Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ XIX в



Изучение особенностей работы с документами в учреждениях России XIX в., как и в предшествующие исторические периоды, следует начинать с анализа ситуации, сложившейся в сфере управления государством того периода.

Первая половина XIX в. характеризовалась изменениями во всех сферах экономики и политики, что потребовало поиска новых форм управления. Административная реформа первой четверти XIX в. привела к изменению системы органов государственного управления. Так, центральными органами вместо коллегий становятся министерства, на смену коллегиальному принципу управления приходит единоначалие.

Законами "О разделении государственных дел на особые управления (1810 г.) и "Общее учреждение министерств" (1811 г.) вводится единообразие организации и деятельности министерств, основанное на иерархии, т. е. строгом распределении функций между структурными подразделениями и обязанностей чиновников по их реализации. Иерархическая структура организации аппарата министерств определила особенности работы с документами.

Следует четко уяснить, что делопроизводство рассматривается законодательством как технология деятельности министерского аппарата. Действовавшие законы закрепили четко выраженные уровни документирования и обработки документов на основе специализации. Другими словами, между структурными подразделениями и чиновниками были распределены задачи и обязанности по работе с документами, которые находились в прямой зависимости от статуса структурной части или должностного лица в общей министерской иерархии.

Необходимо обратить внимание на изменение роли канцелярии: в соответствии с законодательством она получает единообразное устройство и наделяется особыми полномочиями.

Детальная регламентация коснулась и "образа производства дел", т. е. порядка работы с документами, который был установлен отдельно для каждого структурного подразделения. При изучении данного вопроса важно иметь в виду этапы работы с документами, особенности обработки документации на каждом из них. Необходимо учитывать отнесение документов к конкретной категории, в соответствии с которой определяются сроки и уровень их исполнения, порядок работы с ними.

В XIX в. дальнейшее развитие получила законодательная регламентация организации архивного хранения документов: складываются правила обработки дел для передачи их в архив. Все это свидетельствовало о попытках упорядочить делопроизводство. Однако на практике такие меры часто приводили к бюрократизации государственного аппарата, усложнению и запутанности всей системы работы с документами в государстве.



Источники и литература

Источники

Общее учреждение министерств 1811 г. // Полное собрание законов (далее – ПСЗ) Российской империи. Собрание первое. Т. 31. № 24686.

Литература

Делопроизводство (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учеб. для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 31-36.

Ерошкин Н.П.История государственных учреждений дореволюционной России. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1983. С. 152-175.

Илюшенко М.П.История делопроизводства в дореволюционной России. М.: РГГУ, 1993.С. 51-69.

История делопроизводства в СССР: Учеб. пособие / Под ред. Я.З. Лившица и В.А. Цикулина. М.: МГИАИ, 1974. С. 53-64.

ТЕМА 4. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ В XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Изучение данной темы следует начинать с анализа предпосылок ведомственной рационализации делопроизводства в России в конце XIX – начале XX в.

С одной стороны, строгая регламентация деятельности государственного аппарата, всех процессов, связанных с обработкой документов, обрядность делопроизводства в учреждениях становятся определенным тормозом в их работе и в управлении в целом.

С другой стороны, во второй половине века произошли существенные изменения в развитии техники, появились новые средства связи, документационная техника. Это обусловило появление новых тенденций в документационном обслуживании учреждений.

Рост документооборота в конце XIX – начале XX в. приводит к попыткам ряда ведомств разработать рациональные системы делопроизводства. К их числу относятся, например, Военное ведомство России, Управление казенных железных дорог и Канцелярия попечителя Московского учебного округа. Изучение опыта совершенствования делопроизводства в этих учреждениях имеет важное значение, так как он оказал влияние на последующее развитие делопроизводства уже в советский период.



Следует уяснить, в каких направлениях проводилась рационализация работы с документами в названных учреждениях, каковы были ее результаты.

Литература

Илюшенко М.П.История делопроизводства в дореволюционной России. М.: РГГУ, 1993. С. 69-78.

История делопроизводства в СССР: Учеб. пособие / Под ред. Я.З. Лившица иВ.А. Цикулина. М.: МГИАИ, 1974. С. 53-65.

Митяев К.Г.История и организация делопроизводства в СССР. М., 1959. С. 81-90.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!