Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 6. Организация СИ и организационный



Раздел программы

 

1. Организационный раздел программы, назначение и составляющие.

2. Контроль за ходом исследования.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Организационный раздел и проблемы организации конкретного социологического исследования.

2. Подготовка инструментария социологического исследования (на примере конкретной темы).

3. Использование статистических данных при изучении демографической ситуации в регионе.

4. Определение и обоснование методик изучения положения молодой семьи

 

II Литература.

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2 -ое издание, стер. Минск: ТетраСистемс, 2001

2. Основы социологического знания. Часть 1 / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов, И.И. Матюнин, М.Я. Бобров, С.М. Зимина; под общей ред. С.И. Григорьева. - Барнаул, 1992. - 144 с.

3. Практикум по прикладной социологии / Под ред. Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева.- М.: Изд-во Московского университета, 1987.- 261 с.

4. Рабочая книга социолога, 2-е изд. - М.: Наука, 1983. - 477 с.

 

III. Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся организационный раздел программы и смета исследования?

2. В каких случаях можно изменять сроки проведения исследования?

3. Какие основные действия надо предпринять для создания сети интервьюеров?

4. Какие виды работ требуют усиленного контроля?

5. Что входит в функции организатора полевого этапа исследования?

6. Что входит в функции интервьюера?

 

IV. Другие виды работ

1. Используя организационный план проведения мониторинговых исследований, проводимых на базе лаборатории социально- политических исследований ТулГУ, проанализируйте основные проблемы, которые могут возникнуть на каждом из этапов.

2. В рамках проектов, разрабатываемых в подгруппах, проведите деловую игру по организации инструктажа интервьюеров.

 

Тема 7. Квалиметрические (социальные измерения).

 

1. Качественные и количественные признаки социальных объектов. Понятие измерения в социологии. Квантификация.

2. Эталон измерения. Стадии поиска эталона. Критерии надежности шкал.

3. Способы проверки первичного измерения на надежность, обоснованность, устойчивость и правильность.

4. Понятия шкалирования. Общая характеристика шкал и допустимые для них операции с числами.

5. Шкалирование по Лайкерту, Гуттману, Терстоуну.



6. Важнейшие ограничения квантификации первичных социальных характеристик.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Применение номинальной неупорядоченной шкалы в анкетном опросе и формализованном интервью.

2. Шкала рангов, ее применение в инструментарии и операции с числами.

3. Использование интервальной шкалы в опросных методиках и операции с числами.

4. Применение различных типов шкал при изучении политической ситуации в регионе.

5. Критерии надежности шкал (анализ инструментария конкретного социологического исследования, проведенного в регионе или самостоятельно).

6. Применение различных типов шкал и операции с числами по инструментарию исследования «Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России».

 

II. Литература

1. Берка К. Измерения, понятия, теории, проблемы. - М., 1987.

2. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. -Киев, 1974.

3. Давыдов А.А. Интервальный анализ социальных систем // Социологические исследования - 1997 - №11.

4. Дейвисон М. Многомерное шкалирование. Методы наглядного представления данных. М., 1988.

5. Косолапов М.С. Типология шкал как основа адекватной интерпретации исходных данных. // Сравнительный анализ и качество эмпирических социологических данных М.,1984.

6. Основы прикладной социологии/ Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М., 1996.

7. Ростовцев П.С, Ковалева Г.Д. Анализ социологических данных с применением статистического пакета. Методические указания Новосибирский университет им. Ленинского комсомола. - Новосибирск,1997.

8. Саганенко Г.М. Надежность результатов социологического исследования М. 1988.

9. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев, 1986.



10.Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973.

III. Вопросы для самопроверки

1. Что такое измерение социальных процессов?

2. Почему социальные измерения часто называют квалиметрическими?

3. Что означает понятие шкала?

4. Поясните понятие индикатор измерения объекта исследования?

5. Какие измерительные процедуры вы знаете?

6. Что означает надежность измерения?

7. Почему существуют ограничения квантификации первичных социальных характеристик?

8. Какие важнейшие ограничения квантификации вы знаете?

9. Что такое шкала открытого типа?

 

IV. Другие виды работ

1. Разъясните на примерах, взятых из программ СИ, разработанных в подгруппах или самостоятельно смысл следующих понятий: квалиметрия, квантификация, измерение, эталоны измерения, эмпирический индикатор, шкала, измерительные процедуры, надежность обоснованность, устойчивость и правильность измерения, шкалограмма, нормальные и скошенные распределения, медиана, квартили, мода, дисперсия, перекрестная классификация,

2. Приведите примеры использования в разработке инструментария номинальной шкалы.

3. Какие расчеты проводят на основе применения номинальной шкалы?

4. С учетом того, что порядковая шкала имеет следующий общий вид:

1-я позиция предпочтительнее, чем 2-я, 2-я, чем 3-я и так далее без присвоения баллов

n максимально положительный ответ

n положительный ответ

n нейтральный ответ

n отрицательный ответ

n максимально отрицательный ответ

приведите пример ее использования.

5. Установите равные и неравные интервалы изучаемых социальных свойств. Обоснуйте равенство и разность интервалов.

6. Представьте, что мы изучаем ценностные ориентации людей. Приведите конкретный список ценностей и, используя шкалу рангов, сформулируйте вопрос в инструментарии о том, какие ценности являются более предпочтительными.

7. Сконструируйте номинальную, частично упорядоченную номинальную шкалу и шкалу рангов.

8. А теперь давайте проверим эти шкалы на надежность, валидность, полноту и чувствительность.

 

Тема 8. Методы СИ: понятие и классификация

1. Метод, техника и процедуры исследования. Методы сбора первичной информации о социальных фактах (общая классификация).

2. Методы регистрации единичных событий (общая характеристика).

3. Система сбора данных: монографические, сплошные и выборочные исследования.

4. Количественные ("жесткие") и качественные ("мягкие") методы.

5. Методы анализа первичной информации.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Методы сбора первичной информации.

2. Количественные ("жесткие") методы.

3. Качественные ("мягкие") методы.

4. Сочетание количественных и качественных методов в СИ.

5. Статистический анализ и системный анализ в СИ. (на примере конкретного исследования).

6. Система сбора данных в СИ.

7. Выборочное исследование.

8. Применение метода описания в СИ.

9. Использование метода классификации в СИ (на примере конкретных исследований).

II. Литература

1. Воронов Ю.Л. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974.

2. Герчиков В. Методы работы заводского социолога // Изв. СО АН СССР. Сер. Экономики и прикл. Социологии. 1984, № 7, вып.2.

3. Кокрен Ч. Методы выборочного исследования. - М., 1976.

4. Количественный и качественный анализ: ограничительное единство или автономия. // Социс – 2004 - № 9 - С. 3 – 14

5. Лаба Л. Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социс - 2004 - № 2

6. Лекции по методике конкретных социальных исследований М., 1977.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х томах. М., 1990.

8. Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.

9. Романов П. В. Стратегия кейс – стади в исследовании социальных служб // Социс. – 2005 - № 4 - С. 101 – 109

10.Теория и методы социологических исследований М., 1984.

11.Фливберг Б. Кейс – стади в контексте количественной и качественной проблематики // Социс – 2004 - № 9 - С. 15- 19.

12.Фливберг Б. О недоразумениях, связанных с кейс – стади // Социс – 2005 - № 4 - С. 110 – 119.

 

III. Вопросы для самопроверки.

1. Что называется методом в социологии?

2. Чем отличается понятие "метод" от понятия "методика"? Проиллюстрируйте свое мнение конкретными примерами.

3. Что такое методика кейс-стади?

4. В чем заключается статистический анализ?

5. Какие виды моделей используются в конкретных социологических исследованиях?

6. Какие типы моделей используются в социальном прогнозировании?

7. В каких прогнозах используются трендовые модели?

8. Какие модели наиболее предпочтительны в социальном прогнозировании?

9. Назовите недостатки количественных и преимущества качественных методов.

10.В чем заключается "стратегия иронии", предложенная Ч. Гарфинкелем?

 

IV. Другие виды работ

1. Используя учебники и словари дайте различные определения следующих

понятий: метод, техника, методика, процедура исследования, кейс-стади,

монографическое и сплошное обследование, описание, классификация,

типологизация, статистический анализ, экспериментальный анализ,

генетический метод, социальное моделирование.

2. Разработайте процедурно-методический раздел программы исследования

"Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России"

(Группа разбивается на две подгруппы. Время работы - 40 мин.). Выделите, что в данном разделе будет рассматриваться и применяться в качестве методов, методики, процедуры и техники исследования

3 Кратко раскройте сущность оргдеятельностных (ОДИ), оргмыслительных (ОМИ) инновационных игр (ИНН).

4. Приведите примеры использования отечественными социологами качественных и количественных методов.

5. Раскройте суть триангуляции при сочетании качественных и количественных методов в рамках одного исследования.

6. Основываясь на исследовательских проектах, разрабатываемых в подгруппах, приведите примеры а) триангуляции по Н. К. Дензину.

б) триангуляции между методами;

в) методологической триангуляции;

г) триангуляции по П. Лазарсфельду.

7. В рамках исследовательской программы "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России" для поиска статистических закономерностей выскажите предположение о связях между переменными. Работа ведется в 2-х подгруппах самостоятельно. Время работы 20-25 мин.

8. Используя программы КСИ "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России", разработанные в подгруппах, осуществите системный анализ объекта исследования. (Это задание может быть дано на дом). При выполнении его на занятиях время работы 40 мин.

9. Охарактеризуйте генетический метод

10.Приведите примеры использования аналитических моделей в прогнозировании социальных процессов.

 

Тема 9. Выборочный метод

 

1. Понятие выборки в социологии и социальной статистике.

2. Возникновение и развитие социальной статистики. Общая характеристика стати­стических методов, применяемых в социологии.

3. Типы выборки. Обоснование применения различных типов выборки.

4. Ошибка выборки. Условия, от которых зависит объем выборки.

 

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

 

1. Социология и социальная статистика.

2. Основные статистические методы: общая характеристика и их применение в социо­логических исследованиях.

3. Идеальные и реальные совокупности.

4. Контроль и ремонт выборки.

5. Репрезентативность выборки.

 

II. Литература

1. Березина Е.В. О точности прогноза результатов голосования //Социс.- 1995- № 2 - С. 94- 97.

2. Божков О. Б. Эта неуловимая генеральная совокупность//Социс. - 1987. - № 9.

3. Давыдов А.А. Репрезентативность выборки.// Социс.- 1990 - №1- С.115-121.

4. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. Учебное пособие, М., 1988.

5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М., 1993.

6. Осипов Г. В. Рабочая книга социолога, М., 1976.

7. Социология. Словарь-справочник. Социологическое исследование: метод, мето­дика, математика и статистика./Отв. ред. Г. В. Осипов, М., Наука, 1991,

Т. 4.

8. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. - Киев, 1986.

 

III. Вопросы для самопроверки

1. Что означает понятие генеральная совокупность применительно к эмпирическому объекту конкретного социологического исследования?

2. Когда целесообразно проводить сплошное, а не выборочное исследование?

4. Чем отличается понятие "случайность" в обыденном смысле слова от его матема­тического смысла?

5. Когда целесообразно применять серийную выборку? Проиллюстрируйте свою точ­ку зрения примерами.

6. Когда целесообразно применять метод основного массива?

7. Когда целесообразно использовать метод “снежный ком”?

8. В чем заключается метод квотной выборки?

9. Каковы основные условия использования квотной выборки?

10. Квотную выборку не рекомендуется задавать более, чем по4-м параметрам. Как вы думаете, почему?

 

IV. Другие виды работ

1. Заполните следующую таблицу, назвав основных ученых, которые внесли значительный вклад в развитие социальной статистики.

 

№ п./п. Фамилии ученых–статистиков Годы жизни Основные идеи и достижения
       

 

2. Раскройте понятие "выборочная совокупность", проиллюстрируйте его конкретными цифрами.

3. Поясните, что означает требование репрезентативности выборки.

4. Будут ли отвечать требованиям репрезентативности следующие выборочные сово­купности:

- пациенты районной поликлиники;

- пассажиры в аэропорту?

Аргументируйте свои ответы.

5. Сформулируйте закон больших чисел.

6. Расскажите, как применяется этот закон в конкретных социологических исследова­ниях.

7. Приведите примеры условий использования:

- собственно случайного метода отбора;

- систематического способа;

- способа конечных цифр;

- дат дней рождения;

- первых букв фамилий.

Обоснуйте свою точку зрения.

8. Применяя серийный тип выборки, рассчитайте объем выборки для исследования социальных проблем молодежи, используя статистические данные о демографиче­ской ситуации из сборника “Положение тульской молодежи: состояние, тенденции и перспективы ” - Тула; 1996.

9. Назовите преимущества и недостатки квотной выборки.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!