Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Эстетика как наука и ее категории



1. Предмет эстетики.

2. Категории эстетики.

3. Эстетика и практика.

 

Предмет эстетики

Понятие "эстетика" традиционно связывают с греческим "эйсетикос" (имеющий отношение к чувственному восприятию). Эстетика – это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Вопрос о природе эстетического проходит через всю историю философии. В частности Аристотель выделяет специфику эстетического, обнаруживая ее в искусстве. Искусство как специфически эстетический вид деятельности, основано на подражании действительности.

Эстетическое- это самая широкая и фундаментальная категория эстетики, отражающая то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Эстетическое - это специфически духовное, чувственное отношение человека к миру. Важнейшей характеристикой такого отношения есть способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.

В эстетическом отношении человек, свободный от эгоистического интереса и выгод, поднимается до бескорыстного, действительно человеческого отношения к предмету. Поэтому эстетическое отношение одновременно есть и духовное, так как оно развивает духовный мир человека.

Эстетика - это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетика - философская наука, располагающая своим категориальным аппаратом, изучающая функционирование эстетических ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей. Она сформировалась в недрах философии и отделилась от нее как самостоятельная отрасль лишь в середине XVIII столетия. В это время немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762) ввел в научный обиход термин «эстетика» и издал трактат одноименного названия.

Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в её разнообразных проявлениях: природе, обществе, человеке и его деятельности во всех жизненных сферах.

Эстетика тесно взаимодействует с гуманитарными науками: этикой, педагогикой, социологией, логикой и, особенно, с философией. Решение многих эстетических проблем невозможно без обращения к системе философских категорий и законов.



Эстетика органично связана с искусствознанием: историей искусства, теорией искусства и художественной критикой. Как теория искусства, эстетика является методологией искусствоведческих наук: истории искусства, теории искусства, художественной критики – и прикладных отраслей: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Многоплановые связи существуют между эстетикой и психологией. Познание прекрасного, трагического и комического, а также психологии художественного творчества, невозможно без использования системы категорий психологии, таких как: ощущения, восприятия, память, представления, эмоции, способности, темперамент, характер.

 

Категории эстетики

Категории этики (греч. кategoria – высказывание, признак) – это фундаментальные, предельно общие понятия, в которых получила отражение история освоения человечеством мира по законам красоты. К ним принадлежат категории отношения искусства к действительности: прекрасное, безобразное, низменное, возвышенное, трагическое, ужасное, комическое.

Прекрасное- категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга.

В прекрасном проявляется креативная сущность человека, его творческий потенциал и духовность. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Различные исторические эпохи дают разные представления об идеалах красоты (например, идеал, женской красоты разнится в античности, средневековье, Новом времени и ХХІ в). Прекрасное всегда национально окрашено, в частности, представления о прекрасном у разных народов различны: на Востоке девушка сравнивается с Луной или газелью, у славян – с зорькой и березкой.



Для эстетического сознания античности прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагорейцев прекрасное - это гармония, внутренне присущая вещам, источником которой были числовые отношения. Гераклит говорит об относительности прекрасного: "… Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей". Сущность прекрасного Платон трактует как божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Аристотель рассматривает прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей.

В средние века господствовала концепция Божественного происхождения прекрасного: Бог, одухотворяя материю, придает ей эстетические свойства. Чувственная красота (материальная, телесная) считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Согласно средневековому мыслителю Августину, Бог есть абсолютная красота. В чувственном мире она проявляется как единство, пропорциональность, соответствие частей вместе с некоторой приятностью цвета (впервые ставится вопрос о цвете). Фома Аквинский так же, как и Августин, источник красоты видит в Боге. Её чувственно воспринимаемыми признаками он считает следующие: цельность, или совершенство, ибо изъян делает предмет безобразным; должную пропорцию, или созвучие; ясность - то, что имеет блестящий цвет.

Гуманисты Возрожденияутверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед природой. Так, Л. Альберти объективные основы Прекрасного усматривает в созвучии, согласии частей, гармонии. Последняя мыслится им как первичное, абсолютное начало природы. Аналогичных взглядов придерживаются Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Красота рассматривается ими как объективное свойство реального мира.

Эстетика классицизма сводила прекрасное к изящному: прекрасна не вся природа, а лишь разумно ухоженная природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемую им с добром и государственной целесообразностью.

В немецкой классической эстетике особое значение имеет концепция И. Канта. Его интересуют не объективные признаки Прекрасного, а субъективные условия его восприятия и природа эстетических суждений. Эстетическое суждение характеризуется следующими признаками: не заинтересованность в реальном существовании предмета, любование чистой формой; всеобщность и необходимость без логического обоснования; целесообразность без представления некоторой цели. Кант отторгает Прекрасное от истины, добра, пользы, вследствие чего оно становится чем-то чисто формальным.

Ф. Шиллер признает в Прекрасном наличие объективной основы красоты пропорциональность и правильность как формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются ее необходимыми условиями.

Наиболее подробно категория Прекрасного анализируется Гегелем в ХІХв. Гегель определяет Прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея Прекрасного раскрывается в правильности, симметрии, гармонии, чистоте материала, цвете, звуке. Поскольку природа лишена духовного, идеального начала, постольку природная красота является второстепенным, низшим, видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее Прекрасного, как идеал.

Н.Г. Чернышевский понимал прекрасное как некую целостность, принимающую самые разнообразные формы. Этой целостностью является жизнь в её высшем проявлении – жизни человека. В категории жизни Чернышевский синтезирует понятия меры, закономерности, гармонии, целесообразности. Представлении о красоте, вкусы и идеалы людей формируется в зависимости от образа их жизни.

На рубеже XX-XXI столетий в западноевропейской эстетике распространяются воззрения, согласно которым человек в процессе эстетического восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир. Только индивид вносит красоту в природу.

Итак, прекрасное существует в природе и общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. Это одна из наиболее общих и широких категорий эстетики. В природе оно связано с закономерностью при­родных явлений. Прекрасное в труде выражается в его сво­бодном характере, в постоянном совершенствовании. Прекрасное в общественной жизни — это справедливые социальные отношения. Прекрасное в искусстве — это жизненная правда, идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественном стиле.

Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольстви вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой средоточение негативных характеристик бытия, олицетворяя нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.

Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи представлены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.

В средневековой христианской культуре утвердилось отношение к безобразному как свидетельству греховности мира. Гуманисты Возрождения видели в безобразном свидетельство бесконечного многообразия природы. Искусство и эстетика Возрождения, стремящиеся выразить идею гармонического развития человека, часто обращались к сфере безобразное как к средству контрастного выражения красоты.

Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть воплощенным в искусстве. Категория безобразное широко используется в эстетике просветителей. Э. Берк подчеркивал связь безобразного с возвышенным. Г. Лессине, полемизируя с эстетикой классицизма, говорил, что предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но все общеинтересное.

Романтизм XIX в. реабилитировал безобразное. Эстетические течения XX - XXI вв.безобразное абсолютизируют в качестве единственно возможного эстетического эквивалента "абсурдности" бытия. Происходит эмансипация безобразного, его эстетизации.

Безобразное связано с другими эстетическими категориями: прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного — в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.

Рассматривая эстетические свойства действительности исследователи выделяют категорию низменное. Низменное– это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явление или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они не подчинены людям и могут представлять для них угрозу. Все явления, относящиеся к этой опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, терроризм). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение прав и свободы личности. Как проявление низменного воспринимаются поступки людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм, разврат, наркозависимость, проституция.

Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальность. Например, статуя Зевса Олимпийского греческого скульптора Фидия или египетские пирамиды, возвеличивавшие божественное начало фараона.

Представления о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее явлений, ко­торые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, полярное сияние и др.)

В общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу общественного про­гресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с помощью таких жанров, как ода, гимн, оратория, героическая трагедия и др.

Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения возвышенное несет в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенное тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.

Особым видом возвышенного является феномен так называемого «мрачного величия», который существует и в природе (пустыня «белое безмолвие») и в обществе (Мефистофель, леди Макбет)

В античную эпоху возвышенное использовалось в связи с теориями поэтики и риторики. Во времена Средневековья возвышенное отождествлялось с Богом. Образ возвышенного наиболее ярко представлен в готическом соборе с его устремленностью в небесное, порывом к идеальному.

В Новое время европейская эстетическая мысль обратилась к категории возвышенного лишь в XVIII в. Кант считал, что возвышенное то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждает удивление и почтение, которое можно назвать отрицательным наслаждением. Шиллер противопоставлял возвышенное и прекрасное, находя, что возвышенное вызывает неприятное чувство, ибо неприятны гроза, молнии, хотя и возвышенны. Французские эстетики XIX ст. считали возвышенным высшую степень прекрасного.

Современные исследователи считают, что ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по отношению к ним человек не свободен. Прекрасное - сфера свободы человека, возвышенное - сфера несвободы.

Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт развертывается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей.

Трагическое предполагает свободное действие человека, так что, хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Трагизм возникает в ситуации, когда свободно действующая личность создает ситуацию катастрофическую по своим последствиям для индивида и защищаемым им ценностям.

Трагическое проявило себя в мифах, жанре трагедии, а затем было теоретически обосновано в трудах Аристотеля, Лессинга, Шиллера, Гегеля, Чернышевского.

Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей сути заслуживает лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия к области трагического отношения не имеет.

В свою очередь субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств сострадания и страха.

Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это, например, смелый, героический протест против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований. Отсюда трагичная развязка - гибель героя, у которого чувство долга превышает инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию

Особенно ярко трагическое раскрывается в драматур­гии, создавшей особый жанр - трагедию.

Ужасное - эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий.

В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек - раб обстоятельств. Такое мироощущение, полное безнадежности и отчаяния, передает П. Брейгель в картине "Слепые": судьба человечества - цепочка слепых, идущих к пропасти.

Комическое - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала.

Природу комического легко понять, если обратиться к коллективному самодеятельному народному смеху - карнавальным играм. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности, - и вместе с тем смех возрождающий.

По содержанию смех универсален и амбивалентен (сочетание хулы и хвалы, жизни и смерти) - это смех синкретический (нерасчлененный). В синкретическом смехе заложены многие виды комического, обособившиеся в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету. В юморе - серьезное под маской смешного с преобладанием положительного отношения. Обличительный смех сатиры, предметом которого служат пороки, отличается определенным отрицательным, изобличающим тоном оценки.

По своему значению различаются высокие виды комического ("Дон Кихот" Сервантеса - смех над наиболее высоким в человеке) и забавные шутливые виды (каламбур).

Комическое имеет конкретно-исторический характер. Наиболее полно оно отражено в жанре комедии. Комедия развилась из различных ритуальных действий, народных обычаев и празднеств, из тех игровых сценок с использованием пе­сен и включением тем из повседневной жизни, которыми сопровождались древние культы. Вершиной развития античной комедии является творчество Аристофана. Сатира в Риме, наряду с эпиграммой, становится излюбленным коническим жанром. В средние века были распространены простонародные формы комического искусства: моралите, фарс. Эти пьесы исполнялись бродячими актерами, были насыщены импровизацией, комические ситуации были относительно постоянными и строились на обмане, хитрости, мистификации.

Эпоха Возрождения придала комическим жанрам большее разнообразие, глубину, признала их законность как культурного явления, сняв с них ограничения и запреты со стороны официальной религии.

Новый этап в развитии комического искусства представляет комедия эпохи классицизма, которая подчинялась строгим нормам. Эта нормативность, однако, не помешала Мольеру создать свои шедевры. Творчество Бомарше знаменует поворот в истории комического: обращение к комическому искусству восходящего класса буржуазии. Россия XVIII-XIX вв. необыкновенно богата комическими талантами: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин и др. В изобразительном искусстве особое распространение получила карикатура, шарж, использующие гротеск, преувеличение. Многие видные художники работали в этом жанре: Ф. Гойя, О. Домье, Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы.

В истории эстетической мысли отношение к комическому было различным. Аристотель видел в нем некую ошибку и уродство, которые безболезненны и безвредны. В эпоху средневековья комическое отрицательно оценивается церковью и вытесняется в народную «карнавальную» культуру. Эстетические теории Возрождения подчеркивают момент удовольствия от комического, его объективный характер. Классицизм (Буало) превратил высказывания Аристотеля в каноны. Мыслители Просвещения (Дидро, Лессинг и др.) выступали против жест­кого разделения жанров по этому основанию, за демократизацию искусства и за его нравственное воздействие на зрителя. Немецкая классическая философия существенно углубила понимание комического. Кант определял смех как аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Гегель впервые в истории философии дал объяснение, почему тот или иной жанр расцветает в определенную эпоху, а затем угасает или канонизируется. Наиболее широкой категорией для него было «смешное», т. е. все, что может вызвать смех. Комическое он относил только к аристофановской комедии, в которой дух свободно царствует над противоречиями действительности. Сатира, по Гегелю, находит свое настоящее место в прозаическом Риме, где царит дух абстракций и мертвого закона.

Завершая анализ эстетических категорий, можно отметить, что они тесно взаимосвязаны между собой. Так, прекрасное выступает мерой по отношению к возвышенному, трагическому, комическому. Иногда выделяют категории безобразного и низменного как антиподы прекрасного и возвышенного. Отмечается, что безобразное и низменное как эстетические категории не несут положительного значения для человека и, следовательно, не являются положительными ценностями.

 

Эстетика и практика

Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.

Труд можно подразделить на: собственно конкретный труд и его продукт; труд как свободное творчество.

Трудовая деятельность как свободное творчество человека является эстетической деятельностью, которая предстает в предметах и вещах как прекрасных явлениях. Однако не всякая затрата физических сил приводит к созданию прекрасного: эстетическое творчество неосуществимо до тех пор, пока производственная жизнь как главная сфера жизнедеятельности человека будет являться для него лишь средством для реализации главной потребности – сохранения физического существования.

В процессе многовековой трудовой практики человек научился создавать в предметах красоту и изящество формы, гармонию красок, линий, ритма. Археология, этнография, история искусств доказывают, что человек научился чувствовать, осознавать и оценивать красоту лишь через трудовую деятельность, в процессе созидания предметов и вещей.

В трудовом акте соединилось две функции: деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическая работа по непосредственному производству предмета. С изменением характера труда эти две функции соединились с задачей эстетизации процесса производства. В решении данной проблемы главная роль отведена дизайну.

Дизайн – это предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а также окружающей среды. Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления, ситуации технической революции, особенно развитием автоматизации в промышленности, что повлекло за собой необходимость стандартизации производства. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства.

Дизайн выделился в самостоятельную сферу деятельности тогда, когда были созданы технические предпосылки для крупномасштабного промышленного производства. Именно оно выдвинуло особые требования к созданию предметов потребления, строительству городов, выпуску машин и механизмов, технологии промышленной эстетики. Ведь разнообразие социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими пристрастиями к одежде, мебели, жилищу, предметам быта не могут быть удовлетворены хотя и значительными по количеству, но однотипными по форме продуктами промышленного производства. А само промышленное производство, отлаженное, нацеленное на количество выпускаемой продукции, трудно приспособить к многообразию запросов и требований потребителя.

Дизайн предполагает: 1) выдвижение новой хозяйственной проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление этого предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних – это модернизация, третий – стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.

Таким образом, эстетическое творчество – это особая форма практически духовного освоения действительности, осуществляемая с целью наслаждения творческой деятельностью и ее продуктами.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Эстетика», «Практика», «Прекрасное», «Возвышенное», «Безобразное», «Трагическое», «Комическое»,.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Естетика», «Прекрасне», «Комічне» «Трагічне».

 

 

 

Тема 22.

История эстетической мысли

 

1. Эстетические взгляды античности и средневековья.

2. Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.

3.Эстетическая мысль Украины.

 

Эстетические взгляды античности и средневековья

Основные направления в развитии эстетики отчетливо обозначи­лись в Древней Греции, где искусство и философское осмысление его сущности достигли высокого уровня развития.

Первые попытки решения эстетических проблем были предприняты Пифагором, Алкмеоном, Эмпедоклом, Теофрастом. Пифагор считал, что в основу всего сущего положено число, которое является основой гармонии. Гармония чисел виделась им даже в движении небесных сфер. Среди искусств высшим носителем гармонии выступает музыка – “искусство искусств”.

Основу эстетических взглядов Сократа составляют идеи о том, что этическое и эстетическое – это единое целое. Для обозначения этого единства он вводит понятие “калокагатия”. Прекрасное связано с пользой и целесообразностью, отсюда, прекрасное – это все, что служит достижению определенной цели. Искусство, по мнению Сократа, должно подражать природе, отражать состояние человеческой души. Объектом произведения искусства должен быть прекрасный духом и телом человек.

Платон объявил идею источником эстетиче­ского начала. Важнейшей эстетической проблемой Платона является прекрасное. Он ищет абсолютно прекрасное: идея делает предме­ты материального мира прекрасными, она вне времени и про­странства, она неизменна. Красота носит сверхчувственный ха­рактер и постигается не чувствами, а разумом.

Гераклит, Демокрит, Аристотель считали, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах и закономерностях бытия. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, цельность рассматриваются ими как объективные основы прекрасного.

Аристотель рассматривал проблемы эстетики в своих трудах «Риторика», «Политика», «Поэтика». Искусство - это подражание, воспроизведение природы. Аристотель был против простого копирования. Он говорил о творческом отражении действительности, когда можно отойти от точного воспроизведения, обеспечивая большую выразительность художественного произведения. Однако художник не должен допускать ошибок, например, изображать коня, поднявшегося одновременно на две правые ноги. Аристотель также выдвигает каноны искусства, т.е. четкие правила, на основе которых рождается произведение искусства.

Завершающей стадией античной эстетической мысли стала эллинистическая эстетика, важнейшими представителями, которой явились Эпикур и Плотин. В частности, Эпикур настаивал на идее возникновения искусства из потребности человека в наслаждении, хотя и признавал утилитарную роль искусства. Плотин и неоплатоники признавали чувственный мир проявлением Божественной эманации, следовательно, вторичным и несовершенным. Цель человека – вернуться к Богу через аскезу и экстаз, через освобождение души от телесного.

В период средневековья идеалистические тенденции антич­ной эстетики получили продолжение в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др. Августин (354-430) считал, что мир прекрасен, ибо его сотворил Бог. Он есть сверхчувственная, вечная и абсолютная красота. В своей сущности - красота – это добро и истина, которые чувственно воспринимаются в форме созерцаемой красоты. Кра­сота имеет значение не сама по себе, a соответствует смыслу, который в ней заключен. Отсюда пренебрежение к форме произведения: Августин теоретически оправдывает схематизм, символичность, аллегоризм средневекового официального искуства.

Фома Аквинский (1225-1274) пытался определить специфи­ку эстетического чувства, которое, на его взгляд, бескорыстно. Искусство он, следуя за Аристотелем, рассматривает как подра­жание. Прекрасным Фома называет тот образ, который наиболее точно отражает вещь, даже если она сама по себе безобразна.

Расцвет эстетики Византии связан с IV-VI вв. Видными ее представителями были Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо - Дионисий Ареопагит. Их интересовали не только традиционные вопросы о прекрасном, но и проблемы образа, символа, значения слова и его внутреннего содержания. Особенное место в эстетике Византии занимала разработка эстетико-искусствоведческих функций иконы и правил изображения Бога. Для решения этой проблемы разрабатывались понятия канона, условности, лако­ничности, декоративности.

В целом средневековая эстетика носила схоластический, формальный, оторванный от жизни характер и в основном обобщала положения искусства, находящегося под непосредст­венным влиянием церкви.

 

Эстетическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь с художественной практикой. Это предметная эстетика, ставившая целью решение конкретных вопросов искусства. Согласно гуманистам, мир по своей глубокой сущности прекрасен: красота лежит в его законах. Искусство должно открыть эти объек­тивные законы и руководствоваться ими.

Главный тезис эстетики Возрождения – это положение о том, что искусство является отображением действительности. Требуется воспроизведение в искусстве природы и человека, как совершеннейшего творения природы. Несмотря на то, что эстетика Возрождения не представляла абсолютно однородного явления, она была реалистической эстетикой, тесно связанной с художественной практикой, направленная на действительность.

Центральной фигурой эстетической мысли Ренессанса был итальянский художник, архитектор и гуманист Леон Батист Альберти (1404-1472). Свое учение о прекрасном он изложил в трактате «Об архитектуре». Мыслитель сущность прекрасного видел в гармонии: хотя красота архитектуры и определяется математически, однако без гармонии, суть которой в упорядочении частей, прекрасное невозможно. Каждый вид искусства имеет свои элементы гармонии. Так в музыке – это ритм, мелодия и композиция, в скульптуре – мера и пропорции. Альберти пытался объяснить прекрасное через его антипод – безобразное. Он считал, что задачей искусства является не подражание безобразному, не исправление его, а сокрытие, утаивание.

Эпоха Возрождения поставила в центр внимания своего времени фигуру художника. Именно художник признавался идеалом для людей этой эпохи. Он должен быть универсально образованным человеком, и практически все художники Ренессанса стремились соответствовать этим высоким требованиям. Свидетельством этому является творчество Леонардо да Винчи. Важное место в эстетической концепции Леонардо занимает проблема прекрасного в искусстве. Сущность его состоит в наличии всей гаммы эстетических ценностей – прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Художник, сопоставляя их, усиливает выразительность прекрасного в искусстве.

Значительное место в эстетике Ренессанса отводится проблеме пропорции, которая признавалась предпосылкой совершенства и прекрасного. Этой проблеме посвящен труд Луки Паччоли «О божественной пропорции». Учение о пропорции составляет основу эстетической теории немецкого художника Альбрехта Дюрера. Суть красоты человеческого тела Дюрер видел в правильных пропорциях, при этом он абсолютизировал роль математических вычислений: разработал шкалу измерений, которая содержала 1800 частей человеческого тела.

В Новое время в Европе зарождается классицизм (лат.classicus — первоклассный) - направление в эстетике XVII-XVIII вв. Родиной классицизма считается Франция. Эстетика классицизма ориентировала на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Для эстетики характерны отвлеченная типизация образов, регламентация жанров, форм, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Николя Буало (1636-1711). Духовную красоту он ставит выше физической, а произведения искусства — выше творений природы. По Буало, художник в своем творчестве должен руководствоваться строгими правилами. Регламентация жанров разделяет их на «высокие» - ода, поэма, трагедия и «низкие» - эпиграмма, басня, комедия. Образцом искусства признавалось античное искусство. Буало также считает, что искусство выполняет функцию катарсиса.

Эстетика классицизма подвергалась критике в следующую эпоху- эпоху Просвещения. Французские просветители главное внимание уделили выяснению социальной функции искусства и познавательной природы художественного творчества. Вольтер, Дидро, Гельвеций, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-социальный аспект искусства, а с другой стороны — указывают на то, что искусство может выполнить свою высокую миссию, если будет давать праведное отражение реальности. В развитии эстетической мысли Просвещения особенно весомы заслуги Дени Дидро (1713-1784). По убеждению Дидро, природа выше искусства. Художник никогда не создаст такое произведение, которое бы превосходило природу, ибо копия никогда не способна полностью воспроизвести оригинал.

Из немецких просветителей. И.Гердер (1744-1803) впервые поставил вопрос, о необходимости исторического подхода к художественной культуре. Красота, по Гердеру, возникает из жизни, которая выше искусства. В основе прекрасного лежит истина, всякая красота должна вести к истине и добру.

Глубокую трактовку у немецких просветителей получили фундаментальные эстетические понятия: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, а также вопросы, связанные с общественной природой искусства (его социальная обусловленность, место в жизни общества).

Эстетика Просвещения утверждала за искусством функцию воспитания посредством прекрасного, возвышенного, а также гармоний, вкуса. Мыслители Просвещения, в отличие от античных философств, считали «искусством искусств» поэзию.

Эстетика как самостоятельная наука сформировалась в середине ХVIII в. благодаря немецкому философу и теоретику искусства Александру Готлибу Баумгартену Эстетика, по Баумгартену, относится к теории познания – гносеологии, как и логика. Различия между логикой и эстетикой состоят в следующем: эстетика связана с чувственным познанием, а логика – с интеллектуальным; эстетика изучает суждения вкуса и ведет к познанию прекрасного, а логика изучает суждения разума и ведет к познанию истины.. Исходя из этого, Баумгартен называл эстетику наукой о чувственном познании, которая познает прекрасного, законы его воссоздания и восприятия.

Эстетика Баумгартена оказала значительное влияние на эстетические концепции представителей немецкой классической философии И. Канта и Г.Гегеля.

Эстетические взгляды Канта изложены в его труде «Критика способности суждения». Впервые в истории эстетической мысли Кант доказывал, что сфера эстетического – это самостоятельная сфера человеческого опыта, человеческого духа. Она лишена утилитарного интереса и заключается в бескорыстной творческой деятельности. Мыслителя интересовали эстетические категории прекрасного, возвышенного, целесообразного.

Существенную роль в развитии эстетики сыграл Гегель. Он читал лекции по эстетике в университетах Европы. Результатом является труд «Лекции по эстетике». Гегель отмечал, что предметом эстетики должно быть «царство прекрасного». Он негативно относился к термину «Эстетика» и считал, что его следует заменить другим – «философия искусства» или «философия художественного творчества». Гегель - «прекрасное» отождествлял с искусством, отсекая от предмета эстетики все, что находиться вне искусства. Одной из важнейших категорий эстетики Гегеля была категория идеала, которая составляет цель искусства. Эта мысль стала альтернативой взглядам Аристотеля и просветителей, которые цель искусства видели в подражании.

Идею связи эстетики и прекрасного развил Н.Г.Чернышевский. Определяя предмет эстетики через понятие прекрасного, он не ограничивал его сферой искусства, а настаивал на способности этой науки к всестороннему охвату жизни. Он считал, что значение эстетики как науки о прекрасном слишком узки, ибо при этом нивелируются категории возвышенного, трагического, комического. Помимо этого прекрасное не ограничивается только сферой искусства. По мнению Чернышевского, «прекрасное есть жизнь». Прекрасное проявляет себя в действительности и в искусстве.

В эстетике марксизма возникновение искусства рассматривалось в контексте культурно-исторического процесса, подчеркивалось, что подлинными творцами эстетических ценностей являются народные массы.

Современная эстетика, т.е. эстетика ХХ-ХХI вв., предстает сложным и противоречивым явлением. В ХХ в. эстетическая проблематика весьма продуктивно развивается не столько в специальных исследованиях, сколько в контексте других наук, прежде всего, в теории искусства, художественной практике, психологии, социологии, семиотике, лингвистике.

В середине и второй половине ХХ в. начали формироваться, а сегодня всесторонне развиваются новые направления, среди которых интуитивистская эстетика (А.Бергсон, Б.Кроче, Г.Рид), психоаналитическая эстетика (З.Фрейд, А.Адлер), феноменологическая эстетика (Э.Гуссерль, М.Шелер, М.Мерло-Понти), экцистенциалистская эстетика (Л.Шестов, Н.Бердяев, Ж.-П.Сартр, А.Камю), структуралистская эстетика (К.Леви - Стросс, Р.Берт, Ф.Шлейермахер, Г. Гадамер).

Основоположником интуитивистской эстетики является французский философ, лауреат Нобелевской премии А.Бергсон. Его волновала проблема познавательной деятельности человека, который, по мнению Бергсона, наделен двумя видами познания – интеллектом и инстинктом, сформировавшимся в процессе исторического развития. Интеллект и инстинкт являются основой третьей формы познания – интуиции. Результатом существования интуитивной формы познания явилась сфера эстетического и художественного творчества. Бергсон разработал собственную теорию искусств, основная идея которой – искусство абсолютно независимо от реальности. Если бы искусство было связано с действительностью, то творцом – художником мог бы стать любой. Следовательно, искусство – это призвание избранных. Идеи Бергсона оказали значительное влияние на современную литературу Последователи интуитивистской эстетики Бергсона стали итальянский философ Б.Кроче и английский эстетик Г.Рид.

Психоаналитическая эстетика возникла на основе психологического и философского учения З.Фрейда. Одной из концепций его психоанализа является концепция бессознательного. Он считал, что все процессы психической жизни человека бессознательны. Сознательная жизнь человека лишь малая частица в сравнении с бессознательным, в котором властвуют несознательные инстинкты, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Однако в процессе социализации на человека накладываются определенные ограничения на удовлетворение этих потребностей, они вытесняются в сферу инстинктивной психологической энергии (либидо). Одной из возможных реализаций поглощенной инстинктивной энергии является творчество. Преображенное либидо – источник творческой активности человека.

В теории психоанализа Фрейд уделяет особое внимание феномену сновидений. Он стремился разъяснить символику снов. Фрейд использовал анализ сновидений при исследовании специфики художественного творчества деятелей искусства. Так, он работал над расшифровкой некоторых произведений Леонардо да Винчи, В.Шекспира, В.Гете, Т.Манна, Ф.Достоевского. В наше время метод психоанализа стал использоваться в исследованиях украинских и русских психоаналитиков и эстетиков. С точки зрения психоанализа стали изучаться жизнь и творчество А.Пушкина, Н.Гоголя, Л.Толстого.

Экзистенциалистская эстетика основывалась на философии экзистенциализма, которая возникла на рубеже ХІХ – ХХ вв. в России (Л. Шестов, Н. Бердяев) и достигла расцвета в Германии в первой половине ХХ в. (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во второй половине ХХ в. во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю). В развитии экзистенциалистской эстетики огромную роль сыграла французская традиция.

Ж.П. Сартр основное внимание уделял чувственной природе человека, эстетического восприятия, художественного творчества художественного образа. Он выступил против традиционной концепции подражания в процессе рождения произведений искусства. По мнению Сартра, образ связан только с воображением и является состоянием сознания.

Основная идея философии А. Камю состояла в том, что «жизнь-это абсурд, ложь». Доказывая эту идею, он ссылалсяна героев Достоевского. Идеи абсурдности бытия нашли отражение также во французской драматургии абсурда (С.Беккет, Э.Ионеску). «Театр абсурда» отказался от сюжета, развития характеров. Подчеркивается гротеск, пародия, трагикомедия.

Особое место в эстетической мысли 50-70 гг. ХХ в. занимала феноменологическая эстетика, на которую повлияли идеи философов Э.Гуссерля и М.Шелера. В русле феноменологической эстетики творил польский эстетик Р.Ингарден. Основная проблема его исследований – эстетическое переживание. Своеобразно мыслитель решает проблему отличия художественной и эстетической ценности. К эстетическим ценностям он относил динамичность, экспрессивность, драматичность, ясность, изящество, оригинальность предмета искусства. Художественная ценность стимулирует эстетическое переживание, дает особенную радость при восприятии произведения искусства.

Начиная с 20-30 гг. и на протяжении всего ХХ в. особое место в развитии эстетического знания заняла структуралистская эстетика. Наибольшее распространение она получила во Франции (К. Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт). Структуралисты идут от идеи целесообразности абстрактно-теоретического, структурного метода в исследовании всех процессов и явлений человеческой жизни. Метод основан на знаковой теории и заключается в разделении материала на части – сегменты и анализе каждого сегмента.

В эстетике структуралисты рассматривали проблемы сущности искусства, творчества, эстетической функции, структурного анализа словесного искусства. Значительный вклад в развитие структуралистской эстетики внес Р. Барт. Основной проблемой у него выступает внутренняя структура произведения. Он утверждал, что в художественном произведении важную роль играют не только «язык» как общеобязательная норма и «стиль» как индивидуальная манера творчества, но и художественная форма. Барт поднял еще одну ванную проблему в эстетике – «диалог» читателя с литературным произведением и интерпретация произведений искусства. Это сблизило структуралистскую эстетику с герменистической.

Представителями герменевтики выступали Ф.Шлейермахер и Г.Гадамер. Шлейермахер дал четкое разъяснение специфики творчества художника и интерпретатора. Творчество художника, по его мнению, продукт бессознательного, интерпретатор же руководствуется сознанием, чтобы познать произведение через анализ его частей. Гадамер отождествлял предмет эстетики и искусства. Герменистическая эстетика в трактовке творчества разделяет аристотелевскую идею подражательния его природе.

Постмодернистский этап в развитии эстетического знания наметился в начале 70-х гг. ХХ вв. Тогда было заявлено о независимости эстетики от философии и решено отстаивать абсолютную самостоятельность эстетики. Среди работ современных ученых выделяются труды английского эстетика Х.Осборна, посвященные постмодернистской эстетике, а также американского культуролога И.Хасана в области культуры постмодернизма, синтеза художественного и научного познания.

 

Эстетическая мысль Украины

Первые эстетические идеи Украины отражены в трактатах периода Киевской Руси – «Изборниках» 1073 и 1076 годов, «Поучении» Владимира Мономаха, а также в «Повести временных лет» Нестора и «Слове о полку Игореве». В Х – ХХІ эстетическая мысль была эмоциональна, подчеркивала «переживания сердца». Особое место в эстетике этого времени занимает символ Софии - Премудрости Божьей.

Важную роль в развитии отечественной эстетики сыграл труд «Слово о красе», где сравнивается краса физическая и краса духовная. В «Повести временных лет» уделено внимание раскрытию эстетических ценностей искусства, народных традиций и быта. В «Слове о полку Игореве» эстетическое опирается на фольклорные традиции.

В ХІІІ-ХV вв. эстетическое знание переплетается тесно с этическим и религиозным пониманием человека. Эстетика опирается прежде всего на духовные ценности. На рубеже ХV-ХVІ вв. серьезное влияние на духовную жизнь Украины оказывала философская концепция, созданная в Острожской академии. Наиболее полно она выражена в трудах И.Вышенского, который отстаивал идеи аскетизма, самоотречения от проблем красы.

Особое место в истории украинской эстетики принадлежит Киево-Могилянсокй академии. Значительный вклад в украинскую эстетику был сделан Ф.Прокоповичем (1681-1736). Сосредоточив свое внимание на проблеме красы, он рассматривал красу человека как гармонию духа и тела. Прокопович также считал, что поэтика влияет на развитие таких способностей человека, как ощущение прекрасного, стиля, фантазии, воображения.

Вторая половина ХVІІІ в. связана с деятельностью Г.С.Сковороды (1722-1794). Его эстетические взгляды перекликаются с философскими, этическими и поэтическими идеями. Размышления украинского философа завершаются созданием философии сердца, одной из составляющих которой было эстетико-художественное познание мира. Особое значение имеют идеи Сковороды о единстве красы, добра, блага, истины. Именно в объединении этих состояний, по мнению философа, происходит нравственно-эстетическое самоутверждение человеческой сущности.

В ХІХ веке с новаторскими эстетическими идеями выступил Т.Г.Шевченко (1814-1861). Он уделял значительное внимание вопросам специфики прекрасного, сущности художественного процесса, социальной значимости искусства.

Известный композитор, фольклорист и музыковед П.Сокальский (1832-1887) занимался исследованием эстетических проблем музыкальной критики, национальных особенностей музыкального творчества, стремился раскрыть соотношение музыкальной психологии и эстетики А.Потебня (1835-1891) выступил основоположником лингвистической эстетики.

На рубеже ХІХ-ХХ вв. развитие эстетической мысли в Украине ассоциируется с литературой и именами И.Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского, О. Кобылянской, В. Винниченко и др. Одни из них свои эстетические взгляды высказывали опосредованно (в эссе, письмах, дневниках, автобиографиях). Другие работали как ученые, и их научное наследие не менее важно для эстетики Украины, чем художественное творчество.

Особенное значение имеет теоретическое наследие И.Франко (1856-1916), в частности, его работа «Из секретов поэтического творчества». Исследования И.Франка соединило в себе этические и эстетические аспекты бытия. Он обогатил науку идеями, посвященными изучению природы художественного сознания, социальных и психологических основ творчества.

В развитии эстетической мысли Украины в первой половине ХХ в. значительную роль сыграли выдающийся деятель и теоретик искусства Лесь Курбас (1887-1942) и Микола Хвылевий (1893-1933), интересовавшийся проблемами эстетической культуры. Через все сферы деятельности Л.Курбаса проходит его понимание украинской культуры в контексте, общеевропейских процессов. С его именем связано обновление украинского театра и создание «Березиль». М.Хвылевого больше интересовала проблема эстетической культуры, которая рассматривалась как явление самодостаточное, центром которого должно стать элитарное, высокое, искусство и специфический путь развития украинской литературы и искусства на основе романтизма.

Во второй половине ХХ-начале ХХІ вв. появляются труды украинских авторов, в которых непосредственно анализируются проблемы эстетического (П.Гаврилюк, А.Гордиенко, В.Коршенко, К.Шудря и др.) Важную роль в развитии эстетики сыграли труды Б.Кубланова «Естетичне відчуття та мистецтво», И.Иванова «Практика і естетична свідомість», В.Баленко «Естетичне і природа».

Значительный вклад в развитие отечественной эстетической мысли внесли В.Мазепа («Художня творчість як пізнання»), А.Канарский («Діалектика естетичного процесу: діалектика естетичного як теорія чуттєвого пізнання»), О.Фортова («Про діалектичну єдність морального та естетичного»), М.Гончаренко («Геній в мистецтві і науці»).

Осмыслению и оценке украинской эстетики посвящен труд И.Иваньо «Очерк развития мысли Украины». Эстетике труда – исследование Д.Кучерюка «Естетика праці». Сложные проблемы существования искусства в современном культурном пространстве поднимает В.Панченко в работе «Художня творчість у контексті культури». Л.Левчук посвящает свои исследования проблемам культуры и эстетики.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Аристотель», «Августин Блаженный», «Фома Аквинский», «Гегель», «Фрейд», «Сартр», «Сковорода».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Естетика», «Відродження» «Аристотель Стагірит», «Августин», «Тома Аквінський», «Гегель», «Фройд», «Сартр», «Сковорода».

.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!