной группе 1 2 3 4 1 2 3 4 5 2 3 4 5
Занятия на воздухе      
Индивидуальные занятия в воспитательной группе      
Коллективная деятельность в общих делах воспитанников начальной, основной или старшей школы      
Общешкольные воспитывающие дела      

Список литературы

1. Никитина М.И. Методы воспитания // Сурдопедагогика. СПб., 1989.

2. Никитина М.И. Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. СПб., 1997.

3. Пономарева З.А. Совершенствование методов воспитания учащихся с нарушен­ным слухом. СПб., 2004. 1| >

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.

5. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.

6. Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха // МеяЫ вуз. сб. науч. тр. Л., 1990.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!