Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Феномены современной культуры и их осмысление в культурологии…………126



Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

ОСНОВЫ

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Учебное пособие

Для студентов медицинских университетов

 

Составитель и ответственный редактор

— канд. филос. н., доц. Е. Б. Зыкина

Рекомендуется Учебно-методическим объединением

По медицинскому и фармацевтическому образованию

Вузов России в качестве учебного пособия

Для студентов медицинских вузов

Курск

Издательство

Курского государственного медицинского

Университета

УДК 1. 008 (075)

ББК 87. 70.71.

Рецензенты:

докт. филос. н., проф. А.А. Баталов (Уральская мед. академия);

докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ

А.Т. Хроленко (Курский гос. ун-т).

Основы культурологии.Учебное пособие для студентов медицинских университетов / Составитель и ответственный редактор — Е.Б.Зыкина. Курск, изд-во Курского гос. мед. ун-та, 2002. 161 с.

В учебном пособии обобщен многолетний опыт преподавания культурологии на различных факультетах медицинского университета — лечебном, фармацевтическом, биотехнологическом, клинической психологии, экономики здравоохранения, социальной работы, высшего сестринского образования и др.; в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом конспективно изложена система основных понятий и опорных концепций истории и теории культуры; предложены планы семинарских занятий, списки основной и дополнительной литературы, тематика рефератов и докладов; акцентированы культурологические аспекты естествознания, медицины, фармации и здравоохранения. Особое внимание уделено истокам, традициям и судьбам русской культуры, историко-культурному наследию Курского края.

 

 

ISBN

ã Коллектив авторов (текст);

Atilde; Изд-во КГМУ (оригинал-макет, оформление).

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема I.

Культурология в системе гуманитарного знания........……………………......... 8

1. Культурология как наука и учебная дисциплина, ее объект и предмет изучения.

2. Структура и состав современного культурологического знания. 3. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии. 4. Методология и методы исследования культурологических феноменов. 5. Культурологические аспекты медицины.



Тема II.

Человек, природа, цивилизация и культура.......................………………………16

1. Концепт культуры и основные подходы к ее определению. 2. Структура и функции культуры. Материальная и духовная формы существования культуры. 3. Культура и цивилизация; культура и природа, экология культуры. 4. Культура как общественное явление; культура и личность. 5. Роль культуры в становлении и профессиональной деятельности медика.

Тема III.

Динамика и язык культуры...............................................…….……………………30

1. Понятие динамики культуры. Кризис, стагнация, прогресс и регресс в культуре. 2. Основные типы культурных изменений: эволюционные, циклические, линейные; инверсия и диффузия. 3. Язык и его взаимосвязь с культурой. Культурные коды, межкультурные коммуникации. 4. Культура речи врача, задачи общения в области медицины.

Тема IV.

Преемственность и новации в культуре........................…….………...…………..43

1. Культура как ценность; понятие ценности в культуре. 2. Культурное наследие и культурная традиция: диалог традиционного и новаторского в развитии культур. 3. Взаимодействие культур и его формы: культурная интеграция, конфликт, диалог, межкультурные контакты; аккультурация и инкультурация. 4. Социальные институты и их роль в культуре. 5. Традиции и инновации в медицинской культуре: народная, традиционная и современная медицина (культурологический аспект).

 

Тема V.

Типология культур.............................................…......................……………………54

1. Типологизация культур: мировая, этническая, национальная и региональная культуры. 2. Историческая типологизация культур: формационный и цивилизационный подходы. 3. Понятие субкультуры. Массовый, элитарный, тоталитарный, маргинальный типы культур. 4. Локальные культуры. Культурный мир повседневности.



Тема VI.

Индо-буддийский и арабо-исламский тип культуры..........……….……………68

 

1. Восточная и западная культурные парадигмы. 2. Культурный ареал и система ценностей индо-буддийской цивилизации. 3. Буддизм как религиозное учение и мировоззрение. 4. Медицинская традиция в буддийско-ламаистской культуре. 5. Мир арабо-исламской культуры: личность Мухаммеда и принципы его вероучения.

Тема VII.

Античность..................................................................................……………………..82

1. Города-государства Эллады: социально-экономическая и политическая структура полиса; феномен демократии. 2. Культурный мир эллинской античности и его доминанты. Медицина как теория и практика врачевания, ее место в античной культуре. 3. Художественная культура эллинской античности. 4. Особенности эллинистической цивилизации. Идеология космополитизма. 5. Культура латинской античности.

Тема VIII.

Культура западноевропейского Средневековья.....................…………………..94

1. Генезис западноевропейской цивилизации. Основные принципы средневековой культуры. 2. Возникновение христианской религии. Христианские этика, культ и обрядность. 3. Библия как Священное Писание христиан и памятник мировой культуры: происхождение, структура и характеристика основных разделов книги. 4. Искусство, образование, наука и медицина в средневековый период.

Тема IX.

Ренессанс как переходный тип культуры.............................………………………103

1. Понятие «переходной» эпохи. Генезис культуры Возрождения: итальянский Ренессанс и его историко-культурная и социально-экономическая обусловленность. 2. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма. 3. Искусство как философия эпохи Возрождения.

Тема X.

Культура эпохи абсолютизма и Просвещения................………………………….109

1. Реформация и ее влияние на культурные процессы западноевропейской цивилизации; религиозные идеи М. Лютера. 2. Государственная система абсолютизма. Развитие капитализма и становление науки Нового времени. 3. Просвещение как культурно-историческая эпоха и идеология. Проблемы теории культуры в философской доктрине Просвещения. 4. Наука, медицина и художественная культура XVII -XVIII вв.

Тема XI.

Западноевропейская культура XIX столетия.............……………………………..118

1. Романтизм как антитеза Просвещению: истоки и основания нового мироощущения, культурный идеал Романтизма. 2. Эстетизация философии в романтизме и своеобразие его художественной практики. 3. Г.В.Ф. Гегель о развития мировой культуры. 4. Марксистская теория культурно-исторического прогресса. 5. Философский иррационализм: концепции культуры А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

 

Тема XII.

Феномены современной культуры и их осмысление в культурологии…………126

1. Философия культуры о социокультурном кризисе западноевропейской цивили-лизации на рубеже XIX- XX вв. и путях его преодоления. 2. Основные культурологические концепции ХХ века: структурализм; теория культурно-исторических типов; психоанализ; фрейдомарксизм. 3. Сциентизм и антисциентизм о перспективах развития научно-технического прогресса. 4. Модернизм как культурное явление; теория и художественная практика постмодернизма.

Тема XIII.

Российская культура...................................................................…………………………141

1. Происхождение русского народа и российской государственности. 2. Язычество и его мир: религиозные верования и обряды древних славян. 3. Христианизация и культура Древней Руси. 4. Специфика русского православия.5. Россия в мировом культурном пространстве: историософские представления в средневековой Руси; вопросы российской культуры и истории в идеологии просветительства; западники и славянофилы о путях развития России; Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев о своеобразии русской культуры и истории; идея всеединства В.С. Соловьева; лидеры социал-демократии (В.И. Ленин, А.А. Богданов) о пролетарской культуре; концепции культуры Н.А Бердяева; евразийство о своеобразии отечественной культуры; идеи Л.Н. Гумилева. 6. Феномен российской ментальности. 7. Традиции политической культуры России.

Тема XIV.

Культура Курского края: источники и традиции.............…………………………….183

 

Курск — древний русский город: страницы истории курской земли, накопление культурных ценностей в крае и их утраты. 2. Выдающиеся деятели культуры — уроженцы Курска и его округи. 3. Памятники истории и культуры в современном Курске. 4. Курские сюжеты в отечественной литературе и искусстве.

 

Послесловие


ПРЕДИСЛОВИЕ

В начале 1990-х гг. во всех высших и многих средних школах России был введен новый предмет, который сначала именовался «История и теория мировой и отечественной культуры», а затем более емко и точно – «Культурология». Сейчас эта дисциплина является обязательной в цикле гуманитар-ных и социально-экономических наук для подготовки бакалавров всех специальностей. Ее основное содержание так раскрыто в обязательном минимуме Государственного стандарта для вузов Российской Федерации:

- цивилизация и культура; эволюция духовных и материальных ценностей;

- культурное развитие народов мира и России;

- школы, направления, теории и культурологии;

- охрана и использование культурного наследия;

- медицина как составная часть и показатель развития культуры (для медицинских институтов и университетов).

Все эти аспекты культурологического знания представлены в настоящем учебном пособии. Его основной автор и составитель – кандидат философских наук, доцент Елена Борисовна Зыкина сумела сочетать краткость, доступность изложения с информативностью, энциклопедическим обзором учебного материала по эволюции духовной (особенно художественной) и материальной, общественно-политической культуры в нашей стране и других центрах мировой цивилизации. Возглавленный ею авторский коллектив разносторонне и доступно для студентов раскрыл содержание культурологического знания.

Врач, провизор, инженер лекарственного производства, экономист и психолог здравоохранения, медицинская сестра, социальный работник, любой другой специалист-медик обязан быть в определенной степени образованным человеком. Я убежден в практической пользе общекультурного кругозора: кто ничего не знает, кроме химии и анатомии, тот и их знает недостаточно. Обновить, систематизировать, пополнить свои знания в области культуры и искусства и студентам, и преподавателям поможет подготовленное Е.Б. Зыкиной и ее соавторами учебное пособие. В нем обобщен десятилетний опыт преподавания культурологии на различных факультетах Курского государственного медицинского университета — лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, фармацевтическом, биотехнологическом, клинической психологии, социальной работы, экономики здравоохранения, высшего сестринского образования. Соответственно, в большинстве разделов настоящей книги так или иначе отражены культурологические аспекты медицины, важнейших ее разделов и сориентированных на них отраслей естественнонаучного и гуманитарного знания. В такой профессиональной специализации состоит выгодное отличие данного учебного пособие от множества других изданий по культурологии, имеющихся в распоряжении студентов и преподавателей. Впрочем, большинство этих изданий указаны в нижеследующем библиографическом аппарате нашего пособия.

Авторский коллектив распределял работу над пособием следующим образом (при соавторстве одни и те же разделы неоднократно отмечены у соответствующих членов авторского коллектива):

канд. филос. н., доц. И.А. Асеева — II.5; III.4; IV.4;

ст. преп. А.Ю. Бубнов – XIII.5.6.7,9;7;

асс. Е.Г. Гребенщикова - II. 4.2;

канд. филос. н., доц. А.В. Дьяков — VI.2,3,5; XII.2.2,4; XIII.4,5.5;

канд. филос. н., доц. Е.Б. Зыкина — I.1-4; II.1-3; III. 1-2; IV.1-3; V.1-3; VII.1,2,4,5; VIII; IX; X; XI; XII.1,2.3,4,3; XIII.5;

канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко — VI.1;

канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов — I.5; II.4.1; III.3; XII.2.1; XIII.6;

асс. И.В. Кукина — VII.3;

асс.А.В. Львов – VI.4;

канд. филос. н., доц. В.Е. Никитин — IV.5;

Е.И. Озерова — VI.1;

асс А.Л. Панищев XIII.5.5;

асс. И.В. Фокин — XIII.5.8;

доктор филос. н., проф. С.П. Щавелев. — Предисловие; IV. 5; V.4; XIII.1–3;6; XIV; Послесловие.

Профессор С.П. Щавелев

1 марта 2003 г.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!