Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Комплексный подход в технологии воспитания



В коррекционных образовательных учреждениях для неслышащих и сла­бослышащих широко используется системный подход для воспитания соци­ально-адаптированной личности. Определение новых целей и нового содержа­ния, методов и форм воспитания школьников предполагает и формирование широких взглядов педагогической общественности на создание единства орга­низационных и культурных условий для духовного развития учащихся. Педа­гогический опыт показывает, что приобщение учащихся к национальной куль­туре обладает большим воспитательным потенциалом и помогает учащимся с ограниченными возможностями здоровья лучше ориентироваться в культур­ных ценностях, раскрывает их творческие способности и социально адаптиру­ет личность.

Открытость, демократизация коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом, гуманизация взаимоотношений учащихся и учи- ] телей, свобода творчества и самовыражения являются результатом системного подхода. Комплексность означает соответствие результатов воспитания постав­ленным целям, единство основополагающих идей и путей их осуществления.

Совершенствование образования и воспитания детей с нарушенным слу­хом требует не только переработки учебных планов, программ, новых методи­ческих подходов, но и создания новых технологий воспитания. Современные технологии воспитания выстраиваются на основе комплексного подхода. Сис­тема воспитания определяется единством целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия. Идея целостной воспитательной системы определяет содержание, поиск интересных организационных форм воспита­тельной работы. Усиление связей между содержанием уроков и внеклассных занятий, использование традиционных и новых форм воспитания раскрывают комплексный характер воспитывающих коллективных занятий. Введение но- ^ вых педагогических технологий, организация групповых занятий, имеющих | комплексный характер, изменяет содержание воспитательного процесса. Не- | обходимо воздействовать на сознание, чувства, поведение воспитанников в единстве. Формировать интерес учащихся как к учебе на уроках и вне класса, так и к внеурочной творческой деятельности. Значимым для внеклассных за­нятий является введение в коррекционных школах новых типов уроков, осо­бенно новых развивающих учебных предметов: «Уроки культуры», «Уроки ли­тературы, музыки и изобразительного искусства», «Уроки здоровья и эколо­гии» и др. Интегрированные уроки изменяют содержание внеурочной творческой деятельности для развития знаний, умений и навыков детей, полу­ченных на уроках. Для этого устанавливается тесная связь внеклассной дея­тельности учащихся с уроками на основе комплексного подхода: урок-игра; урок-путешествие; урок-викторина или диспут; урок-конкурс или соревнова­ние; урок-экскурсия и т. д. Такие уроки требуют предварительной или завер­шающей внеклассной деятельности. Проводятся в школах и интегрированные учебные дни. Содержание всех уроков, проводимых в этот день, посвящены одной теме или значимой дате для школы, города или страны, например: «День рождения города», «День памяти Великой Победы», «Война 1812 года» и др. Учащиеся включаются во внеурочной деятельности в подготовку таких интег­рированных уроков, школьники подбирают и оформляют наглядный материал. Совместно с учителями, воспитателями решают, в какой форме будет прово­диться урок. Готовятся сообщения, стихотворения, инсценировки. Школьники учатся и выступать перед учащимися своего или другого класса. Оформляются стенды, газеты, готовятся экскурсии при участии детей по теме уроков. Обяза­тельно проводится чтение школьниками статей или отрывков из подобранной литературы по теме, решаются кроссворды, проводятся экскурсии в музеи, за­очные экскурсии.



Развитие интереса к творческой познавательной деятельности, потребнос­ти в учебе, интереса к книге, к внеклассным занятиям в группе формируют культуру умственного труда, социального поведения и речевого общения. У учащихся в совместной со взрослыми коллективной деятельности формиру­ются знания норм и правил поведения со сверстниками, со старшими в школе и в семье. Участие детей в творческой практической деятельности в группе, посильном труде в быту и самообслуживании способствуют формированию убеждений, осознанию разных норм поведения, усвоению трудовых и сани­тарно-гигиенических навыков.



Широко привлекаются к творческой деятельности во внеурочное время ро­дители и другие члены семьи. Такой комплексный подход развивает знания ребенка о семье, воспитывает культуру семейных отношений, способствует осознанию роли всех членов семьи и своего полноправного положения в ней. На внеклассных занятиях у школьников воспитывается чуткое, уважительное отношение к родителям, к старшим в семье. В ролевых играх младшие школь­ники осознают себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала, осваиваются соответствующие типы поведения, различ­ные семейные роли, поощряется быть хорошим сыном или дочерью (братом, сестрой, внуком, внучкой). На внеклассных занятиях дети знакомятся с про­фессиями родителей, на экскурсиях — с условиями их труда, с профессио­нальной деятельностью. Рекомендуется родителям привлекать школьников к участию в трудовых делах семьи.

Общество, природа, социально-пространственная система (место житель­ства ребенка) несут в себе большой воспитательный потенциал. Изучение природных, социокультурных, исторических особенностей места, в котором находится дом ребенка и расположена школа, способствует социальной адап­тации школьника. Во внеклассное время организуется сотрудничество школь­ников, родителей и воспитателей для организации взаимодействия ребенка с городом (другим местом жительства), которое становится определяющим в развитии представлений ученика об окружающей природе и мире, жизни об­щества.

Для определения содержания программы воспитательной системы и усло­вий ее реализации характерны следующие особенности: открытость системы воспитания для общественности, семьи воспитанников; привлечение семьи к участию во всех творческих делах в воспитательной группе, школе; проведе­ние различных мероприятий в центрах творчества детей и молодежи, в других внешкольных учреждениях, в различных музеях и т. п.; организация и предва­рительная подготовка больших общешкольных коллективных творческих мероприятий в сочетании с усвоением школьниками подготовительного материа­ла в воспитательной группе, индивидуальное внимание воспитателя к каждо­му воспитаннику; разработка педагогическим коллективом школы совместно сродительским комитетом содержания программы, концепции воспитания уча­щихся на учебный год, отражающих традиции, требования текущего периода и будущего школы; наличие в школе мест и времени вне класса для свободной досуговой деятельности детей по их интересам (спорт, игра, кружки, отдых, общение и т. п.).

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте понимание культурологического подхода в содержании воспитатель­ного процесса вне класса, его значение для развития личности.

2. Известно, что приобщение школьников к культуре имеет большой воспитатель­ный потенциал. Назовите примерные разделы содержания уроков и внеклассных заня­тий по изучению культуры и истории Санкт-Петербурга или другого города.

3. Какое влияние на развитие личности учащихся основной и старшей школы ока­зывает краеведческий материал?

4. В каких организационных формах и условиях во внеурочное время осушеств- > ляется культурное развитие школьника с недостатками слуха?

5. Изложите свое понимание комплексного, системного подхода в определении содержания воспитательного процесса в специальных школах для детей с недостатка­ми слуха.

6. Определите характерные особенности содержания воспитательной системы на основе культурологического подхода и условия их реализации. Заполните таблицу. За­пишите задачи культурного воспитания учащихся, содержание и формы организации для их решения.

Задачи культурологического подхода Направления содержания воспитания Организационные формы внеклассных занятий
1. 1. 1.
г: 2. 2.
3. 3. 3.
4. 4. 4.
5. 5. 5.
6. 6. 6.
7. 7. 7.
8. 8. 8.

7. Раскройте особенности развития эмоциональной сферы школьников с нарушен­ным слухом в условиях приобщения к литературе, живописи, к восприятию музыкаль­ных произведений.

8. Какие формы организации музыкально-эстетического воспитания способству­ют развитию чувств школьников?

9. Объясните влияние слухового восприятия музыки с ЗУА, музыкально-ритми­ческих упражнений, речитативного пения на эмоциональное, психическое, речевое развитие учащихся, на совершенствование двигательной сферы.

10. Изучите в приложении концепцию воспитательной и образовательной системы школы-интерната слабослышащих и позднооглохших № 33 СПб., проанализируйте ма­териал, запишите в рабочей тетради цели и задачи воспитательной системы школы.

11. Обсудите на практическом занятии в группе основные направления содержа­ния и организацию разных видов деятельности. Обоснуйте возможность включения в воспитательный процесс еще других видов деятельности школьников.

12. Раскройте понимание смысла принципов воспитания и образования, которые определяют, по мнению учителей школы, процесс воспитания и образования.

13. Проанализируйте традиции и правила школы слабослышащих, взаимосвязь с различными организациями для социализации учащихся (схема 1 приложения).

14. Изучите и проанализируйте таблицу 1, выделите и запишите в рабочей тетради новые социально-образовательные цели и подходы в дидактическом комплексе, новые программы и нетрадиционные развивающие типы уроков и внеклассных занятий, фор­мы организации дополнительного образования и воспитания.

15. Изучите программу реализации воспитательной концепции (приложение). Про­анализируйте в рабочей тетради ее разделы: взаимосвязь обучения и воспитания; на­правления социализации и интеграции школьников; реабилитация учащихся творче­ством; программа творческого развития учащихся, ее принципы; развитие школьни­ков во внеурочной деятельности. Обсудите на практических занятиях подготовленные материалы студентов.

16. Обратите внимание и обоснуйте права учащихся школы слабослышащих. Что можно добавить в этот перечень, по вашему мнению?

17. Внимательно изучите, за какие достижения награждены учащиеся и педагоги­ческий коллектив школы-интерната № 33 СПб.

Приложение 1

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 33 СЛАБОСЛЫШАЩИХ

И ПОЗДНООГЛОХШИХ СПб1.

Теоретические основания

Цели:

создание условий для компенсации нарушений в развитии слабослыша­щих детей и вовлечение их в социокультурное пространство;

• социализация школьника со слуховой недостаточностью как результат спе­циального образования, системы воспитания и коррекционно-развиваю-1 щей работы;

• интеграция в среду слышащих, осознание себя частью общества;

• развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, трудовой,; нравственной, познавательной культуры, творческих способностей.

Задачи:

• содействие саморазвитию и самореализации личности учащегося;

• установление добрых, нравственно здоровых отношений и формирова­ние коммуникативной культуры в школьной среде;

• гуманизация и общекультурологическая направленность воспитания; пси­холого-педагогическая поддержка;

• развитие навыков самостоятельной трудовой деятельности и творчества;

• сохранение и преумножение школьных традиций;

• воспитание здорового образа жизни;

• сотрудничество школы и семьи в социализации школьников.

Основные направления содержания:

• коррекционно-развивающая работа в образовательном и воспитательном процессе;

• здоровьесберегающее образование и воспитание;

• индивидуально-личностный подход к ребенку;

• развитие творческого потенциала каждого;

• духовно-нравственное и патриотическое воспитание;

• воспитание петербуржца;

• взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия; • инновационные подходы к обучению и воспитанию; • профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка.

Виды деятельности:

• коррекционно-развивающая;

• учебно-познавательная;

• коммуникативная;

• диагностирующая медико-психолого-педагогическая; • коллективоформирующая;

• общественно-полезная;

• стимулирующая саморазвитие личности иее социальную интеграцию;

• предпрофессиональная.

«Ищи у своих детей не худшие стороны, а лучшие. Ты всегда их найдешь. С нихначинай воспитание». (ВТ. Белинский)

«Лучший путь сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми».

(О. Уайльд)

«Через красивое — к человеческому"—такова закономерность воспитания».

(В.А. Сухомлинский)

Принципы воспитания и образования:

• педагогика гуманизма и природосообразности;

• педагогика сотрудничества и сотворчества;

• культуросообразность воспитания;

• направленность на развитие детей в деятельности;

• коррекционное воспитание и обучение;

• дифференцированный и индивидуальный подход.

«Несмотря на самый мрачный прогноз, ребенок имеет право на чудо».

(Л. С. Выготский)

Традиции школы:

• сентябрьские уроки «Традиции нашей школы» (видеофильмы, встречи с интересными людьми, видеоматериалы, знакомство с архивными мате­риалами из истории школы);

• преемственность поколений;

• связь с выпускниками и учителями прошлых лет;

• учительские династии, изучение их истории;

• координация взаимодействия педагогического коллектива и родителей в целях социализации и интеграции детей;

• развитие личностного потенциала каждого учащегося;

• ежегодные встречи в «Клубе веселых и находчивых» старшеклассников и учителей;

• ежегодные спортивные, трудовые и другие состязания между учителями и учащимися, между семьями с участием школьников, между учащимися разных классов или школ.

Принципы работы педагогов:

• окружить ребенка теплотой и вниманием;

• заботиться о развитии, продвижении вперед при овладении каждымшколь­ником знаниями, практическими жизненными умениями, опытомсоци­ального поведения;

• содействовать развитию индивидуальных способностей, творческих за­датков и возможностей каждого ребенка;

• достичь гармонии в развитии нравственной личности школьника с недо­статками слуха.

Схема


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!