Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 21. Социометрический опрос



 

1. Социометрия как метод исследования: преимущества, недостатки и границы использования.

2. Социометрический критерий.

3. Способы обобщения данных социометрического опроса.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Применение метода социометрии для изучения лидерства в малой группе (с проведением самостоятельного исследования).

2. Метод социометрии как составляющая часть методики изучения неформальной структуры производственного коллектива.

3. Социометрия и ее сравнение с другими опросными методиками.

4.Исследование неформальной структуры студенческой группы

5.Использование социометрии для изучения социально- психологического климата трудового коллектива.

II. Литература

1. Найдек В.Л., Розенбаум В.М., Розенбаум М.Д. Исследование профессионального уровня научных сотрудников социометрическим методом экспертно-бальных оценок // Социс . - 1991. № 8. С. 44- 51.

2. Основы прикладной социологии/ Под ред. Ф.Э. Шереги, Горшкова М.К. М., 1996.

3. Социология: Практикум/ Под ред. А.В. Миронова. - М., 1993.

 

III. Вопросы для самопроверки

1. Кем был разработан место социометрии и в какой области знания он использовался первоначально?

2. Как иначе называется социометрическая техника?

3. Какая группа может быть подвергнута социометрическому опросу?

4. Какие аспекты жизни малой группы позволяет выявить социометрическая техника?

5. Каким требованиям должен отвечать социометрический критерий?

6. Сколько критериев можно включать в социометрическую карточку одновременно?

7. Что такое социометрический индекс?

8. Какие групповые и индивидуальные индексы вы знаете?

9. Какие этические проблемы возникают в связи с проведением социометрического опроса?

 

IV. Другие виды работ

1.Проанализируйте смысл следующих понятий:социометрия, социометрический критерий, параметрический и непараметрический критерии, социограмма, социоматрица, социометрический индекс, положительный, отрицательный и нейтральный выбор, социометрическая карточка. Проиллюстрируйте их примерами.

2.Поясните, что означает понятие параметрический и непараметрический критерий.

3. Проиллюстрируйте использование этих критериев

4. Приведите конкретные формулы индивидуальных и групповых социометрических индексов

5. Разработайте социометрическую карточку для изучения неформальной структуры студенческой группы



6. Проведите социометрический опрос в своей группе.

7. Представьте социоматрицу, постройте социограмму, рассчитайте групповые и индивидуальные социометрические индексы (задание может быть дано на дом).

 

Тема 22. Композиция вопросника и разновидности опроса

1. Пилотаж и его задачи, в обеспечении процедуры сбора данных в различных видах опроса.

2. Формулировка вопроса: универсальные и специфические требования.

3. Открытые и закрытые вопросы и их использование в зависимости от видов инструментария.

4. Последовательность вопросов

5. Пробные вопросы: целесообразность использования.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Пилотаж как способ апробирования методики (с разработкой авторской методики).

2. Конструирование вопросников для различных видов опроса. Обоснование последовательности вопросов.

3. Последовательность вопросов в методике исследования политического поведения туляков.

4. Проективная техника для изучения социальной адаптации молодежи.

5. Открытые и закрытые вопросы в различных методиках, исследующих девиантное поведение молодежи.

 

II. Литература

1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.

2. Лютынский Я. Вопрос как инструмент социологического исследования // Социс. 1990. №1 // Социология 4М., 1998.

3. Маслова О.М. Образы изучаемой реальности в формализованном и нарративном интервью.

4. B Phillips Sociologikal Research Methods. An introduction. Homewood. Illinois 1985.

 

III. Вопросы для самопроверки

1. Как после пилотажа можно развить уже имеющиеся идеи?

2. Как можно изменить варианты ответов в опросной методике в результате пилотажа?



3. Каким образом пилотаж позволяет принять решения относительно правильности включенных в методику вопросов и вариантов ответов?

4. Согласны ли вы или нет с утверждением о том, что любое исследование есть “двойное“ исследование?

5. Почему очень тщательно следует подходить к формулировке суждений (лексике) при разработке вопросника?

6. Включить в закрытый вопрос полный набор альтернатив ответов не всегда возможно, приведите пример таких ситуаций. Как с помощью пилотажа можно дополнить этот набор?

7. Почему вопросы, касающиеся непосредственно цели исследователя лучше помещать перед вопросами, направленными на получение информации о жизненной ситуации респондента?

8. Расскажите, в чем суть “техники воронки”? В какой исследовательской области была первоначально разработана “техника воронки”? Кем из исследователей эта техника была разработана применительно к изучению социальной сферы?

9. Последовательность вопросов служит также для поддерживания интереса респондентов, Покажите на примере разработки конкретной методики, как достигается этот эффект. Время работы 45 мин.

10.В чем заключается сущность техники косвенного теста?

11.В чем заключается подход, получивший название “вопросы, основанные на виньетке”?

IV. Другие формы работ

1. Раскройте смысл следующих понятий:альтернативный ответ, пробный вопрос, техника воронки, семантически дифференцированный инструментарий, неадекватность инструментария, верификация, причинный и косвенный анализ.

2. Проиллюстрируйте конкретными примерами, как пилотаж помогает достичь большей ясности исследовательских вопросов для респондента.

3. Покажите на конкретных примерах, как при помощи пилотажа исследователь может получить новые идеи о вопросах, которые следует задать респонденту.

4. При конструировании вопросных методик мы должны принимать в расчет два важных фактора: простоту выражения и специфичность мнения респондентов. Проиллюстрируйте необходимость этих факторов конкретными вопросами методик по изучению различной проблематики.

5. Покажите, как при помощи использования проективной техники и методики ТАТ исследователь может приблизиться к системе понятий и реальной жизненной ситуации респондента.

6. Проиллюстрируйте конкретными примерами использование “техники воронки”.

7. Разработайте элементы конкретной методики для иллюстрации этой техники косвенного теста

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!