Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Ю.Корнейчук, В.Глебов, Ю.Соловов, И.Мухин, Л.Корнейчук (ВНИИ ГОЧС)



 

Предмет "Психологическая подготовка" входит в Про­грамму боевой подготовки учебных соединений и частей войск Гражданской обороны Российской Фе­дерации, а также в учебные программы боевой подготовки спасательных под­разделений, подразделений инженер­ной, радиационной и химической раз­ведки, дозиметрического контроля, ме­дицинских, связи, кинологических и др. Наименование тем и их содержание для различных программ одинаковы, время, отводимое в них на изучение предмета, колеблется незначительно. Поэтому из­лагаемые ниже материалы могут быть использованы при подготовке различ­ных категорий специалистов войск ГО.

Все темы разработаны на основе со­временных представлений об особен­ностях воздействия поражающих факто­ров чрезвычайных ситуаций на психику человека, опыта действий аварийно-спасательных формирований и войск ГО при ликвидации последствий ЧС при-

родного и техногенного характера. Как распределить темы по учебным заняти­ям, решают руководители занятий. При подготовке к ним рекомендуем исполь­зовать следующую литературу:

Социальная психология. М.: Поли­тиздат, 1975;

Андреева Г.М. Социальная психоло­гия. М.: Изд-во МГУ, 1980;

Приемы практической саморегуляции (практическое пособие). М.: ПАВС, 1992;

Волович В.Г. С природой один на один (адаптация и выживание в экстре­мальных условиях). М.: Воениздат, 1989;

Волович В.Г На грани риска (выжи­вание в экстремальных условиях). М.: "Мысль", 1986;

Бахарев В.Д. Аутотренинг. М.: "Зна­ние11, 1992;

Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. Л.: "Наука", 1988.

В ходе занятий по психологической подготовке целесообразно использо­вать также кино- и видеофильмы: "Про-

тив огненной стихии", "Землетрясение в Ташкенте", "В случае аварии на АЭС", "Действия в зоне карантина", "Пришед­шие в час беды", "Меры безопасности при проведении спасательных и других неотложных работ" (все они выпущены Штабом ГО СССР), "Поисково-спаса­тельные работы в горах" и "Поисково-спасательные работы на воде" (оба -ГосНИИГА), "Между жизнью и смертью" (НИИ общей реанимации).

Тема 1. Морально-психологичес­кие особенности профессиональ­ной деятельности спасателей

1.1. Особенности профессио­нальной деятельности спасателей

Профессиональная деятельность спа­сателей - один из наиболее важных и гу­манных видов человеческой деятельнос­ти. Главной целью выполнения спасателя­ми своих профессиональных обязаннос­тей является спасение людей и матери­альных ценностей, а также ликвидация чрезвычайных ситуаций мирного и воен­ного времени. Основной вид их профессиональной деятельности - проведение аварийно-спасательных работ (АСР). Г В процессе этих работ спасатели подвергаются воздействию поражаю­щих и психотравмирующих факторов ЧС, Их деятельность связана с угрозой для жизни и здоровья, а ее результаты име­ют высокую социальную значимость. Кроме того, содержание работ необхо­димость оперативного принятия реше­ний в ходе их, сложность используемых технических средств, другие специфи­ческие факторы, возникающие при ЧС, определяют высокие требования к уров­ню знаний, умений, навыков и психоло­гических особенностей спасателей.



Чтобы установить эти требования, рассмотрим некоторые морально-пси­хологические особенности профессио­нальной деятельности спасателей войск гражданской обороны. Распорядок дня их личного состава обычно включает в себя различные виды занятий, обслужи­вание технических средств и аварийно-спасательного инструмента, выполнение хозяйственных работ, несение карауль­ной и внутренней службы, спортивно- и культурно-массовые мероприятия. Все это время спасатели постоянно находят­ся на виду друг у друга, общаются, сов­местно решают служебные задачи, при­нимают пищу, отдыхают и т.д. Это создает особую атмосферу быта спасательного подразделения, где все достаточно хо­рошо знают интересы, привычки и привя­занности друг друга. Как положительные, так и отрицательные стороны поведения конкретного человека, проявляемые им при выполнении работ по ликвидации ЧС или в процессе учебно-боевой деятель­ности, быстро становятся известны все­му личному составу По сигналу тревоги, который является началом этапа боевой профессиональной деятельности спаса­телей, личный состав надевает боевую одеаду и снаряжение, согласно боевому расчету открывает ворота гаражей, гру­зит аварийно-спасательный инструмент, водители запускают двигатели автома­шин и все занимают места в автомоби­лях. На осуществление всех этих меро­приятий нормативами отводится пре­дельно короткое время.



Сигнал тревоги всегда внезапный. Он застает спасателей во время учебных за­нятий, отдыха, принятия пищи и т.д. Вот эта неожиданность, дефицит времени, неопределенность предстоящей ситуа­ции (из-за отсутствия достаточной ин-

формации о возникшей ЧС) вызывают у спасателей эмоциональное напряжение, которое быстро нарастает В течение ко­роткого времени может резко меняться вид их деятельности, что, безусловно, от­ражается на эмоциональном состоянии и двигательной активности спасателей. Речь становится отрывистой, движения быстрыми и зачастую несколько хаотич­ными. При этом им далеко не всегда уда­ется мгновенно переключиться с одного вида деятельности на другой: на какое-то время эти виды как бы наслаиваются друг на друга, происходит их "столкновение,",j

На пути следования к зоне ЧС спаса­тели при необходимости локализуют и тушат пожары на маршрутах выдвиже­ния, разбирают завалы на дорогах, обо­рудуют переправы.

/По прибытии в зону ЧС проводятся раз­ведка очага бедствия (аварии или катаст­рофы) и боевое развертывание. Далее личный состав выполняет свои функции согласно боевому расчету и приказам не­посредственных начальников. На этом этапе спасатели подвергаются воздейст­вию большого количества стрессовых воз­действий. Основными из них являются:

угроза для жизни и здоровья, которая может быть вызвана обрушением конст­рукций зданий и сооружений, взрывами, выбросами пламени, радиационным и хи­мическим воздействием, возможностью поражения электрическим током и др.;

необходимость быстрого принятия решений в постоянно меняющейся опасной обстановке и высокая ответст­венность за их правильность. Это обус­ловлено задачей в кратчайшие сроки спасти людей и материальные ценнос­ти, а также осознанием спасателями це­ны ошибки, которая может привести к неоправданным людским потерям;

экстремальные физические нагрузки, вызванные длительным выполнением тру­доемких работ без полноценного отдыха, работой в средствах индивидуальной за­щиты, задымлением, высокими или низки­ми температурами воздуха, неблагопри­ятным шумовым и световым фоном и тд.;

эмоциональные стрессы, обуслов­ленные видом погибших и пострадав­ших людей и животных, разрушением зданий и сооружений, пожарами и др. Перечисленные стрессовые воздейст­вия могут по-разному восприниматься каждым спасателем, однако в своей сово­купности они, как правило, вызывают у них временные стрессовые состояния! Будучи по своей сущности коллективной, про­фессиональная деятельность спасателей предполагает оказание взаимной помо­щи, взаимозаменяемость, умение вовре­мя прийти на помощь. В зависимости от особенностей ЧС практически каждому спасателю приходится выполнять всевоз­можные виды работ по ее ликвидации. Следовательно, любая попытка спрятать­ся за спинами товарищей здесь не прохо­дит незамеченной. Это значительно по­вышает ответственность человека перед коллективом за результаты своей работы.

После ликвидации ЧС наступает этап, охватывающий период от оконча­ния ликвидации до готовности спаса­тельного подразделения к преодолению новой ЧС. Он включает в себя приведе­ние в порядок техники, аварийно-спаса­тельного инструмента, снаряжения и средств индивидуальной защиты, а так­же разбор действий спасателей на про­шедшей ЧС. Затем вновь наступает этап учебно-боевой деятельности.

Для профессиональной деятельности спасателей характерны также аритмич­ность процесса их службы и неравно­мерность интенсивности труда. Это объ­ясняется случайностью возникновения ЧС, разнообразием их видов, масштаба­ми последствий. Названные особеннос­ти тоже увеличивают эмоциональную на­пряженность, способствуют ее накопле­нию. Спасатель должен находиться в по­стоянной боевой готовности, у него нет возможности планировать свою деятель­ность. Ведь он не может знать, случится ли в определенный период времени ЧС, каковы ее характер и масштабы. Существенным неблагоприятным фак­тором является и периодическое наруше­ние нормального режима сна-бодрство­вания, возникающего в связи с дежурства­ми и в ходе ликвидации ЧС. Разные люди по-разному способны "переносить дли­тельное бодрствование, а лишение ночно­го сна может привести некоторых из них к длительным расстройствам всего цикла "сон-бодрствование", что негативно ска­жется на психоэмоциональном состоянии.

1.2. Основные требования к лич­ностным свойствам спасателей

Особенности профессиональной де­ятельности спасателей предъявляют оп­ределенные требования к их индивиду­альным личностным свойствам. Пере­числим основные требования:

быстрая адаптация спасателей к ус­ловиям ЧС; устойчивость к влиянию психотрав-мирующих факторов ЧС;

способность принимать решения в условиях дефицита информации или времени на ее осмысление;

надежная работа при выполнении АСР в течение длительного времени и в средствах индивидуальной защиты;

устойчивость к экстремальным физи­ческим и психологическим нагрузкам;

эффективная и безаварийная экс­плуатация технических средств и ава­рийно-спасательного инструмента;

эффективное взаимодействие и вза­имозаменяемость при проведении АСР.

Опыт ликвидации крупных ЧС послед­него времени (аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясений в Армении, Нефте-горске и др.) показал, что было много слу­чаев, когда отдельные личностные каче­ства спасателей не соответствовали ука­занным требованиям. Это проявлялось в

виде растерянности, а подчас и полном непонимании сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили к неоправ­данным потерям. Спасатели оказывались неспособными выполнять АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение зависело от воз­действия психотравмирующих факторов. В результате резко снижалась работо­способность. Среди этой части спасате­лей, росло число физических и психичес­ких травм, что не только делало бессмыс­ленным дальнейшее участие людей в проведении ACR но и требовало привле­чения дополнительных сил и средств,

Индивидуальные личностные качест­ва спасателей, позволяющие им эффек­тивно осуществлять профессиональные обязанности на этапах учебно-боевой и боевой деятельности, называются про-

фессионально важными. Они будут рас­смотрены в рамках следующей темы.

 

Контрольные вопросы по теме 1:

1. В чем заключается гуманность профессиональной деятельности спа­сателей?

2. Перечислите основные морально-психологические особенности их про­фессиональной деятельности.

3. Вследствие каких факторов у спа­сателей возникает и нарастает эмоцио­нальное напряжение?


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!