Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Ценовые показатели и источники информации о ценах



Вид цены Описание
Контрактные (фактические) цены Отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при определенных условиях поставки и платежа (коммерческая тайна).
Биржевые котировки Цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах; чутко реагируют на изменения конъюнктуры.
Справочные цены Публикуются продавцами сырьевых товаров и их ассоциациями; не отражают реальный уровень контрактных цен (отличаются на величину скидок); точность более низкая по сравнению с биржевыми котировками.
Цены прейскурантов и ценников Цены готовых изделий; отстают от реальной динамики цен (отличаются на размер скидки).
Цены предложения Содержатся в ответе на вопрос покупателя; корректируются в ходе переговоров. Для многих товаров (особенно машин и оборудования) – единственный источник информации о ценах на рынке. Точность выше по сравнению с прейскурантными и справочными ценами.
Цены статистики внешней торговли (по реальным сделкам) Публикуются органами государственной статистики по отдельным товарам и группам товаров в разрезе внутренних и внешнеторговых цен. На их базе рассчитываются индексы средних фактических или индексы удельных цен.

Механизм ценообразования заключается в определении базовой (исходной) внешнеторговой цены на основе существующих методов ценообразования и установление окончательной цены с учетом коммерческих условий поставки.

Наиболее традиционным и распространенным методом определения цены на товар является метод «издержки плюс прибыль». Основой определения цены по данному методу являются текущие издержки производства продукции, увеличенные на величину предполагаемой прибыли.

Величина нормативной прибыли может меняться в зависимости от положения той или иной компании на рынке: если она достаточно защищена, величина нормативной прибыли повышается, если же необходимо повысить конкурентоспособность, нормативная прибыль снижается.

Данный метод имеет 2 разновидности:

1. метод полных затрат, по которому суммируются все затраты, связанные с производством продукции;

2. метод прямых затрат, основанный на делении всех издержек на накладные (в основном условно-постоянные) и прямые (переменные) расходы. В этом случае цена устанавливается путем добавления к прямым затратам определенной прибыли, а постоянные расходы предприятия не распределяются по отдельным продуктам, а погашаются из разницы между ценами реализации и переменными затратами.



Следующий метод ценообразования – это метод «целевой прибыли», который учитывает рыночные факторы. Он дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах. Кроме того, этот метод позволяет компании, определившей для себя желаемую величину прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения поставленной задачи.

Величина предполагаемой прибыли определяется исходя из величины прибыли на капитал, исчисляемой путем отношения прибыли к величине инвестированного капитала (в %). Это процентное соотношение рассчитывается на перспективу и носит название «целевой» нормы прибыли.

Еще одним методом ценообразования является метод установления цены с учетом спроса, который основан на анализе кривой спроса на экспортируемый товар.

Наиболее сложные методы установления цены на товар – это методы параметрического ценообразования (рис. 4), в соответствии с которыми цена определяется на основании зависимостей между ценами и технико-экономическими параметрами изделий. Данные методы требуют сопоставления основных характеристик товара, цена которого рассчитывается, с характеристиками и ценами конкурентных товаров. Наибольшее распространение данный метод получил при определении внешнеторговых цен на готовую продукцию производственного назначения (машины и оборудование).

 

Метод удельной стоимости применяется, если изделие может быть охарактеризовано одним главным параметром. Удельная цена представляет собой цену, приходящуюся на единицу главного параметра. При изменении пара­метра в небольших пределах удельная цена принимается неизменной. При больших изменениях параметра в расчет вводится коэффициент торможения цены, то есть отношение удельных цен, характерных для разных интервалов изменения параметра.



Метод комплексного параметрического ценообразования применяется, если изделие характеризуется не одним, а несколькими главными (с точки зрения влияния на цену) параметрами. Он включает несколько модификаций:

1. последовательный учет числовых значений отобранных пара­метров: в ценовый расчет последовательно вносятся поправки в абсо­лютном выражении или в виде поправочных коэффициентов;

2. одновременный учет в цене всех параметров путем составления регрессионных уравнений, в которых показателем-функцией является цена, а показателями-аргументами – параметры.

После расчета базовой цены на основе одного из методов ценообразования, определяется контрактная (окончательная) цена, по которой будет осуществляться экспорт товара. В зависимости от содержания контрактных поправок контрактная цена будет отклоняться от базовой в большую или меньшую сторону.

Внесение в расчет коммерческих поправок означает привидение всех конкурентных аналогов, привлекаемых для определения внешнеторговых цен, к единым коммерческим условиям приобретения товара.

В мировой практике наибольшее распространение получили следующие поправки:

1. поправка на уторгование – это скидка с первоначальной цены предложения, как правило, от 2% до 10%;

2. поправка на срок поставки, т.е. учет в издержках производства за период изготовления продукции, динамики ставок заработной платы и цен на материалы. В основном применяются при продаже мелкосерийной продукции машиностроения;

3. приведение к сроку расчета цены применяется, когда для определения внешнеторговых цен привлекаются аналоги за предыдущие годы. Цены этих аналогов при помощи соответствующих индексов приводятся в сопоставимый вид с ценами года (периода) установления внешнеторговой цены;

4. поправка на условия платежа. Платеж может быть наличными или в кредит: первое выгодно продавцам, второе - покупателям;

5. поправка на условия поставки, которая учитывает транспортные расходы и стоимость страхования.

Все коммерческие поправки можно подразделить на абсолютные и относительные.

К абсолютным поправкам относятся поправки на конкретную разницу в некоторых условиях поставки (величина транспортных расходов, страхование и др.).

Относительные поправки вводятся в расчет в виде поправочных коэффициентов (поправки на уторгование, сроки поставки, условия платежа).

Как уже отмечалось выше, мировая цена зависит также и от политических условий. Поэтому необходимо рассмотреть взаимозависимость международной торговли и внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика - это государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики:

1. протекционизм – экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства;

2. свобода торговли (фритредерство) - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, и в частности внешней торговли, затрагивает многие сферы правового регулирования:

1. коммерческое или договорное право;

2. стандартные формы учета;

3. регламентацию природопользования;

4. регламентацию правового оформления предпринимательской деятельности;

5. трудовое законодательство;

6. антимонопольное законодательство;

7. регулирование ценообразования;

8. налогообложение.

Международную правовую среду дополняют двусторонние или многосторонние международные договоры, регламентирующие экономические отношения суверенных государств.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность любой компании находится под регулирующим воздействием национального и международного законодательства, причем любое государство может использовать право экстерриториальности, т.е. потребовать соблюдения собственного законодательства в зарубежной деятельности своих предприятий.

Наиболее распространенной формой контроля над международной торговлей является использование тарифов или пошлин. Если пошлина взимается вывозящей страной, она называется вывозной или экспортной. Пошлина на импортные товары называется ввозной или импортной. Если пошлина взимается с товаров, которые следуют через границу транзитом, то она называется транзитной.

Наиболее распространенными являются ввозные пошлины, хотя и экспортные пошлины применяются достаточно широко, особенно на те виды продукции, в производстве которых страна обладает естественным конкурентным преимуществом.

Ввозные пошлины применяются в качестве мер защиты внутренних производителей и улучшения платежного баланса. Следует, однако, иметь в виду, что ограничение доступа на внутренний рынок иностранных производителей ослабляет конкуренцию внутреннего рынка и в долгосрочной перспективе может замедлить развитие отечественных фирм.

Пошлины являются также средством пополнения государственного бюджета. Для развитых стран этот источник доходов не является существенным, но для стран развивающихся он гораздо более значим, поскольку контроль международных товаропотоков осуществлять гораздо легче, чем соблюдение налогового законодательства внутри страны.

Пошлина или тариф может устанавливаться на единицу физического объема товара (специфическая пошлина) или в процентах от таможенной стоимости продукции (стоимостная пошлина).

Использование тарифов оказывает косвенное влияние на цены потребления, но, наряду с этим, существуют методы прямого воздействия введением тарифных ограничений.

К числу нетарифных ограничений относится прямое или косвенное субсидированное экспортеров. В первом случае государство осуществляет прямое субсидирование убытков, полученных в результате экспортной деятельности.

Косвенное или скрытое субсидирование имеет весьма разнообразные формы. Часто такое субсидирование предоставляется в форме услуг по предоставлению информации, организации торговых выставок и т.п. Идентификация государственного субсидирования является предметом дискуссии, поскольку оно может принимать самые разнообразные формы - от льготного кредитования отечественных производителей до государственной поддержки научных исследований и налоговых льгот по переносу прибылей и убытков на несколько лет вперед или назад.

Другим методом воздействия на объемы экспорта и импорта является установление квот, то есть количественные ограничения на объемы экспортируемой и импортируемой продукции.

Введение импортных квот служит гарантией отечественным производителям в том, что они получат определенную долю рынка. Цены импорта при этом повышаются до уровня цен внутреннего рынка, причем дополнительная прибыль будет получена импортером, а не государством, доход которого формируется от поступления пошлин.

Квоты используются не только как инструмент защиты внутреннего рынка, но и служат свободным предметом торга и способом оказать давление на торговых партнеров при ведении международных переговоров.

Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения гарантированных объемов поставок на внутренний рынок по более низким ценам, ограничения объемов потребления и, следовательно, повышения цен на внешних рынках, соблюдения норм природопользования и соблюдения рационирования в потреблении природных ресурсов.

Особым видом квоты является эмбарго (запрет на торговлю), которое может вводиться в отношении экспорта или импорта определенного вида товара, группы товаров, поставляемых в определенные страны или устанавливать режим экономической изоляции определенной страны.

Помимо квотирования к мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести лицензирование, т.е. получение специальных разрешений на ведение экспортно-импортных операций.

Процесс лицензирования объективно снижает эффективность международной торговли, поскольку затягивает сроки торговых операций, одновременно увеличивая торговые издержки.

На эффективность международной торговли также влияет режим валютного контроля и регулирования. Наиболее эффективно мировая торговля обслуживается внутренними валютными рынками тех стран, денежные единицы которых имеют статус СКВ. Введение валютных ограничений в виде лицензирования, режима множественных валютных курсов, требований предварительных импортных валютных депозитов или количественного валютного контроля оказывает существенное влияние на снижение ее эффективности.

Среди прочих мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно назвать введение специальных сборов и налогов за таможенное и консульское обслуживание, законодательные ограничения на приобретение импортной продукции, систему национальных стандартов, ориентированную на национальных производителей.

Следует иметь в виду, что исполнение реальных контрактов может столкнуться с рядом неформальных ограничений в виде административных проволочек и встречных требований.

На наднациональном уровне международным регулированием внешней торговли занимается ГАТТ/ВТО.

Наибольший вклад в развитие мировой торговли после Второй мировой войны внесло Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое было заключено в 1947 г. и насчитывало первоначально 23 участника.

Наиболее важным элементом ГАТТ являлось положение о режиме наибольшего благоприятствования, который означает автоматическое снижение тарифов, изменение квот и порядка лицензирования для всех участников ГАТТ, если подобное соглашение достигается между двумя любыми его участниками.

История ГАТТ делится на три основных фазы:

1. 1947 – 1950 гг. – в это время участники ГАТТ фокусировались на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов;

2. 1959-1979 гг. - снижение тарифов;

3. 1986-1994 гг. - расширение ГАТТ до таких областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство.

1 января 1995 г. была образована Всемирная Торговая Организация (ВТО), которая стала правопреемницей ГАТТ. На март 2013 года ВТО насчитывает 159 стран-членов.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы.

Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 г. стартовал девятый в Дохе (Катар).

16 декабря 2011 г. был подписан протокол о присоединении России к ВТО. После ратификации протокола в Государственной Думе 22-го августа 2012 года Россия стала 156-м членом ВТО. Еще в 1986 г. СССР пытался получить статус наблюдателя с целью последующего присоединения к ГАТТ, но получил этот статус только в 1990 г.

Началом взаимоотношений между ВТО и Россией можно считать 1993 г., когда Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. С 1995 г. Россия вела переговоры о вступлении в ВТО.

Наиболее трудные переговоры велись с США, ЕС и Китаем. Разногласия с ЕС удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, защиты прав интеллектуальной собственности и поставок в Россию сельскохозяйственной продукции.

На сегодняшний день условия присоединения России к ВТО следующие:

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. Согласно отчету Рабочей Группы по вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10% до 7.8%. При этом, по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки – 4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%). В любом случае оно составит около 30% и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее контролем, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.

3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%.

4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления. Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам организации. Тем не менее, некоторые обязательства еще не полностью выполнены, в частности в сфере реформирования системы государственных закупок, прозрачности нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм и т. д.

5. Обязательства по сокращении допустимого объема поддержки сельского хозяйства в 2 раза – с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Следует отметить, что такое решение по субсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства – большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих разрешённый размер субсидий для России.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!