Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы внеклассных занятий по развитию слухового восприятия



Слуховое восприятие с использованием ЗУА развивается во внеклассное время при прослушивании в семье и школе радиопередач, просмотре видео фильмов, телевизионных передач для школьников. Слух школьников развивается при использовании ЗУА на внеклассных занятиях: при участии в школьном хоре, прослушивании музыки, разучивании стихотворений; при участии в работе кружков по интересам («Зримая песня», танцевальный кружок и др.); в условиях подготовки и проведения праздников, утренников, речевых конференций. Следует уделять внимание всевозможным играм с использованием детских музыкальных инструментов, разных звуковых сигналов, музыки, речитативного пения. Использование ЗУА развивает восприятие звуков окружающего мира, голосов людей, голосов животных, птиц и др.

Л .П. Назарова замечает, что в любом возрасте имеется интерес, особенно у слабослышащих воспитанников, к речитативному пению, музыке, музыкальным инструментам, музыкальным произведениям, танцевальным ритмам и т. п.

Примерный план занятия по развитию слухового восприятия музыки 1. Беседа воспитателя о творчестве композитора. 2. Краткие сообщения учащихся о знакомых музыкальных произведениях автора. 3. Знакомство с содержанием песни. 4. Работа с текстом песни. 5. Прослушивание записи песни. 6. Воспроизведение ритма песни (бубен, барабан, металлофон и др.). 7. Обсуждение музыкального произведения: что понравилось в песне, в музыке.

На следующем занятии возможна отработка произношения слов песни, хоровое, речитативное пение слабослышащих с дирижированием. Следующее занятие можно организовать как «Концерт по заявкам». Заявки собираются заранее в письменном виде. Подбираются магнитофонные записи песен. Воспитанники слушают и угадывают их названия. Л.П. Назарова рекомендует организовывать наглядные виды помощи для определения содержания музыкальных произведений. Возможно соединение живописи, стихотворения или текста на тему песни или музыкального произведения. Проводятся и выступления воспитанников с речитативным пением.

Процесс общения школьников во внеурочное время связан с содержанием их деятельности на внеклассных занятиях. На специально организованных занятиях по развитию слуха познается новый материал, усваиваются и развиваются практические умения и навыки. У детей с остаточным или сниженным слухом из-за недоразвития речи нарушается речевое общение. Развитие слу-хозрительного восприятия речи с использованием индивидуального аппарата способствует накоплению словарного запаса, усвоению наиболее употребительных словосочетаний и фраз, что совершенствует возможности слухоре-чевого общения воспитанников вне класса. Организованное воспитателем на первоначальном этапе речевое общение на внеклассных занятиях активизирует развитие диалогической речи. Воспитанники постепенно овладевают приемами и культурой речевого общения в условиях организации внеурочной деятельности. У школьников появляется потребность спросить, ответить, высказать свое мнение, т. е. приобретается возможность общения с окружающими с использованием ЗУА. Главное — формируется самоконтроль за речью и появляется стремление преодолеть неуверенность, недостатки внятности произношения, все, что мешает общению школьника.



Овладение воспитанником речевым общением с ЗУА зависит от профессионализма сурдопедагога-воспитателя, понимания особенностей развития учащихся, состояния их слуха, речи, знания приемов активизации речевого общения в условиях коммуникативной системы обучения, от организации слухоречевой среды, использования звукоусиливающей аппаратуры. Чем качественнее аппаратура, тем лучше восприятие и понимание речи. Особенностью специального воспитания слабослышащих и неслышащих является организация практики речевого общения в единстве с развитием и использованием слухового восприятия со звукоусиливающим аппаратом. Общее развитие школьников зависит от степени сохранности слуха, состояния здоровья, профилактики ушных заболеваний, укрепления физического состояния, уровня речевого развития и общения, особенностей специального воспитания. Педагогические требования к работе по развитию слухового восприятия речи во внеурочной деятельности: организация слухоречевой среды, т. е. обращаться к воспитанникам устно, активизировать устноречевое общение детей, побуждать их внимательно слушать с использованием индивидуального аппарата и устно отвечать на обращение; постоянное использование бисенсорного (слухозрительного) восприятия речевого материала как с ЗУА, так и без аппаратуры. Следует проводить специальные упражнения в восприятии речи на слух и после прослушивания требовать устного ответа. Упражнения по восприятию речевого материала только на слух (за экраном) носят ограниченный характер на внеклассном занятии. За экраном учитель для восприятия на слух предлагает в основном слова и фразы, которые школьники воспринимали на уроке, в отдельных случаях речевой материал, который связан только с внеурочной деятельностью. За экраном слова или фразы повторяются не более двух раз. Если материал на слух не воспринят воспитанниками, то он воспринимается слухозрительно, записывается воспитателем на доске или предлагается письменная табличка. Далее проговаривается учащимися, а затем снова опознается на слух за экраном. Постеленно школьники учатся воспринимать на слух не только речь воспитателя, но и друг друга. При организации воспитательного процесса следует учитывать уровень развития их речевого слуха. Поэтому воспитатель должен знать слуховые возможности учеников группы, уметь максимально развивать их слухоречевые умения на полисенсорной основе.



Ведущим способом восприятия речевого материала на внеклассных занятиях и во внеурочное время в интернате, в группе продленного дня, в семье является слухозрительное восприятие с использованием ЗЖ.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте значение классификации Л.В. Неймана для проведения коррекцион-ной работы во внеурочное время.

2. Какие методические требования предъявляются к развитию слухового восприятия воспитанников с нарушенным слухом на внеклассных занятиях?

3. Назовите основные формы занятий по РСВ во внеурочное время.

4. Какие способы восприятия устной речи развиваются у школьников во внеурочной деятельности?

5. Назовите ведущий способ восприятия речи школьниками на внеклассных занятиях.

6. Изучите педагогические требования к проведению работы по развитию речевого слуха в условиях активизации речевого общения во внеклассное время.

7. Каким требованиям отвечает речевой материал, предлагаемый школьникам для слухового восприятия за экраном на внеклассных занятиях?

8. Какой методический прием использует воспитатель на внеклассном занятии, если школьники не восприняли на слух за экраном речевой материал (вопрос, поручение, просьбу или др.).

9. Ознакомьтесь с программой музыкально-эстетического развития школьников с нарушенным слухом на фронтальных занятиях в слуховом кабинете и на внеклассных занятиях (приложение).

10. Раскройте взаимосвязь музыкально-эмоционального развития учащихся на фронтальных занятиях в слуховом кабинете и на внеклассных занятиях в воспитательной группе.

11. Какие формы внеклассных занятий можно проводить по развитию слухового восприятия музыки?

12. В ходе педагогической практики в школе слабослышащих посетите музыкально-ритмическое занятие и проанализируйте его.

13. Побывайте на практических занятиях в школе, запишите и проанализируйте внеклассное занятие в начальных классах школы глухих, используя следующую схему анализа:

1) Школа, группа-класс, воспитатель. 2) Тема, цели, оборудование внеклассного занятия. 3) План занятия и его реализация. 4) Основной способ восприятия речи детьми. 5) Содержание речевого материала, воспринимаемого учащимися на слух с использованием звукоусиливающей аппаратуры. 6) Использование звукоусиливающей аппаратуры: ее тип, место и время использования, приемы работы, соблюдение правил работы с аппаратурой воспитателем и воспитанниками. 7) Коррекция речи воспитанников, учет состояния слуха. 8) Соблюдение требований, предъявляемых к речи воспитателя, к речи школьников. Громкость и выразительность речи, положение микрофона у рта говорящего. 9) Развитие интереса учащихся к содержанию внеклассного занятия. 10) Общие выводы о внеклассном занятии.

14. Подготовьте конспект внеклассного занятия, руководствуясь следующим планом: 1) Определите школу, группу-класс, возраст учащихся. 2) Выберите форму проведения и тему занятия, руководствуйтесь программой по РСВ класса. 3) Сформулируйте цели занятия. 4) Подберите необходимое оборудование, наглядно-дидактический материал. 5) Определите содержание речевого материала, который вы будете предъявлять учащимся для слухового восприятия (за экраном). 6) Обратите внимание на приемы работы со звукоусиливающей аппаратурой на занятии. 7) Напишите по плану конспект внеклассного занятия.

Схема оформления конспекта внеклассного занятия: 1) Тема, цели, оборудование. 2) План, виды работы по РСВ. 3) Ход занятия по схеме:

Структура занятия Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечания
      Выделить разным цветом речевой материал конспекта занятия, предъявляемый за экраном (на слух)и без экрана (слухозрительно)

 

Приложение


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!