Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цели и задачи системы воспитания



Научная разработка воспитательной системы необходима для всестороннего развития личности детей с недостатками слуха и их самореализации. Особую роль воспитание во взаимосвязи с образованием играет в социализации учащихся (Л.С. Выготский, П.Я, Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Дети с нарушением слуха, речи и другими отклонениями в развитии недостаточно овладевают социальным опытом из-за трудностей познавательной деятельности и общения с окружающими. Процесс их образования и воспитания проходит своеобразно и требует постоянной поддержки специалистов. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом зависит от раннего специального воспитания и обучения и от активного участия родителей. Многие неслышащие и слабослышащие дети в современных условиях хотят продолжать образование, приобрести престижную профессию в соответствии со своими интересами. Но из-за трудностей в общении со слышащими, трудностей социальной адаптации не могут осуществить свои планы. Поэтому большинство глухих предпочитает жить и трудиться в пределах среды неслышащих. Но сурдопсихологи и сурдопедагоги (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.И. Дьячков, С.А. Зыков и др.) считают возможным высокое умственное развитие учащихся с нарушенным слухом в условиях коррекционно-развивающего обучения и воспитания с опорой на компенсаторные механизмы.

Задачи современной развивающей воспитательной системы следующие: ранняя диагностика нарушений развития и совершенствование системы медико-психолого-педагогической реабилитации с раннего возраста с обязательным участием семьи; освоение ребенком в процессе обучения и воспитания социальных ролей, культуры общества, правил социального поведения; целенаправленное воздействие регулируемого процесса воспитания учащихся совместно с родителями; научно-методическое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса, социализации и интеграции детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии; всестороннее развитие личности школьника в условиях воспитывающей творческой деятельности в содружестве с учителями и родителями; совершенствование устной речи, полноценной речевой деятельности в общении; развитие слухового восприятия с использованием звукоусиливающих аппаратов; развитие представлений об окружающем мире, обществе и взаимоотношениях между людьми; систематическая работа по профориентации, профконсультированию для профессионального и жизненного самоопределения и социадизации учащихся. Становление личности осуществляется в условиях освоения культуры, опыта социальных отношений, самопознания, саморазвития, принятия воспитателем каждого школьника как индивидуальности.



Педагогическая техника воспитания детей с нарушением слуха предполагает овладение воспитателем знаниями и умениями проектирования содержания воспитательного процесса на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся и основополагающих принципов воспитательной системы.

Методологической основой воспитательного процесса являются положения, выдвинутые Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Т.А. Власовой, С.А. Зыковым, Н.Г. Морозовой, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф, Д.Б. Элькониным и другими, о роли социальной среды в воспитании личности, значении социального воспитания, компенсации через развитие, а также положения общей и специальной психологии и педагогики о значении деятельности и общения в развитии личности (Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марцинов-ская, Т.В. Розанова, Л.П. Носкова и др.). В трудах ученых определяется роль организации специальных педагогических условий, социокультурной среды, в которой воспитывается и развивается ребенок. Указывается, что развитие высших психических функций аномального ребенка преимущественно зависит от условий социального окружения. Л.С. Выготский пишет: «Социальная среда и ее структура есть конечный и решающий фактор всякой воспитательной системы»1. При эффективной организации воспитательного процесса, развивающего, коррекционного воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивается максимальное развитие возможностей воспитанника для самореализации его познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой сферы, культуры социального поведения и общения.



Особенности первичного недостатка (дефекта) у учащихся (глухота или тугохость) и его последствия для развития ребенка (отсутствие или недоразвитие речи, несформированность словесного мышления, своеобразие всех мыслительных процессов, учебно-познавательной деятельности и другие нарушения развития) определяют специфические подходы к коррекционному воспитанию и влияют на определение содержания воспитательного процесса во внеурочное время. Овладение педагогической техникой воспитания, использование более эффективных методов воспитания, организации разных форм внеклассной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные и др.), форм контроля запланированных результатов и характеристика уровня воспитанности школьника определяют эффективность применимой технологии.

Усиление воздействия на личность 4ащегося требует единства воспитательного и образовательного процессов, целостного подхода к процессу воспитания, интеграции воспитывающей деятельности школы, семьи, учреждений дополнительного образовав, воспитывающего воздействия учреждений культуры и других социальных институтов. Единый процесс воспитания требует участия и интеграции всех заинтересованных в социализации неслышащих и слабослышащих учащихся: родителей, братьев, сестер; учителей, воспитателей, учителей по индивидуальной работе по формированию произношения и развито слухового восприятия; медицинских работников школы, музыкальных работников, психологов, тренеров.

Воспитательная работа в школе для детей с нарушениями слуха заключается в помощи каждому воспитаннику достичь возможного оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками на основе адаптации к требованиям окружающей среды. Разите личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания определяет возможность социальной адаптации школьника. В понятие «социальная адаптация» входит взаимное приспособление воспитывающей системы к школьнику, а воспитанника к требованиям системы. Адаптация и социализация личности — это освоение воспитанником социально-культурного опыта, формирование убеждений, воспитание чувств, усвоение норм и правил ведения и речевого общения с окружающими. Сложность социализации учащихся с нарушением слуха в условиях образовательного и воспитательного процесса специальных школ 1 и II вида подтверждается ее актуальностью во временном обществе, вниманием ученых и педагогических коллективов школ, родителей к проблемам воспитания, образования и социализации неслышащих и слабослышащих.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте определение понятий «педагогическая технология воспитания», «педагогическая техника воспитания детей нарушением слуха», «реабилитация» и «абилитация».

2. Объясните различие понятий «воспитание» и «воспитательная система».

3. Покажите связь системы внеурочной воспитательной деятельности со специальной педагогикой, сурдопедагогикой, сурдопсихологией и специальными методиками обучения. Приведите примеры такой взаимосвязи.

4. Определите психолого-педагогические и методологические положения воспитательной системы специальной школы для детей с нарушениями слуха.

5. Ознакомьтесь с высказываниями выдающихся сурдопедагогов о возможностях развития и воспитания детей с недостатками слуха:

а) «Глухонемой... не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам, окружающим его» (Цит. по работе: Флери В. И. Глухонемые... СПб., 1835. С. 30.);

б) «В далекое прошлое ушли утверждения, что глухие по своей природе злы, эгоистичны, мстительны. Они могли становиться такими в условиях крайне жестокого отношения к ним. Весь опыт... школы показывает, что глухие дети отличаются достаточно нормальным поведением. Они жизнедеятельны и трудолюбивы, умеют гневаться при встрече с обидой, несправедливостью и радоваться успехам. Они проявляют неподдельную искренность и непосредственность в отношениях, умеют признательностью отвечать на добро, привязанностью— на внимание, любовью — на заботу» (Цит. по работе: Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей /Под ред. С.А. Зыкова. М., 1961. С. 8.).

Ответьте на вопросы: 1) Как характеризуется личность глухого? 2) Как выдающиеся сурдопедагоги оценивали роль социальной среды в формировании личности глухого? 3) Каковы особенности воспитательной системы специальной школы I и II вида для предупреждения и преодоления отрицательных последствий глухоты?

6. Охарактеризуйте цели и основные задачи воспитательной системы, коррекционную направленность задач.

7. Известно, что в сурдопедагогике понятие «комплексный характер воспитания» обозначает совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных целей, задач, принципов, методов и форм воспитывающей деятельности; связь всех направлений содержания; сотрудничество детей, воспитателя, родителей и воздействия окружающей среды. Поясните это положение примерами.

8. Подготовьте конспект статьи М.И. Никитиной «Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга» (в книге: Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1992).

Примерные вопросы для обсуждения: 1) Нерешенные проблемы, недостатки организации воспитательного процесса и негативное отношение учащихся, их родителей к авторитарному воспитанию в школе-интернате. 2) Как определяются процесс воспитания и личность ученика в современной воспитательной системе? 3) Раскройте сущность воспитательного процесса, его задачи и новые принципы. 4) Какие воспитательные системы внедряются в специальные школы в условиях гуманистического процесса воспитания? 5) Перечислите характерные признаки разных воспитательных систем.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!