Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 4. Методология СИ и методологический раздел программы



 

1. Методология социологии. Место СИ в структуре социологического знания.

2. Методология СИ как система принципов научного исследования и приклад­­­ная логика исследования конкретной определенной области.

3. Методологический раздел программы и его составляющие.

4. Цели и задачи исследования.

5. Гипотеза в социологическом исследовании. Виды гипотез.

 

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений

1. Теоретико-прикладные аспекты исследования социальных проблем семьи.

2. Использование теорий конфликта и структурного функционализма при изучении проблем социального института семьи.

3. Логический анализ основных понятий.

4. Теоретическая интерпретация понятий.

5. Эмпирическая интерпретация понятий.

6. Операционализация понятий в системе объекта и предмета исследования

 

II. Литература

1. Андреева Г.М. Программа конкретного социологического исследования Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

2. Голофаст В.БМетодологический анализ в социальном исследовании. М., 1980.

3. Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии//Социс. – 1982. - №1.

4. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно социологические исследования в области права. – Л., 1981.

III. Вопросы для самопроверки

1. Что такое всеобщая научная методология?

2. Как учитываются общенаучные принципы при проведении КСИ?

3. Почему КСИ занимает неотъемлемое место в структуре социологического знания?

4. Что такое цель социологического исследования?

5. Чем задачи социологического исследования отличаются от его цели?

6. В чем различие программных и дополнительных задач?

7. Что называют гипотезой в социологии?

8. Чем опосредован выбор того или иного вида гипотез?

9. Какие общие требования предъявляются к гипотезе, подлежащей прямой эмпирической проверке?

10.Почему после окончания исследования гипотеза может не подтвердиться?

IV. Другие виды работ

1.Раскройте смысл следующих понятий: методология всеобщая научная методология, общесоциологическая методология, методология ТСУ, социальный заказ, цель и задачи исследования, гипотеза социологического исследования, гипотезы-основания и следствия, основные и не основные гипотезы, первичные и вторичные гипотезы, описательные и объяснительные гипотезы, рабочая гипотеза.



2. Назовите составляющие методологического раздела программы. Обоснуйте их логическую последовательность.

3. Сформулируйте самостоятельно тему теоретико-прикладного исследования. Определите возможные основные и частные задачи.

4. Приведите примеры гипотез различных видов.

5. Приведите примеры различных видов гипотез, сформулировав тему конкретного социологического исследования.

6. Охарактеризуйте общесоциологическую методологию.

7. Покажите, как используются знания, накопленные в методологии ТСУ в практике подготовки методологического раздела КСИ.

8. Разделитесь на несколько групп. Выберите в каждой группе по согласованию с преподавателем руководителя. Теперь каждая группа разрабатывает методологический раздел программы по теме “ Изменения в институте высшего образования в России ”. На практическом занятии вся группа обсуждает получившиеся проекты программы и проводится конкурс на лучший проект.

 

Тема 5. Методика и процедурно-методический

Раздел программы

 

1. Метод, техника, методика и процедура исследования.

2. Процедурно методический раздел программы (общая характеристика).

3. Организационный раздел программы, назначение и составляющие.

4. Контроль за ходом исследования.

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений

1. Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян

2.Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект

3. Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение.

4.Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования).



II. Литература

1. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.

2. Математические методы и модели в социологии. - М.:, Институт социологии. – 1991. - №1.

3. Методология и методы социологических исследований. - М., 1996.

4. Патрушев В.Д. Методика изучения бюджета времени трудящихся. // Социс. -1990 - №1.

5. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. //Сб. статей. – М., 1989.

6. Титма М.Х. Тоодинг Л.М. Математические методы в арсенале социолога. // Социс. - 1986 - №4.

7. Толстова Ю.Н. Обеспечение однородности исходных данных в процессе применения математических методов. // Социс. - 1986 - №3.

III. Вопросы для самопроверки

1. Что означает понятие техника исследования?

2. Укажите, в чем различие между понятием метод и методика?

3. Какие составляющие входят в процедурно методический раздел программы?

4. От каких факторов зависит выбор методов социологического исследования?

5. Какие трудности могут встретиться в процессе создания сети интервьюеров?

6. Сколько интервью в день в соответствии с существующими нормативами можно проводить одному интервьюеру?

7. Опишите подробно принципы создания постоянно действующей сети интервьюеров?

8. Как могут измениться сроки на проведение исследования в зависимости от:

а) его вида;

б) требований заказчика;

в) количества участвующих специалистов исполнителей;

г) применяемых методов?

9. Каково назначение инструментария?

10.Каким аспектам исследования уделяется внимание в процессе оперативного долгосрочного контроля?

 

IV. Другие виды работ

1.Поясните понятия метод, методика и процедура исследования.

2.На примере конкретного социологического исследования раскройте последовательность всех приемов сбора и обработки информации.

3.Опишите подробно принципы создания постоянно действующей сети интервьюеров.

4.Поясните, что означает понятие инструментарий. Приведите примеры

5.Назовите различные виды инструментария.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!